19 декабря Церковь чтит память святителя и чудотворца Николая (+345г.), архиепископа г. Миры Ликийские

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001При жизни, и по смерти, святитель своим молитвенным заступничеством за людей перед Богом покровительствовал нуждающимся, заступался за обиженных, помогал находящимся в беде, терпящим кораблекрушение, «питал вдов и сирот».

Вся его жизнь была свидетельством веры, любви и упования на Бога. Во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане, он был заключен в темницу, где терпел  голод, жажду и лишения. Заключение не сломило его дух – и там он продолжал проповедовать о Христе,  утешал и поддерживал товарищей по несчастью в перенесении невзгод. Для всех он был образцом веры и добрых дел.

image002Был кротким, помогал нуждающимся, утешал страждущих, был чужд гордости и надменности. После избрания епископом г. Миры, ему в видении явился ему Господь и вручил святое Евангелие, а Богородица возложила на святителя Николая архиерейский омофор. В своем слове при епископском рукоположении  святитель Николай сказал слова, определившие его дальнейшую жизнь: «я должен жить уже не для себя, а для других».

Вот  пример его заступничества и бесстрашия: жители Мир пришли к святителю с жалобой на то, что градоначальник невинно осудил трех граждан на смертную казнь. Немедленно поспешил Николай к месту казни, подошел к палачу, вырвал меч из его рук и снял оковы с приговоренных.

 Приведем еще случай чудесного заступничества святителя Николая: идущий из Египта корабль застала буря, и все оказавшиеся  на нем уже ожидал неминуемой гибели. В отчаянии они обратились к помощи святителя. Он явился и стал у руля корабля. Тем временем буря утихла, и корабль благополучно достиг берега. 19 декабря  342 г. святитель был погребен в г. Мире.

image003В 1087 г. его мощи были перенесены в г. Бар, в Италию.

В чудесное заступничество и молитвенную помощь святителя Николая верят представители всех религий мира. Его любовь к людям, особенно к детям, выражена в образе Санта-Клауса, папы Ноэля (святителя Николая), который раздает всем детям и взрослым на Новый год подарки. Русский народ  любит святителя Божьего. В 1885г. в России было 87 монастырей его имени и множество храмов и пределов. В каждом доме имелась икона святителя, на кораблях русской флотилии устраивались храмы во имя святителя Николая.

Святой Николайпокровитель земледелия, мореходства, торговли, рыбаков, путешественников, а также защитник бедных и детей.

image004image005Традиция праздновать день святого Николая одаривая детей подарками началась в Германии. В Х веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая – 6 декабря, ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. А позже в домах по всей стране стали вывешивать башмачки или носочки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки. Эти традиции быстро распространились по всей Европе. Правда, подарки получают в этот день только послушные дети, а непослушным достаются розги. Говорят, Николай весь день перед праздником работает – выпекает звездочки в подарок детям. Эти звездочки, попадая в мешок Николая, становятся похожими на своего мастера, поэтому печенье, которое дети находят под подушкой утром, называют николайчиками.

image006 В этот день престольный праздник в Никольской церкви пос. Реберовка в Костроме, в церкви мужской колонии, также в Костроме, в церквах с. Саметь, с. Борщино, Никольской церкви психиатрической больницы с. Никольского, в с. Николо Тростино, Костромского р-на, в с. Сунгурово, Красносельского р-на, с. Незнаново, Нерехтского р-на, п. Слобода, д. Паново, Антроповского р-на, с. Николо-Палома, Парфеньевского р-на, г. Солигалич, Верхний Березовец, Солигаличского р-на, в мужской колонии п. Островского, с. Унжа, Макарьевского р-на, с. Никола-Граф, Межевского р-на, г. Шарья, с. Никола Шанга Шарьинского р-на, п. Пыщуг, с. Сидоровское, Красносельского р-на, в Никольской надвратной церкви Авраамиево-Городецкого монастыря.

Церковь во имя св. Николая в Костроме построенная в честь Рождества Христова («Никола Мокрый») на Дебре, впервые упоминается в писцовой книге 1628 г. Храм был построен во имя святителя Николая Чудотворца на берегу реки Волги, возле пристаней. Выбор такого места объясняется почитанием этого святого как покровителя путешествующих по водам. Каменная церковь с такою же колокольней была построена в 1734 г. на средства прихожан. Она привлекала внимание прихожан своими вмурованными в стену изразцами. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговского, еще один престол находился в колокольне во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в начале 1930 гг. и вскоре разрушена. Храм решили восстанавливать.

10 декабря 2014 года состоялось освящение закладного камня.

image007 Среди навсегда утерянных святынь вспомним Никольскую «Салтыковкую» церковь (1752-1760) Богоявленско-Анастасьина женского монастыря (храм разрушен в 1936 году).

Каменная одноглавая церковь с приделом Михаила Архангела. Возведена на месте погребения генерал-майора М. П. Салтыкова. Прекрасный образец елизаветинского барокко. В 1921 была закрыта, в здании размещен губернский архив. Полностью уничтожена в 1936, полученный щебень пошел на строительство льнокомбината имени И. Д. Зворыкина. После возрождения монастыря (1990-е) на месте церкви установлен памятный крест.

image008   В галерее Богоявленско-Анастасьинского собора г. Костромы находится мироточивая икона св. Николая.     

 18 декабря 2005 чудо произошло на глазах у многочисленных верующих во время праздничного молебна в соборе Богоявленского-Анастасииного женского монастыря. Вначале на иконе появились маленькие маслянистые пятнышки, затем они начали увеличиваться. Икона Святителя и Чудотворца Николая впервые замироточила в 2000 году, и всегда ее миро благоухало. Нежный, не передаваемый обычными словами аромат исходил от иконы. Образ Святителя Николая был написан в начале ХХ-го века. В Богоявленский собор икону принесли прихожане из разрушенной некогда церкви г. Костромы.

В костромском Богоявленско-Анастасиином женском монастыре насчитывается 11 святых икон, которые источают миро. Первой замироточила икона преподобного Сергия Радонежского летом 2000 года. Вскоре после этого чуда стали мироточить иконы Николая Чудотворца и святого князя Владимира, Казанский образ Божьей Матери.

image009С 5 по 28 декабря 2015 г. в Костроме пребывал ковчег с мощами великого святого, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.

Вспомним в этот день Никольскую церковь (1773) в одноименной слободке (нынешняя ул. Коллективная, разрушена в 1942 году), на месте которой сейчас находится сквер. Каменная трёхпрестольная церковь в стиле барокко построена в 1773 вместо предшествующей деревянной на средства прихожан. Приделы в трапезной: Космодамианский (южн.) и Екатерининский (сев.). Представляла собой пятиглавый четверик, широкой трапезной связанный с шатровой колокольней. Закрыта и разобрана в нач. 1930-х.

 Какъ было указано, въ Костроме, на правомъ берегу великой русской реки Волги, съ XVI века находилось две слободы. Одна изъ нихъ - Спасская, именуемая по названiю церкви Спаса-Преображенiя.

image010Сiя слобода известна, какъ принадлежащая Ипатьевскому монастырю, с 1595 года по 1764, какъ и соседняя. Тогда она звалась "слобода Голяда" и числилась “за литвином за Остафем за Зарубою”. Церковь, по которой дано названiе слободе, была выстроена въ 80-е года XVII века, а первый каменный домъ былъ поставленъ Свешниковымъ въ конце XVIII века.

Вторая слобода - Никольская находилась во владенiяхъ Ипатьевскаго монастыря съ XVII века. При первомъ упоминанiи подъ 1560 годомъ Никольская слобода описывается какъ “слободка Юрия Васильевича Глинского”. Въ конце XVI века въ слободе стояли две деревянныя церкви Никольская и Козьмодамианская, а также 54 двора. Съ 1614 года некоторое время владелъ сей слободой выходецъ изъ Германiи А. Фон image011Менгден. Съ 1649 года въ слободе числилось уже 42 двора съ населенiемъ в 94 человека. Въ это же время здесь находился патриаршiй дворъ. Въ 30-е годы XVIII века населенiе слободы поменялось незначительно, оно составляло 44 двора. А въ 1771 году въ слободе была выстроена каменная Никольская церковь на месте старой деревянной.

Съ 1764 года жители Спасской и Никольской слободъ стали государственными крестьянами, во второй четверти XIX века причислены къ мещанству по ихъ же прошенiю. Съ 1841 года Никольская и Спасская церкви также стали городскими. Но размеренное теченiе жизни загородной части Костромы нарушилъ пожар 1885 года. При нёмъ сгорело 33 дома и 10 лавокъ в обеих слободахъ, кроме многочисленныхъ надворныхъ построекъ. После этого городская дума хотела принять решенiе о включении этой части населённой местности въ городскую черту, но государственныя обязанности у жителей сельской местности и горожанъ различались, поэтому жители выступили противъ этого. Решенie думы было отложено, но въ начале 1900-х годовъ правобережная часть современной Костромы всё же стала числиться городской.

image012   Вспомним мы и расстрелянных в 1937 году священника с. Солтаново Нейского р-на Федора Васильевича Никольского и священника с. Заборье Островского р-на Николаевского Н. С.

4 ноября в селе Селино Межевского района Мантуровского благочиния, у храма Покрова Пресвятой Богородицы был установлен памятник погибшим и репрессированным жителям села. Создание памятника стало возможным благодаря общим усилиям родственников погибших и жителей села Георгиевское.

Ровно 100 лет назад, 4 ноября 1918 года селинские крестьяне поднялись на защиту посевного фонда, возник стихийный бунт. Семь человек были расстреляны без суда и следствия в селе Никола на реке Межа. Смутное было время, советская власть тогда ещё не окрепла, продразверстка набирала обороты. Хлеб отнимали силой у крестьян, чтобы прокормить голодные города. Много горя принесла диктатура продразвёрстки.

image013В День народного единства потомки погибших и репрессированных участников "Селиновского бунта" молитвенно помянули своих родственников. Протоиерей Георгий Студенский отслужил панихиду по убиенным. После панихиды собравшиеся также решили приступить к восстановлению храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного в начале ХХ века на средства сельчан и закрытого в 1961 году.

Нагорский Александр Сергеевич, священник, родился 16 августа 1883 г. в семье диакона Воскресенской церкви г. Костромы. Окончив духовное училище, служил псаломщиком, имел прекрасный голос. С 1910 г. - диакон Вознесенской церкви ст. Середа (ныне г. Фурманов), с 1925 г. - иерей, благочинный. 24 марта 1932 г. был арестован, осужден тройкой ПП ОГПУ по ИПО по ст. 58/10, 58/11 УК РСФСР на 3 года концлагерей. Виновным себя не признал. В Белбалтлаге работал на стройке Беломоро-Балтийского канала. В 1934 г. освобожден. Служил псаломщиком в г. Тейково, затем священником в с. Лежнево, с. Якшино, с. Богородское Ивановской обл. В 1936 г. переведен за штат, проживал в г. Иваново. 5 января 1938 г. был арестован и осужден по ст. 58/10 к 5 годам лагерей. Кроме обычных обвинений в антисоветской агитации, о. Александр был обвинен в том, что тайно крестил взрослых детей, помогал отбывавшему ссылку епископу Борису (Воскобойникову). О. Александр Нагорский умер в Архангельской области в заключении и погребен в безвестной могиле.

Нечаев Иоанн Александрович, протодиакон, родился в 1887 г. Первое время служил в монастыре неподалеку от г. Галича Костромской губ. В 1933 г. был переведен в храм с. Углец. Его неоднократно вызывали в ГПУ и, угрожая расправой, требовали, чтобы он отрекся от веры, но о. Иоанн эти предложения отверг. В 1937 г. был арестован и приговорен по ст. 58 к 10 годам заключения. Скончался в сибирских лагерях. 

image014Никольский Михаил, священник, служил в с. Георгиевское Кинешемского района. В 1929 г., когда его пришли арестовывать, жена хотела собрать ему в дорогу хлеб и белье, но сотрудники ГПУ не позволили: «Не надо, завтра в сельсовет принесешь». Утром, когда она пришла, ей ответили, что о. Михаила увезли в Кинешемскую тюрьму. Матушка поехала в Кинешму, там ей сказали, что такого нет. Только через много лет родственники о. Михаила узнали, что он расстрелян.

 

Священник Никольский Анатолий Доримедонтович( 1880-1917)

Родился 18 (31) января 1880 г. с.Борщевка  Нерехтского (Макарьевский) уезда (Ивановская о., Вичугский р.), Костромская губернии в семье псаломщика, позже рукоположенного в сан диакона, Доримедонта Никаноровича Никольского (род. в 1850г.). В семье Никольских, кроме Анатолия, были дети: Вера, Любовь, Мария, Александр. В 1898 г. окончил Кинешемское духовное училище, в 1901 г. Костромскую духовную семинарию.

image015При окончании Семинарии Анатолий унаследовал звание потомственного почетного гражданина. Анатолий Никольский часто бывал у родственников в с.Новинском, где познакомился со своей будущей супругой Анной (01.08.1883–28.09.1936), происходившей из древнего священнического рода, дочерью священника местной Казанской церкви Николая Иосифовича Одолевского (1850 — 30 июня/2 июля 1901гг.).

После рукоположения в священный сан 19 сентября/2 октября 1901г. Анатолий Никольский получил назначение на служение священником в Казанскую церковь с.Новинское. О.Анатолий продолжил служение представителей древнего рода священников Одолевских, которые длительное время окормляли приход в селе Новинском. С 17 декабря 1901г. до 1907г. о.Анатолий занимал должность законоучителя и заведующего в Новинской церковно-приходской школе. С 16 февраля 1906г. он состоял законоучителем в Новинской земской школе. 13 октября 1905г. стал законоучителем в двухклассном Министерства Народного Просвещения училища Товарищества М-р Анны Красильщиковой с Сыновьями в селе Родники.

image016В 1912г. был избран и утвержден членом благочиннического совета, в каковой должности оставался по 1914г. 30 марта 1906г. за усердную и полезную службу и доброе поведение награжден набедренником. В 1912г. ко дню Св.Пасхи и за усердную и полезную службу награжден бархатной фиолетовой скуфьей. В семье Никольских родилось восемь человек детей (выжило семеро): Вениамин (род.06.10.1902г.), Хиония (род.16.04.1905г.), Владимир (род.03.06.1908г.), Николай (род.20.07.1909г.), Алексей (род. в 1911г., умер в двухлетнем возрасте), Галина (род.02.10.1914г.). Сыновья Иван и Дмитрий родились в 1920-е годы.

Церковь и домашнее хозяйство в дружной семье Никольских были общими заботами для взрослых и детей. Бабушка Елизавета Александровна пекла просфоры для церкви. Старшие дети пели в церковном хоре. Матушка Анна во всем помогала мужу. Кроме скота, была пасека. Отношения с односельчанами были хорошие.

image017О.Анатолия уважали в округе. Обращались за помощью к нему днем и ночью, и он никогда не отказывал. По воспоминаниям односельчан, бывало, будили его по ночам приехавшие на лошадях люди, просили вылечить беснующихся, что он и делал по благословению архиерея.

К 1917г. сыновья учились в духовной семинарии в Костроме, дочери Надежда и Лидия — в Костромской епархиальном училище.

В 1918г. в мире свирепствовала "испанка". Матушка Анна смертельно заболела. Тогда о.Анатолий поставил всех детей на колени и просил молиться. На следующий день неожиданно приехала из Казани сестра матушки Анны — Надежда — молодой врач. С Божьей помощью и семейной заботой матушка Анна вскоре пошла на поправку. В семье о.Анатолий никакого принуждения на детей не оказывал, кроме обязательного пения в церковном хоре.. По воспоминаниям, голоса в семейном хоре Бог дал замечательные, пели так хорошо, что под окнами дома собиралось все село.

В 1927г. семья пережила раскулачивание. Сельские активисты унесли одежду и вещи из дома священника.

image018 В 1927 году о. Анатолий был арестован. Приговор – принудительные работы на лесозаготовках.

Вернувшись с принудительных работ на лесозаготовках, о.Анатолий продолжил священническое служение в с.Новинском. У детей возникали сложности с учебой и работой, т.к. их отец был священником. Дочь Галина училась заочно и преподавала в школе. От перенапряжения, осознавая всю глубину семейной драмы, она попала в психиатрическую больницу, откуда она уже больше не вышла.Дети просили отца отказаться от сана, но он отказывался это даже слушать. Дети начали избегать отца и запрещать общаться с ним в своих семьях.

В 1933г. приход в с.Новинском был закрыт, и о.Анатолий ушел в другой приход. Ушел он один, оставив семью, чтобы не мешать детям устраивать свою жизнь.

image019В 1936г. о.Анатолий получил назначение в Сретенскую церковь с.Солдога. В с.Солдоге обновленцами был изгнан священник, но о.Анатолий отважился заменить его. Он понимал грозившую ему опасность, но был тверд на своем пути. Оставшись одна в с.Новинском, матушка Анна перебралась к нему в с.Солдогу. Они проживали в Солдоге в маленькой церковной сторожке. Каждый день о.Анатолий совершал в храме богослужение.

27 сентября 1936г., в день Воздвижения Креста Господня, в престольный праздник церкви соседнего села Тростниково — матушка Анна умерла. О.Анатолий похоронил ее на кладбище в с.Солдоге, около алтаря Сретенской церкви. После смерти матушки Анны о.Анатолий ушел из церковной сторожки жить на квартиру в деревню. Сын хозяйки не мог смириться с пребыванием в их доме и стал писать доносы на о.Анатолия.

26 октября 1937г. о.Анатолий был арестован вместе с группой прихожан. При обыске у него были изъяты паспорт, выданный 16 марта 1937г. в с.Наволоки и нательный крест. Арестованные были заключены в Кинешемскую тюрьму. 03 декабря 1937 г. Обвинен как "создатель и руководитель кулацко-поповской контрреволюционной церковной группы, контрреволюционная деятельность, противник Советской власти".

Приговор - высшая мера наказания — расстрел (Архив УФСБ России по Ивановской обл. Д.8192-П.).

О.Анатолия обвинили в "создании кулацко-поповской контрреволюционной церковной группы которая на протяжении длительного промежутка времени проводила активную деятельность, направленную против политики ВКП(б) и Советской власти". В следственном деле указано, что А.Д. Никольский делал такие заявления: "Подвергал критике Положение о Выборах в Верховный Совет на основе Сталинской Конституции...  Считал, что в этих краях не надо сеять лен, т.к. он здесь плохо растет... Считал, что в колхозе жить грешно, т.к., бывает, промеж колхозников много склоки и ругани, что противоречит Божьему Писанию...".

image02027 октября 1937г., при допросе, на вопрос, "признает ли он, что занимался контрреволюционной деятельностью", — о.Анатолий мужественно заявил: "Да, я признаю, что я, Никольский Анатолий Доримедонтович, проповедую религию и Евангелие Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов среди населения, являюсь контрреволюционером и противником Советской власти, которую я не признаю!". 3 декабря 1937г. был вынесен приговор. О.Анатолий был приговорен к расстрелу. Пятеро прихожан церкви, кто не отрекся от Бога, получили 10 лет ИТЛ, один человек- 8 лет ИТЛ.

image021В заключении о.Анатолий сумел сохранить душевный мир и поддерживал других заключенных. В ходе непродолжительного следствия, как рассказал впоследствии родственникам претерпевший вместе с о.Анатолием старец, "о.Анатолий в тюрьме свою еду отдавал ближним — терпел". Арестованные прихожане церкви, по примеру своего духовного наставника о.Анатолия, твердо держались в вере и не отреклись от Христа. 16 декабря 1937 г. он был расстрелян в Кинешемской тюрьме Ивановской обл.

О.Анатолий был последним настоятелем Сретенской церкви в Солдоге. Юридически она была закрыта в июне 1939г., но фактически — много раньше. Здание храма использовали как пекарню. В 1990-е годы церковь была реставрирована, и богослужения в ней возобновились.

Реабилитирован по 1937 году репрессий  23 сентября 1991г.

Использованы материалы:

  1. Личные воспоминания (записаны со слов внучки о.Анатолия — Тамары Ивановны Быстровой.
  2. Архив УФСБ России по Ивановской обл. Д.8192-П.
  3. Госархив Костромской обл. Ф.130. Оп.1. Д.4952.
  4. Госархив Костромской обл. Ф.130. Оп.9. Д.923.
  5. Госархив Костромской обл. Ф.130. Оп.9. Д.1070.
  6. Госархив Костромской обл. Ф.414. Оп.1. Д.11.

 

Солдогу в разное время называли и городищем, и селом, и слободой. Сегодня на этом  древнем месте стоит храм Сретения Господня. Нет вокруг жилых домов. Поля, лес да волга. Еще сто лет назад о Солдоге говорили: село в 11 верстах от Кинешмы к Плёсу на луговой стороне реки Волги (то есть на левом берегу). Название села историки связывали с солью, которую в 17 веке добывали в Кинешме и окрестностях. Выпаривали её из соляных растворов, добываемых в колодцах-скважинах. Но не только это стало основой богатства села. Солдога находилась у волжского переката, который назывался Солдогская мель. Владельцы застрявших на мели судов вынуждены были платить жителям села за стаскивание своих “посудин”. Кроме того, эти волжские места были богаты рыбой, много ловили стерляди. Сегодня исследователи высказывают мысль, что Солдога первоначально была крепостью на волжском берегу. Она была на границе владений Московских князей и имела в первую очередь значение как волжская твердыня. Появилось это укрепление раньше Кинешмы: Солдога намного древнее. Со временем границы Русского государства отодвигались вниз по Волге и первенство (военное и административное) перешло к Кинешме. Возможно, археологические исследования левого берега волги дадут ответы на многие вопросы. Но сегодня даже невооруженным глазом можно увидеть через поле от Сретенского храма выступающий высокий берег, который был основой для военной крепости. Часть крепостных валов этого древнего городища видна до сих пор. Тесная связь Солдоги и Кинешмы  прослеживается и в более позднее время. Так, Солдога до начала 20 века  называлась слободой, то есть частью города. Она находилась от Кинешмы ни много, ни мало- в 11 верстах. Богатство Солдоги и стратегическое положение  постоянно привлекало непрошеных гостей с низовьев Волги. Не раз Кинешма и Солдога были разграблены  и сожжены. О героическом прошлом Солдоги рассказывали находки на мелководье Волги. Летом дети часто находили здесь трофеи: то наконечник стрелы, то изъеденный ржавчиной меч, то щит, то дротик, то кусок кольчуги. В 1792 году в селе Сретенском на Солдоге была построена церковь Сретения Господня на средства Григория Ивановича Таланова и прихожан. Возможно, на этом месте ранее стоял деревянный храм либо часовни. При церкви было три престола: в честь Сретения Господня, в честь святого Григория Богослова и святой мученицы Параскевы. Было при церкви и кладбище. Притч состоял из священника и псаломщика. О Талановых известно, что они были состоятельные купцы. Иван Таланов, отец Григория, был купцом первой гильдии. В 1758 году он построил в Кинешме первое каменное здание полотняной фабрики. На его средства в 1760 году выстроена церковь Иоанна Златоуста в Кинешме. Григорий Иванович Таланов в 1799 году построил церковь Сретенья в Кинешме, а в 1792 году- Сретенский храм в Солдоге. Во второй половине 19 века  в слободе Солдога жил мещанин Пётр Михайлович Таланов. Он родился в 1856 году. В Солдоге имел постоялый двор. Трижды был женат, имел многочисленное потомство. Его потомки до революции жили в окрестных деревнях: в Борисцеве, в Быковке. В 19 веке в Солдоге постоянно жили одни церковники. Из священников храма известны Василий Чистяков, Иоанн Соколов, Геннадий Высотский, Михаил Русов, Александр Семенов. Также еженедельно устраивали базары. Как писал С. Белопухов, «вся площадь Солдоги была застроена полками, шалашами, амбарами, кузницами и харчевными избами». Земли же эти принадлежали Кинешме, куда в число городских доходов вносились и пошлины с базаров Солдоги. Сретенский храм стоял на возвышении, ниже его по берегу было село Сретенское, сегодня находящееся под водой. В советское время Сретенский храм был действующим до начала 1930-х годов. В 1930 году его закрыли. Последний священник А.Д. Никольский был репрессирован в декабре 1937 года. Место захоронения его не установлено.  Сретенская церковь слободы Солдоги начала возрождаться с 1998  года. Дай Бог, оживет храм, хранящий память о славных защитниках нашей родины. Мы должны помнить о героическом прошлом этих мест и учиться у своих предков любви к родине.

image022Епископ Филарет (Никольский Гавриил Петрович, 1858 -1922). Родился 6 марта 1858 года в семье псаломщика в Костромской губернии.

Окончил Костромское духовное училище и в 1880 году Костромскую духовную семинарию, определён надзирателем за учениками Костромского духовного училища.

11 октября 1881 года рукоположен в сан иерея, настоятель храма Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Белбажском женском монастыре Костромской епархии.

После смерти жены (1884) и дочери (1886) поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 сентября 1888 года пострижен в монашество. Окончил академию в 1891 году со степенью кандидата богословия и назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии.

image023С 1892 года ректор Казанской духовной семинарии в сане архимандрита.

В 1895 году перемещён ректором в Тульскую семинарию.

20 декабря 1898 года хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротония состоялась в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

С 30 января 1904 года епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. С 27 ноября 1904 года епископ Вятский и Слободский. С 20 марта 1914 года епископ Астраханский и Енотаевский.

Почти все служение епископа Филарета в Астрахани прошло под знамением начавшейся Первой Мировой войны. Владыка Филарет 21 июля 1914г. в кафедральном соборе отслужил молебен, закончив его словами: "Не в гордом сознании своей мощи и силы, но со смирением преклоним свои колени пред Владыкою всея твари и слезно помолимся Ему, чтобы Он, правосудный, всесильный и милостивый, ниспослал свыше свое благословение".

image024Для поддержания духа русского воинства владыкой Филаретом не раз совершались торжественные молебствия, оставившие в памяти астраханцев неизгладимое впечатления. В августе 1915г. прошли большие торжества по случаю перенесения из села Иванчуг в Астрахань чудотворной иконы Феодоровской иконы Божией Матери. 26 сентября с такою же торжественностью икону отправили в с.Иванчуг. Владыка Филарет сам на пароходе сопровождал икону по пути ее шествия из с.Иванчуг в Астрахань и обратно. Астраханское духовенство во главе с епископом Филаретом откликнулись на насущные потребности военного времени. 20 августа 1914г. Епархиальный съезд духовенства и церковных старост постановил в пользу семей лиц, призванных на войну и на другие нужды, вызываемые военным временем, отчислять ежемесячно проценты из братских доходов в распоряжение местных приходских советов и организовать на местах приготовление теплой одежды для отсылки воинам действующей армии. Экстренный Епархиальный съезд, созванный в конце июля 1915г., ассигновал в распоряжение Государя на нужды войны 10 тысяч руб., за что император Николай Александрович выразил благодарность как астраханскому епископу Филарету, так и Епархиальному съезду.

В епархии успешно организовывались попечительские советы, которые собирали пожертвования и оказывали пособия семьям призванных в войска, как деньгами, так и продуктами, теплой одеждой, личным трудом при уборке полей и т.п. Когда появились беженцы, Советы стали жертвовать беженцам. Астраханские монастыри, в том числе Чуркинская Николаевская пустынь, Покрово-Болдинский монастырь, организовали у себя лазареты для раненых воинов с полным содержанием от обители, а также разместили в своих обителях беженцев. Особой заботой владыки Филарета было духовное окормление расквартированных вблизи г.Астрахань солдат 156-го пехотного полка. По благословению Владыки в военном лагере силами самих воинов начала строиться деревянная Троицкая церковь.

1 июня/24 мая 1916г. Владыка Филарет был уволен на покой. Поводом для увольнения на покой была жалоба игумена Чуркинского монастыря на решение епископа продать судно Плавучей церкви свт.Николая Чуркинской обители одному рыбопромышленнику без ведома игумена.

2 версия: настоящей причиной была критика деятельности Г. Е. Распутина.

Поселился в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре, а с декабря 1916 года переселился в Тверской Желтиков монастырь, вверенный его управлению.

По другой версии: 17 февраля 1918 года освобождён от управления Желтиковым монастырём и переведён на жительство в Московский Донской монастырь. На память о себе Владыка оставил пожертвованные им 4-х процентные закладные листы Государственного Дворянского Земельного банка на 9000 руб. для учреждения специального капитала для выдачи из процентов пособия на лечение бедных священнослужителей и их семей.

image025Член Поместного собора Православной Российской Церкви по должности, участвовал в 3-й сессии.

С 23 августа 1918 года временно управляющий Костромской епархией.

Жил в Костромском Ипатьевском монастыре. В начале 1919 года новая власть закрыла монастырь, монахи и епископ Филарет (Никольский) были изгнаны, все имущество обители национализировано.

13 мая 1919 года назначен архиепископом Самарским и Ставропольским. Весной 1921 арестован по доносу обновленцев. Находился в Таганской тюрьме вместе с несколькими иерархами Церкви: митрополитами Серафимом (Чичаговым), Кириллом (Смирновым), епископами Феодором (Поздеевским), Петром (Зверевым), Гурием (Степановым), Анатолием (Грисюком).

По постановлению ВЧК за «антисоветскую агитацию» выслан в Архангельскую губернию.

Умер в декабре 1921 года в ссылке[1]. Протопресвитер Михаил Польский приводит в своей книге рассказ свидетелей его кончины: «Епископ Филарет долго томился и не мог умереть. Наконец он припомнил, что не роздал все деньги — где-то в ящике или в кармане подрясника у него остались две копейки. Деньги нашли и отдали нищим и после того владыка скончался».

image026Публикации:

  • Доклад архиепископу Владимиру о преподавании инородческих языков // Известия по Казанской епархии. 1895. № 12.
  • Грех и благодать. Тула, 1898.
  • Речь при наречении во епископа. Тула, 1899 (Астраханские епархиальные ведомости. 1914. № 9. С. 253–255).
  • Речи и поучения // Вятские епархиальные ведомости. 1905. № 1–3, 5–6, 9, 11, 21, 23.
  • Видение преподобного Пахомия (стихотворение) // Вятские епархиальные ведомости. № 12.
  • Поучения и речь // Вятские епархиальные ведомости. 1906. № 1/2, 34, 37.
  • Поучение в день Рождества Христова // Вятские епархиальные ведомости. 1907. № 51/52.
  • Воззвание к духовенству Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. 1912. № 18.

Публикации:

6 июня 2008 года в поселке Ребровка города Костромы состоялась закладка храма во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Новый храм построен из дерева, сруб для него был изготовлен в селе Юрове Макарьевского района. Согласно проекту, длина церкви составит 20 метров, высота колокольни – 7 метров. Работы по внутренней отделки храма будут начаты в сентябре.

В августе 2016 года на территория храма святителя Николая Чудотворца была построена воскресная школа.

16 августа 2016 года состоялось освящение закладного камня. Молебен служил управляющий Костромской епархией Преосвященный Ферапонт. В двухэтажном здании воскресной школы разместились просторные классы, спортзал, столовая и всё необходимое для занятий воспитанников.

 

 

[1] По одним данным  в 1921г. замерз по пути следования в ссылку. По  другим данным скончался в ссылке в 1921г.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Макарий (Воскресенский Михаил Федорович, 1866- 19)

Родился 29 июля 1866г. в семье священника Федора Степановича Воскресенского в с.Введенское на Виге, Костромская губ., Чухломской уезда, Введенская волости. Брат матушки Юлии, дядя будущего архимандрита Макария о.Иоанн Антонович Соболев (1829–1909), настоятель одной из церквей г.Петербурга, помогал многодетной семье сестры материально и духовно. Во время учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии о.Иоанн Соболев подружился с будущим святым Иоанном Кронштадтским и, по преданию, св.Иоанн Кронштадтский вместе с ним не раз посещал Введенскую церковь. В семье о.Феодора и матушки Юлии Воскресенских было восемь детей.

Подробнее...

Статьи

К КОНЦЕПТУАЛЬНЫМ ОШИБКАМ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАКРЫТИЯ ХРАМОВ В СССР В 1950-1980-Е ГОДЫ.

Аннотация. В статье на основании архивных документов и законодательной базы опровергается устоявшийся в современной историографии тезис о причастности управляющих епархиями РПЦ епископов к закрытию храмов. Дается анализ поводам, служившим со стороны государства основанием для расторжения договора об аренде церковного помещения с приходской общиной. Делается вывод, что закрытие церквей было продиктовано общим курсом государственной политики на ликвидацию Церкви в СССР.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: