14 января. Память величайшего святого Церкви, святителя Василия Великого

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00114 января совершается память величайшего святого Церкви, святителя Василия Великого, а также, Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, который отмечался 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У православных Новый год – 14 января. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

image00212 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника  Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно родившегося Богомладенца песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики.  Ообразование Василий получил в Константинополе, а затем в Афинах, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. В Антиохии, в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.

Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь. Вскоре (370), святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями.

image003Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Немногие решатся считать Василия примером для подражания – его служение высоко, а данные ему дары – велики. Подобно верному рабу из Евангельской притчи, он приумножил данные ему таланты и употребил их на пользу людям. Видимо, в состоит этом главный урок его жизни для нас.

Тропарь святителю Василия Великого глас 1

Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителю Василия Великого глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.

Молитва

О вели́кий и пресвяты́й святи́телю, о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, раб Бо́жиих (имена), и умоли́ Го́спода, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви Святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние и во всех ну́ждах, скорбе́х и искуше́ниях ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, воспева́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем тя, / святи́телю Христо́в Васи́лие, // благоче́стно Це́рковь Христо́ву сохра́ншаго.

Ино величание

Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Васи́лие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас // Христа́ Бо́га на́шего.

Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия.

image004Князь Киевский Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа.

Десница свт. Василия сейчас пребывает в Венеции, куда она была вывезена семьей последнего Византийского императора в XVI в. Мощи находятся в греческом соборе вмч. Георгия Победоносца. Часть десницы хранится также в монастыре Преображения Господня в Греции, в Метеоре.

Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.) — в Соборе трех святителей.

Первый костромской князь Василий Ярославич родился в 1241 году, крещен во имя св. Василия Великого, его отцом был великий владимирский князь Ярослав Всеволодович, дедом — знаменитый Всеволод Большое Гнездо, а прадедом — еще более знаменитый Юрий Долгорукий. На владимирском столе отец князя Василия, Ярослав Всеволодович, сменил своего брата Георгия Всеволодовича, погибшего в роковой для русской истории битве с татарами на реке Сить в 1238 году (в «Сказании»князь Василий назван сыном Георгия Всеволодовича, но на самом деле он был его племянником). Таким образом, детство Василия, младшего сына князя Ярослава Всеволодовича — а одним из старших сыновей Ярослава был Александр Невский, — пришлось на первые годы после татарского нашествия. Пяти лет от роду Василий лишился отца, отравленного в Орде. Существуют сведения, что Кострома была получена Василием Ярославичем по разделу, произведенному его дядей великим князем Святославом Всеволодовичем в 1246 г. В 60-70-е годы XIII века князь Василий Ярославич играл довольно видную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси, в 1272 году он стал — как и его отец, как и старший брат Александр Невский — великим владимирским князем, но при этом не переехал во Владимир, чье значение падало, а остался жить в Костроме, ставшей на какое-то время, по сути, стольным городом Владимиро-Суздальской Руси.

При князе Василии в окрестностях Костромы произошло явление иконы Божьей Матери, получившей наименование «Феодоровской» и почитавшейся с тех пор как главная святыня и охранительница костромского края. Он же разбил отряд ханских баскаков при озере Святом. В битве было явлено чудо иконы Божией Матери Феодоровской, лучи исходящие от иконы ослепили  татар, которые испуганные небесным явлением, бежали.

image005Скончался Василий Ярославич в 1276 году, похоронили его в Костроме. Тело его погребено в церкви Феодора Стратилата, придельной к Успенскому собору.

Церковь Воскресения на Дебре примечательна не только красотой композиции и декора. Ее редкость в том, что она — единственная сохранившая в Костроме посадская церковь XVII века, времени, когда «прихожане христолюбивые люди» своим попечением возводили настоящие шедевры архитектуры.

image006Одна из древнейших улиц Костромы — Нижняя Дебря. Видимо, когда-то в этой местности был лес с густой чащей или заросшая низина у реки. По преданию первую церковь поставил здесь костромской князь Василий Ярославич (1236/1241-1276) — правнук Юрия Долгорукого, внук Всеволода Большое гнездо. Церковь предназначалась для небольшой слободы псарей, которых князь поселил здесь, переведя псарню из детинца непосредственно в свои охотничьи угодья.

Время шло, посад рос; церковь, несомненно, за несколько веков многократно строилась заново. В переписных книгах за 1628-1630 годы значится так: «На Нижней Дебре… церковь древяна, верх шатровой, Воскресенье Христово, да вверху придел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей».

Новая каменная церковь в районе Дебри, где к тому времени обосновались кожевенники, появилась в середине XVII в. Дата ее освящения была зафиксирована в надписи, сделанной красками на восточной стороне юго-западного столпа над правым клиросом: «Благоволением Бога и Отца Вседержителя и поспешением сопрестольнаго Единароднаго сына Бога Господа Иисуса Христа и содействием Пресвятаго и Животворящаго Духа от единосущнаго существа Единосущныя Трimage007оицы создана бысть сия церковь во имя Тридневнаго Воскрешения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7160 при державе Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея России и при великом господине святейшем Иосифе патриархе Московском и всея России и верою еже во Христа и радением всего чина веродержителей Кирилла Григорьева сына Исакова и Воскресенских прихожан христолюбивых людей построена и освещена церковь сия 7160 года октобрия 12 дня (12 октября 1651 года — «РД») на память св. мучеников Прова, Тарха и Андроника». Надпись на алтарной стороне иконостаса свидетельствует о том, что первым был освящен Трехсвятительский придел: «Лета 7158 июня 12 дня (12 июня 1650 года — «РД») освящена бысть сия церковь Трех святителей … по душе Кирилла Исакова в вечную память».

image008 Храм впечатлил современников и восхищает до сих пор. Это высокий пятиглавый крестово-купольный храм на подклете с большими главами на массивных световых барабанах. В основание глав — кокошники. Прясла стен и углы здания отмечают изящные спаренные полуколонки. Апсиды расписаны «бриллиантовым рустом». Такая раскраска была сделана во время реставрации храма в XIXстолетии: исследователи, восстанавливая древний облик храма, апеллировали к оформлению церквей Троице-Сергиевой Лавре и Кремле Ростова Великого. Также фасады декорированы поливными изразцами и каменной резьбой с зооморфными и растительными сюжетами. Здание окружено одноэтажной галереей с арками (изначально открытые, они были заложены в 1740-х годах), на которую ведут крыльца с гирьками над входом, «поставленные» на ползучие арки. Два крыльца — северное и южное — увенчаны широкими гранеными шатрами с двумя рядами кокошников в основании. Третье, западное крыльцо, первоначально вело в сторону трехшатровых Святых ворот, выстроенных одновременно с храмом. Позднее, в 1740-х, крыльцо соединили с воротами крытым переходом. Ворота с проходной и проездной арками украшены ширинками с резными белокаменными клеймами с изображениями льва, единорога, алконоста, пеликана и орлов.

Предполагается, что два придела в новом храме были устроены в честь святых покровителей родителей Исакова — Григория и Екатерины (в прежней деревянной церкви также был Екатерининский придел, видимо, сохранили его неслучайно). Большой северо-восточный придел устроили в честь Трех image009Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Главный престол, как и прежде, был во имя Воскресения Христова. Со временем Кирилл Григорьевич Исаков упокоится в подклете храма, ктитором которого он был (судя по данным, храм к тому моменту еще не был достроен). «Лучшее, что есть в Костроме, наиболее стильный и сохранившийся из ее памятников — прелестная церковь Воскресения на Дебре … Очень простая по массам, ничем не отступающая от обычного типа храмов 17 века, церковь Воскресения производит на редкость нарядное и праздничное впечатление оригинальной отделкой входов, идущей вокруг церкви галереи, оконных наличников и самих стен. Очень хороши ведущие в церковь врата с кирпичной орнаментацией, увенчанные тремя шатрами; интересна оригинально скомбинированная из кубышек аркада галереи входа…

Ни в чем не отступая от традиционных форм церковного строительства — разве только шатры над входами являются некоторым вольнодумством — мастер, работавший или, вероятнее, мастера, работавшие над церковью Воскресения на Дебре, сумели создать нечто своеобразно красивое и непохожее ни на одну из других костромских церквей…» — писал историк Евгений Александрович Белов (1826-1895) в книге «Культурные сокровища России. Выпуск 4. Казань — image010Нижний Новгород — Кострома», изданной в 1913 году. Иконостас Трехсвятительского придела. Придел во временя возведения храма задумывался как ктиторский, поэтому иконостас был сделан роскошным. Сегодня он признан выдающимся произведением русского резного искусства XVII века. Уникальной его особенностью считаются колонки между иконами второго яруса: они вырезаны в виде рук. Подобный мотив «поддерживающей» руки в русском искусстве XVI-XVII века встречается очень редко. В 1875 году иконостас реставрировал резчик Трубников, потомственный мастер иконостасной резьбы из посада Большие Соли Костромского уезда, частично — однако в стилистике XVII века — изменив его облик.

В 1930-е годы храм закрыли, устроив в нем зернохранилище. В 1946 году разоренный, без полов, оконных стекол и икон, храм вернули верующим. В конце 1950-х — начале 1960-х годов храм собирались закрыть и, по некоторым сведениям, снести. Отстоял памятник архитектуры епископ Костромской и Галичский Никодим, который добился, чтобы храму придали статус соборного. Именно сюда он перенес знаменитую чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, преданием связанную с призванием в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. В 1991 году икону перенесли в Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии. А в 1993-м при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь.

image011В конце 19 – начале 20 в. город Галич был духовной и архитектурной жемчужиной Костромской области - 3 прекрасных монастыря, 17 величественных храмов с 12 колокольнями формировали единый архитектурный ансамбль города. После революции 1917 г. в годы безбожия почти все храмы были разрушены, а колокольни полностью уничтожили и сровняли с землей. Галичане, как могли, защищали свои Святыни от поругания и многие положили души свои за веру Христову. В городе не осталось ни одной колокольни (в отличие от всех городов и сел Костромской области), люди были лишены возможности слышать колокольные звоны, зовущие в храмы Божии на молитву, а ведь в нашем народе колокола издавна почитали как сердце церкви Христовой.

Церковь Василия Великого – хороший пример приходского храма в формах барокко с характерной для Галичского района объемной композицией. Компактный двусветный четверик увенчан пятью небольшими луковичными чешуйчатыми главками с тонкими шейками на цилиндрических барабанах . Центральный световой барабан поставлен в вершине высокой восьмилотковой кровли гуськового профиля, боковые – гораздо ниже, на углах объема. Невысокая граненая апсида с маленькой главкой на пятилотковой кровле по высоте равна короткой трапезной, объединенной с северным приделом, полукруглый алтарь которого частично прикрывает четвери храма. С запада композицию завершает колокольня, состоящая из двухъярусного четверика и стройного восьмигранного столпа с площадкой звона под стройным шатром с тремя рядами слухов. Летняя церковь в стиле барокко. Вместе с зимней Введенской церковью входит в храмовый комплекс, возникший на месте Васильевского монастыря, существовавшего в 17 в. По некоторым данным, заложена в 1768 г. протоиереем Симеоном. Церковь была закрыта в 1930-х гг., утратила верхние ярусы шатровой колокольни, малые главки

image012В 90-е г.г. двадцатого столетия, когда началось духовное возрождение России, в приходе Введенского собора г. Галича было принято решение полностью восстановить колокольню храмового комплекса Василия Великого и вернуть традиции православных колокольных звонов в древний город Галич. Чертеж и колокольни были полностью восстановлены по фотографии колокольни епархиальным архитектором Леонидом Сергеевичем Васильевым. Вновь выстроенная шатровая колокольня храма Василия Великого в Рыбной слободе стала архитектурной доминантой и визитной карточкой г. Галича. Ее изображение художники пишут на картинах, оно размещается в книгах, на сайтах, посвященных нашему городу. Открытие и освящение колокольни совершил правящий архиерей – владыка Александр, он же подарил для колокольни полную октаву колоколов.

Колокольню строили всем миром. Значительную финансовую помощь на это благое дело оказал Комаров Андрей Геннадьевич (предприятие «Роника»). Однако из-за нехватки части средств не было произведено полное оштукатуривание внешней поверхности колокольни, что в последствие привело к разрушению поверхностного слоя кладки. Прошло более 20 лет с момента восстановления колокольни. Под действием влажности и постоянных ветров с Галичского озера кирпичи начали медленно разрушаться и откалываться, что нарушает внешний облик колокольни, приводит к деструктивности а, кроме того, небезопасно для близко находящихся людей. В настоящее время единственная колокольня города Галича нуждается в немедленной реставрации, которая требует значительных финансовых средств.

image013Мы с болью вспоминаем об уже утраченных церквах во имя св. Василия Великого: Васильевская с. Одошнур (Буреполом) деревянная, теплая на каменном фундаменте, с такою же колокольнею; построена в 1869 г. тщанием прихожан. Кладбище вне села, в 1/2 вер., обнесено забором. Престол один - во имя Василия Великого. Расстояние от Костромы 470 в., от Ветлуги 120 в. Ближайшие церкви Троицкая с. Кувербы в 20 в. и Николаевская с. Тоншаева в 30 в. Церковь разобрана в 1960-е гг. На ее месте построен магазин. Сейчас это Нижегородская область.

 Васильевская с. Шохна (Шехна, погост Василий Великий), Макарьевского района. В селе три церкви, из них: 1) каменная, холодная, построена в 1803 г., 2) каменная теплая построена в 1825 г., обе усердием прихожан; 3) деревянная древняя, когда и кем построена - неизвестно. Все три церкви стоят неподалеку одна от другой и окружены каменной оградой, внутри которой приходское кладбище. В холодной церкви престол один - во имя святителя Василия Великого; в теплой 3: средний в честь Богоявления Господня, правый во имя Пророка Илии, левый во имя святителя Николая Чудотворца. В деревянной церкви два престола: правый во имя святителя Василия Великого, левый во имя святителя Николая Чудотворца. Примечателен древний деревянный храм, формою шатровый, с двумя главами. По мнению археологов, устройство его относится к концу XVI в. В этом храме есть две особо чтимые иконы с изображением: одна - святителя Василия Великого, другая - святителя и чудотворца Николая.  Обе иконы старинного письма и время написания их, как и время устройства храма, неизвестно и относится к глубокой древности. Расстояние от Костромы 75 в., от Нерехты 70 в. Ближайшие церкви: Ильинская с. Олтухова в 6 в. и Николаевская с. Кузьмина в 10 в. Все три церкви утрачены в советский период. На западной стороне кладбища обнаружены характерные бугры заросшего фундамента одной из каменных церквей, а также кованая оконная решетка.

Церковь Василия Великого на р. Монзе каменная, с такою же колокольнею. Построена не ранее 1866 г. Кладбище при церкви. Расстояние по от Вологды 90 в., от Грязовца 50 в. Ближайшая церковь Васильевская с. Демьянова Солигаличского уезда Костромской губернии в 3 в

Васильевский храм села Демьяново был построен в 1820 г.  на средства прихожан и состоял в 1-ом округе Буйского уезда Костромской епархии. Здание церкви и колокольня каменные, крытые железом. Храм был обнесен каменной оградой с железною решеткой. Была у церкви и земля: усадебная, вместе с церковными погостами, — 10 кв. сажень, пахотная — 10 кв. сажень, сенокосная — 10 кв. сажень. Земли находились на расстоянии до 4,5 верст от церкви. Где именно эти земли располагались — неизвестно, т.к. плана и межевых книг на землю у церкви не было. Причем пользовались землей «через полосы» с крестьянами села Демьяново, и она была записана во «Владычной записи».

image014Священник жил в деревянном доме, построенном в 1855 г. Прихожане купили этот дом в 1876 г. Он находился на церковной усадебной земле и они передали его в собственность церкви. Также церкви принадлежали и другие постройки: деревянный двухэтажный дом, крыша которого была покрыта железом. дом был построен на средства прихожан в 1884 г. В нем жил церковный сторож. Имелся деревянный амбар, крытый железом, построенный в 1880 г. дьякон и псаломщик собственных домов на церковной земле не имели и жили на квартирах. Церковные дома были очень прочные, состояние их в то время было удовлетворительное. Одно упоминание о железных крышах чего стоит, для 19 в. такой способ покрытия кровли был весьма дорогим удовольствием.

В 1948 г. храм был закрыт. Имущество церкви, «в целях сохранности», на основании решения исполкома Буйского райсовета было передано действующим общинам: Михайло-Архангельской Глебовского сельского совета и Егорий на р. Костроме Княгининского сельского совета.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Кинешемский Вениамин

Почетный член и первый председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов, возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.)

Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов Василий Николаевич; г. р. 1817, Курская губ.- ум. 13.06.1905, Ипатьевский Костромской мон-рь) происходил из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС.

Подробнее...

Статьи

«Новый курс» церковной политики государства и состояние церковных общин в послевоенное время в Ярославской, Костромской и Ивановских в послевоенное время. Анализ, положение, выводы

Сазонов Дмитрий Иванович,
д-р философских наук, профессор РАЕ

Послевоенное время отмечено в историографии как «время возрождения Церкви». Однако, анализ реальной ситуации, в том числе ситуации с религиозностью населения, показывает картину, отличную от принятой трактовки. Епархиальные структуры и некоторые приходские общины трех областей Верхнего Поволжья, только после Поместного собора 1945 года получили возможность восстановить свою деятельность после разгрома в 1930-е годы. Наряду с осторожными оценками обозначенного временного периода следует отметить, что заложенная в послевоенные годы организация религиозной жизни помогла выстоять Русской Церкви в 1960-е годы «хрущевских гонений», и прийти к религиозному возрождению 1990-х с положительными результатами.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: