21 сентября. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы
21 сентября Церковь празднует один из двенадцати т. н. «двунадесятых» великих праздников - праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В годовом круге двунадесятых праздников он является первым по времени и празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Старого (Ветхого) и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Которая предназначена была Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира.
Она родилась в небольшом галилейском городке Назарете. Родителями ее были праведные Иоаким и Анна, люди, ведущие безукоризненную, добродетельную жизнь веры, надежды и любви. Иоаким происходил из рода царя Давида, именно в его роде, по обетованию Бога, должен родиться Мессия – Христос Спаситель; Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Супруги оставались бездетными и терпели несправедливые упреки со стороны людей, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства. Каждый еврей жил надеждой, что через потомство, он станет участником обещанного избранному народу царства Мессии. Поэтому, не имеющие детей, считались грешниками, наказанными за свое нечестие Богом.
За терпение, непоколебимую веру и любовь к Богу и друг к другу, Господь послал им великую радость – под конец их жизни Архангелом Гавриилом им было возвещено, что молитвы их услышаны Богом, и у них родится дочь Мария (евр.- госпожа, надежда), через Которую будет даровано спасение всему миру (Быт. 3,15). Святая Анна зачала, и по исполнению срока родила Пресвятую Деву Марию, чистотой и добродетелью превосходящую не только людей, но и ангелов, явившуюся живым храмом Божиим и, - как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, - Небесной Дверью, вводящей Христа во вселенную, «во спасение душ наших» (стихира праздника).
Мы празднуем рождение Божией Матери, Которая через века была вымолена у Бога человечеством для спасения от рабства греха и смерти как вечного ада. Этот младенец, родившийся среди добра и зла, греха и святости, избрал добро с самого начала, и продолжал жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию, преодолевая разделение, существовавшее между Богом и человеком с момента грехопадения.
Будем же радоваться рождению Той, Которая раскрыла перед нами небо и явилась тем мостом, который соединил небо и землю. Будем просить ее научить нас поклоняться Богу так, чтобы быть достойными одного с ней рода, рода человеческого, из которого родился Спаситель мира. Потому что среди этого рода были люди такие как Она, и ее родители, явившие Богу такую совершенную верность, упование и любовь.
В костромском Ипатьевском монастыре, находилась пристроенная к Троицкому собору, разрушенная в конце 20-х годов XX века, теплая (зимняя) пятиглавая каменная церковь в честь Рождества Богородицы (1760-1764 гг.) с трапезной палатой. В 20-е годы в ней был устроен антирелигиозный музей, затем, очевидно строители «новой жизни», не успокоившись, перенесли антирелигиозные экспозиции в церковь Спаса в рядах, а церковь Рождества Богородицы в марте 1930 г. взорвали. Воссоздание храма, как и планировалось, завершено в 2013 году. Храм возведен в формах второй половины XIX века на месте снесенного храма, с юго-запада от Троицкого Собора. К 2015 году храм был полностью восстановлен. 19 июля 2015 года Патриарх Кирилл освятил храм в Ипатьевском монастыре.
Восстановление церкви Рождества Богородицы(1627) в Костроме.
В 2022 году началось восстановление церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Костромской набережной.
Церковь Рождества Богородицы в Костроме впервые письменно упоминается в Писцовой книге 1627/28-1629/30 гг. "На берегу у Волги церковь Успение Пречистые Богородицы да три предела Макарья Желтовоцкого Унженского чудотворца, да Якова Боровского чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотворца древяна, верх шатровой, да церковь другая с трапезою Рождество Пречистые Богородицы, да предел преподобного Сергия чудотворца древяна клецки, а в церквах образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а церковных служебников поп Григорей Панкратьев, да поп Федосей Корнильев, да церковной дьячок Любимко Федосеев, да просвирница Ксенья, а земли церковной и с кладбищем в длину 39 сажен, поперег 26 сажен, да церковные ж земли на берегу у Волги под колоколницею и под кельями в длину 12 сажен с полусаженью, поперег 9 сажен... А на церковной земле 10 келей бобылских схожих бедных людей и нищих, кормятца Христовым имянем..."» (ПКК Л.592,592 об).
В XVII веке теплая Рождества-Богородицкая церковь находилась в одном ансамбле с Успенской церковью и составляла с ней единый комплекс, на месте которого в 1786 году был построен каменный Успенский пятиглавый храм с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Макария Унженского с колокольней. Церковь Рождества Богородицы упраздняется.
Успенская каменная церковь на месте церковного ансамбля Успенской и Рождества Богородицкой церкви была построена в 1786 г. в стиле барокко тщанием уроженца Костромы, архимандрита Соловецкого монастыря Досифея, а так же, «прихожан и жертвователей». Освящение нового храма состоялось в 1786 году.
В январе 1929 года Костромской губисполком постановил передать Успенский храм для "культурных нужд профсоюзов", после чего, здесь разместился так называемый "Клуб безбожников". Вскоре в начале 1930-х годов храм был разрушен.
В конце 2018 года ряд энтузиастов, в частности, председатель Костромского отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» проф. прот. Дмитрий Сазонов, костромской предприниматели А. Федоров и М. Смирнов с благословения митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта решили осуществить проект восстановления храма Рождества Богородицы с историческим приделом преподобного Сергия и приделом во имя святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя моряков.
В связи с расположением храма в береговой зоне акватории Волги, было принято решение ориентировать его назначение как «морской храм».
В 2019 году была создана церковная община, настоятелем которой стал клирик костромского Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы, протоиерей Дмитрий Сазонов. В церковную общину вошли наставники и курсанты костромского Детского морского центра.
7 апреля 2023 г. в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы состоялся молебен и освящение митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом первой сваи в фундамент восстанавливаемого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Регулярно, на месте строительства храма совершаются богослужения: молебны и панихиды.
19 августа 2024 г. митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт освятил купола строящегося храма.
В этот день престольный праздник в Рождества-Богородицком храме Иаково-Железноборовского мужского монастыря в с. Борок, Буйского р-на. Кирпичный зимний храм монастыря, построенный в 1753-1757 в духе архаичной архитектуры. Состоит из двусветного пятиглавого четверика с боковыми галереями. Купольная кровля четверика и ярусные барабаны глав, вероятно, появились при перестройках в XVIII-XIX вв. В галереях помещались приделы Иакова Железноборовского и Рождества Христова. Закрыт не позже 1930-х. В настоящее время ремонтируется. В храме под спудом хранятся мощи прп. Иакова Железноборовского (+1442 или 1451), основателя монастыря.
В 1919 г. Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе зав. подотделом Н. Орлеанского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайней мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим и 2 года пробыл в СЛОН. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов; 1906-1994), чтимый в Костромской епархии пастырь.
Окончательному закрытию обители предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в с. Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелигиозных лекций и т. д. В начале процесса государственный обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, которое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в ц. Рождества Богородицы мощей не обнаружилось: были найдены несколько свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизв. месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых.
В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 года лишения свободы с последующей высылкой из Костромского округи на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии монастыря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Борокской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».
Остававшаяся в Железноборовском монастыре братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 30-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в монастыре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) церковь в Брылеевой пуст. после закрытия Иаково-Железноборовского монастыря была разрушена. Постановлением Совета министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. монастырь получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 60-90-х гг. здания монастыря стояли заброшенными.
Справка о некоторых насельниках Иакова-Железноборовского монастыря нач. ХХ века:
Иеромонах Иоасаф (Григорий Меркурьевич
Сазанов, ок. 1888 — 5 декабря 1931) уроженец Ярославской губернии, был духовным отцом матушки Ангелины — подвижницы из Солигаличского уезда, о которой собираются материалы для канонизации. В 1922 году отец Иоасаф совершил постриг монахини, после ее возвращения с Кавказа в 1916 г. А в 1927 году, отец Иоасаф со своим послушником Павлом, братом монахини (впоследствии архимандрит Серафим) приезжал в село Верхний Березовец Солигаличского уезда на могилку умершей в 1924 г. матушки Ангелины, в день ее памяти. За свое христианское служение иеромонах Иоасаф подвергался преследованию советской властью и неоднократно арестовывался. Погиб отец Иоасаф 5 декабря 1931 года.Иеромонах Иоасаф не принял Декларации митрополита Сергия и входил в ИПЦ. Истинный подвижник и молитвенник, он, в страшные годы гонений не оставлял верных своих чад и всех страждущих — назидая и укрепляя их, и безбоязненно служа их спасению…
Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины. Скончался 2 сентября 1967 года в городе Любиме в своем доме. По свидетельству очевидцев во время отпевания в Спасо-Введенском храме города Любима тело игумена Сергия благоухало, что вызвало удивление у некоторых присутствующих в храме. Погребен за алтарем Спасо-Введенского храма города Любима.
Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович), родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контрреволюционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. Трагически погиб в 1994 г.
Монахиня Ангелина (Борисова Александра Владимировна) (1886–1924). В 1913 г. по благословению свт. Макария (Невского), митр. Московского, поселилась на Кавказе под духовным руководством старца Стратоника. В 1916 г. старец отправил ее на родину (дер. Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии). Она выстроила келлию в лесу, где подвизалась до конца жизни. Духовным наставником ее стал иером. Иоасаф (Сазанов). После нескольких лет полного затвора, стяжав дары прозорливости, по благословению о. Иоасафа принимала людей для духовного окормления.
РАССКАЗ СМИРНОВОЙ А.И. О СЕРЕБРЯКОВОЙ МАРИИ ИВАНОВНЕ И ЕЕ БОЛЕВШЕМ СЫНЕ.
Хочу описать один случай исцеления, какой произошел благодаря матушке Ангелине.
У нас в деревне, в одной семье, до шести лет не ходил мальчик. По совету добрых людей, его мать решила отнести мальчика к матушке Ангелине. До той местности, где матушка проживала, от нашей деревни было около 10-11 километров.
Транспорта в ту пору не было и мальчика пришлось нести на руках. Когда они пришли к избушке матушки, то сели отдохнуть. Матушка же, сказала – кто пришел с ребенком, пусть зайдут ко мне.
Какое с ними было обращение, сказать не могу. После приема, на обратном пути, мать, не выдержав своей усталости, заплакала и сказала с волнением – сынишка, долго ли ты меня будешь мучить, я вся надсадилась, неся тебя на своих руках. А он ей в ответ – ты, ссади меня и дай мне палочку. И вот, взяв палочку, он встал и потихоньку пошел. Когда они вернулись домой — мальчик взошел в дом на своих ногах, и мать была в слезах радости. Где тот мальчик сейчас, и где проживает — не могу сказать, и – жив он или нет.
Смирнова Апполинария Ивановна проживала в г.Солигалич на ул.Невельского, 10
Записано: прот. Александром (Смирновым), 3 января 2000 г.
Вера Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила) родилась 15 сент. 1874 г. в селе Новое Галичского уезда Костромской губернии. Схиигумения, подвижница благочестия, ходила круглый год босой, носила вериги, обладала даром прозорливости и исцеления. Подвизалась в Свято-Троицком монастыре села Ново-Сумарокова. С 1919 по 1935 гг. была гонима, неоднократно арестовывалась. 21 ин. 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорена к трем годам ИТЛ. По некоторым данным, ее отправили в один из лагерей Урала, где она и скончалась.
Почитание Веры в Костромском крае сохраняется до настоящего времени. На рубеже 80-90-х гг. XX века протоиерей Валентин Ратьков записал воспоминания 49 человек из Сусанинского, Галичского, Буйского, Антроповского и Костромского районов Костромской области, знавших подвижницу. В бывшем Свято-Троицком монастыре, наиболее связанном с Верой, в настоящее время размещается психоневрологический интернат.
5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход в с. Борок возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывшем мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в монастырь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К 2009 г. в Железноборовский монастырь проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа).
Из разрушенных святынь, некогда украшавших наш город вспомним, разрушенную Рождества Богородицы церковь на Лазаревском кладбище г. Костромы.
Справка:
Богородицерождественская на Лазаревском кладбище г. Костромы каменная, с такою же колокольней, построена в 1810 г. на средства костромского купца Федора Матвеевича Ознобихина; колокольня вновь устроена на средства прихожан. Церковь была закрыта в 1930 году и вскоре разрушена. Лазаревское кладбище появилось в конце 18 века и просуществовало до 30-х годов века прошлого. На нем погребены некогда известные костромские фабриканты миллионеры Чумаковы, члены их семей, которые кроме производства имели немалый доход от торговли табаком и мукой. Так же здесь нашел свой последний приют генерал-аншер Мещерский. Любопытный факт. В березовой роще, что теперь вместо кладбища, ближе к улице Советской, можно найти не только человеческие кости, но и черный камень-памятник некой актрисе Елене. К сожалению, надпись практически стерлась. Как актрисе фамилия, когда она родилась, когда умерла, могут установить только специалисты.
На бывшем Лазаревском кладбище открыт памятник детям блокадного Ленинграда. 27 января 2011 г. В 1942 г. из блокадного Ленинграда в Кострому были эвакуированы более 10 тысяч детей и подростков. Истощенные голодом и изнуренные болезнями, пережившие одни из самых страшных событий всей Великой Отечественной войны, многие из них практически не имели шансов выжить. Около 300 умерших ленинградских ребят были похоронены на Лазаревском кладбище - там, где сейчас находится березовая роща. В 67-ю годовщину снятия блокады Ленинграда в роще был установлен мемориал, посвященный всем детям, которым удалось покинуть родной город, но так и не удалось справиться с последствиями пережитого...
Вспоминают дети Ленинграда. "Открытие этого памятника - очень своевременное. Мы, иждивенцы, получали по 125 граммов хлеба в день. Чтобы получить их, в очереди на 40-градусном морозе нужно было стоять с трех часов ночи. Вся моя семья погибла. Необходимо, чтобы сегодняшние дети помнили о детях той войны", - сообщила инициатор создания в Костроме памятника детям блокады Елена Семянникова.
"Когда началась блокада, мне было пять лет. В середине марта 1942 года нас погрузили в "ПАЗ" и отправили по льду Ладожского озера. Меня на руках держала воспитательница. Прямо перед нами целый автобус ушел под лед", - вспоминает Людмила Волкова, которая сегодня живет в Костроме.
Богородицерождественскую церковь с. Апраксино, церковь с. Богородицкое, Костромского р-на, с. Поздеевское, Нерехтского р-на, одноименные церкви в г. Солигаличе, Вяткиной-Горе, Кологривского р-на, с. Ключей, Макарьевского р-на.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Поздеевском. Ярославская обл., Некрасовский р-н. (Костромская губ., Нерехтский у., с. Поздеевское).
Кирпичная церковь, выстроенная в 1801 на средства прихожан. Здание с декором в стиле классицизма состоит из двусветного четверика, завершённого пятиглавием, небольшой трапезной соединённого с трёхъярусной колокольней. Главный престол Троицкий, в трапезной тёплый Рождество-Богородицкий придел. В 1930-х закрыта, но в 1945 возвращена верующим, более не закрывалась. Главный престол Троицкий, в трапезной тёплый Рождество-Богородицкий придел. В 1930-х закрыта, но в 1945 возвращена верующим, более не закрывалась.
Александр Викторович Поздеевский (1868 - 1940), священник, священномученик. Память 12 октября, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Родился 18 августа 1868 года в с. Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской области) семье псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Обучался в церковно-приходской школе, Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи – 5 лет.
Не все основные этапы его службы известны на сегодняшний день. Клировые ведомости Костромской духовной консистории не позволили выяснить их точно:
- В 1894 году Александр Викторович находился на военной службе.[1]
Такой медалью и крестом в память 300-летия дома Романовых
был награжден А.В.Поздеевский.
- 30 января 1895 года епископом Виссарионом он был определён на место псаломщика церкви Рождества Богородицы п. Большие Соли.
- Посвящен в стихарь 20 декабря 1898 года.
- Епископом Иннокентием посвящен во дьякона 4 апреля 1910 г.[2]
- После 1918 года служил священником той же церкви до ее закрытия в 1930 г.[3]
За службу был награжден юбилейным знаком и бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых. Получал жалованья от казны 23 руб.52 коп.
В 1889 году в метрической книге церкви Рождества Богородицы есть запись о браке сына мещанина Больших Солей Дмитрия Николаева Кулькова - Николая Дмитриевича и Парасковьи Александровой Воскресенской. Поручителем со стороны невесты записан посада Большие Соли псаломщика Виктора Поздеевского сын, Личный Почетный Гражданин Александр Поздеевский.[4]
Жил отец Александр в доме рядом с церковью. Его внучка, Галина Васильевна Сурова, вспоминала, что гостила у них вместе со своими родителями и сестрой:
- Дом у него был двухэтажный – внизу большая кухня, а вверху комнаты. Дед Александр любил в свободное время ловить рыбу, а мы для этого все время ловили мух. Он был очень добрый, к нам относился хорошо, даже окрестил нас с сестрой…[5]
Поздеевская (в девичестве Кулькова) Зоя Александровна, жена сына о. Александра – Александра Александровича рассказывала позднее о своем свекре:
- Это был очень порядочный, добрый и отзывчивый человек. Внешний, строгий образ его соответствовал внутреннему миру. Темное одеяние, широкая борода, длинные с сединой волосы и очень красивый голос - как-то сразу располагали к себе.[6]
К 1918 году относится его первый конфликт с советской властью: узнав, что в село прибыли работники волостного исполкома для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, «в набат», чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.[7]
Александр Викторович вместе с женой и детьми в советское время (около 1922 года) были лишены избирательных прав. Документы ГАЯО и ГАКО за 1930, 1932, 1934 годы подтверждают, что на заседаниях комиссии по пересмотру списков лишенных избирательных прав их имена вновь и вновь оставались в протоколах среди лишенцев:
Протокол заседания комиссии по пересмотру списков лишенных избирательных прав по Заволжскому району от 23-24 мая 1930 года
Большесольский сельсовет:
- Поздеевский Александр Викторович, большие Соли, служитель культа. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.
- Поздеевская Елизавета Ивановна, Большие Соли, лишена как иждивенка священника Поздеевского А.В. Никаким общественно-полезным трудом не занимается. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.
- Поздеевская Мария Александровна, Большие Соли. Лишена как иждивенка, дочь священника Поздеевского А.В., возраст 29 лет, живет в семье отца и никаким общественно-полезным трудом не занимается. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.
- Поздеевский Александр Александрович, Большие Соли, 26 лет. Сын священника Поздеевского, живет на иждивении отца и никаким общественно-полезным трудом не занимается. Оставить в списке лишенных по п. II ст.15.[8]
После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви и запрещения преподавания Закона Божия в школах отец Александр стал учить основам православия в своем храме, снабжая школьников своими книгами, а детей было более пятидесяти.
- Поздеевский Александр Викторович – священник Рождество-Богородицкой церкви;
- Куплетский Александр Архипович, родился в селе Чернопенье Костромского уезда, 1858-1935 гг., – священник Соборно-Воскресенской церкви;[9]последние годы служил в г. Пучеж Горьковской области.
- Войкин Иван Геннадьевич, 1864 г.р., выпускник Костромской духовной семинарии 1885 года,[10]сын заштатного дьякона Макарьевского уезда села Красногорского Геннадия Ивановича Войкина, женат на Марии - дочери Ивана Андреевича Касторского, священника Соборно-Воскресенской церкви.[11]
- Баженов Николай Иванович (регент, живописец, пчеловод, рыбак).
Стоят слева направо:Кудрин(?), Трубников(?), Комаров Димитрий Иванович, псаломщик, военную службу проходил в г. Дубно Волынской губернии в 1915 г.
В 1930 году, когда постановлением областного исполкома и сельсовета церковь Рождества Богородицы была закрыта, и колокола сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и церковное облачение.
После закрытия церкви Рождества Богородицы, отца Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане.
Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 году Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей. В октябре 1934 года его местом жительства указано уже Головино[12], а в протоколах дела НКВД от 1937 года – деревня Агафоново (сейчас это территория поселка Некрасовское).
Но закрытие церкви, где служил о. Александр, не остановило церковные службы. В доме Егоровой создали молельню или тайную домовую церковь в деревне Алферово, что в двух километрах от посада. Служили два или три священника, среди них и о. Александр. По некоторым воспоминаниям жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Возможность исполнять православные обряды служила отдушиной в те тяжелые годы богоборства и лишений.
За посещение этого дома, участие в «подпольных контрреволюционных сборищах» и обвинили отца Александра во время следствия. В октябре 1937 года отряд конных сотрудников НКВД устроил облаву на священников, как на преступников[13]. После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в Ярославскую тюрьму произошла последняя встреча о. Александра со своей семьей.
Александр Викторович никого не обвинял, не ругал – он нес СВОЙ крест. Он прощался так, словно чувствовал, что это их последняя встреча. Так и случилось. Справка о смерти пришла позже из Темлага Мордовии.
Читая дело НКВД по обвинению Александра Поздеевского, с которым удалось познакомиться в Ярославском архиве, удивляешься той легкости, с которой осуждали людей в те годы. Маленький тетрадочный листок с «антисоветским послужным списком» о. Александра, видимо, стал основой обвинения.
Написана она была председателем сельсовета, возможно, под давлением НКВД. Ему вменялась антисоветская агитация, участие в антисоветских сборищах в доме Егоровой д. Алферово.
Александр Викторович был арестован 2 октября 1937 года. В обвинительном заключении было сказано:
Ордер на обыск и арест
Поздеевского Александра Викторовича,
02.10.1937 г.
Обвиняемый Поздеевский Александр Викторович, 1868 года рождения, поп Больших Солей, участник Ярославского мятежа, проводил антисоветскую деятельность, выражавшуюся в следующем:
- Являлся участником контрреволюционно-повстанческой группировки церковников.
- Делал гнусные выпады против советской власти.
- Распространял провокационные слухи о непосильных налогах.
Но отец Александр виновным себя не признал, не сообщил ничего компрометирующего на своих прихожан и других служителей церкви.
Следователи вспомнили и 1918 год, когда он сочувствовал белогвардейскому мятежу в Ярославле. Хотели привлечь к уголовной ответственности и сыновей священника за помощь в агитации против Советской власти. Но не получилось. На допросе отец Александр, ради сохранения детей сказал, что они живут отдельно, и он ничего не знает о них.
Читая сегодня страницы дела № 622 по обвинению Панова Ф.В., Назаретского М.Е., Поздеевского А.В. словно наяву попадаешь в те страшные времена преследования и уничтожения несогласных с советской властью.
Что же было найдено и изъято у священника сельской церкви, отца семерых детей, – врага народа и советской власти, члена контрреволюционной повстанческо-монархической группировки церковников?
В описи вещей, ценностей и документов наряду с паспортом и двумя фотографиями фигурируют нагрудный серебряный крест с серебряной цепочкой, и детали облачения священнослужителя: две парчовые ризы, бывшие в употреблении (!), два набедренника (старые!), да еще две старые «потрохилли» - так сотрудник НКВД записал в протоколе изъятые епитрахили – расшитые узорами передники из того же облачения священника.
Все ценности по акту были переданы в налоговую инспекцию Большесольского районного финансового отдела.
В тот же день для 69-летнего священника «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда» избрано «Содержание под стражей в Ярославской тюрьме».
Последовавшие за этим допросы и обвинительное заключение, которые подробно приведены в приложении к родословной, ярко характеризуют культурный и профессиональный уровень борцов с врагами советской республики, абсурдность и бездоказательность сфабрикованных обвинений.
25 ноября 1937 года выносится обвинительное заключение, и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу:
Теперь, когда многое опубликовано о «жизни» в сталинских лагерях, не трудно представить себе, какие тяготы и мучения пережил в заключении семидесятилетний о. Александр. Пока нет точных данных о месте заключения Александра Поздеевского после вынесения приговора.
Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь Мордовии из Котласского пересыльно-перевалочный пункт ГУЛАГА[организован 05.03.32; закрыт 31.07.32 (передан в ухтинско-печорский итл); вновь организован 09.05.38; окончательно закрыт 14.05.40. Адрес: Архангельская обл., г. Котлас, п/я 202. Производство: хранение грузов и их транспортировка в лагеря Коми АССР, а также переотправка этапов з/к. Архив - в архиве котласского сельскохозяйственного ЛО — часть л/д сотрудников.] 15 марта 1939 года[Сведения предоставлены отделом Катехизации Ярославской епархии на основании запроса от 1946 года], где через шесть месяцев, 25 октября 1940 года, Александр Викторович Поздеевский умер от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности в Центральном Лазарете Темлага.
ТЕМНИКОВСКИЙ ИТЛ (Темлаг) - организован 06.06.31 г.; закрыт 12.10.48 (реорг. в Особый лагерь № 3). Адрес: Мордовская АССР, Зубово-Полянский р-н, пос. Явас, п/я 241. Производство: лесозаготовки (до 12.10.40), производство товаров ширпотреба, в том числе: швейное (в 1942–1943 гг. также пошив обмундирования для Красной Армии), трикотажное, деревообрабатывающее, обувное, лесное, лесохимическое, пеньково-джутовое (в 1942 г. также производство спецукупорки для боеприпасов), постройка вторых путей ж.д. Рязань—Потьма (с 16.11.32), стр-во Унже-Ветлужской ж/д ветки, с.х., обслуживание Промкомб. ГУЛАГа (швейные ф-ки, деревообделочные з-ды, лесозаготовительные участки). Численность: 01.01.37 — 25 544, 01.01.38 — 17 921, 01.10.38 — 20 774, 01.01.39 — 22 821, 01.01.41 — 17 865, Начальники: кап. ГБ Каневский Е.Э., с 10.12.38 по 10.05.39 (арест); кап. ГБ Большеменников Б.П., с 25.06.39 по 14.09.39; Паперман ?.?. (упом. 04.02.40); кап. ГБ Житомирский И.С., с 01.05.40 по 04.04.42. Архив Хранился в архиве ДУБРАВНОГО ЛАГЕРЯ: л/д з/к — 59 688, материалы делопроизводства — 3376, л/д сотрудников. В 1937 г. в Темлаг вошел Ветлаг. 21.05.39 в Темлаге ликвидируются спецотделения (с особым режимом); наиболее «социально-опасные» з/к переводятся в отдаленные лагеря: Севвостлаг, Норильлаг, Воркутлаг и р-ны Ухто-Печорских лагерей (аналогичные спецотделения ликвидируются в КАРАГАНДИНСКОМ и СИБИРСКОМ ИТЛ).
В домашнем архиве правнука Александра имеется документ, подтверждающий этот трагический факт.
Для многих людей нашего времени антирелигиозная пропаганда, атеистическое воспитание, истребление тысяч и тысяч ни в чем не повинных служителей церкви стало одной из причин духовного обнищания, потери исторической памяти и культурных традиций поколений
После ликвидации церкви, а затем и молельного дома, Александра Васильевна Малютина, помогавшая при службах, вывезла и спрятала от надругательства кое-какую церковную утварь, в т.ч. и церковную библиотеку, которую она хранила до своих последних дней. Но вместе с ее смертью исчезли и все книги, старинные, в кожаных переплетах, окованные медью.
Книга из библиотеки
церкви Рождества Богородицы (предположительно).
Сочинение Преосвященного Тихона,
епископа Воронежского
«О ДОЛЖНОСТИ ХРИСТИАНИНА»
Это было в 1960-х годах. Годы были коммунистические, антирелигиозные. Прошло более 30 лет. Все, кто знал о библиотеке или ушли из жизни, или просто забыли о ней, как о безвозвратно потерянной.
Следы обнаружились через много лет в одном из домов поселка по улице Советской. Книги хранились на чердаке в ужасных условиях. Страницы духовных книг сгорали в домашней печи, продавались «любителям» старины за бесценок.
Летом 2002 года Матвеевой С.В., заведующей Некрасовским музеем, удалось найти одну из книг. По всей видимости, они принадлежали церкви Рождества Богородицы, а может и отцу Александру Поздеевскому. Остальная библиотека, вероятно, исчезла навсегда.
***
Лет 10 назад, правнук отца Александра – Александр Поздеевский взял участок под дачу в районе Некрасовского. Взял наугад в понравившейся деревне, где было свободное место. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что именно в этой деревне – Алферово - служил последние годы о. Александр. Именно здесь он нес свой земной крест, здесь и был арестован безвинно...
Историческая правда расставила все по своим местам только через полвека - Александр Викторович Поздеевский был реабилитирован 27 июля 1989 года.[ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д. С-11628. ЛЛ.133-133 об.]
В 1998 году в Ярославле вышел в свет четвертый том книги "Не предать забвению". В ней приведены списки граждан, подвергшихся политическим репрессиям в 1930 - 1940 годах. Среди них – и священники Больших Солей Поздеевский А.В. и Назаретский М.Е.
В августе 2000 года на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе русской православной церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых были рассмотрены церковные Предания и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было "дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1, 29).
Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛИЛ:
- Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
- . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили от Ярославской епархии:
СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ПОЗДЕЕВСКОГО (1868 – 1940 гг.)
Теперь в календаре новомучеников и исповедников Российских 25 октября (12 октября по старому стилю) отмечен днем памяти Поздеевского Александра, священника, священномученика, Ярославской епархии, †1940 г.
[Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников Российских, поименованных и не именуемых, предлагается совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). Память мучеников и исповедников, день смерти которых известен, совершается, согласно церковной традиции, и в день кончины. В соответствии с этим имя мученика или исповедника вносится в месяцеслов под двумя числами: и в день Соборной памяти, и в день кончины. По церковному обычаю, пострадавшие мученически (то есть умершие непосредственно от страдания) или исповеднически (то есть умершие на свободе через какое-то время после перенесенных страданий) епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников]
Александр Васильевич Поздеевский
(Архиепископ Волоколамский Феодор)
Другой представитель рода - тоже Александр, родившийся 21 марта 1876 г. в семье уроженца посада Большие Соли Василия Поздеевского, протоиерея храма во имя преподобного Макария Унженского села Макарьевского Нижегородской губернии.
Александр Васильевич в 1896 году окончил Костромскую Духовную Семинарию, а в 1900 году - Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В том же году принял постриг с именем Феодор от епископа Антония (Храповицкого). В его послужном списке значится преподаватель и инспектор Семинарии, ректор Тамбовской и Московской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии (с 1909 г.). 1 мая 1917 года назначен настоятелем Даниловского монастыря г. Москвы.
В Московской Духовной Академии Владыка Феодор пользовался большим авторитетом, как строгий монах и аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права. Он читал курс пастырского богословия.
Преосвященный Феодор занимал решительную позицию в отношении обновленчества, не допускающую никаких компромиссов, которую разделяли и многие другие иерархи Русской Православной Церкви. В годы настоятельства Владыки Феодора в Даниловском монастыре нашли прибежище многие, лишенные кафедр архиереи, твердо державшиеся устоев Православия во время вспыхнувших церковных смут.
С 1920 года началась череда его бесконечных арестов, обвинений, допросов и заключений: концлагерь, Бутырская, Таганская тюрьмы:
- 1923 г. арестован в Костромской губернии;
- 1924 г. - арест в Свято-Даниловом монастыре по обвинению в антисоветской агитации;
- вновь арестован в декабре 1924 г. и приговорен к высылке в Киргизский край. Ссылку отбывал в городе Тургае и Орске.
- В 1929 году - арест во Владимире, приговорен к 3 годам ИТЛ. Срок отбывал в Свирьлаге.
- В январе 1933 году - арест по делу "Партии Возрождения России", приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, но в 1934 году выслан в Северный край. Проживал в с. Тентюково близ г. Усть-Сысольска Коми АССР.
- В 1935 году - арест, срок ссылки продлен еще на 3 года.
- В июле 1937 года арест в Усть-Сысольске, отправлен в тюрьму г. Иваново для следствия по делу "даниловского братства".
В архиве УФСБ РФ по Ивановской области хранится уголовное дело № 7014-П в отношении Поздеевского Александра Васильевича в котором ему было предъявлено обвинение в том, что он: …"являлся руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников, т.н. "Всероссийское иноческое братство Князя Даниила", которое в целях борьбы с советской властью ставило задачу: организовывать, поддерживать и сохранять старые церковные кадры. Систематически их пополнять путем тайных постригов в монашество из мирян, создать свою подпольную церковь, т.н. "Истинно православной веры", в которую собирать церковников и духовенство, враждебно относящихся к советской власти, вовлечь наибольшее количество верующих в антисоветскую деятельность…".
Постановлением тройки УНКВД Ивановской области от 22.10.1937 года Александр Васильевич Поздеевский (Архиепископ Феодор) подвергнут высшей мере наказания с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.
Более чем через 50 лет по заключению прокурора Ивановской области в 1989 г. Поздеевский А.В. был также реабилитирован.
В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви За рубежом включил в Список Новомучеников и Исповедников Российских имя Архиепископа Волоколамского Феодора (Александра Васильевича Поздеевского).
Расстрелян Александр Васильевич 23 октября 1937 года и похоронен предположительно в местечке Балино? под Ивановым.
А в эти же дни, недалеко в Ярославле, в тюрьме ожидал решения своей судьбы его родной дядя Александр Поздеевский из посада Большие Соли.
И уж совсем не мог он знать, что в его последний день, в той же Ивановской тюрьме был расстрелян еще один священник - Виктор Иванович Поздеевский - его двоюродный брат и тоже уроженец Больших Солей.
Виктор Иванович Поздеевский
Виктор Иванович родился 21 января 1883 года в семье пономаря Соборной Воскресенской церкви Ивана Викторова Поздеевского и его жены Ольги Андреевны (в девичестве Касторской) в посаде Большие Соли Костромского уезда и губернии.
В 1896 году Виктор был определен в Костромское духовное училище, а затем в Костромскую духовную семинарию.
Дальнейший путь его служения был связан с Костромской, Ярославской и Ивановской областями. Последними были - село Борщино и Левашово Большесольского района и село Ново-Писцово Вичугского района Ивановской области.
В 1930 году Виктор Иванович впервые попадает в поле зрения органов НКВД. За "контрреволюционную агитацию" он был арестован и провел пять месяцев в Кинешемской колонии.
Во второй половине тридцатых годов борьба с врагами социализма, к которым относили и служителей духовенства, достигла своей наивысшей точки. Любые критические мысли о коллективизации, налогах, арестах, а тем более упоминание об этом на службах, приводили к печальным последствиям. Нашлись люди, давшие "нужные" показания и против Виктора Ивановича.
12 октября 1937 года у него был произведен обыск, а затем арест Вичугским РО НКВД с последующим направлением в Кинешемскую тюрьму. Было проведено три допроса.
И уже через неделю 18 октября 1937 года тем же отделом НКВД Ивановской области предъявлено обвинительное заключение:
…Поздеевский Виктор Иванович, будучи враждебно настроенным к Советской власти, вел систематическую антисоветскую агитацию среди населения, начиная с 1936 года. Распространял провокационные, контрреволюционные клеветнические слухи,.. относился критически ко всем проводимым мероприятиям Советской власти, как на селе, так и на производстве...
Следственное дело по обвинению Поздеевского было направлено на рассмотрение судебной тройки УНКВД, которая 22.10.1937 г. вынесла свое постановление: Поздеевского В.И. - расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать.
Приговор был приведен в исполнение на следующий день - 23 октября 1937 года в Иванове, как уже упоминалось, в один день и в одной тюрьме со своим двоюродным братом Александром Васильевичем, в монашестве Феодором Поздеевским. Место их захоронения не известно. Общий Памятный знак жертвам репрессий установлен на кладбище в местечке Балино? под Ивановым.
Немало пришлось претерпеть детям и внукам Виктора Ивановича. Многие годы они носили клеймо "детей врагов народа", "поповичей", "поповского отродья" и т.п. Они испытывали давление отовсюду: от общественных и государственных органов, одноклассников, коллег по работе и соседей.
Но дети и внуки не забывали своих отцов и дедов. Память о них была жива в рассказах, в бережно хранившихся книгах и письмах, личных вещах, оставшихся после них, в добрых делах.
Только через 20 с лишним лет 27 апреля 1959 года вышло Постановление Президиума Ивановского областного суда:
Постановление тройки в отношении Поздеевского В.И. отменить и делопроизводство прекратить за недостаточностью улик.
Еще в 1918 г. в словах послания Святейшего Патриарха Тихона о беззакониях, творящих большевиками, звучало обра щение к служителям церкви:
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленныя чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Римлянам, 8,35)."
Слова этого послания, зовущего на защиту прав Православной Церкви, даже ценою страданий за дело Христово, были в полной мере восприняты и исполнены ценой мученического подвига многими священно-церковно-служителями, и в их числе - священники из рода ПОЗДЕЕВСКИХ.
В судьбе этих трех представителей рода отразилась трагическая частичка истории нашей страны XX века. Все они были разными людьми, имели различное общественное положение, жили в разных городах и селах. Но всех их объединила одна Малая родина - Большесольская земля, сила их духа, их мужество и уверенность в своих идеалах.
Все это выразилось в словах Виктора Поздеевского, произнесенного им на последнем допросе и скрупулезно записанных следователем НКВД:
- Я, как в прошлом, так и в настоящем по своим взглядам и убеждениям остаюсь идейным врагом советской власти. Пусть наука для ума доказывает противное и ум иногда колеблется, НО ДУША МОЯ И СЕРДЦЕ НЕ СДАЮТСЯ, а поэтому я остаюсь тем, кем был до революции, и от своих убеждений я не отступлюсь.
Пройдя через немыслимые испытания, на себе прочувствовав несправедливость обвинения, зная, к чему приведет его позиция, он все же исполняет свой долг, заявляя: "…ДУША МОЯ И СЕРДЦЕ НЕ СДАЮТСЯ…"
В этих словах, ставших своеобразным завещанием своим потомкам - отразилась сила и суть духовного стержня рода Поздеевских.
Мы должны сохранить память о них, не оставаться равнодушными к своему прошлому, ради сохранения для будущих поколений семейных традиций, памяти рода, и изучения, как самого себя, так и истории своего края и даже всего человечества, через историю своей семьи.
Источники
В.И.Ленин. Письмо членам Политбюро. Строго секретно. 19 марта 1922 г. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. М. - Новосибирск, "Сибирский хронограф", 1997 г., стр.143.
Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917 - 1952 годы). Сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.2., Ч.3. Романов-Борисоглебск (Тутаев). Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба.- 2000. С.124.
ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д. С-11628. ЛЛ.133-133 об.
Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск 8.1996.
Воробьев Владимир, Протоиерей. Схимонахиня Даниила и Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск 12.2001.
На основании ст.1 Указа Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 – 40-х и начала 50-х годов
http://www.eparhia.ru/library/molitvoslovie/, и из статьи «Новые данные к жизнеописанию священномученика Феодора, архиепископа Волоколамского, основанных на протоколах допросов 1937 г.» Православная жизнь (Orthodox life) Приложение к «Православной Руси». № 8. Август 1998.
Дело № 6986 Вичугского РО УНКВД по обвинению контрреволюционной группы церковников 22.10.1937 г.
Следственное дело Ивановского УНКВД № 5531-П, Л.51.