21 июля Православная Церковь совершает празднование иконы Божией Матери, именуемой Казанская, в народе этот праздник почитаем и назван «Казанская летняя»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001У восточных славян этот день особенно празднуют, еще называют «Прокопий» или Прокопьев день, Зажинки, жнец, жатвенник. В этот день делался первый «зажин» ржи и начинался сев озимых. Один день совмещает в себе три праздника – Казанской Божьей Матери, мученика Прокопия и чудотворца Прокопия.

image002 В Казани, 21 июля 1579 г., девятилетняя девочка Матрона видела во сне Богоматерь и слышала голос, извещавший ей, что на пепелище их сгоревшего дома находится  икона Божией Матери. Царица небесная повела рассказать ей об этом светским и духовным властям города, чтобы они в указанном месте взяли икону из земли. Видение повторялось несколько раз. Рассказу девочки никто не верил. Тогда девочка сама стала копать землю в указанном в видении месте и нашла икону, которая поразила всех, видевших её, свежестью своих красок. Явленный образ был с благоговением и радостью извлечён из земли и поставлен на месте, где был обретён. К нему стекалось бесчисленное множество народа; все с благоговением молились перед обретённой святыней. Икона была торжественно перенесена в  ближайшую церковь св. Николая, затем в Благовещенский собор, где перед ней произошло исцеление многих слепых. Вот почему  молятся перед этой чудотворной иконой о прозрении слепых и вообще, об исцелении от глазной болезни. Все увидели в этом обретении иконы подкрепление веры Христовой и милость Божией Матери к стране, где большая часть населения исповедовала ислам.

С этой св. иконы был сделан список и послан, в том же году царю Иоанну Грозному, который повелел на месте обретения иконы построить женский монастырь, где и была поставлена явленная икона. Матрона, нашедшая святыню, приняла монашеское пострижение с именем Марфы, и стала первой монахиней, а затем настоятельницей монастыря. В 1595 г., в честь явления Казанской иконы был установлен особый праздник, приуроченный ко дню, когда мать со свой дочерью, ходили к архиепископу и градоначальнику с рассказом о чудесном видении.

image003Как известно, почитание святых икон имеет важнейшее значение в Церкви, потому что икона (греч. – образ) – это гораздо большее, чем просто образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания: она полное ему соответствие, предмет органически входящий в богослужебную жизнь. Этим объясняется то значение, которое Церковь придаёт иконе, т. е. не всякому вообще изображению, а тому специфическому образу, который она сама выработала в течение своей истории, в борьбе против язычества и ересей. Тому образу, за который она, в иконоборческий период, заплатила кровью сонма мучеников и исповедников. Почитание икон Спасителя, Богоматери, ангелов и святых – это догмат христианской веры, сформулированный седьмым вселенским собором, - догмат, который вытекает из основного исповедания Церкви – вочеловечения Сына Божия. Его икона является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения. Поэтому иконы называют часто «богословием в красках». Мы молитвенно, через священные образы, изображённые на иконах, обращаемся к Первообразу - Богу, Его Пречистой Матери и святым,  и получаем их благодатную помощь, при этом, не воздавая самим иконам поклонение как Богу.

image004Сохранилось предание, что Божия Матерь увидев своё изображение, написанное апостолом и евангелистом Лукой, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этой иконой». Мы приносим свои молитвы Матери Божией, потому что она ближе всех к Богу и вместе с тем близка нам, ведь распятый на Кресте Сын Её поручил Ей заботу и попечение о роде человеческом. Ради Её материнской любви и Её молитв, Бог многое нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная Заступница за всех нас!

Почти в каждом храме Русской Православной Церкви имеется список с чудотворного образа Казанской иконы Божьей Матери.

Наиболее ярким списком этой иконы в Костроме является список, находящийся левой на колонне Богоявленско-Анастасьинского собора. У этого чтимого списка Богородицы удивительная судьба. Святыню одной из костромских обителей, разрушенной в годы гонения на церковь, сохранила у себя одна христианка. Привернув лик Божьей Матери, она приспособила икону под стол, на котором резала овощи.

Поэтому до наших дней Казанская икона Божьей Матери дошла изрубленной, но при этом хорошо сохранилась. И вот уже 13 лет на ней появляется святое и целебное миро.

image005Престольный праздник в этот день в Казанском храме с. Петрилово, с. Ильинское, с.Спас-Бураки, Костромского р-на; с. Богородское, Галичского р-на; с. Словинка, с. Бушнево, Антроповского р-на; с. Лубяны, Кадыйского р-на; с. Светочева гора, Красносельского р-на.

Из утерянных святынь, можно вспомнить Казанскую соборную церковь г. Нерехты, Казанский храм г. Юрьевца.

 СОБОР КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — НЕРЕХТА, УЛИЦА ЛЕНИНА, 2

12 июня 1709 года Пётр I подписал указ о строительстве в Нерехте собора из камня. Царь велел посвятить церковь Казанской иконе Божией Матери, нанять рабочих в Москве и сделать 200 тысяч кирпичей. Исследователи считают, что благодаря этому данный храм можно считать первым памятником победе русских войск под Полтавой в ходе Северной войны.

image006Работы по сооружению нерехтской церкви закончились к 1713 году. В 1780 году храм был расписан бригадой художников, в 1805-1806 годах его трапезная часть была перестроена.  Колокольня высотой в 60 метров была построена в 1837-1848 годах. Звонница отметила собой древнюю часть и торгово-административный центр Нерехты XVII-XIX веков.

Церковь была закрыта в 1931 году и до сих пор не является действующей. В годы Советской власти храм приспособили под хлебокомбинат, лишили пяти куполов, ограды и апсиды.

Что касается ноябрьского Дня Казанской иконы Божией Матери, то он совпадает с Днем народного единства не случайно. Ведь оба праздника связаны с одним и тем же событием — изгнанием поляков из Москвы в 1612 году. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) того года народное ополчение освободило от иноземных захватчиков Китай-город и вскоре после этого торжественно вступило в Кремль. К тому времени Казанская успела стать своеобразным духовным символом ополчения.

Но как же икона оказалась у русского войска? Чудотворный список с Казанского образа был передан дружинам северных русских городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, отправляющимся в освободительный поход. Накануне штурма Москвы русские воины усердно молились перед образом Казанской Богородицы.

image007После избавления Москвы от иноземных захватчиков князь Дмитрий Пожарский построил в самом центре столицы Казанский собор, в который в 1636 году был помещен чудотворный образ - тот самый, который помог вернуть Москву.

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился два местных празднования - казанское летнее и московское осеннее - сделать общероссийскими; Казанская стала почитаться как покровительница Дома Романовых.

С этих пор Казанская икона Божьей Матери стала особенно любима. В 1709 году, перед Полтавской битвой, Петр Великий со своим воинством молился перед ней о даровании победы. Известно, как почитал этот образ А.В. Суворов. О даровании победы перед святыней молились и в 1812 году, один такой молебен - при отбытии М.И. Кутузова в действующую армию - хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все. А в том же 1812 году, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять. Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех - и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа нашего Иисуса Христа…

Удивительна история и второго чудотворного списка с Казанской иконы. Император Петр I перенес его в новую северную столицу, где в честь иконы возвели кафедральный Казанский собор. Именно перед этим списком молился, собираясь выезжать в действующие войска, Михаил Илларионович Кутузов в 1812-м. Здесь же, в соборе, неподалеку от чудотворного образа, упокоился и прах великого полководца... Особую роль в истории города на Неве сыграл этот образ и в Великую Отечественную войну - уже во время блокады верующие жители пронесли Казанскую крестным ходом, исполняясь решимости выстоять до конца. Петербургский список Казанской иконы чудом сохранился в советское время и, пробыв некоторое время в Князь-Владимирском соборе, вернулся в Казанский собор...

image008Сам же явленный в Казани первообраз был в 1904 году похищен из Казанского монастыря ворами, охотившимися за драгоценной ризой иконы, - и уничтожен ими. Кроме этих трех икон множество списков Казанской прославились по всей России чудесами исцелений и милости к людям. В годы сталинских реконструкций храм на Красной Площади был утрачен и восстановлен лишь в начале 90-х.

 И сегодня, перед Казанской иконой Божией Матери, попросим и мы, мира и любви, помощи и милости.

ДНИ ПРАЗДНОВАНИЯ:

Празднование в честь Казанской иконы и всех упомянутых её списков установлено 21 (8) июля[ ( Казанская летняя).

Московский список, находившийся в Казанском соборе на Никольской улице, чествуется 4 ноября (22) октября – в день народного единства России (Казанская осенняя).

image009По гораздо более позднему преданию, в 1621 году в селе Богородском под Уфой состоялось явление ещё одного образа Казанской иконы, Богородско-Уфимской. Празднование в честь этой иконы установлено 19 (6) июля.

Каплуновская икона явилась 24 (11) сентября 1689 года во сне священнику села Каплуновка Харьковской епархии, после чего была приобретена им в материальной форме у проезжего иконописца.. Начиная с 1766 года эта икона чествуется в день её явления.

Казанская икона Божией Матери. Образы

  • · Каплуновская-Казанская икона
  • · Нижнеломовская-Казанская икона
  • · Карповская-Казанская икона
  • · Каташинская-Казанская икона
  • · Вознесенская-Казанская икона
  • · Павловская-Казанская икона
  • · Иркутская-Казанская икона
  • · Каргопольская-Казанская икона
  • · Ярославская-Казанская икона
  • · Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре
  • · Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
  • · Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре
  • · Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
  • · Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе
  • · Казанская, находящаяся в городе Вязниках
  • · Казанская, находящаяся в Суздале

Молитва Казанской иконе Божией Матери:

image010О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью и общим - тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Народные бедствия Церковь всегда воспринимала как наказание за грехи. Поэтому пост, покаяние и молитва считались непреложной подготовкой к любому бою. И если вчитаться в слова молитвы перед Казанским образом Божьей Матери, то мы увидим там прозрение потрясающей глубины.

 Испрашивая у Богородицы общее, для всех - "да сохранит мирну страну нашу", молитва связывает это общее благоденствие с частным, с состоянием души каждого: "Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений". Смотрите, здесь испрашиваются у Богородицы не блага земные для молящегося, а "дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений". Вот она связь между покаянием - тем, что происходит в нашей душе, с нашей душой - и тем, что происходит в мире вокруг нас!

Прозрения подобного рода происходят именно в годины великих народных потрясений. Осознанная самою душою, эта связь, это единство нашего частного, личного и общего привела к формированию поведенческого алгоритма наших предков: собирая силы на решительный бой, они не просто молились, они постились, они каялись. И это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Божьей Матери.

 Перед иконой Казанской Божьей Матери молятся:

о счастье семейном – считается, что Казанская Божья Матерь как покровительница семьи убережет проблем в семье;

об исцелении от болезней – чаще всего к Ней обращаются, если есть проблемы с глазами и зрением;

о защите от пожаров – так как образ этот, по преданию, порожден огнем;

о наделении мудростью – когда нужно принять важное решение в трудных жизненных ситуациях.

Через Казанскую икону Божья Матерь подает помощь и считается - Покровительница семьи, поэтому ее образ дарят как при венчании, так и при крещении детей. Она также целительница в болезнях и спасительница Родины в час бедствий. С давних времен люди говорят о том, что Казанская Божья Матерь помогает каждому в любви. Есть даже специальная молитва Казанской Божьей Матери о замужестве.

image01121 июля, в день Казанской иконы Божией Матери свое 33 –летнее возрождение отмечает Богоявленско-Анастасиин женский монастырь г. Костромы.

Монастырь был возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский определением Священного синода 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы.

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Божией Матери. В 1991 году начались богослужения в Смоленской церкви. В 2006 году был восстановлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского в подклете собора.

image012Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Ко­стром­ской ро­дил­ся в 1360-е го­ды в Под­мос­ко­вье. При­нял по­стриг и пре­бы­вал в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия в чис­ле его уче­ни­ков. В ста­рин­ных си­но­ди­ках на­зы­ва­ет­ся срод­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия.

Пред­по­ло­жи­тель­но, не позд­нее се­ре­ди­ны 1380-х го­дов пре­по­доб­ный Ни­ки­та по­сту­пил в бра­тию Сер­пу­хов­ско­го Вы­соц­ко­го мо­на­стыря. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ной при­чи­ной пе­ре­хо­да ду­хов­но­го ча­да пре­по­доб­но­го Сер­гия мож­но счи­тать обо­юд­ное же­ла­ние Сер­пу­хов­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Ан­дре­еви­ча и игу­ме­на Афа­на­сия Вы­соц­ко­го Стар­ше­го с бра­ти­ей иметь у се­бя на Вы­со­ком ду­хов­ни­ка по по­до­бию Ра­до­неж­ской Свя­то-Тро­иц­кой оби­те­ли, где ду­хов­ни­ка­ми на­зна­ча­лись наи­бо­лее опыт­ные в мо­лит­ве и по­дви­ге уче­ни­ки бла­жен­но­го игу­ме­на Сер­гия.

В 1396 го­ду свя­той стал игу­ме­ном оби­те­ли, а око­ло 1414 го­да из-за бо­лез­ни глаз оста­вил мо­на­стырь и уда­лил­ся в Бо­ровск, где по пре­став­ле­нии пре­по­доб­но­го Ни­ки­фо­ра стал ду­хов­ни­ком Вы­со­ко-По­кров­ско­го мо­на­стыря. Здесь, око­ло 1415 го­да, по­сту­пил к не­му в уче­ни­ки пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий Бо­ров­ский.

В на­ча­ле 1420-х го­дов пре­по­доб­ный Ни­ки­та по­ки­нул Вы­со­ко-По­кров­скую оби­тель и на­пра­вил­ся на се­вер, в Ко­стро­му, где в то вре­мя на окра­и­не го­ро­да ос­но­вал Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь.

В 1422 го­ду пре­по­доб­ный Ни­ки­та спо­до­бил­ся уви­деть об­ре­те­ние свя­тых мо­щей сво­е­го срод­ни­ка и учи­те­ля пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.

Скон­чал­ся в се­ре­ди­не XV ве­ка, по­гре­бен в де­ре­вян­ном Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре ос­но­ван­ной им оби­те­ли.

В 1559-1565 го­дах на ме­сте де­ре­вян­но­го со­бо­ра по­стро­и­ли ка­мен­ный Бо­го­яв­лен­ский со­бор, ниж­няя часть ко­то­ро­го ста­ла усы­паль­ни­цей; под юго-за­пад­ной ча­стью хра­ма рас­по­ла­га­лась и гроб­ни­ца пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты.

По­сле по­жа­ра 1847 го­да, уни­что­жив­ше­го прак­ти­че­ски весь мо­на­стырь, со­бор был вос­ста­нов­лен в 60-е го­ды XIX ве­ка, ко­г­да оби­тель ста­ла жен­ской и по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Бо­го­яв­лен­ско-Ана­с­та­си­и­ной.

Чест­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты до­ны­не пре­бы­ва­ют под спу­дом в скле­пе ко­стром­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Бо­го­яв­лен­ско-Ана­с­та­си­и­на мо­на­стыря.

Па­мять о пре­по­доб­ном Ни­ки­те дол­го хра­ни­лась и в юж­ном Под­мос­ко­вье, в не­ко­то­рых спис­ках уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия он име­ну­ет­ся Сер­пу­хов­ским или Бо­ров­ским. Глу­бо­ко по­чи­та­ли свя­то­го Ни­ки­ту Сер­пу­хов­ско-Бо­ров­ские кня­зья — Вла­ди­мир Ан­дре­евич Храб­рый (1410) и его по­том­ки.

Первый Богоявленский монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

image013Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь - Владимир Старицкий.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло костромской Богоявленко-Анастасиин женский монастырь, а его главный храм - Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении Богоявленской обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых.

image014 Настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия (Травина). Состояние монастыря было очень печальным: 73 ветхих деревянных двухэтажных сарая на территории. Горы мусора из всех близлежащих домов, в которых не было коммуникаций — это были бараки для рабочих фабрик. Только для вывоза мусора, находившегося на монастырской территории, потребовалось более трехсот машин. Корпуса обители — Западный, Больничный, Восточный — по-прежнему занимали местные жители. Но при участии федеральных властей и местной администрации в 1993-1997 годах освободили Западный и Больничный корпуса, в 2001 году — Восточный корпус. Проведены большие реставрационные работы в крипте Богоявленского собора, где покоятся мощи преподобного Никиты Костромского: устроен храм- усыпальница в честь преподобного Сергия, преподобного Никиты и святого великомученика Никиты. Были восстановлены монастырские стены - кирпичная ограда по улице Симановского и по улице Пятницкой с Никольскими воротами. Проведены масштабные ремонтные работы по снятию грунта земли на один метр с целью освобождения зданий обители от сырости и приведения их в первоначальный вид; устроен храм в крипте. По благословению и на средства архиепископа Алексия расписан Богоявленский Собор.

image015В начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария.

 

 https://putidorogi-nn.ru/evropa/763-bogoyavlensko-anastasiin-monastyr-v-kostrome

Тропарь, глас 4:

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния  всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак, глас 8:

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол // благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

Молитва первая

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь // всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

Российский Императорский Дом и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

 А.Н. Закатов
канд. ист. наук, доцент
член Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия

Российский Императорский Дом и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Российский Императорский Дом Романовых уже около 20 лет непосредственно присутствует в общественной жизни современной России. Независимо от отношения к вопросу о возможностях восстановления монархии, многие соотечественники видят в исторической династии важный элемент гражданского общества. Интерес к дореволюционной и недавней истории Императорского Дома не ослабевает. Некоторые аспекты этой истории изучены досконально. Но существует еще и немало белых пятен. Одной из таких малоизученных тем является позиция Российского Императорского Дома в годы Великой Отечественной войны.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: