Амвросий (Смирнов, 1874 -1938), архиепископ Муромский, викарий Владимирской епархии.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Смирнов Алексей Степанович, родился 4 апреля 1874 года в Костроме в семье протоиерея Костромской епархии.

В 1889 году окончил Костромское духовное училище, в 1895 г. - Костромскую духовную семинарию, в 1899 г. - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, назначен помощником инспектора Благовещенской духовной семинарии.

7 апреля 1900 г. был пострижен в мантию епископом Благовещенским Иннокентием (Солодчиным), 30 апреля рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным.

С 14 августа 1901 г. - помощник смотрителя Рязанского духовного училища. С 1901 г. – инспектор Благовещенской духовной семинарии, с 1904 г. - ректор Благовещенской духовной семинарии в сане архимандрита.

С 1906 г. - настоятель Псковского Мирожского монастыря.

31 июля 1911 г. был хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре.

Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя совета епархиального братства святителя Василия, еп. Рязанского, являлся также председателем епархиального Училищного совета. С 14 апреля по 26 мая 1917 г. на время отпуска преосвященного Димитрия (Сперовского) с местопребыванием в Валдайском Иверском монастыре Новгородской епархии был назначен временно управляющим Рязанской епархией.

С 26 мая 1917 г. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

Являлся членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., заместителем еп. Орловского Серафима (Остроумова).

6 июля 1918 г. был арестован после обыска, произведенного в орловском архиерейском доме. В тот же день было разогнано Епархиальное собрание.

С 1921 [кон. 1920?] г. – епископ Брянский и Севский.

В 1921 г. арестован в Брянске (?), в июле того же года освобожден.

Не ранее августа 1922 г. арестован в Брянске за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда.

С 1923 г. – епископ Рязанский.

С 1925 г. – епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Служил в Московском Никольском храме у Яузских ворот.

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому).

image0025 июня 1926 г. арестован в Москве по обвинению в "агитации среди церковников о гонении власти за веру, распространении среди диаконов текста для моления об успехах и укреплении христолюбивого воинства". Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

Из протокола допроса 22 июня 1926 г.:

"Найденная у меня при личном обыске бумажка... "О честном пресвитерстве и еже во Христе диаконстве... и о избавлении братий наших в темницах и пленении сущих, о поспешении и укреплении христолюбивого воинства..." представляет собой "выкличку", выражение "христолюбивое воинство" является, до некоторой степени, атавизмом, оно имело смысл до революции, когда воинство было действительно христолюбивым. Обычно я поправлял диаконов, т.е. говорил, что фразу эту надо выпускать. Допускаю, что некоторые, по невежеству, так и полагали, что это зашифрованное моление за Белую армию. Я просто имел (тот отрывок с поминовением) как образчик старого издания, как первоисточник"

22 сентября того же года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) в Коми (Зырян) АО.

17 февраля 1928 г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ был досрочно из ссылки освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

С 25 апреля 1928 г. – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

28 ноября 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа.

В 1931 г. вновь подвергся аресту и был приговорен к трем годам заключения, которое отбывал в Мариинских лагерях.

С 26 апреля 1934 г. – архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии.

14 мая 1934 г. назначен архиепископом Муромским, викарием Владимирской епархии.

9 июня 1935 г. был арестован в г. Муроме по обвинению в "контрреволюционной деятельности". Виновным себя не признал. 19 ноября того же года ОСО при НКВД приговорило владыку к 3 годам ссылки.

Ссылку отбывал в с. Мотыгино Удегейского района Красноярского края.

25 марта 1938 г. был арестован в ссылке и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания. 14 апреля 1938 г. тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к расстрелу.

Расстрелян 25 мая 1938 года в г. Енисейске.

11 апреля 1959 года был реабилитирован Красноярским краевым судом по 1938 году репрессий.

9 августа 1993 года был реабилитирован и.о.помощника Генерального Прокурора РФ по 1926 году репрессий.

Использованные материалы

  • Игум. Дамаскин (Орловский), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский). Статья в Православной энциклопедии, т. 2, с. 152-153
  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фильм о матушке Ангелине

Фильм костромской областной телерадиокомпании «Русь» повествует о подвижнице благочестия монахине Ангелине (Борисовой, 1886-1924), которая подвизалась в лесной келии, неподалеку от с. Верхний Березовец, Солигаличского района.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...