Амвросий (Смирнов, 1874 -1938), архиепископ Муромский, викарий Владимирской епархии.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Смирнов Алексей Степанович, родился 4 апреля 1874 года в Костроме в семье протоиерея Костромской епархии.

В 1889 году окончил Костромское духовное училище, в 1895 г. - Костромскую духовную семинарию, в 1899 г. - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, назначен помощником инспектора Благовещенской духовной семинарии.

7 апреля 1900 г. был пострижен в мантию епископом Благовещенским Иннокентием (Солодчиным), 30 апреля рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным.

С 14 августа 1901 г. - помощник смотрителя Рязанского духовного училища. С 1901 г. – инспектор Благовещенской духовной семинарии, с 1904 г. - ректор Благовещенской духовной семинарии в сане архимандрита.

С 1906 г. - настоятель Псковского Мирожского монастыря.

31 июля 1911 г. был хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре.

Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя совета епархиального братства святителя Василия, еп. Рязанского, являлся также председателем епархиального Училищного совета. С 14 апреля по 26 мая 1917 г. на время отпуска преосвященного Димитрия (Сперовского) с местопребыванием в Валдайском Иверском монастыре Новгородской епархии был назначен временно управляющим Рязанской епархией.

С 26 мая 1917 г. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

Являлся членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., заместителем еп. Орловского Серафима (Остроумова).

6 июля 1918 г. был арестован после обыска, произведенного в орловском архиерейском доме. В тот же день было разогнано Епархиальное собрание.

С 1921 [кон. 1920?] г. – епископ Брянский и Севский.

В 1921 г. арестован в Брянске (?), в июле того же года освобожден.

Не ранее августа 1922 г. арестован в Брянске за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда.

С 1923 г. – епископ Рязанский.

С 1925 г. – епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Служил в Московском Никольском храме у Яузских ворот.

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому).

image0025 июня 1926 г. арестован в Москве по обвинению в "агитации среди церковников о гонении власти за веру, распространении среди диаконов текста для моления об успехах и укреплении христолюбивого воинства". Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

Из протокола допроса 22 июня 1926 г.:

"Найденная у меня при личном обыске бумажка... "О честном пресвитерстве и еже во Христе диаконстве... и о избавлении братий наших в темницах и пленении сущих, о поспешении и укреплении христолюбивого воинства..." представляет собой "выкличку", выражение "христолюбивое воинство" является, до некоторой степени, атавизмом, оно имело смысл до революции, когда воинство было действительно христолюбивым. Обычно я поправлял диаконов, т.е. говорил, что фразу эту надо выпускать. Допускаю, что некоторые, по невежеству, так и полагали, что это зашифрованное моление за Белую армию. Я просто имел (тот отрывок с поминовением) как образчик старого издания, как первоисточник"

22 сентября того же года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) в Коми (Зырян) АО.

17 февраля 1928 г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ был досрочно из ссылки освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

С 25 апреля 1928 г. – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

28 ноября 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа.

В 1931 г. вновь подвергся аресту и был приговорен к трем годам заключения, которое отбывал в Мариинских лагерях.

С 26 апреля 1934 г. – архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии.

14 мая 1934 г. назначен архиепископом Муромским, викарием Владимирской епархии.

9 июня 1935 г. был арестован в г. Муроме по обвинению в "контрреволюционной деятельности". Виновным себя не признал. 19 ноября того же года ОСО при НКВД приговорило владыку к 3 годам ссылки.

Ссылку отбывал в с. Мотыгино Удегейского района Красноярского края.

25 марта 1938 г. был арестован в ссылке и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания. 14 апреля 1938 г. тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к расстрелу.

Расстрелян 25 мая 1938 года в г. Енисейске.

11 апреля 1959 года был реабилитирован Красноярским краевым судом по 1938 году репрессий.

9 августа 1993 года был реабилитирован и.о.помощника Генерального Прокурора РФ по 1926 году репрессий.

Использованные материалы

  • Игум. Дамаскин (Орловский), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский). Статья в Православной энциклопедии, т. 2, с. 152-153
  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Легитимизм – краеугольный камень монархической идеи

Наиболее древнее из дошедших до нас произведений русской письменности, лежащее в основании не только литературы России, но и отечественной традиции богословия, философии, истории и, в целом, социальных наук – «Слово о Законе и Благодати» св. Митрополита Киевского Иллариона. В этом есть нечто промыслительное. Проблема соотношения и взаимосвязи Закона и Благодати рассматривается под разными углами зрения во всем христианском мире на протяжении веков. Но именно в нашем Отечестве этот вопрос явился корневым. Из него, по сути дела, начало расти древо национальной культуры.

Подробнее...