Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Родился Александр Ребячьих в 1890 году в Архангельске, в богатой по тем временам семье. Отец его был известным в городе человеком. Первое, что сделал юный Александр, решив отречься от мира, в трескучий мороз босиком перешел Северную Двину — такое испытание себе выбрал. Ночь после этого на печке просидел, вся кожа с ног сошла, а мать под иконами плакала: «Матерь Божья, за что ты меня наказала сыном таким?» С тех пор ноги у него и покрылись незаживающими язвами. Но он только молчал и молился — ни за что не хотел с пути Божьего свернуть.

image002

В Архангельске он был рукоположен в священники, где и служил в соборе. Арестован он был в 30-е годы. Отбывал наказание в ИТЛ, на Колыме. Осужден на десять лет лагерей. Как и многих других священнослужителей, он был репрессирован за веру, хотя официально повод был назван другой. На батюшку был написан донос. На родину в Архангельск вернуться ему не позволили. Часто вспоминал тюремные нары в три ряда, на которых даже вытянуться в полный рост невозможно, голод, холод, бесконечные допросы. Несколько раз предлагали ему отречься от Бога, обещая в этом случае сразу домой отпустить. Но он жил с Богом, с Богом и умереть хотел.

Несмотря на странное свое поведение, умом он обладал здравым. По всей видимости, в юности получил блестящее образование. Как-то его спросили об этом. Батюшка ответил односложно: «Образование, говоришь? Большое …».

image003В г. Бежецк, Калининской области (ныне Тверская), он прибыл в 30-х годах ХХ века. Жил отец Александр на квартире у верующей старушки. Все его имущество составляло священническое облачение, бережно им хранимое, ветхий подрясник, сандалии и палка с набалдашником в виде лошадиной головы, на которой он скакал по городу. Поздней осенью, когда на реке начинал вставать лед, отец Александр входил в полынью и стоял в ней пока не заледеневал его подрясник. Над ним насмехались люди, не понимавшие его подвига. 

Служил батюшка в Бежецке только раз в год, в день своего Ангела, в привезенном с собой облачении. В этот день невозможно было узнать в благообразном человеке с красивым голосом и даром проповеди того «безумца», рывшегося в помойке и скакавшего на палке.

 

image004После нескольких лет проживания в Бежецке, в конце 30-х годов ему была определена ссылка в г. Шарья Костромской области. Как он добирался, какие трудности выпали не его долю — неизвестно, но в Шарью он прибыл в 1943 году (Костромская обл., г. Шарья, пос. Ленинский, ул. Школьная). О. Александр, «странный человек в изношенной до дыр рясе, с кровоточащими язвами на почти босых ногах». Церкви в Шарье в те годы не было. Служившего до этого священника арестовали за «шпионаж». Отец Александр поселился в доме Наталья Хазовой, в половине дома устроив молельный дом. Весть об о. александре и его молельном доме на ул. Школьной разнеслась по Шарье и району в мгновение ока.

«Каждый день сюда приходили и приезжали люди, сохранившие в душе любовь к Богу, несмотря на царившее в стране безверие. Именно благодаря им, живым и ушедшим в мир иной, имя отца Александра, по всей видимости, обладавшего даром духовного провидения, не кануло в лету, не поросла травой и забвением могила его» — так пишет жительница Ветлужской земли об отце Александре. На плече отец Александр носил тяжелую холщовую сумку с камнями и всякой всячиной, которую подбирал прямо на дороге. Зачем, не понимали. Странный он был. А на вопросы по поводу сумки отвечал всегда одно: «Грехи ваши ношу. Надо же кому-то». С детьми, он был очень ласков. Особенно сирот жалел. Заботился о них. Знал, в каких домах люди побогаче. По воспоминаниям его духовной дочери - придет, постучит в окно палкой и требует: «Яиц давайте, крупы, масла». А утром перед школой завтрак для бедных ребятишек приготовит и зовет всех: «Заходите, детки, Боженька вам хлебушка да кашки послал». Для себя, ничего не оставлял. Ни разу с ними за стол не садился.

Посещал он дома верующих людей. Молитвам учил, акафистам. Чаще мы их пели. Голос у батюшки был удивительно красивый.

В одном из писем он написал: «Умру, когда скажут «Победа!». Скончался Христа ради юродивый иерей Александр Ребячьих в День Победы, 9 мая 1945 года в возрасте 55 лет. Оставив чадам своим, кроме воспоминаний, незатейливый стишок-завещание, выбитый сегодня на обратной стороне его могильного креста:

Не жалей делиться хлебом
С каждой бедной сиротой.
И Покров Царицы неба
Вечно будет над тобой.

Земля с могилки о. Александра исчезает до сих пор так быстро, что едва успевают подсыпать. Лечатся люди ею, и батюшку добрым словом поминают.

Использованы материалы журналиста газеты «Ветлужский край» Марины Шатровой

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко, 1900 -1973)

Архиепископ Андрей (в миру Сухенко Евгений Александрович) родился 5 сентября 1900 года в с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губернии в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в Киевскую духовную академию, где обучался до ее закрытия в начале 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском институтете народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова, А. А. Глаголева, М. Н. Скабаллановича.

Подробнее...

Статьи

Христианская цивилизация преподобного Никиты Костромского

Посвящена 650-летию со дня рождения преподобного Никиты Костромского

Празднуя столь знаменательную дату, хочу поделиться с вами своими мыслями по поводу значения молитвенных подвигов преподобного Никиты, основавшего в 1426 году не только монастырь как христианскую общину, но как насадителя великой христианской цивилизации идущей через Византию и великого князя Владимира, сделавшего цивилизационный выбор для Руси, через благословение преподобного Сергия Радонежского, через учеников своих прирастившего России Северную Фиваиду.

Подробнее...