Светлая седмица

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sedmicaХристос Воскресе! 20 апреля мы с вами поздравляли друг друга с праздником Воскресения Христова. Он называется еще Пасхой (евр. - исход), в честь того, что Сын Божий, своей смертью и воскресением, разрушил ад, освободил род человеческий от греха, проклятия и вечной смерти, и дал нам, верующим «во имя Его… быть чадами Божьими» (Ин. 1,12). Пасха – это исход из страны греха в землю святости.

Кто в храмах, кто дома, мы молились в часы пасхальной службы о том, чтобы с ликованием воскресения Христова вошли в наши дома, и в окружающий нас мир - свет и любовь, милосердие и правда. Всю пасхальную неделю Церковь призывает нас посетить и принести эту пасхальную и радостную весть нашим близким и знакомым, поделиться пасхальной трапезой с неимущими, страждущими, больными, заключенными. Недаром эта неделя называется светлой – святой. Эта неделя, когда свет Христовой любви должен коснуться души каждого. Всю неделю, после божественной Литургии, с перезвоном колоколов, при пении пасхальных песнопений совершаются крестные ходы вокруг храма. Но, вместе с этим ликованием победы жизни над смертью, мы слышим о том, что умирают наши близкие и родные, умирают молодые и талантливые. Люди и в эти святые дни полны злобы и ненависти, жестокости и лжи. Как же объяснить это несоответствие? К сожалению, и после воскресения Христова, мало что изменилось в нас, людях. Недаром тех, кто искренне поверил в Его воскресение, эта пасхальная весть заставила внутренне преобразиться. Мы называем их святыми. Внутреннее духовное преображение - это есть исход от греховной смерти к воскресению жизни. Вечная смерть, разлука с Источником Жизни – Богом, была опытом всего человечества до прихода Христа. Потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало умирать не только телом, но стало уходить окончательно от общения с Ним. Понадобилось вочеловечение Сына Божьего, чтобы эту живую нить любви Творца и творения не разорвать навсегда. После воскресения Христа мы называем смерть успением, временным сном, до всеобщего воскресения. Когда же умираем для этого мира, то уходим не в место отчаяния и отсутствия Бога, но рождаемся в вечную жизнь. Жизнь с Богом возлюбившем нас так, что Сына Своего Возлюбленного, Он возвел на Голгофу для того, чтобы мы поверили в Его любовь к нам! И когда мы, открывшись Богу и человеку, сбросим с себя гордость и суету, зависть и осуждение – тогда и весь мир наполнится радостью победы Христа. В следующее воскресенье после Пасхи, 27 апреля, Церковь напоминает нам о явлении воскресшего Господа апостолам и о неверии в это апостола Фомы. Апостол не верит рассказам других учеников Христовых о воскресении Божественного Учителя не потому, что не хочет верить. Он не верит потому, что не видел перемены ни в последователях Христа, ни в окружающем мире. Ему нужны были более убедительные доказательства, чем ликующие слова апостолов. И явился ему Господь с ранами от гвоздей и прободенным копьем воина ребром. «Господь и Бог мой», - только и смог вымолвить Фома. После сошествия Святого Духа в Пятидесятницу (праздник Троицы), он проповедовал Благую весть о воскресении Христа в Малой Азии и Индии. Вот и мы с вами должны не только говорить о Христе, но должны являть словам своей христианской жизнью.

Время с 20 апреля по 26 апреля в церковном календаре называется Светлой седмицей (седмица, слав. –семь дней). Это время- воистину время величайшей духовной радости. На протяжении всей Светлой седмицы в храмах совершаются богослужения по пасхальному чину. Царские врата в иконостасе остаются открытыми. Посреди царских врат, на столике ставится артос (особый хлеб), освященный в день Пасхи за Божественной Литургией. По завершении Литургии каждого дня (недели), вокруг храма совершается крестный ход с преднесением хоругвей, артоса, иконы Воскресения Христова. По древнему обычаю, в Светлую седмицу не только богослужения сопровождаются колокольным звоном, но праздничный пасхальный звон продолжается в течение всего дня. Ради радости Воскресения Христова пост отменен во время всей недели. Все разговляются от Великого поста, начиная трапезу вкушением пасхальных яиц, пасох и кулича, и по традиции, приветствуют друг друга словами апостольского приветствия: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» Так приветствуют люди друг друга до дня Отдания праздника Пасхи, совершаемого на сороковой день после нее (накануне праздника Вознесения Христова-5 июня). Доброй традицией нашего народа в дни светлой седмицы являются дела милосердия, которые особенно необходимо творить в эти пасхальные дни, разделяя великую радость Светлой и Святой Пасхи: посещение больных и страждущих, помощь обездоленным и нуждающимся в нашем участии.

Во вторник Светлой седмицы (22 апреля) совершается празднование Иверской иконы Божьей Матери, в пятницу (25 апреля) – в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». После Литургии в этот день совершается освящение воды (молебен), и, если есть такая возможность, то освящается вода в находящихся поблизости источниках и водоемах.

Воскресенье 27 апреля называется Фоминым. Так оно названо в честь апостола Фомы, не поверившего вести о Воскресении Христа. С этого воскресенья разрешается совершать Таинство венчания.

Вторник следующей недели – 28 мая именуется Радоницей. Этот день – особый день поминовения усопших, с которыми мы разделяем радость Светлого Воскресения Спасителя. В Радоницу, по завершении Божественной Литургии, следует заупокойное богослужение – панихида. Затем, по сложившейся веками традиции, все направляются на кладбище к могилкам своих усопших родственников, чтобы совершить молитву над их прахом и сотворить милость молитвы - поделиться пасхальной трапезой: принято оставлять на могилке освященные пасхальные яйца, кусочек пасхи и кулича.

 

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Член II Государственной думы от Костромской губернии Юницкий Павел Евлампиевич потомственный почётный гражданин (1872-1937).

Родился Павел Евлампиевич в 1872 году в семье священнослужителя села Парское Евлампия Аркадьевича Юницкого.

Фамилия могла быть образована от слова «Юня» — производной формы мужского имени Юний (или Иоанн). Или от названия местности Юнец в Болгарии. Подобные фамилии присваивались учащимся духовных семинарий при поступлении, ведь граждан недворянского происхождения звали лишь по имени, прозвищу. Юницкий — значит «юный», какими и были семинаристы. «Через духовные семинарии прошли десятки тысяч людей. Среди выпускников Костромской духовной семинарии с 1822 по 1911 год 12  человек с  фамилией Юницкий.

Подробнее...

Статьи

Императорское Православное Палестинское Общество в Костроме. Прошлое и будущее.

Старейшей в России международной общественной, гуманитарной, научной, благотворительной организацией является Императорское Православное Палестинское Общество, уставными задачами которого обозначены как содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Несмотря на то, что основано оно было 21 мая 1882 года, ее предшественниками были Палестинский комитет, основанный в 1859 году и преобразованный затем в 1864 году в Палестинскую комиссию.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: