27 марта 2024. Чудотворная икона Федоровской Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image003«Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения,
благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть,
да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте».1 Тим. 2:1-2.

 

27 марта костромичи, все патриоты родной земли, молитвенно преклоняются перед чудотворной иконой ФедоровскойБожьей Матери, которой в этот день, в 1613 г. был благословен на царство в стенах Ипатьевского монастыря молодой боярин Михаил Федорович Романов. Это благословение положило конец периоду Смутного времени в истории Русского государства, открыло начало воцарению новой династии, которая управляла  Россией в течение 300 лет.

Крест, фонарь и икона несенные во время крестного хода 14 марта 1613 г. В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери.

Царь Михаил Феодорович Романов.

Не случайно инокиня Марфа, обращаясь к Московскому посольству в Ипатьевском монастыре, скрупулезно припомнила все эпизоды, когда ни клятвы, ни крестные целования, ни даже помазание святым мvром не смогли уберечь власть от предательства. У новой династии не было будущего без признания ВСЕМ народом богоустановленности и ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ее власти. И тогда произошел совершенно необычный случай в русской истории - святыня Рюриковичей и Годуновых - Феодоровская икона Божией Матери, фактически была объявлена покровительницей дома Романовых, а празднование ее ЯВЛЕНИЯ было ПЕРЕНЕСЕНО в православном календаре с 16/29 августа на 14/27 марта - день рождения новой династии. Событие явления иконы, одной из первых явленных святынь на Руси, было столь значительным для наших предков, что алтарь Успенского собора, выстроенного специально для пребывания образа, оказался обращен не на восток, а на север, - в сторону места обретения иконы. Это уникальный случай в церковной жизни той эпохи. Со временем вокруг Успенского собора вырос Костромской кремль. Несмотря на то, что он не был самым защищенным, именно здесь княжеская и боярская знать устраивала для себя осадные дворы. Несколько поколений "власть имущих" во время смут и внешних опасностей приезжали сюда под защиту "своей" иконы. Первая служба чудотворной святыне [2], созданная в XIV-XV вв. свидетельствует о возникшем уже тогда общерусском почитании образа. Об этом же говорят древние списки иконы XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне. Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных государями Василием III Иоанновичем, Иоанном Васильевичем Грозным, Федором Иоанновичем, Борисом Федоровичем Годуновым и Василием Шуйским. К концу Смутного времени количество осадных дворов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням.

image004Один из этих дворов принадлежал инокине Марфе - матери будущего государя Михаила Федоровича. В Костроме долго сохранялась народная легенда о том, как местные жители, узнав о приближающемся Московском посольстве, уговорили инокиню Марфу с сыном перебраться из Костромского кремля в Ипатьевский монастырь, как место "подобающее их царскому достоинству". Но, скорее всего, царский Ипатьевский монастырь был определен как место призвания новой династии заранее. Эта обитель была построена предком царя Бориса Федоровича Годунова - татарским мурзою Четом (в крещении Захарием) на месте явления ему в сонном видении Богородицы с предстоящими свщмч. Ипатием Гангрским и ап. Филиппом. Борис Годунов был уверен, что Богородица явилась его предку именно в Феодоровском образе, - в подтверждение этого в конце XVI века по его заказу в дар Ипатьевскому монастырю была впервые написана тронная Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими святыми https://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-29/drugaya_istoriya_feodorovskoj_ikony_bozhiej_materi/

image005Несмотря на уговоры московского посольства, пришедшего с решением Земского собора, мать Михаила Федоровича, Марфа Ивановна, долго не благословляла своего шестнадцатилетнего сына на престол государей русских. Лишь после того, как архиепископ Рязанский Феодорит подняв чудотворную икону Божьей Матери, а келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын подняв икону святителей московских сказали матери и сыну о том, что юный боярин «избран от Бога», старица вверила своего сына заступничеству Самой Царицы Небесной, и благословила его на царский престол. В память об этом событии, был установлен праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Федоровской, чей образ стал особо почитаться представителями царского image006дома Романовых. В царствование Дома Романовых Костромской Ипатьевский монастырь был многократно перестроен и украшен. Зеленая башня, сооруженная в том месте, где остановился в 1613 крестный ход, пришедший просить на престол Михаила Феодоровича Романова, и откуда он отбыл в Москву, в сер. XVII в. стала главным въездом в монастырь.

Но все же главным событием, совершенно необычным для русского иконопочитания, стал перенос празднования явления иконы на день рождения дома Романовых. Такое особое прославление образа было призвано максимально связать события 1239 и 1613 гг., уподобить их друг другу. Икона Богородицы как бы заново являла себя миру, и ее адресатом становился уже не князь рода Рюриковичей и не предок Годуновых, а Михаил Федорович Романов. Новая династия постаралась донести весть об этом прославлении до каждого человека, для чего на многочисленных списках иконы писанных "в меру и подобие" появилась подпись: «Списан сей святой образ Пресвятой Богородицы нарицаемыя Феодоровския иже во граде Костроме явления того цельбоноснаго образа бысть в лето 6747 [1239] году августа в 16-й день праздновати же тому чудотворному образу о явлении предположено в Прологу месяца марта, 14-го дня ...» Само же празднование, всегда совпадавшее со временем Великого поста, было уравнено с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Кроме двух праздников иконе Феодоровской, во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери "по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г."»

В этом случае многочисленные дары Романовых Феодоровскому образу, становились приношением новому чуду явления. Тот факт, что в день призвания Михаила Федоровича праздновалось именно явление иконы, подтверждает текст новой службы (1778 г.) полностью посвященной событиям XIII столетия. Здесь, царю Михаилу Романову посвящено всего несколько строк, где он сравнивается с Моисеем, выведшим свой народ из рабства. https://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-29/drugaya_istoriya_feodorovskoj_ikony_bozhiej_materi/

image007Важным событием для укрепления новой династии стало инициированное ею "поновление" образа в 1636 году и фиксация новых чудес, произошедших от иконы. Подробный рассказ о 34-х чудесных исцелениях, случившихся в первое десятилетие после этого события, стал составной частью Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы. Почти все описанные случаи исцелений произошли с жителями Костромы или ее окрестностей. Большая их часть (24 чуда) случилась в первые два года после "поновления", хотя нельзя исключать, что дальнейшая запись чудес велась уже не так тщательно. Среди исцелений параличей, беснований, немоты, падучей, головной ломоты, огницы и пухоты, множества глазных болезней, примечательны эпизоды с обретением зрения слепорожденной девицы, а так же избавлением двух женщин от истерических припадков, называемых «галицкою клекотною порчей». Чудотворения от иконы, совершившиеся в царствование Михаила Федоровича, служили своего рода доказательством благоволения Богоматери к новой династии.

В Ипатьевской обители возводятся Свято-Троицкий собор (1650 — 52) с приделом св. Михаила Малеина, небесного покровителя Михаила Феодоровича, звонница (1601—49), церковь Св. Хрисанфа и Дарий (1859, арх. К.А. Тон), архиерейский корпус. С чудотворной иконой ежегодно из Успенского собора совершались крестные ходы в день Пятидесятницы (св. Троицы) в Ипатьевкий монастырь, а 29 августа в церковь Спаса на Запрудне (место, где она была явлена в 1259 г.). Через благословение Феодоровским Образом Божией Матери восходили потомки царя Михаила Романова на царский престол. Невесты, взятые ими в других народах и принявшие Православие, принимали отчество «Феодоровна».

image008 С начала своего явления в Костроме, Федоровская икона находилась в деревянном храме в честь великомученика Федора Стратилата. Затем, после того, как пожаром был истреблен соборный храм (икона осталась неповрежденной), князем Василием Ярославичем было принято решение о постройке нового Успенского собора с пределом в честь чтимого костромичами святого великомученика Феодора Стратилата, куда и была помещена чудотворная икона. По желанию князя икона была украшена драгоценной ризой -  золотым окладом, полпуда весом. Он был украшен бриллиантами, яхонтами изумрудами, рубинами и др. драгоценными камнями. Особенностью постройки собора было то, что он алтарем был обращен не на восток, а на север, в сторону Запрудненского монастыря – места обретения чудотворного образа. В соборном храме, с 1825 г. ставшим кафедральным храмом города, икона хранилась до 1929 г. Затем она была перевезена в Иоанно-Богословский храм на Каткиной горе (ул. Горная) и находилась там до 1944г. В этом году она была помещена в Иоанно-Златоустовский храм на Лаврской улице, являвшийся в те годы кафедральным собором города.

С апреля 1964 г., в связи с открытием Воскресенского храма на Нижней Дебре, она находилась в этом храме. В 1990 г. впервые после многих десятилетий, 29 августа состоялся крестный ход который прошел из Воскресенского собора к храму Спаса на Запрудне. После чего совершение его стало уже традиционным явлением. 18 августа 1991 г. костромская святыня была перенесена в Богоявленско-Анастасьин кафедральный собор, где и находится сейчас.

Храмы, освящённые в честь иконы Божией Матери «Феодоровская»:

 

В Костроме в конце нынешнего проспекта Мира находился храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1897). Он был сооружен в память избавления костромичей от эпидемии холеры 1892 года. Церковь была закрыта в 1934 году как «бесхозяйственная» и вскоре подверглась полному разрушению. В п. Некрасовское стоит Феодоровская часовня, в с. Хомутово, Островского района находится Феодоровский храм.

Чудо. 23 сентября 1994 года икона список с чудотворной иконы Божией Матери Феодоровской, считающаяся покровительницей царской семьи Романовых, который был написан в XIX веке  и сегодня находится в Феодоровском Городке в Царском селе, внезапно начала мироточить. Это произошло как раз в том самый день, когда после было предано земле тело Великого Князя Цесаревича Георгия Александровича Романова. Миро не высыхало на Феодоровской иконе на протяжении 4 дней и исчезло 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около Феодоровского собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков – по количеству своих детей.

С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов с чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.

Тропарь, кондак, величание-

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»

глас 4

Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»

глас 4

Днесь све́тло красу́ется преимени́тый град Кострома́/ и вся Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ днесь бо яви́ся нам пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прии́дите, вси Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся лю́ди Твоего́ достоя́ния от всех бед/ по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»

глас 8

Благода́рственная принося́ще Ти, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Благодарственные молитвы принося Тебе, рабы Твои, Богородица, за все благие дела, которые Ты сделала городу нашему, из глубины души взываем к Тебе и коленопреклоненно просим: не переставай, Владычица, Материнскими к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавать всё на благо и во спасение всем, с верой и любовью взывающим к Тебе: «Радуйся, Дева, честь христиан».

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»

глас 8

Притеце́м, лю́дие, вси к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в дом Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к нам прише́ствие,/ посети́ нас, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу,/ ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи, и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́, от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чтим образ Твой святы́й, и́мже то́чиши исцеле́ния всем с ве́рою притека́ющим.

Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:

  • покровительница невест, семейного благополучия;
  • рождения детей у бездетных пар;
  • помогающая в трудных родах.

image010Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы.

image011За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими. Не случайно, в 1767 году на освящении восстановленного после пожара храма в честь святой чудотворной Федооровской иконы Божией Матери лично присутствовала императрица Екатерина II. Позднее на монастырь была возложена важная миссия – хранить память о кончине на Городецкой земле святого благоверного князя. Во второй половине XIX – начале XX века Федоровский монастырь являлся главным очагом духовной и общественной жизни села Городца. При монастыре работали миссионерское братство, библиотека и больница. В 1867 году было открыто училище для малолетних послушников и детей селян, в котором обучались 50 мальчиков. В память о князе в 1869 году в монастыре было создано Александро-Невское братство, а спустя три года открылось начальное женское училище. Но в 1927 году Федоровский монастырь, как и многие другие обители, был закрыт. В бывших кельях монахов расположилась колхозная школа, а 80-метровая многоярусная колокольня (самая высокая из существовавших на Нижегородской земле) была украшена красной звездой и превращена в водонапорную башню. Еще семь лет спустя, в 1934 году, почти все здания монастыря подверглись разрушению как «не представляющие культурной ценности».

Вопрос о восстановлении Городецкого Федоровского монастыря поднимался в последние годы неоднократно, но только в 2007 году благодаря программе комплексного развития территории Городецкого района «Городец – XXI век» появилась реальная возможность его воссоздания.

В начале XX века монастырь представлял собой четырехугольный архитектурный ансамбль, окруженный невысокой каменной оградой. Он имел два соборных каменных храма: один пятиглавый, посвященный чудотворной Федоровской иконе Божией Матери (построен в 1765 г.), другой – в честь святого благоверного князя А. Невского (1798 г.), и две церкви – в честь Феодора Стратилата и целителя Пантелеймона. Однако до наших дней сохранились лишь трапезная и братский келейный корпус монастыря.

image012Первый и главный соборный храм в честь Успения Божией Матери, с приделом св. вмч. Феодора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII в. повелением Костромского князя Василия Ярославича Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год великокняжения Василия). В течение шести веков Успенский храм неоднократно перестраивался изнутри и извне и настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в. После пожара 18 мая 1773 г. Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II. Это последняя капитальная перестройка храма.

 Второй храм Богоявленский, каменный, зимний, с четырех-ярусною при нем  колокольнею. Построен в 1776-1790 гг. иждивением церковным и доброхотных дателей. В 1866-1868 гг. храм распространен с северной и южной сторон прикладкою двух новых приделов - правого в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и в честь св. блгв. кн. Александра Невского и прп. Иосифа Песнописца; левого - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь мч. Платона. В 1878 г. в средней части подвального помещения храма устроен придел в честь прп. Сергия Радонежского.

Главная достопримечательность Успенского собора - чудотворный Феодоровский образ Божией Матери.

 Собору принадлежит каменная часовня в гостином дворе. Ближайшие церкви: Спасская в Гостином ряду и Ильинская[1, с. 1-5]

 В 1922 г. оба соборных храма были захвачены обновленцами, а в 1929 г. закрыты. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в единственную обновленческую Богословскую церковь на Каткиной горе. В 1934 г. Успенский и Богоявленский соборы были проданы на кирпич и щебень для строительства льнокомбината и взорваны. После ликвидации обновленчества, в 1944 г. Феодоровскую икону Божией Матери перевезли в Иоанно-Златоустовскую церковь. В 1964 г. икона была перенесена в церковь Воскресения на Дебре, откуда в 1991 г. святыню перенесли в Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря, ставший кафедральным. [44, с. 74, 97, 135, 136]

image013   1627-1629 гг. "В Старом городе. Церковь соборная каменная во имя Пречистые Богородицы чудотворные иконы Федоровские. А в церкве ... образ Пречистые Богородицы Федоровские в иконостатсе с притворы... да на другой стороне образа написан образ святые великомученицы Парасковеи, нареченные Пятницы... Да у Пречистые Богородицы у соборные церкви предел Федора Стратилата. Да теплая церковь Похвалы Пречистые Богородицы.". [67, с. 257-268]

Протоиерей Голоушин Николай Петрович (1883-1964)

Родился Николай Голоушин в семье Чухломского купца Петра Васильевича Голоушина в 1883 году. После окончания в 1906 году Петербургской духовной семинарии, он три года служил в Петербурге учителем Закона Божия в школе для взрослых при Иоанно-Предтеченской церкви.

image01430 января 1909 года в чухломском Преображенском соборе состоялось венчание выпускника Санкт-Петербургской духовной семинарии 25-летнего Н.П.Голоушина с дочерью уездного казначея Петра Алексеевича Дьячкова — семнадцатилетней Варварой. С этого времени Николай Петрович становится вторым священником Успенской церкви г. Чухломы и служит вместе с А.И. Верховским. Голоушины в Чухломе имели несколько домов, в одном из них на улице Никольской (Ленина, 24) и жила семья священника Голоушина. Николай Петрович Голоушин до 1917 года был священником Успенской церкви, а когда в Чухломе открылась на пожертвование купца Пьянькова мужская гимназия, преподавал в ней Закон Божий, а в Успенской церкви руководил церковным хором. После закрытия гимназии Николай Петрович снова стал священнослужителем Успенской церкви. В 1925 году семья Голоушиных перебралась в Кострому. В 1924 году отец Николай перешел в обновленческий раскол, став одним из ведущих деятелей обновленчества в нашем крае. С 1929 года он - священник Иоанно-Богословского обновленческого кафедрального собора, а затем и его настоятель. В марте 1943 года протоиерей Голоушин после принесения покаяния, по благословению временно управлявшего Костромской епархией архиепископа Ярославского и Ростовского Иоанна (Соколова), был принят в Русскую Православную Церковь. В ноябре 1944 года «вернувшийся через покаяние из обновленчества в Православную церковь настоятель Иоанно- Богословского храма протоиерей Николай Голоушин на извозчике перевез Федоровскую икону Пресвятой Богородицы в кафедральный собор Костромской епархии — Иоанно-Златоустовскую церковь на улице Лавровской».

image015В годы войны семью отца Николая не обошли потери: его сын вернулся с фронта инвалидом, погибли двое его зятьев.

Протоиерей Николай Голоушин был настоятелем кафедрального собора г. Костромы до 1950 года (церковь Иоанна-Златоуста с 1929 по 1964 гг. была кафедральным собором г. Костромы), а затем два года служил настоятелем Спасо-Запрудненской церкви в Костроме. В 1952 году он вновь несколько месяцев настоятельствовал в Иоанно-Златоустовском соборе, после чего был назначен настоятелем церкви Воскресения на Дебре. С 1955 года и вплоть до выхода в ноябре 1961 года за штат отец Николай Голоушин вновь служил священником 2-го штата в кафедральном соборе.

За свои заслуги и долголетнюю службу, награжден фиолетовой скуфьей, камилавкой, серебряным и золотым наперстными крестами, набедренником, палицей. Но самой высокой наградой стала митра, возложенная на голову священника патриархом Московским и Всея Руси Сергием.

Умер отец Николай в феврале 1964 году, похоронен на Галичском кладбище г. Костромы.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святыни костромской земли

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволж­ского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

Подробнее...

Статьи

Богословско-Проповедническое наследие Архиепископа Костромского и Галичского Кассиана

 Протоиерей Дмитрий Сазонов,
кандидат богословия.

БОГОСЛОВСКО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХИЕПИСКОПА КОСТРОМСКОГО И ГАЛИЧСКОГО КАССИАНА (ЯРОСЛАВСКОГО 1899 -1990)

 «Бог, избравший меня от утробы матери моей
И призвавший благодатью Своею»
(Галат. 1,15),

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил
быть подобными образу Сына Своего….
А кого Он предопределил, тех и призвал»
(Рим. 8,29-30).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: