Архимандрит Димитриан (Соколов Дмитрий Иванович, 1869-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился в 1869 году в слоб. Решма, Кинешемского уезда (Ивановская обл., Кинешемский р-н), Костромская губернии в семье священнослужителя.

Окончил Духовное училище и некоторое время обучался в Костромской духовной семинарии.

В 1900 -1919 гг. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Дмитровский уезда  Московская губернии.

11 ноября 1919г. арестован в Лавре  органами Московской Губернской ЧК по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вскоре освобожден, но дело не было прекращено. С 18.11.1919г. служил в Казанской церкви с.Узкое Московской губ. (ныне Москва).
К 1923г. — игумен. 29.09.1920г. решением Московской ГубЧК дело, начатое в 1919г., было прекращено.

image002В 1923г. по прошению общины возведен в сан архимандрита.

После смерти священника Капитона Горского (1919г.) настоятелем Казанского храма стал священник Димитрий Иванович Соколов. Дочь одного из священнослужителей храма священника Александра Никольского, Екатерина Александровна, вспоминала, что "настоящее имя священника было Димитриан и он был иеромонахом". В дневнике благочинного 2 отделения 2 округа Московского уезда протоиерея Николая Лаврова в самом начале 1928г. в с.Узкое значится новый настоятель — игумен Никандр .В 1929 году был арестован. Приговор - ссылка в Сибирь.

К 1938г. — священник церкви Спаса Преображения пос. Лукино Московской обл. на ст.Переделкино (ныне Москва). По свидетельству современников, благолепие храма, уставная служба и священнослужители-монахи Троице-Сергиевой Лавры, среди которых был о.Димитриан, привлекали к этому храму множество прихожан — как из окрестных селений, так и из Москвы. Арестован 21 февраля 1938 г.

image003Приговорен тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. 27 февраля1938г. Обвинение "контрреволюционная агитация". Статья ст.58–10 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания — расстрел (ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.21313). Виновным себя не признал. Ресстрелян 7 марта 1938 года пос. Бутово, "Бутовский полигон" Московская области. Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон".

Реабилитирован Прокуратурой г. Москвы  в сентябре 2002г. по 1920 г. репрессий.

Реабилитирован Прокуратурой г. Московской обл. 15 июля 1989 г. по 1938 г. репрессий.

− Публикации 

1.Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.323.

2.Бутовский полигон. 1937–1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Выпуск 4. М.: "Альзо", 2000. С.200.

3.Сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР. <http://lists.memo.ru/index24.htm>

4.Москва. ЮЗАО. Теплый Стан. Ольга Щербакова. История храма Казанской иконы Божией Матери в Узком. Очерк четвертый. Под Покровом Царицы Небесной. <http://testan.narod.ru/knigi_moskow/uzkoe_hram/uzkoe_5.htm>

5.Москва. ЮЗАО. Церковь в усадьбе Узкое. <http://www.uzaok.ru/viewtopic.php?f=14&t=383>

6.Сахаров-центр. Мартиролог. <http://www.sakharov-center.ru/asfcd/martirolog/?t=page&id=1850>

Использованы материалы:

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.24985., 1900г. ПС, ЛЛ.89–90;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25009., 1902г. ПС, ЛЛ.95–96;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25041., 1904г. ПС, ЛЛ.72–73;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25144., 1909г. ПС, ЛЛ.49–50;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25235., 1915г. ПС, ЛЛ.38–39

ГА РФ. Следственное дело П-34853 1919 года. (К делу приложен послужной список насельника Троице-Сергиевой Лавры);

ЦГА МО Ф.674. Оп.4. Д.1. ЛЛ.22,45 (Списки лиц, лишенных избирательных прав по Ленинской волости Московского уезда Московской губернии, крайние даты 01 января 1926 — 31 декабря 1927гг.);

  Дневник благочинного 2 отделения 2 округа Московского уезда протоиерея Николая Лаврова

Документы 

1.ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.21313.

image005Бутовский полигон
(Статья из VI т. "Православной энциклопедии")

В настоящее время находится в черте Москвы. Место массовых захоронений жертв репрессий 30-х - нач. 50-х гг. XX в.

В настоящее время известны около тысячи чел., расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 г. 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью. На территории России нет др. места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.

Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина. После Октябрьской революции имение и конный завод при нем были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам. До сер. 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в кон. 1935 - нач. 1936 г. на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон "Бутово", где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С авг. 1937 по окт. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20765 чел.

Массовые расстрелы 1937-1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова N 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сент. о борьбе с "врагами народа", в т. ч. с "церковниками". Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: "тройки" Московского УНКВД, реже - комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР - "двойки". Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (комиссар госбезопасности 1-го ранга С. Ф. Реденс (15 июля 1934 - 20 янв. 1938), комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. М. Заковский (20 янв.- 28 марта 1938), старший майор госбезопасности В. Е. Цесарский (28 мая - 15 сент. 1938)). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник адм.-хозяйственного отдела УНКВД по Московской обл. И. Д. Берг и его зам. и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М. И. Семёнов.

В числе похороненных на Бутовском полигоне - люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. Думы Ф. А. Головин, бывший московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е. И. Мартынов, генерал-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.).

На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове "церковников" - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, "антивоенники", евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей "катакомбной" церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.

Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.-дек. 1937 г. и в февр.- марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: "сохранение церкви и насаждение тайного монашества", "богослужения на дому", "недоносительство", "помощь ссыльному духовенству", приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: "клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются". Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в "антисоветской агитации", "контрреволюционной деятельности", но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является "отсутствие в деле скомпрометированных лиц", т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.

С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 - нач. 1950 г. вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в 2 из которых поселились сотрудники НКВД, в 3-м расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Вост. Европы. В сер. 50-х гг. "спецзона" была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям "зоны" возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов. В нач. 70-х гг. в вост. части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг. До 1995
г. территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась.

image006Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины ХVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским.

image007Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он тайно от родителей бежал из дому в Вознесенский Печёрский монастырь. Настоятель Дионисий принял его в число братии, а вскоре совершил над ним иноческий постриг. Макарий недолго оставался в Печёрской обители. Ища уединения, он отправился вверх по течению Волги, дошёл до слияния реки Лух и Добрица, здесь и поселился. Народное предание хранит легенду, связавшую это место с первым чудом преподобного Макария. Жителям ближнего села очень хотелось, чтобы у них был красивый храм, а Макарий, бывший в это время сельским священником, больше времени уделял молитвам, чем устроению церкви. Вот собрались как-то селяне все вместе и пришли ругать священника. А Макарий будто бы подошёл к реке, встал на камушек - да и уплыл на нём. С тех пор село получило прозвище Худынское. Обиженный недобрым отношением людей, Макарий прошёл 60 вёрст по реке Добрице и остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решмы. Здесь он устроил небольшую келью, в которой провёл несколько лет в посте и молитве. Постепенно к отшельнику стали приходить жители близлежащих селений, а некоторые даже решили поселиться на этом месте. Так возникла здесь мужская обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшая известной как Макарьевская пустынь. А Макарий тайно удалился в поисках безмолвного уединения. Отправившись вниз по Волге, он в дальнейшем основал ещё две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую, в которой подвижник и окончил свой земной путь летом 1444 года. Ему было 95 лет. Согласно преданию, обитель (в виде ли приходского сельского храма, в виде ли мужского монастыря - историки до сих пор расходятся во мнении) вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги.

В Смутное время обитель пребывала в глубоком упадке, подвергалась разрушительному нападению и разграблению польско-литовскими интервентами. Как было устоять решемским слобожанам перед хорошо вооружёнными воинами из отряда пана Лисовского? Только с помощью горячих молитв, обращённых к своему святому покровителю Макарию. И случилось чудо - при невидимом содействии преподобного слобожане под предводительством местного жителя Григория Лапши несколько раз отбивались от неприятеля. После победы над поляками жители Решмы решили возобновить разрушенную обитель, перенеся её на гору. Восстановление монастыря приписывается царю Михаилу Фёдоровичу.

14 июня 1901 года указом Священного Синода было определено: Макариев-Решемскую пустынь обратить в женский монастырь. Открытие женского монастыря состоялось 26 августа 1901 года, а через несколько дней настоятельницей была назначена умная и деятельная игуменья Досифея. В миру Ипатова Фелицата Ивановна, 1851 года рождения. Благодаря организаторским способностям матушки Досифеи и её мудрому управлению обитель довольно скоро возродилась, расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Число сестёр возросло до трёхсот человек. Послушницы разбили на территории монастыря пышные цветники, завели большой огород, где выращивали овощи, сеяли зерновые культуры, пекли хлеб. Имели скотный двор, фруктовый сад. Ежегодно проводились миссионерские крестные ходы из монастыря по окружным сёлам. Обитель имела свою речную пристань, к которой вела длинная деревянная лестница, и часовню над колодцем преподобного Макария. В часовне служились молебны для пассажиров пароходов, пристававших к пристани. В основном те суда принадлежали компании "Самолёт". В момент их причаливания на лестнице выстраивались все служительницы монастыря и под перезвон колоколов служили молебен. Зрелище получалось - захватывающее! В это время был приведён в порядок весь архитектурный ансамбль монастыря. В него входили летний и зимний приделы церкви, колокольня, монашеский двор с жилыми корпусами и множеством хозяйственных построек, пруды, наделы. Всё это было закрыто от внешнего мира каменной оградой. Вместе с тем монастырь всегда был открыт для страждущих. Исповедоваться перед Богом, излить душу, получить благословение в обитель ежедневно приходили и приезжали сотни людей. Среди них были больные и калеки, бездомные, оступившиеся. Для всех монахини находили приветливые и утешительные слова. Святитель Василий Кинешемский, наставник Макариев-Решемского монастыря, всей душой любивший эту обитель, часто проводил здесь церковные службы и подолгу беседовал с прихожанами. Казалось бы, нищета и безвестность больше не угнетали древний монастырь. Святое место любили и ему поклонялись. Наиболее чтимыми в монастыре были образ прп. Макария и Казанской иконы Божией Матери. Но в 1914 году началась Первая мировая война, а вскоре произошли известные революционные события, и это стало началом конца многострадальной Макариев-Решемской обители. Шёл январь 1917 года, продолжалась Первая мировая война. Монастырь терпел тяжёлые испытания и жестокую бедность. Сгорели в пожаре сестринские корпуса, амбары, запасы корма, скотный двор, уничтожены принадлежности сельского хозяйства. Однако монастырь продолжал существовать и после революции. Мудрая и заботливая игуменья мать Досифея догадалась сменить вывеску обители. Она стала называться "Трудовая сельскохозяйственная артель". Но все порядки здесь оставались прежними. И главное - это никому не мешало. Никому, кроме властей. Для них монастырь был как бельмо на глазу.

В 1927 году исполком Ивановского губернского Совета принял решение ликвидировать "артель". Специально созданная комиссия предложила монахиням разъехаться по местам жительства их родственников. Игуменья с несколькими сёстрами переехали в Кинешму и, к сожалению, вскоре скончалась. Тело матушки Досифеи было погребено на погосте села Маврино (Оголиха), ныне не существующем. 13 марта 1929 года оставшееся имущество монастыря было передано Христорождественскому храму села Решмы, а в 1940-м году закрыли и его - последний действующий храм. Монастырь был разорён и разрушен. Кирпичные стены колокольни и монастырской ограды разобрали и использовали тот самый кирпич для строительства аэродрома в военное время. В бывших двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. На месте Троицкого храма позже будет построена средняя школа. Кладбище разорено, на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря пролегает сельская улица. В двух сохранившихся монастырских зданиях до сих пор размещается администрация сельского поселения и школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий. Вода в колодце, говорят, обладала уникальными целебными свойствами. Власти жестоко расправились с монахинями. Самая страшная участь выпала на долю монахинь, поселившихся в деревне Гаврилово. По рассказам, передающимся местными жителями из поколения в поколение, фанаты-безбожники устроили резню и убили всех монахинь. На месте их массового захоронения насыпан курган. Но не оставил преподобный Макарий своё детище без покровительства. Монастырь наперекор всем бедам и преградам возродился.

image008В конце 1980-х годов оживилась духовная жизнь Решмы. Люди бережно хранящие веру отцов, собрали средства и дружно взялись за восстановление храма в честь святителя Николая Чудотворца. В 1992 году сюда приехало несколько насельников Киево-Печёрской лавры, и здесь стала возрождаться монашеская жизнь. В память о преподобном Макарии и его монастыре Свято-Никольский приход в 1994 году был переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, а через четыре года по решению Священного Синода преобразован в мужской монастырь. Настоятелем был назначен игумен Евмений, который основное внимание уделял издательско-просветительской деятельности, работе с детьми и молодёжью. А восстановлением и благоустройством храмов и территории монастыря практически никто не занимался. Состав братии постоянно менялся и численно уменьшался, а в 2006 году обитель вообще чуть было не прекратила своё существование. Тогда в ней оставалось всего 3 человека - игумен Евмений и иеромонах Павел, да казначей (мирской человек). В феврале 2006 года указом архиепископа Амвросия игумен Евмений освобождён от настоятельства монастырём. Игумен и иеромонах, проявив недисциплинированность, покинули сразу же обитель, при это вывезя всю дорогостоящую компьютерную, видео и аудио технику, автомобили, дорогостоящий инструмент, дрова и другое имущество. На переданном монастырском счёте находилось 200 рублей. Монастырские здания имели вид как после сильнейшего погрома.

Для сохранения Макариев-Решемского монастыря Священным Синодом 26 декабря 2006 года было принято решение преобразовать его в женский. Первой настоятельницей стала монахиня Василиса, много потрудившаяся для налаживания жизнедеятельности обители. Через два года она ушла на покой в связи с преклонностью лет и состоянием здоровья. Новой настоятельницей назначили монахиню Феофанию (Губайдулину). Сейчас в обители подвизаются пять монахинь, инокиня и три насельницы. Духовник монастыря - иерей Владимир Смирнов. В обители хранятся частицы святых мощей преподобного Макария, преподобных киево-печерских и оптинских святых. Службы проводятся в храме святителя Николая Чудотворца.

 

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Благовещенская, 1898-1938)

Память 26 февраля/11 марта

Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.

Подробнее...

Статьи

Разница понимания и смыслов при принятии реформы приходского управления 1961 года со стороны Церкви и государства. Дисскурс истории.

Статья посвящена принципиальным отличиям в понимании реформы приходского управления принятой Русской Православной Церковью под давлением государства в ходе компании по возвращению к «ленинским нормам» в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Принятие внешних форм соборного утроения прихода обернулось экклезиологической и канонической катастрофой из-за разницы понимания и целей государства и Церкви. На основании исследования и сопоставления различных смыслов, вложенных идеологически атеистическим партийным и государственным аппаратом с одной стороны, и церковным священноначалием с другой, удалось определить границы различного понимания и целей государства и Церкви. На основании изученных документов удалось выяснить и определить выводы, о форме и содержании реформы, которые из-за различия смыслов и  возникших противоречий, привели к кризису церковной приходской жизни.

Подробнее...