19 декабря Церковь чтит память святителя и чудотворца Николая (+345г.), архиепископа г. Миры Ликийские

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001При жизни, и по смерти, святитель своим молитвенным заступничеством за людей перед Богом покровительствовал нуждающимся, заступался за обиженных, помогал находящимся в беде, терпящим кораблекрушение, «питал вдов и сирот».

Вся его жизнь была свидетельством веры, любви и упования на Бога. Во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане, он был заключен в темницу, где терпел  голод, жажду и лишения. Заключение не сломило его дух – и там он продолжал проповедовать о Христе,  утешал и поддерживал товарищей по несчастью в перенесении невзгод. Для всех он был образцом веры и добрых дел.

image002Был кротким, помогал нуждающимся, утешал страждущих, был чужд гордости и надменности. После избрания епископом г. Миры, ему в видении явился ему Господь и вручил святое Евангелие, а Богородица возложила на святителя Николая архиерейский омофор. В своем слове при епископском рукоположении  святитель Николай сказал слова, определившие его дальнейшую жизнь: «я должен жить уже не для себя, а для других».

Вот  пример его заступничества и бесстрашия: жители Мир пришли к святителю с жалобой на то, что градоначальник невинно осудил трех граждан на смертную казнь. Немедленно поспешил Николай к месту казни, подошел к палачу, вырвал меч из его рук и снял оковы с приговоренных.

 Приведем еще случай чудесного заступничества святителя Николая: идущий из Египта корабль застала буря, и все оказавшиеся  на нем уже ожидал неминуемой гибели. В отчаянии они обратились к помощи святителя. Он явился и стал у руля корабля. Тем временем буря утихла, и корабль благополучно достиг берега. 19 декабря  342 г. святитель был погребен в г. Мире.

image003В 1087 г. его мощи были перенесены в г. Бар, в Италию.

В чудесное заступничество и молитвенную помощь святителя Николая верят представители всех религий мира. Его любовь к людям, особенно к детям, выражена в образе Санта-Клауса, папы Ноэля (святителя Николая), который раздает всем детям и взрослым на Новый год подарки. Русский народ  любит святителя Божьего. В 1885г. в России было 87 монастырей его имени и множество храмов и пределов. В каждом доме имелась икона святителя, на кораблях русской флотилии устраивались храмы во имя святителя Николая.

Святой Николайпокровитель земледелия, мореходства, торговли, рыбаков, путешественников, а также защитник бедных и детей.

image004image005Традиция праздновать день святого Николая одаривая детей подарками началась в Германии. В Х веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая – 6 декабря, ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. А позже в домах по всей стране стали вывешивать башмачки или носочки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки. Эти традиции быстро распространились по всей Европе. Правда, подарки получают в этот день только послушные дети, а непослушным достаются розги. Говорят, Николай весь день перед праздником работает – выпекает звездочки в подарок детям. Эти звездочки, попадая в мешок Николая, становятся похожими на своего мастера, поэтому печенье, которое дети находят под подушкой утром, называют николайчиками.

image006 В этот день престольный праздник в Никольской церкви пос. Реберовка в Костроме, в церкви мужской колонии, также в Костроме, в церквах с. Саметь, с. Борщино, Никольской церкви психиатрической больницы с. Никольского, в с. Николо Тростино, Костромского р-на, в с. Сунгурово, Красносельского р-на, с. Незнаново, Нерехтского р-на, п. Слобода, д. Паново, Антроповского р-на, с. Николо-Палома, Парфеньевского р-на, г. Солигалич, Верхний Березовец, Солигаличского р-на, в мужской колонии п. Островского, с. Унжа, Макарьевского р-на, с. Никола-Граф, Межевского р-на, г. Шарья, с. Никола Шанга Шарьинского р-на, п. Пыщуг, с. Сидоровское, Красносельского р-на, в Никольской надвратной церкви Авраамиево-Городецкого монастыря.

Церковь во имя св. Николая в Костроме построенная в честь Рождества Христова («Никола Мокрый») на Дебре, впервые упоминается в писцовой книге 1628 г. Храм был построен во имя святителя Николая Чудотворца на берегу реки Волги, возле пристаней. Выбор такого места объясняется почитанием этого святого как покровителя путешествующих по водам. Каменная церковь с такою же колокольней была построена в 1734 г. на средства прихожан. Она привлекала внимание прихожан своими вмурованными в стену изразцами. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговского, еще один престол находился в колокольне во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в начале 1930 гг. и вскоре разрушена. Храм решили восстанавливать.

10 декабря 2014 года состоялось освящение закладного камня.

image007 Среди навсегда утерянных святынь вспомним Никольскую «Салтыковкую» церковь (1752-1760) Богоявленско-Анастасьина женского монастыря (храм разрушен в 1936 году).

Каменная одноглавая церковь с приделом Михаила Архангела. Возведена на месте погребения генерал-майора М. П. Салтыкова. Прекрасный образец елизаветинского барокко. В 1921 была закрыта, в здании размещен губернский архив. Полностью уничтожена в 1936, полученный щебень пошел на строительство льнокомбината имени И. Д. Зворыкина. После возрождения монастыря (1990-е) на месте церкви установлен памятный крест.

image008   В галерее Богоявленско-Анастасьинского собора г. Костромы находится мироточивая икона св. Николая.     

 18 декабря 2005 чудо произошло на глазах у многочисленных верующих во время праздничного молебна в соборе Богоявленского-Анастасииного женского монастыря. Вначале на иконе появились маленькие маслянистые пятнышки, затем они начали увеличиваться. Икона Святителя и Чудотворца Николая впервые замироточила в 2000 году, и всегда ее миро благоухало. Нежный, не передаваемый обычными словами аромат исходил от иконы. Образ Святителя Николая был написан в начале ХХ-го века. В Богоявленский собор икону принесли прихожане из разрушенной некогда церкви г. Костромы.

В костромском Богоявленско-Анастасиином женском монастыре насчитывается 11 святых икон, которые источают миро. Первой замироточила икона преподобного Сергия Радонежского летом 2000 года. Вскоре после этого чуда стали мироточить иконы Николая Чудотворца и святого князя Владимира, Казанский образ Божьей Матери.

image009С 5 по 28 декабря 2015 г. в Костроме пребывал ковчег с мощами великого святого, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.

Вспомним в этот день Никольскую церковь (1773) в одноименной слободке (нынешняя ул. Коллективная, разрушена в 1942 году), на месте которой сейчас находится сквер. Каменная трёхпрестольная церковь в стиле барокко построена в 1773 вместо предшествующей деревянной на средства прихожан. Приделы в трапезной: Космодамианский (южн.) и Екатерининский (сев.). Представляла собой пятиглавый четверик, широкой трапезной связанный с шатровой колокольней. Закрыта и разобрана в нач. 1930-х.

 Какъ было указано, въ Костроме, на правомъ берегу великой русской реки Волги, съ XVI века находилось две слободы. Одна изъ нихъ - Спасская, именуемая по названiю церкви Спаса-Преображенiя.

image010Сiя слобода известна, какъ принадлежащая Ипатьевскому монастырю, с 1595 года по 1764, какъ и соседняя. Тогда она звалась "слобода Голяда" и числилась “за литвином за Остафем за Зарубою”. Церковь, по которой дано названiе слободе, была выстроена въ 80-е года XVII века, а первый каменный домъ былъ поставленъ Свешниковымъ въ конце XVIII века.

Вторая слобода - Никольская находилась во владенiяхъ Ипатьевскаго монастыря съ XVII века. При первомъ упоминанiи подъ 1560 годомъ Никольская слобода описывается какъ “слободка Юрия Васильевича Глинского”. Въ конце XVI века въ слободе стояли две деревянныя церкви Никольская и Козьмодамианская, а также 54 двора. Съ 1614 года некоторое время владелъ сей слободой выходецъ изъ Германiи А. Фон image011Менгден. Съ 1649 года въ слободе числилось уже 42 двора съ населенiемъ в 94 человека. Въ это же время здесь находился патриаршiй дворъ. Въ 30-е годы XVIII века населенiе слободы поменялось незначительно, оно составляло 44 двора. А въ 1771 году въ слободе была выстроена каменная Никольская церковь на месте старой деревянной.

Съ 1764 года жители Спасской и Никольской слободъ стали государственными крестьянами, во второй четверти XIX века причислены къ мещанству по ихъ же прошенiю. Съ 1841 года Никольская и Спасская церкви также стали городскими. Но размеренное теченiе жизни загородной части Костромы нарушилъ пожар 1885 года. При нёмъ сгорело 33 дома и 10 лавокъ в обеих слободахъ, кроме многочисленныхъ надворныхъ построекъ. После этого городская дума хотела принять решенiе о включении этой части населённой местности въ городскую черту, но государственныя обязанности у жителей сельской местности и горожанъ различались, поэтому жители выступили противъ этого. Решенie думы было отложено, но въ начале 1900-х годовъ правобережная часть современной Костромы всё же стала числиться городской.

image012   Вспомним мы и расстрелянных в 1937 году священника с. Солтаново Нейского р-на Федора Васильевича Никольского и священника с. Заборье Островского р-на Николаевского Н. С.

4 ноября в селе Селино Межевского района Мантуровского благочиния, у храма Покрова Пресвятой Богородицы был установлен памятник погибшим и репрессированным жителям села. Создание памятника стало возможным благодаря общим усилиям родственников погибших и жителей села Георгиевское.

Ровно 100 лет назад, 4 ноября 1918 года селинские крестьяне поднялись на защиту посевного фонда, возник стихийный бунт. Семь человек были расстреляны без суда и следствия в селе Никола на реке Межа. Смутное было время, советская власть тогда ещё не окрепла, продразверстка набирала обороты. Хлеб отнимали силой у крестьян, чтобы прокормить голодные города. Много горя принесла диктатура продразвёрстки.

image013В День народного единства потомки погибших и репрессированных участников "Селиновского бунта" молитвенно помянули своих родственников. Протоиерей Георгий Студенский отслужил панихиду по убиенным. После панихиды собравшиеся также решили приступить к восстановлению храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного в начале ХХ века на средства сельчан и закрытого в 1961 году.

Нагорский Александр Сергеевич, священник, родился 16 августа 1883 г. в семье диакона Воскресенской церкви г. Костромы. Окончив духовное училище, служил псаломщиком, имел прекрасный голос. С 1910 г. - диакон Вознесенской церкви ст. Середа (ныне г. Фурманов), с 1925 г. - иерей, благочинный. 24 марта 1932 г. был арестован, осужден тройкой ПП ОГПУ по ИПО по ст. 58/10, 58/11 УК РСФСР на 3 года концлагерей. Виновным себя не признал. В Белбалтлаге работал на стройке Беломоро-Балтийского канала. В 1934 г. освобожден. Служил псаломщиком в г. Тейково, затем священником в с. Лежнево, с. Якшино, с. Богородское Ивановской обл. В 1936 г. переведен за штат, проживал в г. Иваново. 5 января 1938 г. был арестован и осужден по ст. 58/10 к 5 годам лагерей. Кроме обычных обвинений в антисоветской агитации, о. Александр был обвинен в том, что тайно крестил взрослых детей, помогал отбывавшему ссылку епископу Борису (Воскобойникову). О. Александр Нагорский умер в Архангельской области в заключении и погребен в безвестной могиле.

Нечаев Иоанн Александрович, протодиакон, родился в 1887 г. Первое время служил в монастыре неподалеку от г. Галича Костромской губ. В 1933 г. был переведен в храм с. Углец. Его неоднократно вызывали в ГПУ и, угрожая расправой, требовали, чтобы он отрекся от веры, но о. Иоанн эти предложения отверг. В 1937 г. был арестован и приговорен по ст. 58 к 10 годам заключения. Скончался в сибирских лагерях. 

image014Никольский Михаил, священник, служил в с. Георгиевское Кинешемского района. В 1929 г., когда его пришли арестовывать, жена хотела собрать ему в дорогу хлеб и белье, но сотрудники ГПУ не позволили: «Не надо, завтра в сельсовет принесешь». Утром, когда она пришла, ей ответили, что о. Михаила увезли в Кинешемскую тюрьму. Матушка поехала в Кинешму, там ей сказали, что такого нет. Только через много лет родственники о. Михаила узнали, что он расстрелян.

 

Священник Никольский Анатолий Доримедонтович( 1880-1917)

Родился 18 (31) января 1880 г. с.Борщевка  Нерехтского (Макарьевский) уезда (Ивановская о., Вичугский р.), Костромская губернии в семье псаломщика, позже рукоположенного в сан диакона, Доримедонта Никаноровича Никольского (род. в 1850г.). В семье Никольских, кроме Анатолия, были дети: Вера, Любовь, Мария, Александр. В 1898 г. окончил Кинешемское духовное училище, в 1901 г. Костромскую духовную семинарию.

image015При окончании Семинарии Анатолий унаследовал звание потомственного почетного гражданина. Анатолий Никольский часто бывал у родственников в с.Новинском, где познакомился со своей будущей супругой Анной (01.08.1883–28.09.1936), происходившей из древнего священнического рода, дочерью священника местной Казанской церкви Николая Иосифовича Одолевского (1850 — 30 июня/2 июля 1901гг.).

После рукоположения в священный сан 19 сентября/2 октября 1901г. Анатолий Никольский получил назначение на служение священником в Казанскую церковь с.Новинское. О.Анатолий продолжил служение представителей древнего рода священников Одолевских, которые длительное время окормляли приход в селе Новинском. С 17 декабря 1901г. до 1907г. о.Анатолий занимал должность законоучителя и заведующего в Новинской церковно-приходской школе. С 16 февраля 1906г. он состоял законоучителем в Новинской земской школе. 13 октября 1905г. стал законоучителем в двухклассном Министерства Народного Просвещения училища Товарищества М-р Анны Красильщиковой с Сыновьями в селе Родники.

image016В 1912г. был избран и утвержден членом благочиннического совета, в каковой должности оставался по 1914г. 30 марта 1906г. за усердную и полезную службу и доброе поведение награжден набедренником. В 1912г. ко дню Св.Пасхи и за усердную и полезную службу награжден бархатной фиолетовой скуфьей. В семье Никольских родилось восемь человек детей (выжило семеро): Вениамин (род.06.10.1902г.), Хиония (род.16.04.1905г.), Владимир (род.03.06.1908г.), Николай (род.20.07.1909г.), Алексей (род. в 1911г., умер в двухлетнем возрасте), Галина (род.02.10.1914г.). Сыновья Иван и Дмитрий родились в 1920-е годы.

Церковь и домашнее хозяйство в дружной семье Никольских были общими заботами для взрослых и детей. Бабушка Елизавета Александровна пекла просфоры для церкви. Старшие дети пели в церковном хоре. Матушка Анна во всем помогала мужу. Кроме скота, была пасека. Отношения с односельчанами были хорошие.

image017О.Анатолия уважали в округе. Обращались за помощью к нему днем и ночью, и он никогда не отказывал. По воспоминаниям односельчан, бывало, будили его по ночам приехавшие на лошадях люди, просили вылечить беснующихся, что он и делал по благословению архиерея.

К 1917г. сыновья учились в духовной семинарии в Костроме, дочери Надежда и Лидия — в Костромской епархиальном училище.

В 1918г. в мире свирепствовала "испанка". Матушка Анна смертельно заболела. Тогда о.Анатолий поставил всех детей на колени и просил молиться. На следующий день неожиданно приехала из Казани сестра матушки Анны — Надежда — молодой врач. С Божьей помощью и семейной заботой матушка Анна вскоре пошла на поправку. В семье о.Анатолий никакого принуждения на детей не оказывал, кроме обязательного пения в церковном хоре.. По воспоминаниям, голоса в семейном хоре Бог дал замечательные, пели так хорошо, что под окнами дома собиралось все село.

В 1927г. семья пережила раскулачивание. Сельские активисты унесли одежду и вещи из дома священника.

image018 В 1927 году о. Анатолий был арестован. Приговор – принудительные работы на лесозаготовках.

Вернувшись с принудительных работ на лесозаготовках, о.Анатолий продолжил священническое служение в с.Новинском. У детей возникали сложности с учебой и работой, т.к. их отец был священником. Дочь Галина училась заочно и преподавала в школе. От перенапряжения, осознавая всю глубину семейной драмы, она попала в психиатрическую больницу, откуда она уже больше не вышла.Дети просили отца отказаться от сана, но он отказывался это даже слушать. Дети начали избегать отца и запрещать общаться с ним в своих семьях.

В 1933г. приход в с.Новинском был закрыт, и о.Анатолий ушел в другой приход. Ушел он один, оставив семью, чтобы не мешать детям устраивать свою жизнь.

image019В 1936г. о.Анатолий получил назначение в Сретенскую церковь с.Солдога. В с.Солдоге обновленцами был изгнан священник, но о.Анатолий отважился заменить его. Он понимал грозившую ему опасность, но был тверд на своем пути. Оставшись одна в с.Новинском, матушка Анна перебралась к нему в с.Солдогу. Они проживали в Солдоге в маленькой церковной сторожке. Каждый день о.Анатолий совершал в храме богослужение.

27 сентября 1936г., в день Воздвижения Креста Господня, в престольный праздник церкви соседнего села Тростниково — матушка Анна умерла. О.Анатолий похоронил ее на кладбище в с.Солдоге, около алтаря Сретенской церкви. После смерти матушки Анны о.Анатолий ушел из церковной сторожки жить на квартиру в деревню. Сын хозяйки не мог смириться с пребыванием в их доме и стал писать доносы на о.Анатолия.

26 октября 1937г. о.Анатолий был арестован вместе с группой прихожан. При обыске у него были изъяты паспорт, выданный 16 марта 1937г. в с.Наволоки и нательный крест. Арестованные были заключены в Кинешемскую тюрьму. 03 декабря 1937 г. Обвинен как "создатель и руководитель кулацко-поповской контрреволюционной церковной группы, контрреволюционная деятельность, противник Советской власти".

Приговор - высшая мера наказания — расстрел (Архив УФСБ России по Ивановской обл. Д.8192-П.).

О.Анатолия обвинили в "создании кулацко-поповской контрреволюционной церковной группы которая на протяжении длительного промежутка времени проводила активную деятельность, направленную против политики ВКП(б) и Советской власти". В следственном деле указано, что А.Д. Никольский делал такие заявления: "Подвергал критике Положение о Выборах в Верховный Совет на основе Сталинской Конституции...  Считал, что в этих краях не надо сеять лен, т.к. он здесь плохо растет... Считал, что в колхозе жить грешно, т.к., бывает, промеж колхозников много склоки и ругани, что противоречит Божьему Писанию...".

image02027 октября 1937г., при допросе, на вопрос, "признает ли он, что занимался контрреволюционной деятельностью", — о.Анатолий мужественно заявил: "Да, я признаю, что я, Никольский Анатолий Доримедонтович, проповедую религию и Евангелие Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов среди населения, являюсь контрреволюционером и противником Советской власти, которую я не признаю!". 3 декабря 1937г. был вынесен приговор. О.Анатолий был приговорен к расстрелу. Пятеро прихожан церкви, кто не отрекся от Бога, получили 10 лет ИТЛ, один человек- 8 лет ИТЛ.

image021В заключении о.Анатолий сумел сохранить душевный мир и поддерживал других заключенных. В ходе непродолжительного следствия, как рассказал впоследствии родственникам претерпевший вместе с о.Анатолием старец, "о.Анатолий в тюрьме свою еду отдавал ближним — терпел". Арестованные прихожане церкви, по примеру своего духовного наставника о.Анатолия, твердо держались в вере и не отреклись от Христа. 16 декабря 1937 г. он был расстрелян в Кинешемской тюрьме Ивановской обл.

О.Анатолий был последним настоятелем Сретенской церкви в Солдоге. Юридически она была закрыта в июне 1939г., но фактически — много раньше. Здание храма использовали как пекарню. В 1990-е годы церковь была реставрирована, и богослужения в ней возобновились.

Реабилитирован по 1937 году репрессий  23 сентября 1991г.

Использованы материалы:

  1. Личные воспоминания (записаны со слов внучки о.Анатолия — Тамары Ивановны Быстровой.
  2. Архив УФСБ России по Ивановской обл. Д.8192-П.
  3. Госархив Костромской обл. Ф.130. Оп.1. Д.4952.
  4. Госархив Костромской обл. Ф.130. Оп.9. Д.923.
  5. Госархив Костромской обл. Ф.130. Оп.9. Д.1070.
  6. Госархив Костромской обл. Ф.414. Оп.1. Д.11.

 

Солдогу в разное время называли и городищем, и селом, и слободой. Сегодня на этом  древнем месте стоит храм Сретения Господня. Нет вокруг жилых домов. Поля, лес да волга. Еще сто лет назад о Солдоге говорили: село в 11 верстах от Кинешмы к Плёсу на луговой стороне реки Волги (то есть на левом берегу). Название села историки связывали с солью, которую в 17 веке добывали в Кинешме и окрестностях. Выпаривали её из соляных растворов, добываемых в колодцах-скважинах. Но не только это стало основой богатства села. Солдога находилась у волжского переката, который назывался Солдогская мель. Владельцы застрявших на мели судов вынуждены были платить жителям села за стаскивание своих “посудин”. Кроме того, эти волжские места были богаты рыбой, много ловили стерляди. Сегодня исследователи высказывают мысль, что Солдога первоначально была крепостью на волжском берегу. Она была на границе владений Московских князей и имела в первую очередь значение как волжская твердыня. Появилось это укрепление раньше Кинешмы: Солдога намного древнее. Со временем границы Русского государства отодвигались вниз по Волге и первенство (военное и административное) перешло к Кинешме. Возможно, археологические исследования левого берега волги дадут ответы на многие вопросы. Но сегодня даже невооруженным глазом можно увидеть через поле от Сретенского храма выступающий высокий берег, который был основой для военной крепости. Часть крепостных валов этого древнего городища видна до сих пор. Тесная связь Солдоги и Кинешмы  прослеживается и в более позднее время. Так, Солдога до начала 20 века  называлась слободой, то есть частью города. Она находилась от Кинешмы ни много, ни мало- в 11 верстах. Богатство Солдоги и стратегическое положение  постоянно привлекало непрошеных гостей с низовьев Волги. Не раз Кинешма и Солдога были разграблены  и сожжены. О героическом прошлом Солдоги рассказывали находки на мелководье Волги. Летом дети часто находили здесь трофеи: то наконечник стрелы, то изъеденный ржавчиной меч, то щит, то дротик, то кусок кольчуги. В 1792 году в селе Сретенском на Солдоге была построена церковь Сретения Господня на средства Григория Ивановича Таланова и прихожан. Возможно, на этом месте ранее стоял деревянный храм либо часовни. При церкви было три престола: в честь Сретения Господня, в честь святого Григория Богослова и святой мученицы Параскевы. Было при церкви и кладбище. Притч состоял из священника и псаломщика. О Талановых известно, что они были состоятельные купцы. Иван Таланов, отец Григория, был купцом первой гильдии. В 1758 году он построил в Кинешме первое каменное здание полотняной фабрики. На его средства в 1760 году выстроена церковь Иоанна Златоуста в Кинешме. Григорий Иванович Таланов в 1799 году построил церковь Сретенья в Кинешме, а в 1792 году- Сретенский храм в Солдоге. Во второй половине 19 века  в слободе Солдога жил мещанин Пётр Михайлович Таланов. Он родился в 1856 году. В Солдоге имел постоялый двор. Трижды был женат, имел многочисленное потомство. Его потомки до революции жили в окрестных деревнях: в Борисцеве, в Быковке. В 19 веке в Солдоге постоянно жили одни церковники. Из священников храма известны Василий Чистяков, Иоанн Соколов, Геннадий Высотский, Михаил Русов, Александр Семенов. Также еженедельно устраивали базары. Как писал С. Белопухов, «вся площадь Солдоги была застроена полками, шалашами, амбарами, кузницами и харчевными избами». Земли же эти принадлежали Кинешме, куда в число городских доходов вносились и пошлины с базаров Солдоги. Сретенский храм стоял на возвышении, ниже его по берегу было село Сретенское, сегодня находящееся под водой. В советское время Сретенский храм был действующим до начала 1930-х годов. В 1930 году его закрыли. Последний священник А.Д. Никольский был репрессирован в декабре 1937 года. Место захоронения его не установлено.  Сретенская церковь слободы Солдоги начала возрождаться с 1998  года. Дай Бог, оживет храм, хранящий память о славных защитниках нашей родины. Мы должны помнить о героическом прошлом этих мест и учиться у своих предков любви к родине.

image022Епископ Филарет (Никольский Гавриил Петрович, 1858 -1922). Родился 6 марта 1858 года в семье псаломщика в Костромской губернии.

Окончил Костромское духовное училище и в 1880 году Костромскую духовную семинарию, определён надзирателем за учениками Костромского духовного училища.

11 октября 1881 года рукоположен в сан иерея, настоятель храма Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Белбажском женском монастыре Костромской епархии.

После смерти жены (1884) и дочери (1886) поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 сентября 1888 года пострижен в монашество. Окончил академию в 1891 году со степенью кандидата богословия и назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии.

image023С 1892 года ректор Казанской духовной семинарии в сане архимандрита.

В 1895 году перемещён ректором в Тульскую семинарию.

20 декабря 1898 года хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротония состоялась в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

С 30 января 1904 года епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. С 27 ноября 1904 года епископ Вятский и Слободский. С 20 марта 1914 года епископ Астраханский и Енотаевский.

Почти все служение епископа Филарета в Астрахани прошло под знамением начавшейся Первой Мировой войны. Владыка Филарет 21 июля 1914г. в кафедральном соборе отслужил молебен, закончив его словами: "Не в гордом сознании своей мощи и силы, но со смирением преклоним свои колени пред Владыкою всея твари и слезно помолимся Ему, чтобы Он, правосудный, всесильный и милостивый, ниспослал свыше свое благословение".

image024Для поддержания духа русского воинства владыкой Филаретом не раз совершались торжественные молебствия, оставившие в памяти астраханцев неизгладимое впечатления. В августе 1915г. прошли большие торжества по случаю перенесения из села Иванчуг в Астрахань чудотворной иконы Феодоровской иконы Божией Матери. 26 сентября с такою же торжественностью икону отправили в с.Иванчуг. Владыка Филарет сам на пароходе сопровождал икону по пути ее шествия из с.Иванчуг в Астрахань и обратно. Астраханское духовенство во главе с епископом Филаретом откликнулись на насущные потребности военного времени. 20 августа 1914г. Епархиальный съезд духовенства и церковных старост постановил в пользу семей лиц, призванных на войну и на другие нужды, вызываемые военным временем, отчислять ежемесячно проценты из братских доходов в распоряжение местных приходских советов и организовать на местах приготовление теплой одежды для отсылки воинам действующей армии. Экстренный Епархиальный съезд, созванный в конце июля 1915г., ассигновал в распоряжение Государя на нужды войны 10 тысяч руб., за что император Николай Александрович выразил благодарность как астраханскому епископу Филарету, так и Епархиальному съезду.

В епархии успешно организовывались попечительские советы, которые собирали пожертвования и оказывали пособия семьям призванных в войска, как деньгами, так и продуктами, теплой одеждой, личным трудом при уборке полей и т.п. Когда появились беженцы, Советы стали жертвовать беженцам. Астраханские монастыри, в том числе Чуркинская Николаевская пустынь, Покрово-Болдинский монастырь, организовали у себя лазареты для раненых воинов с полным содержанием от обители, а также разместили в своих обителях беженцев. Особой заботой владыки Филарета было духовное окормление расквартированных вблизи г.Астрахань солдат 156-го пехотного полка. По благословению Владыки в военном лагере силами самих воинов начала строиться деревянная Троицкая церковь.

1 июня/24 мая 1916г. Владыка Филарет был уволен на покой. Поводом для увольнения на покой была жалоба игумена Чуркинского монастыря на решение епископа продать судно Плавучей церкви свт.Николая Чуркинской обители одному рыбопромышленнику без ведома игумена.

2 версия: настоящей причиной была критика деятельности Г. Е. Распутина.

Поселился в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре, а с декабря 1916 года переселился в Тверской Желтиков монастырь, вверенный его управлению.

По другой версии: 17 февраля 1918 года освобождён от управления Желтиковым монастырём и переведён на жительство в Московский Донской монастырь. На память о себе Владыка оставил пожертвованные им 4-х процентные закладные листы Государственного Дворянского Земельного банка на 9000 руб. для учреждения специального капитала для выдачи из процентов пособия на лечение бедных священнослужителей и их семей.

image025Член Поместного собора Православной Российской Церкви по должности, участвовал в 3-й сессии.

С 23 августа 1918 года временно управляющий Костромской епархией.

Жил в Костромском Ипатьевском монастыре. В начале 1919 года новая власть закрыла монастырь, монахи и епископ Филарет (Никольский) были изгнаны, все имущество обители национализировано.

13 мая 1919 года назначен архиепископом Самарским и Ставропольским. Весной 1921 арестован по доносу обновленцев. Находился в Таганской тюрьме вместе с несколькими иерархами Церкви: митрополитами Серафимом (Чичаговым), Кириллом (Смирновым), епископами Феодором (Поздеевским), Петром (Зверевым), Гурием (Степановым), Анатолием (Грисюком).

По постановлению ВЧК за «антисоветскую агитацию» выслан в Архангельскую губернию.

Умер в декабре 1921 года в ссылке[1]. Протопресвитер Михаил Польский приводит в своей книге рассказ свидетелей его кончины: «Епископ Филарет долго томился и не мог умереть. Наконец он припомнил, что не роздал все деньги — где-то в ящике или в кармане подрясника у него остались две копейки. Деньги нашли и отдали нищим и после того владыка скончался».

image026Публикации:

  • Доклад архиепископу Владимиру о преподавании инородческих языков // Известия по Казанской епархии. 1895. № 12.
  • Грех и благодать. Тула, 1898.
  • Речь при наречении во епископа. Тула, 1899 (Астраханские епархиальные ведомости. 1914. № 9. С. 253–255).
  • Речи и поучения // Вятские епархиальные ведомости. 1905. № 1–3, 5–6, 9, 11, 21, 23.
  • Видение преподобного Пахомия (стихотворение) // Вятские епархиальные ведомости. № 12.
  • Поучения и речь // Вятские епархиальные ведомости. 1906. № 1/2, 34, 37.
  • Поучение в день Рождества Христова // Вятские епархиальные ведомости. 1907. № 51/52.
  • Воззвание к духовенству Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. 1912. № 18.

Публикации:

6 июня 2008 года в поселке Ребровка города Костромы состоялась закладка храма во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Новый храм построен из дерева, сруб для него был изготовлен в селе Юрове Макарьевского района. Согласно проекту, длина церкви составит 20 метров, высота колокольни – 7 метров. Работы по внутренней отделки храма будут начаты в сентябре.

В августе 2016 года на территория храма святителя Николая Чудотворца была построена воскресная школа.

16 августа 2016 года состоялось освящение закладного камня. Молебен служил управляющий Костромской епархией Преосвященный Ферапонт. В двухэтажном здании воскресной школы разместились просторные классы, спортзал, столовая и всё необходимое для занятий воспитанников.

 

 

[1] По одним данным  в 1921г. замерз по пути следования в ссылку. По  другим данным скончался в ссылке в 1921г.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Ильчевский Константин Петрович (1924-2011)

Родился 05.05.1924 г. в с. Городной Пинской (ныне Брестской) области в Западной Белоруссии, находившейся в то время в составе Польской Республики в крестьянской семье.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.

 

Православный календарь на сегодня: