Экзорцизм.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Этим термином называют обряд изгнания нечистых духов. В простонародье он называется отчиткой. В Церкви он совершается над каждым при оглашении в Таинстве Крещения в чтении специальных молитв и троекратном отречении от сатаны. Экзорцизм имел место в первые века христианства в силу особых дарований, посылаемых в этот период становления Церкви.

Затем он был прекращен. Уже в III в., в «Постановлениях апостольских» запрещается назначать экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа». Ни один из русских святых не отчитывал, потому что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Православная Церковь всегда свое понимание этого вопроса выражала словами Спасителя: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17,21), т.е. правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар победы над злыми духами. Только достигший бесстрастия, способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал Сам Господь. Изгоняли они без совершения какого-либо заклинательного чина, изгоняли внутренней молитвой, реже – внешней, напр. молитвами свв. Василия Великого или Иоанна Златоуста. Совершали над больными Таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас в Таинстве Крещения. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой». Беснование – это испытание для человека и его ближних – оно направлено для исправления жизни. Величайшее искушение для человека – сорвать тайны бытия, подчинить себе Бога. Этим страдают сектанты и экстрасенсы. Поэтому позиция Церкви в этом вопросе – не заниматься поиском «старцев», а исцеляться подвигом благочестия, который и заповедовал нам Господь наш Иисус Христос.

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Историк, этнограф, краевед Виноградов Николай Николаевич (1876-1938)

Виноградов Николай Николаевич – историк, этнограф, фольклорист, коллекционер, краевед. Родился в с. Чмутово Галичского уезда Костромской губернии в семье священника Троицкой церкви, закончил в 1896 г. Костромскую духовную семинарию, с 1897 по 1902 гг. учитель Семиловской церковноприходской школы Костромского уезда. С 1902 г. действительный член КГУАК (Костромской губернской ученой архивной комиссии), занимался комплектованием музея, сбором диалектологического и фольклорного материала. С августа 1902 г. в течение года служит секретарем у академика А. Н. Пыпина, выполняет работы по сбору предметов для музея императора Александра III в С. Петербурге.

Подробнее...

Статьи

Разработка и реализация государственной властью мероприятий по расколу Русской православной церкви

С приходом к власти в октябре 1917 г. у большевиков за исключением тезиса «отделение церкви от государства» не было сколько-нибудь продуманной программы по церковному вопросу. В определенной степени задачи сегодняшнего дня определяли повороты и сдвиги в этом направлении. Лозунг «Земля крестьянам» нашел воплощение в национализации церковных и монастырских земель. Потребность в денежных средствах – в «замораживании» и изъятии банковских счетов. Принцип светского характера государства реализовался в отмену церковного брака и признание брака гражданского, а также в перевод учебных заведений из духовного ведомства в Наркомат народного просвещения.

Подробнее...