28 октября. Дмитриевская суббота
28 октября, в субботу, Церковь установила совершать память всех усопших православных христиан в вере и надежде воскресения скончавшихся. Суббота названа Димитриевской, родительской, в честь вспоминаемой затем, 8 ноября, памяти святого великомученика Димитрия Солунского, пострадавшего за веру во Христа около 306 г. и воинов павших на поле брани.
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).
Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана — гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.
Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.
Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.
Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!» Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.
Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.
Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Мощи его, найденные через сто лет после мученической кончины нетленными, источали благовонное маслянистое вещество - миро.
По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.
При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.
Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. Неслучайно первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО НА РУСИ
Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.
На Руси святой великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.
В XI веке был основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.
Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия. Всю жизнь князь стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, очень почитаемого на Руси. И это ему вполне удалось. Неслучайно и тропарь Донскому был составлен по подобию тропаря тезоименитого ему святого.
Чудеса
Смоченные кровью великомученика предметы помогали людям исцеляться. Такие же чудеса являло место захоронения святого. Эпарх Леонтий получил исцеление, полежав на могиле Димитрия. Он приказал построить над местом погребения храм.
Чудеса, явленные на могиле, а также от вещей Димитрия, впервые описаны еще в 7 веке архиепископом Иоанном. Многие из них связаны с исцелениями, другие – с помощью в ратном деле:
- Известно, что одного эпарха не могли вылечить знахари, от использования амулетов он отказался. Явившийся во сне Димитрий приказал ему идти в храм, после чего страдалец выздоровел.
- В храме над могилой святого от демонов освободился воин, которого иначе привести в чувство не могли.
- По приказу пожелавшего получить часть мощей императора гробницу святого пытались вскрыть. Но голос Димитрия запретил это делать, рабочих откинуло от могилы.
- Во время осады Фессалоник городу угрожал болгарский царь Калоян. Считается, что ночью ему явился Димитрий и заколол копьем. Войско без предводителя ушло.
- При осаде аварами святой в сияющих доспехах появился на стенах родного города и сам отбил атаку. Отправившийся в храм воин стал свидетелем такого чуда – в ярком свечении стоял Димитрий в церкви, ангелы уговаривали его оставить осажденный город. Но святой отказался. Он помог землякам разбить грозное войско, направлял в гавань корабли, чтобы избавить горожан от голода. С тех пор он считается небесным покровителем города Салоники.
- К июлю 586 года относят избавление города Фессалоники от чумы по молитвам святому Димитрию.
Немало чудес связано с именем святого и в нашей стране. Летописец Нестор писал, что поход князя Олега на Константинополь оказался успешным из-за покровительства святого Димитрия, помогавшего русским воинам.
Тропарь, кондак и канон святому великомученику Димитрию Солунскому
Тропарь, глас 3
Велика обрете в бедах тебе помощника вселенная страстотерпче, поганыя побеждающа, яко же убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг укрепи Нестора, тако святе Димитрие, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.
Кондак, глас 2
Кровей твоих струями Димитрие, Церковь Бог обагрил есть, давыи ти державу непобедиму, и соблюдая град твой невредим. Тому бо еси утверждение.
Величание
Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.
В чем помогает святой
Почитание святого на Руси традиционно связано с воинскими подвигами, защитой отечества. Многие князья, известные воинскими подвигами, Димитриями называли первых сыновей. Глубоко чтил святого его тезка, Дмитрий Донской.
Кроме помощи в ратных делах, святой помогает:
- сохранить жизнь в бою, в опасных конфликтах;
- облегчает служение Родине, помогает в армейских буднях военнослужащим;
- защищает мир и спокойствие, не дает разгореться войне;
- обрести твердость в вере;
- наделяет отвагой и стойкостью;
- сохранить здоровье, исцелиться.
Можно просить Димитрия о даровании покоя в душе, отведении отчаяния и горьких дум.
Молитвы Святому великомученику Дмитрию Солунскому, мироточивому
Молитва
Святый и славный великомучениче Христов, Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, храм сей и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати царствие небесное, для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь
Родительской эта суббота называется в потому, что поминаются в ее богослужении наши усопшие родители. Это поминовение ведет свое начало к временам благоверного великого князя Дмитрия Донского (святой Дмитрий Солунский – небесный покровитель князя), прославленного Церковью в 1988г. в лике святых за свой молитвенный и ратный подвиг. Только надежда на помощь Божью, благословение преподобного Сергия Радонежского, и высокий молитвенный дух князя, подняли русских людей в 1380 г. на кровопролитную Куликовскую битву с татарскими полчищами. Победоносное окончание неравного боя было явным свидетельством помощи свыше, и наполнило сердца наших предков горячим чувством благодарности Богу. Мамай, признавая свое поражение, воскликнул: «Велик Бог христианский!». Бегство татарских войск на Куликовом поле подняло упавший дух русского народа, окрылило его надеждой на близость окончательного освобождения от тяжелого татарского владычества, пробудило сознание своего национального единства и показало силу благодатной помощи Православия. Многие ратники были похоронены на поле Куликовом, а силами живых была построена кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных.
«Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».
Молитвы об усопших в Дмитриевскую родительскую субботу
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и последнее воздаяние каждому по делам его жизни, Церковь не оставляет усопших без молитвы, потому что человек, в загробной жизни, не может ничем оправдаться. Только молитвы близких и родных могут повлиять на решение его участи. Поэтому Церковь призывает родных и близких усопшего, совершать в его память дела благотворения и милосердия, творить молитву за него дома, в особенности же в храме, где собираются люди в дни особого поминовения усопших – родительские субботы. Придя в храм до начала богослужения, нужно подать записочку с именами своих усопших. Писать в записках следует имена только крещеных людей, и ни в коем случае – не людей, сознательно покончивших жизнь самоубийством.
В дни поминовения усопших принято не только посетить храм для молитвы о упокоении усопших, но и принести для поминовения особый вид милостыни – продукты и положить их на скамейки, или столы, расположенные возле панихидного столика для свечей. В эти дни, кроме посещения храма и молитв в нем, желательно, по возможности, посетить могилы своих родных на кладбище.
В этот день обычно приносят в храм угощение для неимущих, которые освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.
После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.
8 ноября, в честь великомученика Димитрия Солунского престольный праздник в с. Фоминское, Костромского р-на. В первой половине XVII века взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же «об шти стенах» колокольней, освященный во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 году и восстановлен при помощи возглавляемого Героем социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.
Впервые деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого в Фоминском упоминается в 1551 г., когда село по залогу перешло от наследников Г.Н. Лихарева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оно оставалось до 1764 г.
В первой половине XVII в. взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же “об шти стенах” колокольней, освященный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. В 1712 г. рядом с ней построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. В начале 40-х гг. XIX в. взамен деревянного шатрового был возведен каменный одноглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1842 г. В нем имелось два престола: 1) в холодном четверике – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, 2) в теплой трапезной – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. После строительства Димитриевского храма в Преображенской церкви перестали совершаться богослужения, но она сохранялась причтом и общиной еще свыше ста лет, вплоть до 60-х гг. XX в. являя собой редкий в Костромском уезде-районе пример состоящего из каменного и деревянного храмов ансамбля.
Богослужения в Димитровском храме прервались в 1941 г., когда его настоятель, священник Геннадий Закедский, был мобилизован на трудовой фронт. Настоятель вернулся в Фоминское в конце 1944 г., но только в марте 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения. Храм действовал недолго: в феврале 1949 г. под нажимом властей о. Геннадия перевели в другой приход и 20 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о его закрытии, как бездействующего.
ЗАКЕДСКИЙ Геннадий Александрович (с. Николо-Болото, ныне Любимского района Ярославской обл. - Кострома, 24 ноября 1971, на 75-м г. (Костромская епархия): Некролог // ЖМП. 1973. № 4. С. 33-34, фото. Родился 10 аперля 1897 г. в с. с. Николо-Болото, Любимского уезда Костромской губернии в семье священника. В 1968 году был назначен настоятелем Воскресенского собора г. Костромы. В свое время обучался в Угличском духовном училище с будущим архиепископом Костромским Кассианом (Ярославским).
В 50-е гг. церковная община неоднократно, но тщетно, принимала все меры для возвращения своего храма, в защиту которого выступали даже правления местных колхозов “Большевик” и им. Сталина. В 1968 г. из Фоминского в Кострому, в Музей деревянного зодчества, был перевезен деревянный Преображенский храм. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 г. и восстановлен при большой помощи возглавляемого Героем Социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.
В настоящее время действующим является храм в честь Дмитрия Солунского. Настоятелем храма является иерей Виктор Столповский. Престольный праздник и в с. Высоково, Кологривского р-на.
Поговорки и приметы:
На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу (о молитве в родительскую субботу).
Мы с сожалением вспоминаем о разрушенных Дмитриевской церкви с. Воскресенского Кинешемского уезда, с. Исаева, Буйского уезда, Дмитриевской церкви на Гривне, Солигаличского уезда, с. Иды, Чухломского уезда,, с. Паломы, Кологривского уезда, с. Дмитриевского, Варнавинского уезда.