Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память13/26 февраля

Родился будущий святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

26 января 1908 года на последнем курсе духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим в честь Серафима Саровского.

3/16 февраля 1908 года был рукоположен епископом Сергием (Тихомировым) в иеродиакона, а 18/31 марта — в сан иеромонаха.

16 сентября 1908 года Учёный совет академии по итогом защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний. В 1908 году иеромонах Серафим начал преподавательскую деятельность в Пастырском богословском училище в Житомире, открытом архиепископом Антонием (Храповицким), затем был переведен смотрителем Калужского духовного училища.

В 1911 году определён на должность инспектора Костромской семинарии

22 декабря 1912 года определением назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Параллельно с преподавательской деятельностью отец Серафим (Соболев) исполняет обязанности редактора местной газеты «Епархиальные ведомости». До его назначения на эту должность учебное заведение «прославилось» на всю Россию тем, что его студенты совершили попытку покушения на предыдущего ректора и инспектора. Сохранилось письмо отцу Серафиму от одного из его коллег, в котором тот, сочувствуя вновь назначенному ректору, называет эту семинарию «наибезнадёжнейшей» и «бунтарской». Должность ректора он занимает вплоть до 1918 года.

image002После октябрьского переворота и с началом Гражданской войны, архимандрит Серафим, сложив с себя ректорские обязанности и прервав сотрудничество с редакцией «Епархиальных ведомостей», отправляется на юг России. Там он поступает в распоряжение структуры церковной власти, сформированной состоявшимся в 1919 году в Ставрополе церковным собором. Её создание было вызвано тем, что значительные территории юга страны оказались отрезанными от высшего церковного руководства фронтами Гражданской войны. В октябре 1920 года в Симферополе, под грохот орудий наступающей Красной армии архимандрит святитель Серафим (Соболев) был возведён в епископский сан.

Его хиротонию в Симферополе 1 октября (ст. ст.) 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии Председатель Архиерейского Синода. 14 сентября он отплыл в Константинополь. Позади остались сорок лет жизни, проведённой в России, впереди ждали годы эмиграции

image00314 ноября того же года на комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым, эмигрировал в Константинополь. Весной 1921 года переехал в Болгарию.

Прибыв весной 1921 года в Софию, он получает вначале назначение епископа Богучарского, а вскоре становится настоятелем бывшего посольского храма и благочинным русских православных приходов. Здесь, в болгарской столице, продолжает он свой подвиг служения Богу, столь же ревностно исполняя возложенные на него послушания, как делал когда-то в России. В 1935 году будущий святитель Серафим возводится в сан архиепископа. Именно в тридцатые годы начинается его широкая деятельность богослова и публициста. В 1935 году из печати выходят его труды, в которых святитель вступает в богословский диспут с такими признанными авторитетами религиозной философии, как В. Соловьёв, П. Флоренский и С. Булгаков.

В августе 1937 на Всезарубежном Церковном Соборе архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) выступил с непримиримой критикой входившего экуменизма – идеологии всехристианского единства. Ссылаясь на труды отцов Церкви, он неоспоримо доказал неприемлемость этого учения для русского православия. Через два года из печати появилась книга, над которой все последние годы трудился владыка Серафим (Соболев). «Русская идеология» - так он обозначил своё сочинение, поставившее его в первые ряды идеологов православного монархизма. В книге он рассматривал самодержавие, как единственно возможную форму правления в России, осуждал западническую политику Петра I и его дальнейших последователей, а также призвал к возрождению российской монархии. - Читайте подробнее на FB.ru

Важным событием в жизни владыки Серафима стало его письменное обращение, направленное в апреле 1945 года в СССР, Патриарху Алексию I. В нём он излагал просьбу о принятии его в Московский Патриархат. В конце октября 1945 года в юрисдикцию Московского Патриархата были приняты семь болгарских приходов, и тогда же в лоно родной Церкви вернулся архиепископ Серафим (Соболев). В 1946 году особым правительственным указом ему было предоставлено советское гражданство.

image004Летом 1948 года, после двадцативосьмилетнего перерыва владыка Серафим вновь вступил на Российскую землю. Он был приглашён в Москву для участия в работе конференции, на которой главы автокефальных православных Церквей должны были выработать общую позицию в отношении экуменических настроений, появившихся тогда у некоторых архипастырей.

Архиепископ Серафим отошёл ко Господу 26 февраля 1950 года в Софии, где до самой кончины продолжал пастырское служение. Погребён в крипте под алтарём Никольского храма. Ещё при жизни о нём шла молва как о старце, наделённом даром прозорливости, а после упокоения по молитвам к нему стали совершаться чудеса. Прославление Серафима (Соболева) Болгарской церковью произошло в 2002 году. Этот акт был признан всеми субъектами Русской православной церкви за рубежом. Однако на родине архиепископ Серафим (Соболев) канонизирован был лишь спустя четырнадцать лет.

image005Сбором свидетельств о чудесной помощи по молитвам владыки Серафима занялся архимандрит Филипп (Богучаров). Он поместил в интернете соответствующее объявление, и к нему стали поступать сведения о благодатной помощи, которую даровал людям владыка Серафим (Соболев). Чудеса, совершённые им, были детально описаны, задокументированы, а вся информация отправлена в Москву. Это были рассказы людей, которые по молитвам к святителю Серафиму обрели здоровье, нашли своих спутников в жизни и познали счастье материнства. Свидетельств его чудотворений было так много, что пред ними смолкли даже самые ярые скептики.

В подтверждение благодатной помощи архиепископа Серафим а приводим рассказ болгарской крестьянки. image006Эта женщина долгое время считала себя атеисткой и, несмотря на врождённую болезнь сердца, никогда не прибегала к помощи молитвы. Однако со временем состояние её настолько ухудшилось, что по совету своей матери она отправилась на могилу, где покоится святой Серафим (Соболев), и просила его о помощи. Через некоторое время она почувствовала улучшение самочувствия, а вскоре смогла вернуться к обычным домашним делам. В 2015 году Болгарская православная церковь отмечала шестьдесят пять лет со дня преставления святителя Серафима, в декабре этого же года было принято решение о передаче вопроса о канонизации архиепископа Серафима на рассмотрение Архиерейского Собора Русской православной церкви, созыв которого намечался через два месяца. 3 февраля 2016 года Члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Икона, написанная к этому торжественному дню, являет нам лик святого, много повидавшего и прочувствовавшего в своей земной жизни, и сумевшего до самой кончины оставаться истинным сыном православной церкви.

image007Память святителя Серафима праздновать 13/26 февраля, в день его преставления ко Господу."

Тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4

Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 5

Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.

Кондак святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4

Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.

 

image008Молитва

О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.

 

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

21 октября. Память священномученика Димитрий (Добросердова),

21 октября совершается память священномученика Димитрий (Добросердова), архиепископа Можайского, который 6 месяцев был Управляющим Костромской епархией (31 декабря 1929 по 25 июня 1930).

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...