Амвросий (Смирнов, 1874 -1938), архиепископ Муромский, викарий Владимирской епархии.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Смирнов Алексей Степанович, родился 4 апреля 1874 года в Костроме в семье протоиерея Костромской епархии.

В 1889 году окончил Костромское духовное училище, в 1895 г. - Костромскую духовную семинарию, в 1899 г. - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, назначен помощником инспектора Благовещенской духовной семинарии.

7 апреля 1900 г. был пострижен в мантию епископом Благовещенским Иннокентием (Солодчиным), 30 апреля рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным.

С 14 августа 1901 г. - помощник смотрителя Рязанского духовного училища. С 1901 г. – инспектор Благовещенской духовной семинарии, с 1904 г. - ректор Благовещенской духовной семинарии в сане архимандрита.

С 1906 г. - настоятель Псковского Мирожского монастыря.

31 июля 1911 г. был хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре.

Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя совета епархиального братства святителя Василия, еп. Рязанского, являлся также председателем епархиального Училищного совета. С 14 апреля по 26 мая 1917 г. на время отпуска преосвященного Димитрия (Сперовского) с местопребыванием в Валдайском Иверском монастыре Новгородской епархии был назначен временно управляющим Рязанской епархией.

С 26 мая 1917 г. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

Являлся членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., заместителем еп. Орловского Серафима (Остроумова).

6 июля 1918 г. был арестован после обыска, произведенного в орловском архиерейском доме. В тот же день было разогнано Епархиальное собрание.

С 1921 [кон. 1920?] г. – епископ Брянский и Севский.

В 1921 г. арестован в Брянске (?), в июле того же года освобожден.

Не ранее августа 1922 г. арестован в Брянске за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда.

С 1923 г. – епископ Рязанский.

С 1925 г. – епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Служил в Московском Никольском храме у Яузских ворот.

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому).

image0025 июня 1926 г. арестован в Москве по обвинению в "агитации среди церковников о гонении власти за веру, распространении среди диаконов текста для моления об успехах и укреплении христолюбивого воинства". Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

Из протокола допроса 22 июня 1926 г.:

"Найденная у меня при личном обыске бумажка... "О честном пресвитерстве и еже во Христе диаконстве... и о избавлении братий наших в темницах и пленении сущих, о поспешении и укреплении христолюбивого воинства..." представляет собой "выкличку", выражение "христолюбивое воинство" является, до некоторой степени, атавизмом, оно имело смысл до революции, когда воинство было действительно христолюбивым. Обычно я поправлял диаконов, т.е. говорил, что фразу эту надо выпускать. Допускаю, что некоторые, по невежеству, так и полагали, что это зашифрованное моление за Белую армию. Я просто имел (тот отрывок с поминовением) как образчик старого издания, как первоисточник"

22 сентября того же года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) в Коми (Зырян) АО.

17 февраля 1928 г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ был досрочно из ссылки освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

С 25 апреля 1928 г. – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

28 ноября 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа.

В 1931 г. вновь подвергся аресту и был приговорен к трем годам заключения, которое отбывал в Мариинских лагерях.

С 26 апреля 1934 г. – архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии.

14 мая 1934 г. назначен архиепископом Муромским, викарием Владимирской епархии.

9 июня 1935 г. был арестован в г. Муроме по обвинению в "контрреволюционной деятельности". Виновным себя не признал. 19 ноября того же года ОСО при НКВД приговорило владыку к 3 годам ссылки.

Ссылку отбывал в с. Мотыгино Удегейского района Красноярского края.

25 марта 1938 г. был арестован в ссылке и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания. 14 апреля 1938 г. тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к расстрелу.

Расстрелян 25 мая 1938 года в г. Енисейске.

11 апреля 1959 года был реабилитирован Красноярским краевым судом по 1938 году репрессий.

9 августа 1993 года был реабилитирован и.о.помощника Генерального Прокурора РФ по 1926 году репрессий.

Использованные материалы

  • Игум. Дамаскин (Орловский), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский). Статья в Православной энциклопедии, т. 2, с. 152-153
  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Иоанн (Котляревский, 1905 – 1964)

Родился игумен Иоанн (в миру Михаил Михайлович Котляревский) 23 марта 1905 года в Костроме, в семье акцизного чиновника Михаила Ивановича Котляревского, сына священника. В семье было трое сыновей, Михаил был средним сыном. В 1920г. в Томске Михаил окончил 5 классов гимназии. В том же 1920 году семья переехала из Томска в Полтаву.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...