С 28 февраля по 5 марта 2023: первая седмица Великого поста

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001С 28 февраля по 5 марта у православных проходит первая седмица (семь дней) Великого поста. Она отличается особой строгостью. Богослужения на ней – продолжительностью.

Пост – время воздержания, время покаяния и сокрушения о совершенных грехах. Великий пост – это путь к Пасхе.

Литургия, а соответственно и Причащение, ради строгого поста совершается только в среду, пятницу (на них нельзя причащать детей до 7 лет), субботу и воскресенье. Особенность великопостного богослужения составляют: частое чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» и Литургия Преждеосвященных Даров.

image002В первые четыре дня седмицы, вечером, на великом повечерии, читается в храмах покаянный канон преподобного Андрея Критского, содержание которого направлено к  пробуждению нашей совести – «мефимоны».

image003В пятницу, на Литургии Преждеосвященных Даров  происходит «освящение колива», т. е. отваренной пшеницы (риса) с медом. Освящение «колива» совершается в память события, произошедшего в г. Антиохии в 362г. Тогда, византийский император Юлиан Отступник, последователь язычества, повелел окропить все продукты на рынке идоложертвенной кровью животных. Но епископу Антиохии Евдоксию явился во сне святой великомученик Федор Тирон, сожженный в 308г. за исповедание веры, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, питаясь коливом.

Постовая богослужебная практика отличатся от обычных дней тем, что в постовые будничные дни панихиды не совершаются.

Панихиды по усопшим в 3-й и 9-й день по его преставлении их, переносятся на ближайшую субботу, а панихида 40-го дня не переносится, но совершаются  в тот же день. Сорокоусты по усопшим в Великий пост не совершаются, но произносятся с Недели Фоминой (2-я неделя после Пасхи). Со 2-й недели в воскресенье вечером (4 подряд) совершаются Пассии–чтение акафиста Страстям Христовым. В Великий пост воспрещается  Таинство брака – венчание (разрешается с недели Фоминой).

 image004«Изрядный постник - учит святитель Тихон Задонский – это тот, кто удерживает себя от блуда… гнева, ярости, злобы и мщения.. сквернословия, клеветы, осуждения, лести…»

Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено.

5 дней недели положено сухоядение (без масла). В субботу и воскресенье разрешается пища с маслом. Разрешается пища с маслом в среду Крестопоклонной, в пятницу 5 недели - 4 апреля, в Страстной Четверг.  Рыба разрешается - 7 –го апреля (Благовещение) и в Вербное воскресение.

В Лазареву субботу разрешается вкушать рыбную икру. Пост – время милосердия – посещение больных, страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. «Пост ведет нас на брань с врагами нашими (страстями), избавляет от рабства (греха), возвращает нам свободу».

image005В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует «Торжество Православия». Этот день был учрежден при императрице Феодоре в 842г. в память восстановления почитания святых икон.

В конце Литургии совершается молебное пение об утверждении христиан в вере и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Затем диакон громко читает символ веры и возглашает «Вечную память» всем скончавшимся защитникам веры, а «Многие лета» - живущим.

В 842 г. догматом иконопочитания Церковь отстояла истину воплощения Сына Божьего, свидетельствующую, что Бог открывает себя через видимый образ человека, являет себя в человеческой плоти – он истинный Бог и истинный человек. В иконе мы видим не фотографию, не картину, но образ небесного человека, жившего на нашей Земле и ныне пребывающего в мире Божьем. Отметим, что сам человек является иконой Бога на Земле, т. к. носит в себе образ Божий! И надо бережно относиться к нему, человеку, как к иконе, написанной Самим Богом. Об этом почитании человека-иконы Церковь свидетельствует поклонением святым мощам.

image006Среди чудотворных икон, почитаемых на Костромской земле, особо почитаются иконы Божьей Матери: Федоровская ( в Богоявленско-Анастасьином  соборе г. Костромы), Смоленская «Костромская Одигитрия» ( в одноименном монастыре),  Галичская – Чухломская, Овиновская «Успение», Макарьевская, Смоленская Игрицкая, Ипатьевская-Тихвинская.

Особо почитаются икона Нерукотворенного образа Спасителя в иконостасе церкви Спаса на Запрудне в Костроме и мн. др.

Ярким подтверждением помощи Божьей преподаваемой через иконы, является чудо мироточения святых икон, которое повсеместно происходит. В Богоявленско-Анастасьином соборе, напр., мироточат 8 икон: преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца, икона Казанской Божьей Матери и др.

image007ХРАМ СПАСА на ЗАПРУДНЕ. Первый деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного появился на речке Запрудне около восьмисот лет тому назад, в XIII в. Согласно преданию, здесь на месте чудесного явления главной святыни нашего края – Феодоровской иконы Божией Матери – костромским князем (позднее – великим князем Владимирским) Василием Ярославичем (1241–1277), младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, был основан Спасо-Запрудненский монастырь – один из древнейших в Костромском крае.

image008История монастыря – это часть общей истории Костромы. Наверняка не раз он страдал от татарских набегов. В эпоху Смутного времени, в 1609 г., обитель разорили захватившие Кострому поляки и тушинцы. Долгое время все строения монастыря оставались деревянными: лишь в середине XVIII в. здесь взамен деревянного возвели каменный двухэтажный одноглавый храм, освящённый в 1754 г. Скорее всего, его построили на средства жертвователей – вероятно, костромских купцов Дурыгиных. Через несколько лет, в 1758 г., в Cnaco-Запрудненский монастырь было решено перевести Костромскую духовную семинарию. Под её нужды заняли и нижний этаж Спасо-Запрудненской церкви, где разместились одна из аудиторий и семинарская библиотека. Среди выпускников семинарии, чьи судьбы неразрывно связаны с этим храмом, немало известных людей: протоиерей Михаил Диев (1794–1866) – выдающийся историк Костромского края; протоиерей Фёдор Голубинский (1797–1854) – профессор Московской духовной академии, религиозный философ; протоиерей Фёдор Островский (1770–1843) – дед драматурга А.Н. Островского (позднее – иеросхимонах Феодорит московского Донского монастыря); его старший сын, отец драматурга – Николай Фёдорович Островский (1796–1853) и др. Конец «семинарского» периода в истории храма положил опустошительный пожар в декабре 1813 г., после которого семинарию с Запрудни перевели в город.

В 1764 г. Спасо-Запрудненский монастырь был упразднён и обращён в приходской храм. Со второй половины XVIII в. кладбище при Спасо-Запрудненской церкви стало главным местом погребения представителей ведущих купеческих родов Костромы, имена которых неотделимы от истории города, – Дурыгиных, Солодовниковых, Стригалевых. После перевода семинарии в город почти четыре десятилетия Запрудня – церковь и небольшая слобода возле неё – жила тихой размеренной жизнью. Но в 50-е гг. XIX в. происходящий в России промышленный переворот захватил и Кострому. В окрестностях церкви, где ещё недавно пасли скот и косили сено, стали быстро расти краснокирпичные корпуса фабрик. Соседние слободки заселялись приходящими на фабрики крестьянами, становящимися новыми прихожанами храма. В силу традиции земной путь почти всех основателей крупнейших костромских фабрик завершался на кладбище у стен церкви. Во второй половине XIX – начале XX вв. здесь были похоронены: К.Я. Кашин (1826–1880) – один из основателей и многолетний директор Большой Костромской льняной мануфактуры, его сын и преемник Н.К. Кашин (1858–1905); И.С. Михин (1816–1896) – в 1854 г. основавший льнопрядильную Михинскую фабрику (в советское время – фабрика «Знамя труда»); Андрей Алексеевич Зотов (1803–1868) – основавший в 1859 г. льнопрядильную фабрику «Товарищества братьев Зотовых» (в советское время – фабрика «Искра Октября»); его преемник и наследник Владимир Андреевич Зотов (1836–1908). (Именно Зотовы, чья фабрика стояла непосредственно рядом с церковью, в предреволюционные десятилетия являлись её главными покровителями.) На рубеже XIX и XX вв. праздник 16 августа отмечался на Запрудне особенно широко. На традиционный крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери и архиерейское богослужение к стенам храма в этот день стекались тысячи людей, здесь проходила ярмарка, водились хороводы, играли оркестры. С конца XIX в. находящиеся по соседству с храмом фабрики в этот день не работали.

image009Иконостас главного придела устроен при настоятеле священнике Андрее Писемском в 1894-1895 гг., при обновлении всего храма (тогда же летняя церковь сделана тёплою). Иконостас этот весьма оригинален. Несмотря на то, что помещение имеет достаточный объем, иконостас (не считая царских и боковых врат) включает всего 8 икон. Из них две древние местные иконы имеют очень большой размер и квадратную форму. Вновь написанные иконы не только значительно уступают им по размеру, но и пропорции их совершенно иные. Такой приём позволил зрительно выделить храмовые святыни, оставив их в иконостаса: они находятся в нём как бы в отдельных киотах с резной золочёноё сенью.

Тогда же, в 1892 г. образ Нерукотворного Спаса был впервые "поновлён" - монахине костромского Богоявленского монастыря Алипии доверили удалить с него многовековую копость. В 1914 г. был поставлен вопрос уже о научной реставрации древнего образа, письмо которого по заявлению причта и старосты пришло "в состояние начинающегося разрушения". После расчистки и укрепления живописи, которая была произведена иконописцем-реставратором Г.О. Чириковым в помещении Синодальной конторы в Москве, икона сохранила "красивый вид древности".

image010В начале XX в. губернские власти обратились в Петербург с ходатайством об объявлении 16 августа для Костромы нерабочим днем. В октябре 1901 г. Комитет министров npинял положение, согласно которому 16 августа становилось в Костроме гражданским праздником. 30 октября 1901 г. это положение было утверждено императором Николаем II и вступило в силу. Революция 1917 г. изменила многое и в жизни церкви. В 1921 г. сюда в последний раз пришёл многолюдный крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой. С конца 20-х гг. и на протяжении всех 30-х многократно предпринимались попытки закрыть Спасо-Запрудненскую церковь. В её здании предлагали устроить то клуб для фабрики «Искра Октября», то – мясной магазин. Однако хорошо отлаженный механизм закрытия церквей в случае с запрудненским храмом раз за разом давал сбой. Одна за другой закрывались и разрушались остальные церкви, находившиеся на фабричной окраине города, а храм на Запрудне, который, казалось, должны были закрыть в самую первую очередь, всё действовал.

Из тех, кто служил на Запрудне в 30-е гг., нельзя не назвать священника Николая Миславского (1882–1942), представлявшего собой поразительную даже для того времени фигуру. Дворянин, с юных лет активный член партии эсеров, участник революционного террора. Увидев в 1917–1918 гг., к чему ведут идеи, в которые он так верил, Миславский переживает духовный кризис, в результате которого возвращается к вере и принимает духовный сан. С 1922 г., постоянно подвергаясь преследованиям, он служил в Костроме, три года провёл в заключении на Соловках, несколько раз был в ссылке. С 1933 г. о. Николай служил на Запрудне. В апреле 1938 г. он вновь был арестован, осуждён к 8 годам лагерей и скончался в 1942 г.

1882 г.р., уроженец г. Омск. Место работы – Спасозапрудненская церковь, г. Кострома, священник. Проживал – г. Кострома, ул. Больничная, 19-2. Арестован 28.04.1938 г. Антисоветская агитация. Участник контрреволюционной монархической организации. Статья УК не указана. Решение от 26.08.1938 г. – 8 лет ИТЛ. Реабилитирован 30.06.1989 г.

Обычно считается, что храм на Запрудне никогда не закрывался. Однако это не совсем так. Незадолго до войны многолетняя борьба тех, кто умел только разрушать, казалось, увенчалась успехом: 29 апреля 1941 г. Костромской горисполком вынес решение о закрытии Спасо-Запрудненской церкви (это был, так сказать, подарок трудящимся к 1 Мая), гласившее: «Запрудненскую церковь, как молитвенное здание, ликвидировать и передать фабрике им. Молотова (позднее – фабрика им. Октябрьской революции.) для культурно-бытовых нужд рабочих». Решение горисполкома подлежало утверждению Ярославским облисполкомом, но там до 22 июня 1941 г. этот вопрос так и не успели рассмотреть. Вскоре грянула война, и фактически решение от 29 апреля осталось, что является редчайшим случаем, только на бумаге. Во время Великой Отечественной войны (богослужение в храме возобновилось в 1942 г.) здесь служились молебны о победе нашего оружия, совершались панихиды по павшим, звучали слова утешения и сострадания...

image011Храм на Запрудне не давал покоя властям и в послевоенные годы. В 1950 г. органами МГБ был арестован служивший здесь священник о. Андрей Артамонов. Постоянная слежка велась и за жившим в 1952–1953 гг. на первом этаже храма вернувшемся из эмиграции протоиереем Борисом Старком (1909–1996). Сын контрадмирала, участник Гражданской войны, принявший во Франции сан священника, о. Борис с 1940 г. служил на русском православном кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем, где участвовал в отпевании и погребении многих знаменитых русских: Ф.И. Шаляпина, Д.С. Мережковского, о. Сергия Булгакова, митрополита Евлогия (Георгиевского), К.А. Коровина и др.

image012Протоиерей Андрей Артемович Артамонов. Андрей Артамонов  родился 25 сентября 1888 года в деревне Верховье Тихвинского уезда в бедной крестьянской семье. Получил будущий священник только начальное образование (учился в Соминской второклассной учительской школе). После окончания школы (в 1906 г.) в течение 6 лет батрачил на местного помещика, после чего был назначен на должность псаломщика. Усердие и горячая вера молодого человека обратили на себя внимание епархиального начальства и спустя некоторое время он был рукоположен сначала во диакона (в 1920 г.), а затем в 1924 году и во священника Носовской церкви под Череповцом.

В полной мере замечательные качества характера отца Андрея, такие как твердая вера, мужество, бескомпромиссная позиция в вопросах вероучения, проявились в сложное время становления и распространения обновленческого раскола. Священник стал активным борцом с обновленчеством. Причем его антираскольническая деятельность в Новгородском и Череповецком уездах была известна далеко за их пределами. По характеристике череповецкого обновленческого епископа Иоанна Звездкина,  о. Андрей был известен  «как идейный вдохновитель смут и как лицо, зарекомендовавшее себя перед ЧЕУ своею разрушительной деятельностью в церковной жизни». Такая уничижающая критика со стороны раскольников лучше всего свидетельствует о том, что проповедь о. Андрея была очень действенной и способствовала возвращению в лоно Православной Церкви многих и многих людей.

После переезда в Череповец Андрей Артамонов становится правой рукой тихоновского епископа Макария (Опоцкого), который назначает священника своим личным секретарем. В этой должности о. Андрей состоял на протяжении 2 лет (1924-1926 годы) – самое тяжелое время противостояния  верующих Патриаршей церкви и обновленцев. Жил отец Андрей в Череповце по адресу: ул. Прогонная, д.13.

image013В ноябре 1924 года о. Андрея выбирают настоятелем Рождественской церкви г. Череповца. Прослужил он здесь недолго (чуть более трех лет), но сумел завоевать любовь и уважение прихожан, оставив о себе добрую и благодарную память. По воспоминаниям верующих, он был человеком жизнерадостным, обладал даром слова, запомнились его замечательные проповеди. Яркая антиобновленческая позиция и большой авторитет священника среди верующих вызывали недовольство им среди лидеров обновленческого движения и череповецких чиновников, которые начинают кампанию по его дискредитации в глазах карательных органов. Кульминации эта кампания достигает в конце 1927 года, когда священника арестовывают. 05.12.1927 г. решением ОС при коллегии ОГПУ он был приговорен по ст. 58-10 УК к высылке из Череповецкого округа на 3 года с лишением права проживать в ряде городов. Одновременно принимается решение горсовета о закрытии Рождественского храма за нелояльное отношение к советской власти со стороны его причта. Если храм верующим отстоять удалось, то с о. Андреем пришлось проститься навсегда. Несмотря на многочисленные ходатайства со стороны верующих вернуться в Череповец ему не разрешили. С 1928 года о. Андрей становится настоятелем  храма Покрова Богородицы в селе Покров-на-Удгоде Костромской епархии. С этим приходом у о. Андрея был связан самый значительный отрезок жизни. Во время службы в церкви Покрова он был возведен в сан протоирея, здесь он подвергся репрессиям.

В 1937 отца Андрея арестовали и на десять лет выслали на каторгу в Сибирь. Испытания не сломили о. Андрея, из ссылки он слал письма своим духовным чадам, укрепляя их дух. Сохранились два стихотворения священника; вот отрывок из одного из них. Конец всех в жизни осложнений

Наступит раз и навсегда.

Настанет Царство света, славы,

Не будет злобы уж тогда.

О, как отрадно жить сей верой,

Познать заботу всех Творца,

Проникнуть в глубь сей Думы Божьей

И ждать пришествия Отца!

После освобождения он служил настоятелем ряда храмов Костромской епархии: в городе Буй, Нерехта, Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. В 1955 году (после прихода к власти Н.С. Хрущева, начавшего очередные гонения на Русскую Церковь) он вернулся в село Покров на Удгоде, где прослужил до самого своего выхода по состоянию здоровья за штат в 1971 году. Здесь отец Андрей и скончался 21 января 1976 года после тяжелой продолжительной болезни. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Кассиана отпевание о. Андрея возглавил благочинный храмов округа о. Борис Васильев, который произнес весьма прочувствованное надгробное слово. На отпевание пришло множество верующих. Похоронили священника на приходском кладбище рядом с могилами его почивших прихожан. Отец Андрей пользовался большим уважением среди священнослужителей, о чем говорит тот факт, что он был удостоен множества наград, включая митру и право служения Божественной Литургии при отверстых Царских Вратах (высшая церковная награда белого духовенства). Не меньшей любовью он пользовался и среди простых верующих, которые отмечали высокую духовную настроенность, жизнерадостность и общительность о. Андрея. Протоиерей Андрей Артамонов прожил долгую, очень трудную, но счастливую жизнь и оставил о себе светлую и благодарную память. 

Источники: 1.Письмо УФСБ РФ по Вологодской области №БТ/3-511 пс от 25.07.1995 (ответ на №295 от 29.06.1995) директору ЦГА СПб Зерновой об имеющихся сведениях на Артамонова А.А. Голубева К.Н., Нововоселова М.А., Знамировского Н.И., Опоцкого Н.М. 

Статья написана с использованием материалов сайтов:

  1. http://vologda-eparhia.ru/protoierej-andrej-artamonov.html

2.http://blagovest.orthodoxy.ru/mb/2006n10n12/2006n10n12s03.php

image014 В 1954–1965 гг. настоятелем храма служил игумен Никандр (Манчев), необычайно популярный среди верующих города. В 1965 г. власти перевели его из Костромы в с. Сущёво (с просьбами о возвращении о. Никандра община обращалась во все инстанции, но тщетно). В 1959–1961 гг. в храме неоднократно совершал богослужения управлявший тогда Костромской епархией архиепископ Пимен (Извеков), в 1970–1990 гг. – патриарх Московский и всея Руси.

image01530 июля 1982 году настоятелем Спасо-Запрудненского храма храма стал  протоиерей Иоанн Григорьевч Сазонов (+1994). В характеристие данной ему архиепископом Костромским и Галичским Касссианом есть такие слова: «отец настоятель высокообразованный и культурный, усердный к своим пастырским обязанностям. Поведения трезвого и благонравного. Заботлив о благолепии храмов Божиих и благоповедении духовенства. Отличный проповедник слова Божиего. Любим и уважаем прихожанами». http://sazonow.ru/svyatye-i-svyatyni/1070-protoierej-ioann-grigorevich-sazonov-1936-1994. Много трудов о. Иоанн осуществил за 8 лет служения в храме на Запрудне. Были позолочены три иконостаса, поставлены вместо обветшавших новые престолы, поновлена живопись в храме и отреставрированы некоторые иконы, оборудованы ризница и просфорня, приобретены ноты для клироса, положен новый линолеум. Выхлопотан у властей находящийся рядом с оградой приходской дом, в котором, первоначально, в 1990г., разместилось Костромское духовное училище. А, главное, храм наполнился прихожанами, увидевшими в о. настоятеле истинного своего пастыря.

С 1986 по 1991 гг. прот. Иоанн Сазонов был назначен также благочинным 6-го и 8-го благочиннических округов Костромской епархии и на этом поприще заслужил признательность и благодарность священноначалия, духовенства и прихожан вверенных его попечению приходов.

29 августа 1990 г. впервые за семь десятилетий на Запрудню вновь пришёл крестный ход с Феодоровской иконой (и с тех пор он совершается ежегодно). 7 мая 1993 г. во время своего первого посещения Костромы Спасо-Запрудненскую церковь посетил предстоятель Русской православной церкви патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

image01627 марта костромичи, все патриоты родной Костромской земли, молитвенно преклоняются перед чудотворной иконой Федоровской иконы Божьей Матери, которой в этот день, в 1613 г. был благословен на царство в стенах Ипатьевского монастыря молодой боярин Михаил Федорович Романов. Это благословение положило конец периоду Смутного времени в истории Русского государства, открыло начало воцарению новой династии, которая управляла  Россией в течение 300 лет.

 В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери.

Не случайно инокиня Марфа, обращаясь к Московскому посольству в Ипатьевском монастыре, скрупулезно припомнила все эпизоды, когда ни клятвы, ни крестные целования, ни даже помазание святым мvром не смогли уберечь власть от предательства. У новой династии не было будущего без признания ВСЕМ народом богоустановленности и ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ее власти. И тогда произошел совершенно необычный случай в русской истории - святыня Рюриковичей и Годуновых - Феодоровская икона Божией Матери, фактически была объявлена покровительницей дома Романовых, а празднование ее ЯВЛЕНИЯ было ПЕРЕНЕСЕНО в православном календаре с 16/29 августа на 14/27 марта - день рождения новой династии. Событие явления иконы, одной из первых явленных святынь на Руси, было столь значительным для наших предков, что алтарь Успенского собора, выстроенного специально для пребывания образа, оказался обращен не на восток, а на север, - в сторону места обретения иконы. Это уникальный случай в церковной жизни той эпохи. Со временем вокруг Успенского собора вырос Костромской кремль. Несмотря на то, что он не был самым защищенным, именно здесь княжеская и боярская знать устраивала для себя осадные дворы. Несколько поколений "власть имущих" image017во время смут и внешних опасностей приезжали сюда под защиту "своей" иконы. Первая служба чудотворной святыне [2], созданная в XIV-XV вв. свидетельствует о возникшем уже тогда общерусском почитании образа. Об этом же говорят древние списки иконы XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне. Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных государями Василием III Иоанновичем, Иоанном Васильевичем Грозным, Федором Иоанновичем, Борисом Федоровичем Годуновым и Василием Шуйским. К концу Смутного времени количество осадных дворов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням.

image018Один из этих дворов принадлежал инокине Марфе - матери будущего государя Михаила Федоровича. В Костроме долго сохранялась народная легенда о том, как местные жители, узнав о приближающемся Московском посольстве, уговорили инокиню Марфу с сыном перебраться из Костромского кремля в Ипатьевский монастырь, как место "подобающее их царскому достоинству". Но, скорее всего, царский Ипатьевский монастырь был определен как место призвания новой династии заранее. Эта обитель была построена предком царя Бориса Федоровича Годунова - татарским мурзою Четом (в крещении Захарием) на месте явления ему в сонном видении Богородицы с предстоящими свщмч. Ипатием Гангрским и ап. Филиппом. Борис Годунов был уверен, что Богородица явилась его предку именно в Феодоровском образе, - в подтверждение этого в конце XVI века по его заказу в дар Ипатьевскому монастырю была впервые написана тронная Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими святыми https://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-29/drugaya_istoriya_feodorovskoj_ikony_bozhiej_materi/

Несмотря на уговоры московского посольства, пришедшего с решением Земского собора, мать Михаила Федоровича, Марфа Ивановна, долго не благословляла своего шестнадцатилетнего сына на престол государей русских. Лишь после того, как архиепископ Рязанский Феодорит подняв чудотворную икону Божьей Матери, а келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын подняв икону святителей московских сказали матери и сыну о том, что юный боярин «избран от Бога», старица вверила своего сына заступничеству Самой Царицы Небесной, и благословила его на царский престол. В память об этом событии, был установлен праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Федоровской, чей образ стал особо почитаться представителями царского дома Романовых. В царствование Дома Романовых Костромской Ипатьевский монастырь был многократно перестроен и украшен. Зеленая башня, сооруженная в том месте, где остановился в 1613 крестный ход, пришедший просить на престол Михаила Феодоровича Романова, и откуда он отбыл в Москву, в сер. XVII в. стала главным въездом в монастырь.

Но все же главным событием, совершенно необычным для русского иконопочитания, стал перенос празднования явления иконы на день рождения дома Романовых. Такое особое прославление образа было призвано максимально связать события 1239 и 1613 гг., уподобить их друг другу. Икона Богородицы как бы заново являла себя миру, и ее адресатом становился уже не князь рода Рюриковичей и не предок Годуновых, а Михаил Федорович Романов. Новая династия постаралась донести весть об этом прославлении до каждого человека, для чего на многочисленных списках иконы писанных "в меру и подобие" появилась подпись: «Списан сей святой образ Пресвятой Богородицы нарицаемыя Феодоровския иже во граде Костроме явления того цельбоноснаго образа бысть в лето 6747 [1239] году августа в 16-й день праздновати же тому чудотворному образу о явлении предположено в Прологу месяца марта, 14-го дня ...» Само же празднование, всегда совпадавшее со временем Великого поста, было уравнено с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Кроме двух праздников иконе Феодоровской, во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери "по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г."»

В этом случае многочисленные дары Романовых Феодоровскому образу, становились приношением новому чуду явления. Тот факт, что в день призвания Михаила Федоровича праздновалось именно явление иконы, подтверждает текст новой службы (1778 г.) полностью посвященной событиям XIII столетия. Здесь, царю Михаилу Романову посвящено всего несколько строк, где он сравнивается с Моисеем, выведшим свой народ из рабства. https://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-29/drugaya_istoriya_feodorovskoj_ikony_bozhiej_materi/

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»

глас 4

Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской» глас 4

Днесь све́тло красу́ется преимени́тый град Кострома́/ и вся Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ днесь бо яви́ся нам пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прии́дите, вси Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся лю́ди Твоего́ достоя́ния от всех бед/ по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской» глас 8

Благода́рственная принося́ще Ти, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Благодарственные молитвы принося Тебе, рабы Твои, Богородица, за все благие дела, которые Ты сделала городу нашему, из глубины души взываем к Тебе и коленопреклоненно просим: не переставай, Владычица, Материнскими к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавать всё на благо и во спасение всем, с верой и любовью взывающим к Тебе: «Радуйся, Дева, честь христиан».

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской» глас 8 Притеце́м, лю́дие, вси к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в дом Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к нам прише́ствие,/ посети́ нас, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу,/ ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи, и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́, от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Величание Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чтим образ Твой святы́й, и́мже то́чиши исцеле́ния всем с ве́рою притека́ющим.

Святыня считалась фамильной в царской династии, среди российских цариц зарубежного происхождения распространилось отчество «Федоровна», и появилось много списков с иконы. Некоторые сделала сама инокиня Марфа. Святыня снова прославилась на всю страну.Оригинал с тех пор всегда хранился в Костроме, а в Москве цари молились перед копией.

Любопытно, что в 19 веке чудотворная икона была украшена драгоценными камнями:

«На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…» (Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. — СПб., 1820. — С. 17—18).

В конце столетия специально для святыни был создан золотой оклад, который весил 10 кг. Однако в первой половине 20 века под предлогом борьбы с массовым голодом его изъяли. С тех пор дорогостоящую ризу больше не видели.

Где сейчас находится древний образ Богоматери

С 1991 года одна из древнейших русских святынь – Феодоровская икона — хранится при костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

Как добраться до Богоявленско-Анастасииного собора в Костроме

Богоявленско-Анастасииного монастырь находится по адресу: г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.  Из Москвы:

поездом — с Ярославского вокзала;

автобусом — с остановки станции метро «Щелковская»;

В Костроме:

троллейбусы №2 и №7 до остановки «Улица Пятницкая»

автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая»

автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

Феодоровский монастырь в Городце

image019Этот древнейший список известен с XIII века. На протяжении веков являлся главной святыней Феодоровского мужского монастыря (г. Городец). Ранние иконы не сохранились. Список, датируемый XIX в., хранится в краеведческом музее Городца.

Церковь иконы Божией Матери «Феодоровская» в Городецком Феодоровском мужском монастыре

image020В Феодоровском монастыре Городца хранится икона, история которой напоминает детективный сюжет. Условно её датируют XVIII веком. По монастырским рассказам, образ был куплен благотворителем монастыря у частного лица, в г. Городец. По рассказу последнего, икона была некогда достоянием городецкого монастыря, закрытого в годы богоборческой власти.

Другой древний список, сегодня хранящийся в монастыре, передал обители московский реставратор.

Интересный факт

Согласно преданию, Феодоровский список образа был свидетелем иноческого пострига благоверного князя Александра Невского в 1263 году.

Другие известные копии

В Федоровском мужском монастыре в Городце в Нижегородской области хранится копия иконы, созданная в 1800 году.

В Феодоровском Государевом соборе (город Пушкин, пригород Санкт-Петербурга) список святыни от 1991 года.

В Церкви Илии Пророка в Ярославле список Феодоровской иконы, датированный серединой 17 века.

В Ярославле расположен Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Феодоровская».

В Санкт-Петербурге – Феодоровский собор, построенный к 300-летию рода Романовых (сейчас находится в процессе восстановления).

В Москве

В Церкви Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище в Москве хранится икона середины 19 века. Изображение Богоматери с Младенцем здесь сильно отличается от традиционного типа Феодоровской иконы. Однако на нее указывает надпись на окладе.

В музейных экспозициях

В Сольвычегодском историко-художественном музее (Сольвычегодск) находится список первой четверти 17 века.

В Государственной Третьяковской галерее (Москва) — копия 1630 года (происходит из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге).

В Костромском историко-архитектурном музее-заповеднике (Кострома) – копия 1680-х годов.

В Государственном музее-заповеднике «Коломенское» (Москва) – копия первой половины 18 века. Там же расположены деревянные створки складня (начало 18 века), в клеймах на нижней половине которого изображены фрагменты «Сказания о явлении и чудесах иконы Федоровской Божией Матери».

В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) – копия 18-19 века.

В Государственном историческом музее (Москва) – копия 1702 года

В Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) – копия 1723 года.

В Музее имени Рублева (Москва) – копия второй половины 18 века.

В Музее икон Пресвятой Богородицы (село Исаково, Солнечногорский район, Московская область) – копия 1798 года.

В Ярославском художественном музее (Ярославль) – копия первой половины 19 века.

О чем просят Пресвятую Богородицу пред Её иконой

Считается, что помогает в жизненных трудностях, защищает от врагов, поддерживает в печали.

Покровительствует семейной жизни.

Помогает зачать ребенка, исцелиться от бесплодия.

Поддерживает молодоженов.

Беременным помогает выносить и родить здорового ребенка.

Поддерживает мирную атмосферу в семье.

О счастливом замужестве.

Интересный факт

image021По традиции, восходящей к преданию о свадьбе Александра Невского, икону часто используют во время Венчания.

В чём помогает Царица Небесная: свидетельства о чудесах

Сохранилось немало достоверных фактов о чудесах от Феодоровской иконы. Некоторые известны из древних летописей.

В 13 веке в Костромском соборе два раза случались пожары. В обоих случаях огонь никак не повредил святыню.

Во второй половине XIII века младший брат Александра Невского Василий взял икону на битву с татарами, которые грозили разорением Костроме. Неожиданно святыня начала светиться яркими лучами, которые ослепляли и жгли противников. Малочисленное русское войско одержало победу. Позже на поле битвы установили часовню, а местное озеро получило название «Святое».

Кроме Феодоровской известны и другие образы Божией Матери, исцеляющие от бесплодия, помогающие в семейной жизни: «Взыграние Младенца», «Блаженное чрево», «Скоропослушница», «Умиление». Прежде, чем обращаться к Богородице, важно помнить, что слова молитвы должны идти от чистого сердца, свободного от раздражения и обид.

Архиепископ Феодорит (155110 (20) сентября 1617) — епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Рязанский и Муромский.

image022Местночтимый святой Рязанской епархии Русской православной церкви.

Существует предание, что святитель был близким родственником боярина Шереметева, имел поместья в Рязани. Принял монашество не ранее 1589 года по благословению Патриарха Иова. С 1604 года — архимандрит Рязанского Спасского монастыря. В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа. 8 (18) мая 1606 года присутствовал при браке Лжедмитрия I с Мариной Мнишек. После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. При помощи и покровительстве Василия Шуйского воздвиг Успенский собор.

10 июня 1609 года архиепископ Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского († 1295), и торжественно перенёс их из Борисоглебской церкви в Успенский собор.

Участник Земского Собора 1613 года. 21 февраля 1613 года, вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол. Приглашал Михаила Фёдоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.

Много потрудился над благоустройством своей обширной епархии.

10 сентября 1617 года архиепископ Феодорит мирно отошёл ко Господу. Погребён в Архангельском соборе Рязанского Кремля.

Тропарь, глас 5

Наставниче смирения и благочестия, / правило веры и добродетели, / Церкви светильниче, святителю Феодорите, / паству свою благочестно упасл еси / и ко Христу привел еси, / темже венцом славы от Господа украшен, / молися прилежно Царю Славы, / да спасет души наша.

Кондак, глас тойже

Добрый кормчий быв кораблю Церкве рязанския, / молитвенниче о пастве своей неусыпный, / храня дух веры в ней и благочестия, / святыя мощи святителя Василия пренесл еси / и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския / в годину напастей ей указал еси, яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, / попечение о земле Российстей творя, / на царство русское царя Михаила воззвал еси. / Святителю отче Феодорите, / помилуй нас, достойно чтущих святую память твою, / да спасет Господь души наша.

Благоверный Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович

image023Родился 13 марта 1981 года (в день столетия убийства Александра II). Был назван в честь своего прадеда по материнской линии князя Георгия Александровича Багратион-Мухранского. Крещён 6 мая 1981 года в православной церкви в Мадриде Архиепископом Лос-Анджелесским Антонием (Синкевичем) (РПЦЗ), в присутствии Короля Испании Хуана-Карлоса и его супруги Королевы Софии, бывшего Царя Болгарии Симеона II и его жены Царицы Маргариты, а крёстным отцом был бывший король эллинов Константин II.

Цесаревич Георгий является прямым прапраправнуком Российского Императора Александра II.

Детство прошло в городе Сен-Бриаке, затем он переехал в Париж. До 1999 года вместе со своей матерью проживал в родном Мадриде.

Впервые посетил Россию в 1992 году, когда вся его семья прибыла на отпевание его деда Владимира Кирилловича. С тех пор он часто бывает в России.

9 апреля 1998 года во время паломнической поездки в Святую землю принёс установленную Основными Законами Российской империи династическую присягу. Церемония состоялась в Иерусалиме, в Тронном зале патриаршей резиденции, где клятву принял Патриарх Иерусалимский Диодор.

Учился в школах Франции и Испании. Получил образование в Оксфордском университете. Начал работать в аппарате Европарламента, потом перешёл на должность помощника вице-президента Еврокомиссии и комиссара по транспорту и энергетике Лайолы де Паласио в Брюсселе, а затем также работал в аппарате Европейской комиссии, но уже в Люксембурге, где занимался проблемами атомной энергетики и безопасности ядерного производства.

Неоднократно представлял Российский императорский дом на различных европейских церемониях, в частности в 2005 году на похоронах Великой Герцогини Люксембурга Жозефины-Шарлотты и Князя Монако Ренье III.

image02412 декабря 2008 года назначен советником генерального директора ГМК «Норильский никель» и членом правления Института никеля. Его деятельность, в числе прочего, направлена на реализацию программы компании «Норильский никель» по оспариванию решения Еврокомиссии о классификации ряда соединений никеля в качестве опасных веществ. В январе 2014 года покинул этот пост.

image02520 января 2021 года на официальном сайте так называемого Российского императорского дома было объявлено о грядущей свадьбе Георгия Михайловича и итальянки Ребекки Вирджинии Беттарини (в православии — Виктории Романовны; р. 1982), дочери дипломата Роберто Беттарини и его жены Карлы Вирджинии (дев. Каччиаторе). Её отец внёс весомый вклад в решение вопроса о строительстве православного храма Святой Екатерины в Риме. За своё содействие Русской Православной Церкви и труды по развитию российско-итальянских связей, Великой Княгиней Марией Владимировной был возведён в достоинство кавалера Императорского Ордена Святой Анны I степени, благодаря чему причислен к историческому потомственному дворянству Российской Империи (см. также: Пожалования титулов и орденов Российской империи после 1917 года).

image026С 2017 года Ребекка Беттарини была директором благотворительного Российского Императорского фонда. С 2019 года она проживает в Москве. 12 июля 2020 года в Петропавловском соборе была принята в православие. В том же году, за участие в делах милосердия в России и за содействие гуманитарному сотрудничеству между Россией и Европой, была возведена Марией Владимировной в достоинство кавалерственной Дамы Императорского Ордена Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы.

24 января в костромском Ипатьевском монастыре состоялось обручение Георгия Михайловича и Виктории Романовны. Бракосочетание запланировано на осень 2021 год.

image027Пунктом з) Акта от 21 июля 1976 г. Владимир Кириллович ещё до брака своей дочери Марии Владимировны установил, что его будущие внуки будут носить в качестве первой фамилию Романов и великокняжеский титул, с последующим присоединением фамилии и титула принца или принцессы Прусской. Однако при рождении Георгий Михайлович получил фамилию Романов и титул Его Императорского высочества Великого Князя — титул же Принца Прусского упомянут уже не был. С 1992 г. сторонниками Марии Владимировны титулуется как «Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь». Они же предполагают, что Георгий Михайлович станет родоначальником новой российской династии — Романовых-Гогенцоллернов.

Главным событием 1993-го стал прошедший в Костроме историко-художественный фестиваль «Вехи». Фестиваль принял пять тысяч гостей, став по этому показателю в один ряд с историческим съездом КПСС в Москве. На фестиваль же прибыли великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна, а также юный наследник престола Георгий.

Несколько дней проходил фестиваль: волшебные концерты лучших музыкантов мира, уникальные выставки книг, картин, фотографий и церковных ценностей, интереснейшие встречи с писателями, артистами, мастерами-умельцами.

Звонили колокола, плясали разноцветные шары, веселились дети и даже незнакомые люди улыбались друг другу. Великим княгиням подарили по шапке-боярке из Судиславля (когда-то костромской шапошник Комиссаров спас императора Александра II от пули террориста), а наследнику вручили корону из чистого теста-масла (автор – дворянка Галина Маслова). Кульминацией праздника стала опера Глинки «Жизнь за царя» в стенах Ипатьевского монастыря.

image028Сценарий фестиваля писал актёр Костромского драмтеатра Анатолий Жадан, организовывали праздник при поддержке городских властей директор «Вех» Станислав Рубанков и директор художественного музея Виктор Игнатьев. Музей в 1990-е годы был центром культурной жизни Костромы, Виктор Яковлевич сумел объединить вокруг себя многих творческих людей.

Участников фестиваля приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II : «В нынешнее сложное для нашего Отчества время обращение к событиям 1613 года, открывшим новый период бытия Российского государства, может служить для всех напоминанием о том, что только всенародное обращение к твсячелетним духовным устоям жизни России с русского общества, к животворящему источнику православной веры и церковной мудрости сможет положить основание подлинному обновлению нашей Родины».

«Вехи» начались 28 мая панихидой по погибшим членам императорской фамилии, отслуженной в Ипатеьвском монастыре. Насыщенный событиями фестиваль, впервые с 1913 года посвященный романвоской династии,  продолжался до 6 июня. В один из его дней глва Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна, и ее мать – великая княгиня Леонида Георгиевна и ее сын – Наследник Императорсокго Дома двенадцатилетний великий князь Георгий Михайлович посетили сусанинские места. Великокняжеская семья побывала в Домнине, у часовни в Деревеньках и у памятного камня в Анферове. Это было первое посещение представителями династии Романовых домнинской округи после 1619 года.

6 декабря 2022года в  Преображенской церкви храма Христа Спасителя прошло таинство крещения светлейшего князя Александра Георгиевича Романова, сына наследника главы Российского императорского дома Романовых великого князя Георгия Михайловича и светлейшей княгини Виктории Романовны.

Младенец был назван в честь своего прапрапрапрадеда Александра II. Таинство же прошло в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, выбранного святым покровителем потомка Романовых. Таинство крещения по благословению патриарха Московского и всея Руси возглавил митрополит Воскресенский Дионисий.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Подробнее...

Статьи

Проблема "Народного духа" в философии и истории

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: