3 неделя Великого поста. Крестопоклонная
По причине выноса и поклонения Креста третье воскресенье и последующая за ним неделя Великого поста называется «Крестопоклонной».
В службе 3-й недели Великого поста прославляется Святой Крест. Вечером в субботу он выносится при совершении богослужения на середину храма для утешения и ободрения постящихся – т.к. ничто не может так вдохновить и утешить ослабевших духом, как напоминание бесконечной Божественной любви Христа, добровольно давшего Себя на крестные страдания ради спасения людей от греха.
В конце утрени, при пении молитвы «Святый Боже» Крест полагается на середине храма на аналое для поклонения верующим в течение недели, до пятницы, когда он, перед Литургией, вносится обратно в алтарь.
Во время целования Креста на вечернем богослужении совершается помазание освященным елеем. При поклонении Кресту поются песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».В этот день читается Евангельский отрывок о ношении каждым из нас нашего жизненного креста, состоящего из страданий и скорбей.
Крестопоклонная – это преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия. Крест Господень для нас – не только «знамя», но и «оружие непобедимое», ибо им сокрушена власть диавола, как поет об этом св. Церковь:«Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его…»
Господь повелевает нам отречься от действующего в нас греха, от греховных желаний, от нашей гордыни. Он предлагает каждому из нас со смирением взять свой крест неизбежных страданий и болезней, и с терпением нести его. Крест нам дан для нашего вразумления, спасения от греховной болезни, для укрепления в добродетели.
Изнесение Креста Господня для поклонения среди св. Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом Празднике Воскресения Христова. При торжественной встрече победоносного военачальника обыкновенно предшествуют ему его победные знаки – эмблемы и трофеи: так и тут – Пасхе Христовой – торжественному шествию Победителя греха, ада и смерти, – предшествует знамение Его победы – Животворящий Крест. Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся – если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.
Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Историческая справка: В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
С середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного
Проходят века и столетия, но слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и ширится. Святой Кирилл Иерусалимский так говорит о силе креста и его изображении: «с дерзновением изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, и выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути или отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов».
Первое свидетельство о почитания Креста Христова имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века — после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.
Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе — с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.
В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф. 16:24; Мк. 8:34; 10:21; Лк. 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор. 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф. 1:7; Кол. 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп. 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин.3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин. 3:16).
Люди из уважения к Кресту называют себя крестьянами, крестом украшали и украшают все дорогое для своего сердца: крест венчает храмы Господни, нательный крест согревает нашу грудь. Перед въездом в селение всегда ставились «поклонные кресты». Осеняя себя крестом, крестным знамением, мы начинаем и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем дьявола, крестом благословляем детей, крестом осеняем рожденного младенца и благословением крестным провожаем умершего к месту последнего упокоения. Крестом украшаем и саму могилу человека.
Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства. Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
Виды крестов:
Поклонные кресты. Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.
Обетные кресты. Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.
Охранные кресты. Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.
Памятные кресты. Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.
Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.
Деревянные поклонные кресты.
В центральной России и на севере кресты чаще всего делали из дерева – самого доступного, простого в обработке и долговечного материала. Существует феномен соловецких крестов – на этом святом для православных архипелаге в Белом море сохранилось множество крестов самых разных размеров и форм, созданных в разные века и переживших годину безбожия. Самая распространенная форма деревянного поклонного креста – крест-голубец, защищенный от дождя и снега треугольной крышей из двух дощечек. Такие кресты устанавливают на дорогах и перекрестках, святых источниках и окраинах деревень, наконец – в местах, где когда-то стояли разрушенные ныне храмы или где свершились трагические события истории.
Каменные поклонные кресты.
С давних времен поклонные кресты высекали из камня – от податливого известняка до жесткого, но выразительного мрамора. Каменный крест долговечнее деревянного. Может быть, поэтому именно поклонные кресты из камня часто несли на себе сложные и глубоко символичные композиции. Иногда такие кресты не ставили, а монтировали в стену храма. Современные благочестивые скульпторы также создают каменные кресты, по своей художественной и богословской сложности достойные называться подлинными произведениями искусства. Как правило, такие кресты бывают не просто поклонными, но памятными: их устанавливают в связи с юбилеями исторических событий. На таких крестах, как и в старину, может быть изображено не только Распятие, но и предстоящие Кресту Богоматерь, Жены-Мироносицы, апостол Иоанн Богослов, ангелы, а также другие святые.
Поклонные кресты из металла.
В наши дни кресты в России создают не только из дерева, но и из металла. В последнее время особо востребованными стали так называемые антивандальные кресты, не боящиеся ни топора, ни бензопилы, сваренные из самого что ни на есть толстого стального профиля. Металлические кресты часто ставят вдоль дорог, на перекрестках. Нередко они появляются на местах, где случались аварии – в память о жертвах, а еще – для того, чтобы освятить опасное место, привлечь на него милость Божию, дабы не случалось новых несчастий; чтобы призвать водителей к молитве и вниманию. Впрочем металлический крест может быть и памятником высокого искусства. Таков, к примеру, крест памяти убиенного Великого князя Сергия Александровича, находящийся на территории Новоспасского мужского монастыря г. Москвы. Отлитый из бронзы и украшенный эмалью, он является точной копией креста, выполненного в 1908 году по эскизам В. Васнецова и поставленного на месте убиения князя Сергия его вдовой – будущей преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
Крест-голубец.
Крест-голубец – это крест, имеющий «крышу» из двух дощечек. Данная форма распространена среди могильных и поклонных крестов. Она практична: влага не попадает на средокрестие, что защищает деревянный крест от гниения, а каменный – от растрескивания. Голубцами также называют кресты и миниатюрные часовенки, устанавливаемые на кладбищах, почитаемых местах и близ дорог старообрядцами. Часовня-голубец представляет собой столбик с укрепленной на нем иконой, защищенный двускатной крышей. Также голубец мог представлять столбик с углублением, защищенный кровелькой. В углубление ставили икону или крест, как правило, литой.
В иконостасе Богоявленско-Анастасиина собора находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого монастыря, в котором содержатся 278 мощей святых. Среди имен Святых, частицы мощей которых хранятся в кресте - Предтеча и Креститель Господень Иоанн, апостолы Андрей Первозванный, Варнава, Варфоломей, Иаков Алфеев, Клеопа, Климент, Лука, Марк, Матфей, Павел; святители Николай Чудотворец, Митрополит Московский Алексий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; великомученик и целитель Пантелеимон, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский; великомученицы Варвара и Екатерина, мученицы Татиана и Параскева Пятница.
Поклонный крест находится при въезде в г.Кострому и Волгореченск. Крест венчает мемориал жертвам Унжлага.
Поклонный крест находится на въезде в город Кострому со стороны Ярославля на улице Магистральной, напротив отеля «Азимут-Кострома».
Возведение креста-часовни началось в 2009 году и велось до 2013 года при участии Александро-Антониновского прихода на средства костромских благотворителей.
Устанавливать поклонные кресты на въездах в города — традиция древняя. Это своего рода защита населенных пунктов и их жителей. Многие костромские водители, отправляясь в путь, останавливаются возле креста и просят у Господа благословения в дорогу.Месторасположение:Адрес: г. Кострома, ул. Магистральная, 40.
18 сентября 2022 г. под Костромой освятили поклонный крест в память о русских воинах. Крестный ход, приуроченный к одному из главных православных праздников – Рождеству Пресвятой Богородицы, был возрожден в 2014 году и уже стал традиционным. Святое озеро под Костромой, у Ипатьевского монастыря, сыграло важную роль в истории региона. На этом месте проходили важные военные сражения во второй половине XIII и в начале XVII века: в битве у Святого озера в 1264 году Кострома была спасена от татарских войск, а в начале XVII века здесь были разгромлены польские интервенты и тушинцы, захватившие Ипатьевский монастырь. Чудесной помощи Божией Матери наши предки приписывали победу, одержанную в битве над монголо-татарами, которая состоялась примерно в 1264 году. Вторая битва на Святом озере произошла 25 сентября 1609 года, когда на этом месте русские ополченцы разбили польско-литовский отряд.
В советский период водоем и расположенная на его берегу деревня были переименованы в Некрасовское.
Историческое наименование этому очень важному для костромской земли месту было возвращено в апреле 2019 года.
По инициативе Благотворительного фонда "Наследие" и Московского союза историко-просветительских обществ "Наследие Империи" здесь был установлен поклонный крест в память о погибших на этой земле русских воинах. 18 сентября после крестного хода от храма Иоанна Богослова Ипатьевской слободы на Святое озеро с Феодоровской иконой Божией Матери митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт этот крест-памятник освятил.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Крест – точная копия прежнего, что стоял в с. Боговарово около 20 лет назад. Крест был освящён в большой праздник – в День святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2021 года, который здесь также считается и Днём села. Установили конструкцию на плитах вблизи проезжей части. Причём так, чтобы зимой основание креста не засыпало при расчистке либо посыпке шоссе. Как и прежде, теперь поклонный крест будет служить верующим напоминанием – сотворить молитву о благополучной дороге.
С сожалением мы можем констатировать об утрате древней костромской обители – Крестовоздвиженского Анастасиина женского монастыря, располагавшегося между ул. Островского и пр-том Текстильщиков. В Писцовых книги Костромы он упоминается в XIV веке. Традиционно считается, что он был основан дочерью святого благоверного князя Димитрия Донского княжной Анастасией Дмитриевной в честь своей небесной покровительницы – преподобномученицы Анастасии Римляныни. С середины XIX века здания монастыря использовались в учебно-благотворительных целях: больница для бедных с курсами сестер милосердия, шестиклассная школа для девочек, богадельня, амбулатория, бесплатная аптека и больница для лиц «духовного звания».
Храмы, большинство служебных зданий и каменная ограда были снесены в тридцатых годах были снесены в связи с застройкой квартала многоквартирными домами, что нашло свое продолжение уже в XXI веке. Сейчас о монастыре напоминает лишь чудом сохранившееся здание келейного корпуса.
Протоиерей Владимир Косьмич Конон был похоронен возле алтарной апсиды Воскресенской церкви д. Любовниково Костромского р-на. Вечная ему память!
http://www.lubovnikovo.prihod.ru/.
Поклонный крест, установленный 28 августа 2014 на месте разрушенного Успенского собора и Костромского Кремля. Храм закрыт в 1929, взорван в 1934. На месте храма парк В.И Ленина.
Читать полностью на : https://rutraveller.ru/place/147092
Успенский кафедральный собор Костромского кремля. Дата постройки последнего здания: нач. XVI в.
Кирпичный городской собор, сооружённый в нач. XVI в. Первоначально двухстолпный одноглавый трёхапсидный храм на подклете. Во 3-й четв. XVII в. расширен до четырёхстолпного, переложены своды, увенчанные пятиглавием, пристроен одноглавый придел Феодора Стратилата. После пожара 1773 венчания реконструированы в формах барокко, в 1835 расширен придел. Закрыт в 1929, взорван в 1934. На месте храма парк. В 2015 на месте предполагамого восстановления храма поставлен памятный крест.
Собор был ориентирован алтарями на север. С 1835 до 1920-х - кафедральный храм Костромской епархии. В соборе хранился чудотворный Феодоровский образ Богоматери.
Первый проект воссоздания Костромского кремля был выполнен на рубеже 80-90-х годов XX века на основе чертежей середины XIX века, обмеров 1934 года и фотографий начала XX века. Авторский коллектив: Васильев Л. С. (главный архитектор), Чернов А. П., Нечаев А. П., Матросова Л. П. В 2008 году Л.С. Васильевым был подготовлен проекты восстановления колокольни Костромского кремля.
29 августа 1993 года архиепископом Костромским и Галичским Александром был установлен и освящён Памятный крест на месте алтаря Успенского собора. 26 декабря 2003 года был заложен первый камень в основание колокольни Успенского собора.
К 410-ой годовщине избранія на царство молодого боярина Михаила Ѳёдоровича Романова.
В 2023 году русская монархія празднуетъ двѣ важныя и связанныя между собою круглыя даты.
Первая, которую мы отмѣчаемъ 21 февраля ст.ст., есть очередная, 410-ая, годовщина избранія на царство молодого боярина Михаила Ѳёдоровича Романова. Вторая — 70-тилѣтній юбилей ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРІИ ВЛАДИМІРОВНЫ, иже будетъ въ декабрѣ.
Въ таковой годъ стоитъ многое вспомнить. Разумѣется, дата не столь кругла, какъ было десять лѣтъ назадъ, когда её отмѣчала и монархическая общественность, и церковь, и государство, и даже школа (такъ и самъ авторъ сихъ строкъ въ февралѣ 2013 г. былъ капитаномъ сборной Морской кадетской школы Сѣверодвинска — представлявшей, какъ вышло, всю Архангельскую область — на всероссійской школьной олимпіадѣ «Наше Наслѣдіе», посвящённой этому юбилею). Въ этомъ году даже таковыхъ празднованій и мѣропріятій не предвидится: не столь круглая дата, не тотъ нарративъ доминируетъ въ массахъ, да и на фонѣ военныхъ дѣйствій у государства есть множество другихъ первоочередныхъ заботъ.
Въ году же 1613 была написана очередная славная страница въ лѣтописи русскаго парламентаризма (лѣтописи, ведомой съ 1550 г., а не съ 1906/1917/1991 гг., какъ принято считать въ нашъ «прогрессивный» вѣкъ) и русской государственной традиціи. Земскій соборъ принялъ рѣшеніе національной важности, опредѣлившись съ персоной главы государства, съ персоной русскаго монарха. Онъ дѣлалъ это и ранѣе: на его созывахъ были избраны на царство или подтвержены въ правахъ наслѣдованія всѣ предыдущіе цари, начиная съ Ѳеодора Іоанновича въ 1584 г. и заканчивая Владиславомъ Жигимонтовичемъ въ 1610. Да и позднѣе, что Алексѣй Михайловичъ въ 1645 г., что Пётръ Алексѣевичъ въ 1682 г. были также легитимизированы этимъ историческимъ парламентомъ. Казалось бы, на данномъ фонѣ ничего особеннаго не видится. И до того начинались новыя династіи, и до того выбирали и подтверждали царей. Но въ этотъ разъ, какъ справедливо отмѣчаетъ историкъ Е. Ф. Шмурло, народъ самъ выбралъ государя не какъ хозяина государевой вотчины, а какъ правителя надъ Русской Землёй, воспринимаемой народомъ какъ своё государство. Потому-то и выборъ былъ столь важенъ.
Этотъ выборъ былъ актомъ высокого гражданскаго чувства. И актомъ глубокой вѣры, надежды на Провидѣніе, поелику русскій царь былъ не только главой русскаго государства, не только монархомъ, но и лидеромъ всего православнаго міра. И Божья Воля сочетаясь съ волею русскихъ гражданъ, съ волею всесословнаго Земскаго Собора, указала народу на новаго царя, на новую династію.
Романовы были родомъ вліятельнымъ въ боярскую пору, но родомъ чистымъ. Не участвуя въ интригахъ и заговорахъ, помогали они русскимъ государямъ править Россіей и ковали ея могущество и на полѣ брани, и въ гражданскихъ дѣлахъ. И породнившись съ родомъ Іоанна Калиты, они не возгордились, какъ другіе, но продолжили вѣрою и правдою служить государству. И вотъ Провидѣніе избрало одного изъ нихъ, самаго молодого, самаго неопытнаго, но самого чистаго душою, въ русскіе цари.
Вѣрно говорятъ, что тотъ, кто не жаждитъ престола, достоенъ его болѣе другихъ. И Михаилъ Ѳеодоровичъ его не жаждалъ, не искалъ. И онъ искренне отказывался отъ того креста, что былъ ему уготованъ, зная о томъ, какова была судьба его предшественниковъ. Но воспрянувъ духомъ, юный царь принялъ вѣнецъ, данный ему народомъ, и правилъ купно съ нимъ, въ настоящей аристотелевской симфоніи монархіи, аристократіи и демократіи, завѣщая сіе и своимъ потомкамъ.
Такъ и дальше родъ Романовыхъ, ставъ царскимъ, служилъ Отечеству, не щадя живота своего. Всѣ прошлыя разрухи были преодолѣны, обиды между боярскими родами — прощены, словно сообразуясь съ великопостною традиціею. Сколько всего благостнаго для Отечества было сдѣлано Романовыми — и не сосчитать. Именно съ ними связаны и великія побѣды на поляхъ сраженій, и свѣтъ просвѣщенія, и блескъ Русскаго Царства въ его имперскомъ величіи, и становленіе русской культуры и науки. Были и горести, которыхъ невозможно избѣжать, но Самое Провидѣніе словно вело Россію къ продолѣнію всѣхъ бѣдъ, пока симфонію тщились сохранить со всѣхъ сторонъ.
Протоиерей Владимир Конон был похоронен возле алтарной апсиды Воскресенской церкви д. Любовниково Костромского р-на. Вечная ему память!
http://www.lubovnikovo.prihod.ru/.
Царствованіе Алексѣя Михайловича, пусть и полное бунтовъ, завершилось успокоеніемъ и возвращеніемъ значительной части южнорусскихъ земель. Алексѣй Михайловичъ и его преемникъ, царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ, подготовили реформы Петра І, понимая ихъ необходимость для государственнаго дѣла. Пётръ Великій же, Отецъ Отечества, неутомимою работою подтвердилъ и закрѣпилъ то высокое мѣсто, которое Россія имѣетъ по праву Хранительницы Православія, и отнынѣ, въ статусѣ Имперіи, Россія только и дѣлала, что шла вперёдъ. Покорялись океаны и языци, содрогались дворцы нашихъ враговъ и прекращались ихъ планы. Русская же культура быстро и стремительно захватывала всё новые и новые рубежи, переставъ, какъ было прежде, быть культурою локальной, но ставъ поистинѣ міровой. Русское дворянство, освобождённое отъ крѣпости, дало міру такъ много великихъ имёнъ, что русская культура навѣки займётъ ту свою высоту, съ которой её не смогутъ низвергнуть ея враги ни внутренніе, ни внѣшніе, какъ бы сильно они ни старались сейчасъ. Блистательныя академіи, великіе творцы, сильная армія и могучій флотъ — всё это дѣтища дома Романовыхъ, потомки ея усилій въ послѣпетровскую пору.
Освящённая церковью симфонія монархіи, аристократіи и демократіи вела страну вперёдъ. И пока она была, странѣ были ни по чёмъ никакія угрозы. Передовыя арміи врага терпѣли крахъ, военныя пораженія вели къ новымъ и болѣе значимымъ побѣдамъ. Заботы правительства были о народѣ, и народъ это чувствовалъ. Но симфоніямъ не суждено звучать вѣчно. Какъ Морготъ нарушилъ стройность пѣсни айнуръ, ввергая свой міръ во тьму, такъ и здѣсь симфонія начала угасать, когда появились тѣ, кто не желалъ её слушать, но хотѣлъ её подчинить. Но даже тогда, когда симфоніи не стало, Домъ Романовыхъ продолжалъ служить своей странѣ, за что многіе изъ нихъ отдали свои жизни. Убитые императоры и императрица, убитые на службѣ и въ плѣну великіе князья, княгини и княжны, погибшіе въ бояхъ за Родину князья и ихъ вѣрные соратники, непоколебимо принявшіе смерть за Вѣру, Царя и Отечество — всѣ они суть настоящіе служители государства, которые были принесены въ жертву новому порядку, не желавшему симфоніи, но только диктата, не желавшему государства, но только смуты.
https://edinstvaru.com)" width="500" height="385" />И даже послѣ этого Домъ Романовыхъ не отвернулся отъ Россіи, и продолжилъ служить ей — пусть и въ Эмиграціи — вѣрой и правдой, ожидая того часа, когда Родина снова будетъ готова принять ихъ служеніе, когда Отечество вновь будетъ готово сослужить съ Царскимъ Родомъ на благо народа и къ Славѣ Божіей.
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО, юбилей которой насъ ожидаетъ въ этомъ году, всю свою жизнь посвятила служенію Россіи, русскому народу и Православной Церкви Христовой. Вотъ уже три десятилѣтія ГОСУДАРЫНЯ возглавляетъ РОССІЙСКІЙ ИМПЕРАТОРСКІЙ ДОМЪ, возстанавливая связи монархіи, аристократіи и демократіи, тѣ связи, которыми всегда могли гордиться ЕЯ предки. Не стоитъ думать, что этого мало, что это ничтожно по масштабу и безсмысленно. Нѣтъ, великое начинается съ малаго. Одна изъ величайшихъ династій Европы началась съ юноши, который могъ столь мало предложить самъ своему народу, что только Провидѣніемъ можно объяснить его выборъ, только Высшею Волею. Кто знаетъ, столь много величія и свѣта насъ ждётъ впереди? Упорнымъ трудомъ мы сможемъ это узрить, ежели соединимся въ симфоніи со своимъ Царскимъ Домомъ и пойдёмъ вперёдъ несмотря ни на что.
Пропоёмъ же въ эти дни «Многая лѣта» нашему Царскому Дому. И будемъ готовы провозгласить тѣ же строки и нашей Благочестивой ГОСУДАРЫНѢ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛѢДНИКУ. Многая лѣта!
Н. В. Кузнецовъ.
https://legitimist.ru/sight/history/2023/slovo-k-imperatorskim-yubileyam.html
Поклонный крест. Установлен на территории бывшего смолозавода 30 августа 2009 г. (теперь уже несуществующего рабочего поселка) в 15 км от Макарьева, основанного в 1938 г. Проект поклонного креста разработал костромской архитектор Федор Иванов. Реализовывать проект помогали местные предприниматели. Восьмиметровый крест сделан из рельс взятых с заброшенных узкоколеек соединяющих лагеря. Сохранилось заводское клеймо с именем Сталина и годы выпуска: 1942-й год, 1943-й год, 1948-й год и 1956-й год… Это историческая подлинность, которая придает всему сооружению особое значение, подчеркивая связь времен. На кресте – кованый венец, в котором переплелись тернии и колючая проволока. Он призван подчеркнуть трагизм событий, происходивших в этих местах, и призывать сюда людей для преклонения и молитвы. 30 августа стал для Костромской области днем повиновения всех погибших и пострадавших от политических репрессий.
Унженская система ИТЛ ( Исправительно-трудовой лагерь) УНЖЛАГ была организована 5 февраля 1938 г. Расформирована с 60 по 63г. За все годы существования через УНЖЛАГ прошли сотни тысяч человек — сотни тысяч трагических судеб. Точную цифру сегодня не знает никто. В разные годы численность заключенных в УНЖЛАГЕ составляла от 15 до 30 тысяч человек.
Среди заключенных были не только матерые уголовники и военные преступники, которые сидели действительно за дело, но священнослужители, учёные, инженеры, врачи, художники, поэты. Многие сидели по политической 58-й статье. Для военнопленных немцев появились отдельные лагеря, но их было немного. Несколько лет в УНЖЛАГе провела великая русская актриса Лидия Русланова. По свидетельствам очевидцев, люди работали в любую погоду, иногда по пояс в воде и снегу. Заключенные валили сосны в три обхвата, по сути, вручную: зачастую только с помощью топора. «Мой отец писал: «Я мечтал быть лошадью. Животные работали по шесть часов, остальное время отдыхали. А мы, наоборот, весь день работали», — рассказывал житель г. Владимира Юрий Васищев. Полбуханки черного хлеба и баланда — это заключенному на день. Ослабевшие от голода люди ели листья, траву и мышей. Многие не выдерживали и умирали. Их хоронили даже не по отдельности, а в общих могилах — столько было погибших. Их число тоже неизвестно. На могилах не писали ни фамилий, ни имен.
Масштабы УНЖЛАГа впечатляют. Около 3,5 тыс. квадратных километров с десятками лагерей, с густо разветвленной сетью временных и постоянных железных дорог и хорошо отлаженным производством. Сортировочные и заправочные железнодорожные станции. Многочисленные конные базы (они назывались «конбаза») и даже со своим ЦРММ (центральные ремонтно-механические мастерские). Кирпичные заводы и многое другое, о чем речь подробнее будет идти далее. А теперь немного о том, откуда взялось название — УНЖЛАГ? Течет река Унжа… Левобережный приток Волги. Испокон веков за левым берегом Унжы кто-нибудь да прятался. Преступники, старообрядцы, раскольники, сектанты разного толка, те кто хотел уклониться от службы в Царской армии, и прочие скрывающиеся от властей люди, находили здесь, в местами почти непроходимых болотах и лесах, для себя прибежище и относительную безопасность. Моста через реку Унжу и до сих пор в наших краях нет. Но вот пришло время, когда за этой рекой большевики сами решили спрятать от мира тысячи людей.
Среди заключенных были священнослужители, учёные, инженеры, врачи, художники, поэты. В основном, сидели по политической — 58-й статье. За измену Родине полагался срок от 10 до 25 лет. Несколько лет в лагере провела великая русская актриса Лидия Русланова. У Леонида Громова в Унжлаге отбывал заключение дедушка - известный костромской баянист. По свидетельствам очевидцев, жизнь в "Унжлаге" можно было сравнить разве что с немецкими концлагерями. Люди жили в бараках, спали на нарах. Работали в любую погоду по пояс в воде и снегу. Заключенные валили сосны в три обхвата, по сути, вручную — зачастую только с помощью топора. Ежедневная норма на человека была 10 кубометров древесины. По нынешнему, это почти лесовоз. "Мой отец писал: я мечтал быть лошадью. Животные работали по шесть часов, остальное время отдыхали. А мы, наоборот, весь день работали", - рассказывает житель г. Владимира Юрий Васищев.
УНЖЕНСКИЙ ИТЛ (Унжлаг) Время существования: организован 05.02.38 действующий на 01.01.60 (?) Подчинен: ГУЛАГ с 05.02.38 УЛЛП с 26.02.41 ГУЛЛП с 04.03.47 ГУЛАГ МЮ с 02.04.53. ГУЛАГ МВД с 28.01.54. ГУЛЛП с 02.08.54. МВД РСФСР с 14.11.55. ГУИТК МВД СССР с 31.01.57. МВД РСФСР с 01.12.57. ГСЛ МВД РСФСР с 05.02.58. Дислокация: ст. Сухобезводное Горьковской ж.д. (Горьковская обл.) Производство: лесозаготовки, поставка дров в Москву; заготовка лыжных болванок и изготовление лыж, деревообработка, выпуск шпал, изготовление корпусов для часов, мебельное, швейное, обувное, трикотажное и гончарное производства, с/х работы, строительство домостроит. цеха, железных и автодорог, производство кирпича, строительство и обслуживание ж.д., обслуживание ж/д депо и рем.-мех. мастерских
Численность: 01.04.38 — 15 245, 01.01.39 — 16 469, 01.01.40 — 19 986 (УРО); 01.01.41 — 23 676, 01.07.41 — 27 278, 01.01.42 — 22 527, 01.04.42 — 24 020; 01.01.43 — 23 904, 01.01.44 — 17 488, 01.01.45 — 19 867, 01.01.46 — 17 633; 01.01.48 — 30 146, 01.01.50 — 30 210, 01.01.52 — 29 282, 01.01.53 — 29 551 (УРО); 15.07.53 — 21 100, 01.01.54 — 25 351, 01.01.55 — 23 124; 01.01.56 — 22 355, 01.01.57 — 16 496, 01.01.59 — 14 127, 01.01.60 — 12 968 (УРО) Начальники: нач. — Озеров Ф.Т., с 05.02.38 — ?; ст. лейт. (п/п) ГБ Автономов Ф.И., с 13.03.41 по 12.08.43; п/п ГБ (полк.) Почтарев Г.М., с 12.08.43 по 01.03.48; инж.-кап. (инж.-майор, п/п тех. сл.) Иванов Г.П., с 07.04.48 — не ранее 14.08.51; и.о. Нач. — полк. Алмазов Н.А., с 01.04.53 по 23.02.54; нач. — п/п тех. сл. Иванов Г.П., с 23.02.54 — ?; и.о. нач. — п/п Тюленев И.В., с 13.06.56 — ?, нач. — он же, с 25.05.57 — ?; Лизогуб ?.?. (упом. 22.01.58); з/н — полк. Алмазов Н.А., с 1950 г. — не ранее 01.03.52; майор в/с Щербаков Г.В., с 04.05.53 — ?; полк. Алмазов Н.А., с 23.02.54 — ?. Архив: В ИЦ УВД Нижегородской обл.: материалы делопроизводства, личные карточки л.с. и трудмобилизованных, л/д на умерших з/к. Доп. сведения: В Унжлаге на 01.07.46 было 2923 немца-спецпереселенца. Примечания: 1 В [4] объявлены штаты ИТ лагерей ГСЛ МВД РСФСР. 2 На 01.10.38 — 15 487, из них 8265 осужденных за к/р преступления, 3547 — как СОЭ и СВЭ. 3 Из них 4980 женщин, 10 681 осужденный за к/р преступления. 4 На 01.05.52 — 28 973, из них 1428 женщин, 8563 осужденных за к/р преступления. 5 Включая з/к ликвидированного ВАРНАВИНСКОГО ИТЛ, чьи лаг. подр. были влиты в УНЖЕНСКИЙ ИТЛ. Пр. 020 НКВД от 05.02.38.
Источники: Пр. 00212 НКВД от 26.02.41. Пр. 00442 МВД от 14.11.55. Пр. 049 МВД РСФСР от 05.02.58. (и другие) Первоисточник в интернете: Справка «Мемориала» об УнжЛаге http://old.memo.ru/history/NKVD/GULAG/r3/r3-431.htm
Остров Унжлаг “На станции Сухобезводная сколько раз, дверь вагона раскрыв по прибытии, только и узнавали, кто жив тут, кто мертв: не вылез, значит, и мертв”.(Александр Солженицын, “Архипелаг ГУЛАГ”)