21 июня. Память святого великомученика Феодора Стратилата

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00121 июня Церковь молитвенно празднует память святого великомученика Феодора Стратилата. Феодор Стратилат (стратилат - греч. «полководец, главнокомандующий») был правителем Ираклии Понтийской в Малой Азии. При императоре Лицинии в 319 году он за исповедание веры во Христа принял мученическую смерть – после жестокого бичевания его распяли на кресте, а затем отрубили мечом голову. Страдания Феодора были описаны его слугой Уаром.

image002Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы. Собор во имя великомученика Феодора Стратилата был одним из первых костромских храмов. До наших дней он не сохранился, однако известно, что именно в этот храм в середине ХIII в., была принесена чудесно обретенная костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, Феодоровская икона Божией Матери. Свое название эта великая всероссийская святыня, уже без малого восемь веков пребывающая в нашем городе, получила как раз благодаря тому, что долгие годы хранилась в Успенском соборе Костромского кремля, в приделе Феодора Стратилата..

image003В «Сказании о Феодоровской иконе Божией Матери» говорится, что накануне ее явления князю Василию в костромском лесу многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и удивительно похожий на изображение Феодора Стратилата в соборном храме его имени. Позднее при возведении Успенского собора Костромского кремля в нем был устроен придел во имя великомученика Феодора.

Древний соборный храм Феодора Стратилата, замененный Успенским собором. Историческое начало города Костромы местные историки относят к половине XII столетия. Основание же собора положено во второй половине XIII столетия, не позже 1277 года. Следовательно, от исторического начала Костромы до основания собора прошло не меньше 150 лет. Когда явилась в Костроме чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в половине XIII столетия, то она была поставлена уже в готовый соборный храм (с. 504) имени святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), где и стояла до устройства Успенского собора. Древний храм Феодора Стратилата, от которого до наших дней не сохранилось почти никаких следов, был деревянный и стоял совсем в другом месте, чем Успенский собор, именно на Мшанской улице, где теперь стоит каменный Богоотцовский храм. Есть основание к предположению о том, что древний храм в честь Феодора Стратилата был построен владимирским великим князем Ярославом Всеволодовичем, отцом костромского князя Василия Ярославича – основателя и строителя Успенского собора. Соборный храм Феодора image004Стратилата во все время княжения в Костроме Василия Ярославича, пока не был устроен Успенский собор, был местом пребывания новоявленной чудотворной (с. 505) Феодоровской иконы Божией Матери. При этом храме князь Василий Ярославич, скончавшийся в 1277 году {е}, и погребен. Но дальнейшая судьба его печальна: как деревянный, он после явления иконы в каких-нибудь 10-15 лет два раза горел. После вторичного пожара он был уже построен «на старом» погоревшем месте «в виде малой церкви», «да поставится в нем чудотворная икона на время некое». Во всяком случае древний Феодоровский храм с устройством Успенского собора уступил честь служить местом пребывания святой иконы новому собору, потерял значение соборного храма и, наконец, совсем перестал существовать. В костромских писцовых книгах 1630 года об этом храме в последний раз упоминается так: «На Суле (река), у Мшанской улицы церковь стоит без пения Феодора Стратилата, древяна, клецки». После около этой церкви устроился было монастырь имени преподобного Симеона Столпника. Но в XVIII столетии монастырь закрыт по бедности, а церковь сгорела. Вместо них устроена в 1769 году церковь каменная во имя Богоотцов Иоакима и Анны с тремя приделами: Богоотцовским, Феодоровским и Симеоновским. Церковь бесприходная, ружная; очевидно, построена из уважения к месту первоначального пребывания святой Феодоровской иконы. Такова судьба древнего Феодоровского храма, устроенного, по преданию, Ярославом Всеволодовичем. 2. Основание и построение Успенского собора с приделом Феодора Стратилата Непоколебимое и общее народное предание основание и построение Успенского собора приписывает костромскому князю Василию Ярославичу Квашне (1241-1277), устроившему храм в благодарность Пресвятой Богородице за милость и защиту, оказанную ему при нашествии на Кострому бродячих татар из рассеявшейся по России армии Батыя. В древнем повествовании о явлении чудотворной иконы, в статье о чудесном спасении иконы при вторичном пожаре в соборном храме Феодора Стратилата, говорится: «И паки предреченный великий князь (Василий Ярославич) совет сотвори с бояры своими, и со князи и со всем народом, яко да воздвигнется церковь каменная соборная внутри града (в кремле) во имя Пресвятыя image005Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, зане в той день прииде сия чудотворная икона, а святаго великомученика Феодора Стратилата (малый храм устроить) в приделе (предполагаемого Успенского храма). Совершена же бысть сия каменная церковь и освятиша ю во имя честнаго и славнаго Ея Успения; сию же чудотворную икону Пресвятыя Богородицы с подобающею честью и с великим славословием пренесоша от деревянныя соборныя церкви в новосозданную каменную церковь и поставиша ю с великим благодарением». К такому решению князь Василий пришел после того, как деревянный храм Феодора Стратилата сгорел вторично. Сгорел же он вскоре после отражения от Костромы нашествия татар. Но, к несчастью, история не сохранила сведений не только о времени, но и о самом нашествии на Кострому татар. Приходится довольствоваться некоторыми догадками. Во всяком случае, Успенского собора в Костроме до второй половины XIII столетия не было. Но в начале XVII века он уже описывается в писцовых книгах как давно существующий, служащий постоянным местопребыванием Феодоровской иконы.

image006В писцовых книгах 1628 года Успенский собор записан в ряду многочисленных храмов под номером 1 так: «Церковь соборная каменная во имя Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Федоровские. А в церкве образов месных. Образ Пречистые Богородицы Федоровские в иконостасе…». За все время с конца XIII до начала XVII века не встречается в истории ни малейших указаний на то, что Успенский собор основан и устроен не князем Василием Ярославичем и не в XIII столетии, а после кем-либо другим. Правда, нет и таких исторических данных, которые давали бы нам твердое и положительное основание к заключению, что собор устроен князем Василием Квашней в XIII веке. Но в пользу этого предположения говорит по крайней мере непрерывное и непоколебимое вековое предание. Придел в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Не оставил князь Василий Ярославич без особого чествования и святого великомученика Феодора Стратилата, принесшего в Кострому святую чудотворную икону. Одновременно с устройством Успенского собора устроен был в алтаре этого собора с левой стороны особый придел во имя святого великомученика Феодора. Придел в этом месте существовал до 1666 года. В этом году он заменен новым, расположенным в виде особой каменной церкви, примкнутой к Успенскому собору с левой стороны, алтарем на север, как и собор. Этот придел, несколько расширенный в 1834 году, существует до сих пор. В нем главную святыню составляет местный большой образ святого великомученика Феодора Стратилата, украшенный сребропозлащенной ризой. http://bibl-kostroma.ru/история-костромского-кремля/п..

Протоиерей Иоанн Сырцов. Костромской Успенский кафедральный собор — Соборная библиотекаbibl-kostroma.ru

В 1595-1597 годах над Святыми воротами Ипатьевского монастыря был выстроен двухшатровой храм, освященный в честь мученицы Ирины и святого великомученика Феодора Стратилата.

В 1994 году совместным попечением Костромской епархии и администрации области на воинском кладбище Костромы по проекту Л.С. Васильева была возведена часовня во имя великомученика Феодора Стратилата.

image007В 2002 году на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы великомученику Феодору был установлен памятник, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 2002 году у стен кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора был установлен памятник небесному покровителю  Костромы святому великомученику Феодору Стратилату работы скульптора А. И. Благовестинова. Памятник был освящен ныне почившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 29 августа 2002 года  в день памяти обретения чудотворной иконы Божией Матери Феодоровской.

По благословению Его Святейшества к 260-летнему юбилею образования Костромской епархии в 2004 году была учреждена медаль святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя богохранимой Костромы.

21 февраля 2019 года исполнилось 1700 лет со дня мученической кончины св. великомученика Феодора Стратилата.

image008В 2010 году Патриарх Кирилл установил Феодора небесным покровителем Федеральной службы судебных приставов, добровольно помогающей восстановлению Феодоровского монастыря в Переяславле-Залесском.

В Костроме, в Новом городе стоит деревянный храм во имя св. вмч. Феодора Стратилата.

Церковь Иоакима и Анны, Богоотцовская

"За перекрестком на холме (срытом уже после революции) стояла церковь Богоотцов Иоакима и Анны. О ее возведении, взамен деревянной «обыденной», устроенной «за жильем» близ реки Костромы для прекращения в 1655 году морового поветрия, просили в 1768 году богатейшие владельцы полотняных мануфактур Углечаниновы и Ашастины. Получив разрешение, они в 1771 году построили каменную церковь — целый комплекс сооружений, объединивший пятиглавый храм, колокольню и даже жилой дом * (церковь не сохранилась)" [1]. "Богоотцовская церковь г. Костромы ружная, каменная, с такою же колокольней, построена в 1771 г. на средства жителей г. Костромы. Церковь обнесена каменной оградой с железной решеткой. Престолов 3: а) средний в честь Феодоровской иконы Божией Матери, б) правый во имя Богоотец Иоакима и Анны, в) левый во имя Симеона Столпника. Достопримечательности заключаются главным образом в древних иконах. Древнейшая икона св. вмч. Феодора Стратилата, относимая проф. Голубцовым к XV или XVI в., а проф. Покровским к началу XVII в. Археологическая ценность ее заключается в том, что на ней изображен древний вид части г. Костромы с древним собором в честь Феодора Стратилата, в который была принесена явленная Феодоровская икона Божией Матери, и нынешним Успенским собором в древнем его виде. Следующая по древности икона Богоотец Иоакима и Анны, надпись на которой указывает время (1654 г.) и повод (моровая язва) устройства жителями г. Костромы обыденной деревянной Богоотцовской церкви, вместо которой построена нынешняя каменная. Прочие древности еще не обследованы. Записанное в церковной летописи предание указывает место погребения Костромского князя Василия Ярославича Квашни: по показанию очевидцев - свидетелей, строителей церкви, гроб его был найден в том месте, где ныне царские двери Симеоновского придела. Из уважения к ее историческому значению Богоотцовская церковь являлась единственным ружным храмом Костромы - вплоть до революции получавшим руту (содержание) от города. Богоотцовский храм был закрыт в 1936 г. и вскоре подвергся полному разрушению. В начале 1950-х на его месте построен жилой дом". 1 http://kostromka.ru/bochkov/145.phphttp://www.old-churches.ru/ko_001.htm

image009Среди несуществующих костромских кремлей можно заблудиться. Археологи нашли следы древнейшего детинца на пересечении улиц Островского и Пятницкой. Реконструированные планы города за XVII века переносят «Старый город», на восток — и беседка Островского на улице Чайковского даже услужливо указывает здесь на остатки валов. Аккурат, между двумя этими призрачными крепостями, опять же согласно старым картам, находилась еще одна. Сколько кремлей было в Костроме? Почему ни один из них не сохранился до наших дней? И почему Лжедмитрий и Романовы прятались не в городской крепости, а в Ипатьевском монастыре — четвертой крепости Костромы? Первый кремль не простоял и двух веков По версии Василия Татищева Кострому основал Юрий Долгорукий в 1152 году, и он же поставил крепость на левом берегу Волги. Но впервые Кострома упоминается в Воскресенской летописи в 1213 году при описании борьбы между сыновьями князя Всеволода Большое Гнездо, княжившего с 1176 по 1212 год. Этот волжский город достался в числе прочих старшему сыну князя Константину, но этого ему показалось недостаточно, и он позарился на Владимирские земли, отошедшие по отцовскому завету младшему брату Юрию. Костромские люди поддержали младшего наследника, и тогда Константин поджег свой город (И пожже ю всю, а люди изымаша). Вскоре страсти улеглись, Константин одержал победу, а Кострому то ли в 1216, то ли в 1217 году передал своему малолетнему сыну Василию. Вероятно, в начале XIII века и была заложена древняя крепость. Не исключено, что ей предшествовали укрепления, возведенные во время правления Всеволода, но они image010были уничтожены пожаром. Во время раскопок 1951 года на пересечении Пятницкой и Островского археологами были найдены слои XII веков, что якобы подтверждало легенду о Юрии Долгоруком. Учитывая то, что раскопки проводились аккурат в канун празднования 800-летия (отчет вели от 1152), то открытия советских ученых могут показаться несколько натянутыми. Краевед Соболев в 1983 в своих «Краеведческих записках» утверждал, что первый кремль был основан в 60-70-е годы XIII века, когда Кострома в течение 5 лет являлась столицей Великого Владимирского княжества. По последним археологическим данным, приведенным в «Историко-археологическом очерке Костромы», считается, что город как крупное торговое поселение был сформирован уже к середине XII века, но укреплений до начала-середины XIII века не имела. В детинце находилась Федоровская церковь, по всей видимости, древнейшая в городе. Краеведы Евгений Арсюхин и Наталья Адрианова говорят, что именно в этой церкви в 1276 отпевали князя Василия Квашню, а в 1320 тут венчался тверской князь Константин Михайлович с дочерью московского князя Софьей. В 1769 году на месте неизвестно когда разрушенной святыни построили Богоотцовский собор с Федоровским приделом в стиле барокко. В конце XIX века вокруг собора археологи попытались отыскать останки Василия Квашни, но не нашли. После революции собор был разрушен. Сама крепость была разрушена еще раньше. Принято считать, что Кремль был уничтожен пожаром (не простояв, получается, и двух столетий), и в 1416 году московские князья перенесли крепость на юго-восток, на место, где сейчас находится Центральный парк. «Старый город» стал парком еще при Екатерине Новый кремль, позднее именуемый «Старым городом» встал на более высокий холм и занял большую площадь, нежели его предшественник. По описанию историков в 1679 года и реконструированному плану города за XVII век, крепость была защищена стенами с 12-ю башнями. Издание «Археологическая карта России. Костромская область» сообщает о 14-ти башнях. Центром кремля являлся Успенский монастырь с приделом Федора Стратилата. Некоторые исследователи XIX века, считавшие «Старый город» первым кремлем Костромы, полагали, что монастырь был основан в 1250-1270 году при Василии Квашне. Но уже тогда копатели не нашли кладки древнее XVII века. В 2007 году ВГТРК в Костроме сообщало об обнаруженных на месте Успенского собора следах более древних построек, относящихся якобы к XIII  веку. Фрагментами древних церквей были названы всего лишь два скола керамической плитки. В статьях городских ресурсов за 2008-2009 годы вновь говорится о том, что на территории кремля «никаких остатков каменного здания собора XIII века археологи пока не нашли». Успенский собор перестраивался несколько раз. После пожара 1654 года его практически полностью изменили его облик за счет расширения. Значительной реставрации собор подвергся в 1773 и в 1843 годах. В 30-х годах XX века церковь была взорвана. Здвиженский монастырь переписчик XVIII века описал как ансамбль из теплой и летней церкви и колокольни. Монастырь сгорел в 1773 году и более не восстанавливался. Рядом стоял храм Похвалы Пресвятой Богородицы, однако его точное месторасположение уже в XIX веке было забыто. Чуть севернее Успенского собора уже в период описи дряхлели руины церкви Живоначальной Троицы. Также на территории «Старого города» находились светские здания, хозяйственные постройки, осадные дворы (небольшие хоромы) и частные дома. Осадный двор возле Успенского собора принадлежал матери Михаила Романова, Марфы, в миру Ксении Шестовой. Служителям монастырей отводилось семь осадных дворов. Всего в кремле насчитывалось почти две сотни дворов и домов. Не исключено, что большинство из них появилось во времена смутного времени, когда многие московские бояре надеялись укрыться здесь от столичных бедствий, еще не предполагая оказаться в самом центре событий. В XVIII веке «Старый город» медленно, но верно приходил в упадок. Переписчики 1769 года отмечали запустение, утерю оборонительного значения крепостными стенами. Этому во многом способствовал новый генеральный план города, разрабатываемый при Екатерине II, и утвержденный в 1781 году. По новому плану Кремль после пожара 1773 года решено было не восстанавливать, и часть территории крепости разбили на бульвары. Здесь же этих был построен Богоявленский собор с четырехъярусной колокольней, разобранной в 1933 году. Народная крепость смутного времени.

image011 В начале XVII века в самый разгар смуты в Костроме случился прецедент — уставшие от нежданных визитов поляков горожане стали возводить собственную народную крепость. Масштабное строительство гражданского кремля началось в 1619 году, когда на троне уже воцарились Романовы. Вероятно, мощные стены сооружались впрок, на случай других возможных волнений. Кремль поставили впритык к уже существующей крепости и назвали его «Новым городом». Территория народного детинца примерно в два раза превышала площадь «Старого города», была ограждена стенами с 12-ю башнями и рвом с перекидным 32-метровым мостом. Селились здесь в основном торговцы и ремесленники, давшие улицам весьма незамысловатые названия — Мыльный переулок, Челков, Суслов. Гора, на которой возвысился «Новый город» получила название — Молочная. На главной площади кремля стояли деревянные, стилизованные «под камень» церкви Николая и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1672 году здесь построили первую каменную церковь Иоанна Златоуста. Здесь же находились таможня, земская изба, амбары, гостиный двор, осадные избы и различные общественные дворы. Все было разобрано в XVIII веке. Валы нового города стали разрушать с 1743 года и практически закончили к 1779-му (как и в «Старом городе»). Незначительные остатки срывали до 1824 года. В Новом городе начали строить торговые ряды (Красные, Мелочные, Пряничные, Квасные, Рыбные, Мясные, Шорные, Малые Мучные, Большие Мучные, Дегтярные, Овощные, Масляные). Хотя, согласно старым источникам, торговля здесь шла еще до возведения крепостных стен. Ряды с севера сегодня смотрят на площадь Сусанина, спроектированную в духе классицизма. Самая высокая точка площади — Пожарная каланча (1823-1826), справа от нее — Гауптвахта (1825), далее — частный дом Борщова, (1830-е), дом притча Благовещенской церкви и Присутственные места (1809). Все это замыкается в полукруг. Когда-то в его центре был установлен памятник Ивану Сусанину. В советское время монумент снесли и поставили новый, более мощный, между торговыми рядами. Крепость главная — Ипатьевская При всем обилии и многообразии костромских кремлей, ни с одним из них историки не связывают каких либо существенных исторических событий. Зато колоссальную историческую нагрузку принял на себя не Кремль, а легендарный Ипатьевский монастырь, укреплениям которого позавидовала бы самая мощная княжеская крепость. Когда и кто заложил на правом берегу Волги святую обители, неизвестно. В средневековых хрониках монастырь впервые упоминается в 1432 году, но уже как крупный, богатый и во всех смыслах развитый православный центр. Легенды приписывают основание монастыря то некоему Чету, Золотоордынской Мурзе (XIII век), то Василию Квашне (тот же XIII век). Упоминая последнего, говорят, что тот изначально строил именно крепость. Как бы то ни было, в конце XVI века тихую обитель облюбовал Борис Годунов. «Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых одну тысячу рублей и несколько сел с землями. В результате пожертвований одних лишь Годуновых, земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель владела более чем 400 селами, став четвертым среди всех российских монастырей-землевладельцев», — пишут Евгений Арсюхин и Наталья Андрианова. Во время смуты монастырь играл особую роль. Здесь рассчитывал укрыться в случае возможных политических неудач Борис Годунов, предварительно как следует, укрепив «свое убежище» и обеспечив его перестройку в камень. В стенах обители прятался Лжедмитрий II, известный еще как Тушинский вор. В монастыре отыскали Михаила Романова с матерью, и именно здесь его «уговаривали» на царство. Монастырь в XVI-XVII веках мало напоминал скромное поселение отрешенных от мирской суеты иноков. Его территория была ограничена стенами высотой 6 метров (Михаил Романов позже приказал увеличить до 11 метров) и толщиною 5 метров и длиной почти 520 метров (после воцарения Михаила — 826 метров) с 8-ю башнями. Стены были приспособлены под установку пушек, а в башнях сосредотачивались оружейные и пороховые склады. А ведь монастырь защищали и естественные преграды Волга и Святое озеро. На территории монастыря помимо таких исключительно религиозных построек, как Троицкий собор со звонницей, Архиерейский и Братский корпуса и Богадельни, находились палаты бояр Романовых, кузница, житный двор. А еще в XVIII веке обнаружилось, что постройки монастыря соединены подземным ходом, который в XIX столетии вновь затерялся. Сегодня Ипатьевский монастырь — город-музей. Историческую и культурную ценность представляют и его окрестности. Здесь расположен музей деревянного зодчества. Весьма любопытны прогулки по Богословской слободе и вдоль Святого озера. Самое главное преимущество монастыря и его окрестностей заключается в том, что он все-таки сохранился, чего не скажешь о центральных крепостях. И весьма неплохо. (Источник: https://turfront.ru/pub-74 )

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Красовский Иван Александрович (1872-1938)

Родился 19 февраля 1872 года в Костроме, в священнической семье. Окончил Духовную Академию. С 1899 по 1928 гг. служил псаломщиком, диаконом, священников в костромском Ипатьевском монастыре. С. 1918 по 1931 гг. служил в с. Шишкино, Судиславского р-на, Костромской области.

Подробнее...

Статьи

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК

Д. И. Сазонов, протоиерей

доцент, Костромская духовная семинария (Кострома)

ИЛЛЮЗОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ СОВЕТСКОЙ ЕВГЕНИКОЙ ОПЫТОВ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

(На примере религиозных общин Верхне-Волжского региона в 1960-1970-е годы).

  1. I. Sazonov, archpriest

Associate Professor, Kostroma Theological Seminary (Kostroma)

THE ILLUSORY REALITY OF THE EXPERIMENTS CONDUCTED BY SOVIET EUGENICS TO CREATE A NEW PERSON

(On the example of religious communities of the Upper Volga region in the 1960s and 1970s).

Начиная с 1920-х годов в СССР широко использовался евгенистический эксперимент по созданию нового, безрелигиозного советского человека. Исследование достижений по данному вопросу на примере религиозных организаций Верхне-Волжского региона показало, что планы советской власти по созданию homo soveticus окончились провалом. При изучении современного этногенеза становится очевидным, что опыты по созданию нового человека в СССР не прошли бесследно. Последствия эксперимента сказываются на состоянии религиозности не столько в количественном измерении, сколько в качественном изменении человека и его религиозности.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: