7 апреля 2024. Благовещение Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0017 апреля Церковь призывает своих чад прославить Пресвятую Деву, Которая со смирением приняла от архангела Гавриила Благую весть о рождении от Нее Спасителя мира, Избавившего мир и человечество от греха, проклятия и смерти (Благовещение).

В Евангелии от Луки в 1-ой главе, 26-38 ст. говорится о явлении в г. Назарете Деве Марии  Архангела Гавриила возвестившего Благую весть – рождение от Нее Мессии, Спасителя мира.

image002На недоумение Марии, как это все произойдет, ангел ответил Ей, что все это совершится силой Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенить Тебя, поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария со смирением ответила: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Благовещение  - это один из великих двенадцати праздников Церкви.

Праздник Благовещания (25 марта по ст. стилю) находится в единой связи с Рождеством Христовым (25 января по ст. стилю). В исторической канве этого праздника, в лице Божьей Матери, мы находим удивительную способность человека всецело довериться  Богу. 

Праздник Благовещения, это день благой вести о том, что нашлась среди людей Дева, способная к послушанию и доверию до  той степени, что от Нее родился Сын Божий.

Традиция этого праздника связана с обычаем в день Благовещения, как в день, в котором, обещанием Бога о рождении Спасителя возвещена была свобода всему миру, выпускать из клеток птиц на волю.

  В этот день, по древней традиции, почитается грехом заниматься  какими- либо делами (работами). В Благовещение: «даже птичка гнездо не вьет, а девица косу не заплетает» - говорили наши предки.

В праздник Благовещения благословляется на трапезе вкушение рыбы.

image003В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила — радостей благовестника». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях. На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

image004В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Ферапонтовом-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области. Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.

Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.

image005В Костроме, по адресу ул. Свердлова д.24 восстанавливается Благовещенская церковь, построенная в 1804 г. (трапезная и колокольня в 1904 г.) на средства прихожан. С 1795 года работами по возведению церкви руководил протоиерей Феодор Островский (1770-1843), дед знаменитого драматурга А. Н. Островского (в церкви был крещен в 1796 г. его сын Николай, отец драматурга), ставший после ее построения ее настоятелем. В последние годы, овдовев, протоиерй Феодор Островский вступил в братию московского Донского монастыря и принял постриг с именем Феодорит.

В декабре 1929 года власти закрыли Благовещенскую церковь, в середине тридцатых ее верхняя часть и колокольня были разрушены. До 2017 года в здании церкви располагался хлебозавод № 3. В 2007г. церковь была передана Костромской епархии. С 2011 года начались работы по ее возрождению.

Располагалась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Костроме на Никольской улице (ныне Свердлова). (Церковь Николы Ратного; Благовещенская церковь; Богородицкая церковь).

Кирпичный храм, построенный в 1790-1804. Строителем Благовещенского храма в 1804 году был дед драматурга – священник Феодор Островский. Прежде существовавший деревянный храм был Никольским, главный Благовещенский престол устроили в каменном здании в память об упразднённой в 1770-х церкви, стоявшей в центре города (Ранее, на этом месте стояла деревянная церковь Николы ратного, которая сгорела в пожаре 1773 г. и более не возобновлялась. В 1804 г. на месте сгоревшего храма была построена каменная Благовещенская церковь с приделами Николая чудотворца и Иоанна Златоустого). Двусветный четверик под высокой купольной кровлей с люкарнами. Новая трапезная с Никольским и Преображенско-Екатерининским приделами и шатровая колокольня эклектичной архитектуры пристроены в 1904. В 1929 г. Благовещенская церковь была закрыта, а в середине 1930-х г.г. четверик храма и верхние ярусы колокольни были разрушены. С этого же времени в здании располагался хлебозавод.

Церковь Благовещения является одним из немногих сохранившихся культовых зданий в застройке Костромы XIX - начала XX в.в. Несмотря на ряд утрат, здание сохранило существенные архитектурные элементы, необходимые для проведения реставрационно-восстановительных работ.

В ходе проведения реставрации 2009-2014 г.г. были выполнены работы по воссозданию кирпичной кладки, изготовлению и монтажу креста, работы по утеплению свода восьмерика, изготовление и установка окон и дверей, наружная отделка трапезной и фасадов, реставрация кровли. В данное время восстанавливается.

Вспомним о святых и репрессированных священнослужителях и мирянах с фамилией Благовещенские.

Святая преподобномученица Анна Благовещенская

image006Подвизалась она в тайном женском монастыре, единственном  в СССР и существовавшем на территории современной Ярославской области. Его насельницей и тайной монахиней была Мария Алексеевна Благовещенская, в постриге – Анна, впоследствии – преподобномученица, прославленная для общецерковного почитания. Ей одной из более чем ста насельниц тайной обители было дано благословение на монашеский постриг. Остальные сестры подвизались в общине, именуемый для властей сельхозартелью, в качестве послушниц. Окормлявший общину архимандрит Никон (Чулков) не благословляет иноческие и монашеские постриги, и лишь к духовной дочери Марии Благовещенской доверие пастыря столь высоко, что она удостаивается принятия ангельского чина.

 Нет точной даты пострига, просто сестра  Мария начинает именоваться Анной. Мария Алексеевна Благовещенская является уроженкой Ярославской губернии. Она появилась на свет в январе 1898-го года, в селе Борисоглеб близ Пошехонья, где её отец Алексей Апполосович Благовещенский долгие годы был настоятелем местного храма. Впоследствии он также  подвергся аресту и ссылке. Мария получила прекрасное образование, окончив Пошехонскую женскую гимназию. Это давало ей право работать учительницей городских начальных и сельских школ. 

Трудовой путь будущей тайной монахини начинается с работы в нескольких местных школах. Помимо этого, прекрасно зная с детства церковную службу, она трудится псаломщицей в Борисоглебском храме родного села. Павло-Обнорский монастырь расположен сравнительно недалеко от малой родины юной Марии, и она часто посещает его, став духовной дочерью архимандрита Никона (Чулкова). Когда же в 21-м году, после закрытия этой и многих других обителей, образуется тайный монастырь под видом Захарьевской сельхозартели, Мария Благовещенская становится одной из первых её насельниц.

В обители она исполняет разные послушания: поёт на клиросе, регентует, занимается пчеловодством (у сестер своя пасека), является счетоводом, занимается культурно-просветительской работой (сестры монастыря вынужденно принимают советскую терминологию). А когда их тайна становится явной для властей, она одной из первых подвергается аресту.

Идёт весна 1931-го года. террор набирает свои обороты, идет коллективизация. На допросах тайная монахиня Анна не выдаёт тайны существования монастыря, объясняя нападки на артель и свой арест нежеланием объединяться  с отстающим колхозом. Её доводы столь убедительны, что она освобождается из-под ареста. Община отправляет её в командировку в Малогу, но за неблагонадежной артельщицей местное ОГПУ устанавливает негласное наблюдение. Чекистам становится очевидно, что перед ними глубоко верующий человек. В декабре 31-го года сестру Анну вновь арестовывают, а в апреле 32-го приговаривают к трём годам лагерей. Срок она отбывает в ИТЛ НКВД города Иванова. Вернувшись из заключения, монахиня Анна становится псаломщицей храма в большом селе Николо-Колокша все той же Ярославской епархии. Она остаётся верна своим жизненным идеалам.

Сама остро нуждаясь, Анна селит у себя молоденькую больную девушку, тоже Анну, которая оказывается одна в этом страшном лихолетье и не имеет возможности сама о себе позаботиться. Анна Благовещенская поддерживает тайную связь с отцом Никоном, который в это время находится на нелегальном положении.

Новый арест последовал осенью 37-го. Монахиня Анна ведёт себя с удивительным мужеством, не соглашаясь с абсурдными обвинениями в антисоветской деятельности и не выдав своего гонимого духовника. В марте 38-го, после полугода следствия с применением пыток, тайная монахиня Анна приговаривается к высшей мере наказания. Её расстреляли в марте 38-го и погребли в безвестной общей могиле. На момент мученической кончины ей едва исполнилось сорок лет.

image007 Расстреляна 11 марта 1938 года в городе Ярославле и погребена в безвестной могиле.

Несмотря на аресты и расстрелы членов общины, несмотря на стремление властей в корне ее уничтожить, этого все же не удалось добиться, и около сорока ее членов остались в ней жить; никакими ухищрениями не удавалось упразднить монашеский образ жизни, который они вели. После того, как монашескую общину соединили с коммуной «Новая деревня», коммунары, состоявшие из деревенских жителей, полностью разграбили монашеское имущество, включая как сельскохозяйственные машины, так и бытовые предметы. В течение нескольких лет члены общины выкупили у коммунаров свое имущество. Впоследствии коммуна «Новая деревня» распалась, был создан колхоз, который со временем был упразднен, а община в составе нескольких членов дожила до начала 1990-х годов, когда прекратила свое существование советская власть.

Монахиня Анна (Благовещенская) была реабилитирована 25 мая 1989 года по 1938 году репрессий и 26 сентября 1989 года - по 1932 году репрессий.

image008Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Память 26 февраля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В 30-40-х годах были репрессированы священнослужители с фамилией Благовещенский.

Благовещенский А. А., 1869 г.р., Кострома, священник с. Борисоглеб Рыбинский р-н Ярославской обл., репрессирован в 1930 г. Три года ссылки в Северный край. Дальнейшая судьба неизвестна.

Благовещенский Д. С., священник с. Борщино Костромского района -  в 1945 году был арестован  и выслан на 5 лет.

Благовещенский К. И. священник  церкви г. Буй, в 1931 году был помещен в концлагерь сроком на 5 лет.

 Благовещенский П. В., священник церкви с. Минское был арестован в 1930 г.

 Благовещенский Павел Григорьевич, священник Никольской церкви с. Вычуга, Кинешемского уезда Костромской губернии (Костромская губ., Буйский уезд, с. Контеево - не ранее 1922).

Священник с. Ильинское Галичского р-на Костромской губернии Ильинской церкви Благовещенский Александр Григорьевич, 6.12.1888 или 1882, Костромская губ., Солигаличский уезд, с. Раменье. В 1916 г. окончил Костромскую духовную семинарию. Служил псаломщиком в с. Лапшанга Варнавинского уезда Костромской губернии. Не ранее 1917 г. в с. Ильинском священником. Расстрелян 17.11.1937 г. г. Иваново. В 1989 г. – реабилитирован.

Родственники

Арестован в 21.08.1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. 26.10.1937 г. приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

image009Благовещенский Александр Иванович. Родился  1894 г., Нижегородская обл (Костромская губерния)., Ветлужский р-н, с. Георгиевское; русский; священник. В 1916 г. окончил Костромскую духовную семинарию. После окончания Семинарии стал учителем в школе. Через год уехал в Москву на курсы Московские курсы дошкольного воспитания. Год поступления 1918. Окончил в 1919 году. Вернулся на родину и стал учительствовать. В 1922 г. принял священнический сан. Арестован в 1930 г. за проповеди. Был очень ревностным пастырем и не только сам произносил проповеди в день служения, но призывал к обязательному произнесению проповедей и священников своего благочиния. Через 7 месяцев его освободили. Служил в с. Белышево, Ветлужского р-на Горьковской обл.

 Проживал: Нижегородская обл., Ветлужский р-н, с. Белышево. Арестован 6 сентября 1937 г. Обвинение при аресте обвинение было самым нелепым — будто о.Александр держал в церкви пулемет, другие — отравляли колодцы и т.п. Арестован со многими священниками.  Приговорен: тройка 11 декабря 1937 г., обв.: 58-10 ч.1, 58-11. Приговор: ВМН. Расстрелян 28 ноября 1937 г.

Посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Источник: Книга памяти Нижегородской обл. ~ Жертвы политического террора в СССР, 4-ое издание

image010Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С.175.

В день праздника Благовещения совершается память преставления (смерти) святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (+1925). В Костроме, в память святителя Патриарха Тихона сооружен храм в микрорайоне Давыдовский. Храм был освящен в 2002году.

В храме находится великие святыни, связанные с именем Святейшего Патриарха - частичка его мощей и его наперстный (нагрудный) священнический крест.

  В этот день престольный праздник в Благовещенском соборе г. Буй, в с. Игодово, Островского р-на, в с. Ферапонт,  Буйского р-на, с. Протасово, Нерехтского р-на

Мы навсегда потеряли Благовещенскую церковь г. Костромы, Благовещенскую церковь с. Пушкина, с. Леглова, Костромского р-на, одноименную церковь пог. Логари, с. Ваганово, Галичского р-на, г. Нерехты, с. Хрипелова, Благовещенскую ц-вь на р. Монзе, с. Мышкина, на Унорже, Буйского р-на, с. Скоробогатова, Макарьевкого р-на, г. Судая.

image011Собор Благовещения Пресвятой Богородицы г. Буй (сер. XVI в.)

Кирпичный двухэтажный собор - одноглавый четверик с протяженной трапезной и четырёхъярусной колокольней в стиле классицизма. Построен в 1810 на средства прихожан и других жертвователей.  В летописи собора значится, что в 1812 году, по ходатайству храмоздателя, Буйского уезда казначея Петра Михайловича Попова, Его Величество, Государь Император Александр I Благословенный изволил всемилостивейше пожертвовать тысячу рублей ассигнациями на внутреннее устройство. Вверху помещался холодный Благовещенский храм, внизу тёплый Смоленский с приделами мчц. Параскевы и Николая Чудотворца. В советский период в здании располагалась пекарня, были утрачены верхние ярусы колокольни и завершение храма. В настоящее время собор снаружи восстановлен.

image012В Благовещенском соборе хранятся древние иконы Божией Матери: Смоленская, Владимирская и Явление прп. Сергия Радонежского, древнего греческого письма, с надписью на задних сторонах: «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси» – все иконы в серебряных вызолоченных ризах, с такими же венцами; икона великомученицы Параскевы Пятницы – в серебряной вызолоченной ризе, почитаемая не только прихожанами, но и окрестными жителями; напрестольный крест шестиконечный серебряный, кругом золоченый, внутри которого в кипарисовом древе пять частиц мощей неизвестных святых, залитых воскомастикой, и частица древа креста Господня.

Благовещенский Ферапонто- Монзенский монастырь.

image014Преподобный Ферапонт был выходцем из Москвы, «где он жил у мощей Василия Блаженного» – то есть служил в Покровском соборе на Красной площади в Москве. В конце XVI века, поселившись для пустынножительства в пределах костромского края, он основал Благовещенский (в последствии Ферапонтово-Монзенский) мужской монастырь, именовавшийся также Адриановой пустынью. 12 декабря 1595 года преподобный Ферапонт преставился ко Господу.
Монастырь преподобного Ферапонта располагался в Корежской волости, в 40 км северо-западнее города Буя. Корежская волость объединяла в своем составе обширную местность при слиянии рек Костромы и Вексы, вниз по реке Костроме и вверх по ее притоку Кореге. В те времена пространство Корежской волости, как и соседних костромских волостей, было покрыто дремучими лесами.

Известно, что в голодное время 1602 года игумен Ферапонтова монастыря преподобный Адриан безвозмездно раздавал хлеб всем нуждающимся; к нему сходились люди со всей округи и даже из других волостей. Благодаря этому около монастыря возникли многочисленные деревни.

В течение XV-XVI веков земли Корежской волости не раз подвергались набегам казанских татар, которые грабили местных жителей и отводили их в плен. Особенно сильному разграблению земли, где позднее возник монастырь, подверглись летом 1536 года. В 1618 году, во время польско-литовской интервенции, один из отрядов захватчиков разграбил и сжег Благовещенский монастырь. В 1684 году к Ферапонтову Благовещенскому монастырю был приписан Унорожский Благовещенский монастырь (с. Унорож на реке Вексе  в 10 км от Галичского озера). В 1724 году Ферапонтов монастырь, согласно Духовному регламенту, причислили к Железноборовскому монастырю. В течение длительного времени монастырские постройки Ферапонтовой обители были только деревянные, они часто страдали от пожаров. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. С этого времени на месте бывшей обители продолжала действовать только приходская церковь. Каменный Благовещенский храм с колокольней и каменной оградой был построена здесь в 1798 году. В церкви имелись престолы в честь Воскресения Христова, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.

В настоящее время Благовещенская церковь села Курилово, в стенах которой пребывают под спудом святые мощи преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских, после закрытия в тридцатых годах ХХ века возвращена Костромской епархии.

Память 27 мая (9 июня) и 12 (25) декабря.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: