19 июня. Память всех святых
19 июня Церковь чтит память всех святых. В этот воскресный день, кроме обычного прославления Воскресения Христова, мы вспоминаем всех освящённых Духом святых людей: Пресвятую Богородицу, а так же праотцев и патриархов, пророков и апостолов, мучеников и святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых угодников Божьих.
В молитвах, обращаясь к ним, мы просим их ходатайства о нас перед Творцом и Создателем нашим. Совершив празднование сошествия Святого Духа на апостолов (27мая – праздник Святой Троицы), и прославив благодатную силу Духа, освящающую всех верующих, Церковь прославляет и тех достойных питомцев благодати Божьей, которые освящены силой Всесвятого и Животворящего Духа Господа. Этим празднованием восполняется чествование и прославление тех угодников Божьих, которым, по причине их неизвестности для людей, не установлены особые празднования. Прославляя всех святых, и исчисляя степени их святости – мученики, святители, преподобные, Церковь указывает разнообразные добродетели для подражания им. Празднуя память всех святых, она ставит нам в пример те дарования, которые даёт людям пришествие Святаго Духа – освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего подобных нам людей.
Дух Утешитель воспламеняет оледеневшие сердца человеческие, отягощённые унынием и поникшие, и возвышает их горением небесной благодати, освобождает от рабства греху, делает сердце домом Духа Бога.
В чём же тайна святых? Почему же эти люди решились оставить такое милое нашему сердцу – земное, такое близкое – житейское, зачем?
Затем, что ничто земное не может сравниться с небесным. Затем, что человек устаёт от земной суеты, и всеми частичками своей души отзывается на зов неба, и там находит себя, и успокоение своему сердцу. Тайна святости – в решимости человека оставить все тленное и быть верным Богу. Избрать Бога среди всего временного и изменчивого, и следовать дорогой, Им указанной, не боясь ничего. Когда наступят последние дни земной цивилизации, при всеобщем воскресении святые будут судить мир (1 Кор. 6.2). И суд этот будет не в том, что все грешники окажутся в аду, а в том, что люди уже не будем иметь права выбора. По одну сторону будет Христос и святые Его, а по другую те, кто отрицал добродетели, кто отвернулся навсегда от Бога, кто не оказал милость человеку.
Что изберем мы? Выбор за каждым из нас. Перечисляя всех святых, мы убеждаемся, как много тех, кто избирает Бога и Божье своим идеалом, как много тех, кто борясь с грехом, ставит небесное превыше всего земного. После празднования всех святых начинается Петров пост. Он продлится до 12 июля, праздника в честь святых апостолов Петра и Павла. Этот пост не строгий. В течении его, кроме среды и пятницы, разрешается вкушение рыбы.
В этот праздник мы со скорбью вспоминаем утраченную Всехсвятскуя церковь в Костроме (Кострома, ул. Дзержинского, [напротив д. 23]) Еще в 1628 г. упоминается церковь "Все Святые на Костроме на посаде". Кирпичная двухэтажная церковь, построенная в 1756-1757. Основной объём - двусветный одноапсидный четверик, завершённый декоративным пятиглавием. Колокольня в формах классицизма сооружена на рубеже XVIII-XIX вв. Вверху находился Всехсвятский, внизу Никольский престол. Закрыта в 1930, вскоре сломана. На месте церкви сквер. По свидетельству очевидцев, при разборке храма бригадир высотников горкомхоза погиб под развалинами рухнувшей колокольни.
В ней почти два года состоял в качестве псаломщика бывший обер-прокурор Святейшего Синода А. Д. Самарин (+1932). Крест на могиле Александра Дмитриевича на бывшем Феодоровском кладбище был восстановлен тщанием и заботой его потомков, а также при участии Костромского церковно-исторического общества и Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества в день его 150-летия 12.02.2017 г.
В Костроме торжественно отметили 150-летие со дня рождения выдающегося государственного и церковного деятеля предреволюционной и революционной эпохи, кавалера многих высших орденов России Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932). Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил литию и освятил крест на могиле А. Д. Самарина на мемориальном кладбище рядом с Вечным огнем.
Александр Дмитриевич Самарин – личность замечательная, но для многих наших современников, к сожалению, малоизвестная. А между тем, деятельность этого человека много значит в русской истории. Он был широко известен в России. Славился прямотой, честностью, неподкупностью, твердостью духа, исключительной порядочностью и независимостью взглядов, которые высказывал, невзирая на личности, даже самому императору Николаю II.
Самарин являлся обер-прокурором Святейшего синода и членом Государственного совета Российской империи, главноуполномоченным Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны, предводителем дворянства Москвы и Московской губернии. На Поместном соборе Русской Церкви 1917 года его кандидатура выдвигалась на место Патриарха Московского и всея России, хотя он был мирянином. Столь высок был его авторитет.
В 1918 году А.Д. Самарин возглавил правление Совета объединенных приходов г. Москвы, созданного для защиты православных храмов от разрушения. Он пытался спасти от нетерпимости богоборческой власти церковь, сберечь ее внутреннюю свободу. Власть этого самоотверженного и ревностного служения церкви не простила. Самарин неоднократно арестовывался как противник политики советского государства. Был приговорен к расстрелу, но как раз накануне вышел указ об отмене смертной казни в стране. Его веру не сломили ни тюрьмы, ни ссылки. На судебном процессе, когда ему предоставили последнее слово, Самарин сказал кратко, но твердо: «Я – за Бога».
После запрета жить в столичных городах Александр Дмитриевич поселился в Костроме. Здесь, в ссылке, под надзором ОГПУ, прошли его последние годы. В нашем городе Самарин серьезно заболел и умер после операции в местной больнице в январе 1932-го. Похоронен на Александро-Невском кладбище Костромы, которое впоследствии было уничтожено, здесь было решено сделать место отдыха.
Как писала пресса тех лет: город станет краше, если мы ликвидируем кладбище и сделаем парк. Но самое удивительное, место захоронения Александра Дмитриевича все же сохранилось. Его родственники отметили место погребения березами, которые стоят до сих пор, сберегло время и надгробный камень, закопанный близкими под землю. Сейчас на этом месте установлен памятник А.Д. Самарину в виде креста.
Известно, что Александр Самарин был женат на дочери предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова Вере, той самой, которая изображена на картине «Девочка с персиками» В.Серова. На торжества в Кострому приехали родственники Самарина и среди них праправнучка Александра Дмитриевича, которая так похожа на девочку с персиками…
Самарины принадлежали к древнему дворянскому роду, известному со времен Ивана Грозного, были в родстве с Пушкиными, Толстыми, Лопухиными, Трубецкими, Соллогубами, Ермоловыми, Оболенскими… И Кострома в конце жизни Александра Дмитриевича оказалась не случайно. Он сам ее выбрал из шести предложенных ему мест ссылки. Возможно, потому, что род Самариных имел прямое отношение к нашим краям. Их предок – костромской боярин Иван Квашня, стоял вместе с Дмитрием Донским на Куликовом поле…
К 150-летию А. Д. Самарина в Костроме издана книга «Подвигом добрым подвизался…», в которой собраны воспоминания, письма, документы. Она составлена внуком Самарина Сергеем Николаевичем Чернышевым и председателем Костромского церковно-исторического общества протоиереем Димитрием Сазоновым. В сборнике много малоизвестных и интересных фактов об А. Д. Самарине и его эпохе… k1news (https://k1news.ru/)
Церковь Всех Святых в Красном-на-Волге (1895).
Небольшая кирпичная кладбищенская церковь, построенная в 1895 купцом В. Н. Чулковым. Одноапсидный четверик с декоративным пятиглавием, колокольня пристроена в 1902. Практически не закрывалась.
Церковь Всех Святых- пример скромной сельской церкви периода эклектики. Расположена она на кладбище, на западной окраине посёлка Красное-на-Волге. Данная кирпичная церковь с первоначально деревянной колокольней возведена была в 1895 г. на средства купца В.Н.Чулкова. Тогда же, очевидно, сооружены были кирпичные кладбищенские ворота восточнее храма и такая же сторожка, расположенная за пределами церковной территории, также с восточной стороны. В 1901 г. был составлен проект устройства каменной колокольни с переустройством паперти, и в 1902 г. эти работы были выполнены под наблюдением губернского архитектора Л.А.Большакова. Сама церковь имеет продольно-осевую композицию, ядро которой образует четверик храма, завершённый пятью широко поставленными луковичными главками на глухих граненых барабанах.
С востока примыкает полукруглая апсида, с запада небольшой притвор, соединяющий храм с двухъярусной колокольней. Её высокий квадратный в плане нижний объём несёт ярус звона со срезанными углами. Фасады храма, расчлененные лопатками и арочными окнами (по два с юга и севера) декорированы исключительно скупо. Довольно необычен декор колокольни. Первый ярус в верхней части прорезан тремя щелевидными арочными окнами. На углах обоих ярусов помещены квадратные филенки с андреевскими и греческими крестами. Арочным проёмам звона вторят архивольты и полукруглые кокошники, составляющие фриз в завершении второго яруса колокольни. Трёхъярусный резной окрашенный иконостас храма характерен для русского стиля. В оформлении его применён резной растительный орнамент, особенно богатый у царских врат. Масляная настенная живопись, обнавлённая в 1985 г.,выполнена в академических традициях. В обрамлениях композиций использованы пышные растительные мотивы в духе псевдобарокко. На своде храма изображены евангелисты, "Покров" и "Воскресение". На стенах четверика расположены сцены Христологического цикла. В основании свода помещён рисованный карниз с выразительными кронштейнами и виноградными гроздями. Конху апсиды занимает композиция "Отечество".
В годы гонений на Святое Православие церковь во имя Всех Святых оставалась единственным действующим храмом Красносельского района. В настоящее время Всех-Святская церковь является одним из центров духовно-просветительского служения Костромской епархии, достопримечательностью Красного-на-Волге. Настоятелем храма более 30 лет являлся протоиерей Иоанн Ковальский.
Иоанн Васильевич Ковальский родился в 1946 году в благочестивой семье белорусских крестьян. После окончания Ленинградской духовной академии в 1973 году направлен в Костромскую епархию, где и служил до последних дней. С октября 1973 года отец Иоанн был назначен настоятелем Всехсвятской церкви поселка Красное-на-Волге Красносельского района. С 1989 по 2015 гг. нес послушание благочинного Красносельского благочиннического округа. Трудами отца Иоанна восстановлен памятник архитектуры федерального значения – храм Богоявления Господня поселка Красное-на-Волге (XV в.), сохранены многочисленные святыни Красносельского благочиния.
Достойно проходя служение пастыря, отец Иоанн проводил большую работу с детьми и молодежью в духе христианской любви и уважения к истории родного края и его святыням.
В октябре 1973 отец Иоанн был назначен настоятелем Всехсвятской церкви поселка Красное-на-Волге. 57 лет он служил здесь, снискав уважение не только красноселов, но и всего православного общества Костромской области. Отец Иоанн был светлым человеком, добрым наставником и хорошим семьянином, вырастившим десять детей – пять сыновей и пять дочерей. Четверо сыновей пошли по стопам отца и стали священнослужителями.
За труды по духовно-просветительской и социально-благотворительной деятельности протоиерей Иоанн Ковальский был удостоен высоких государственных и церковных наград, среди которых орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2008 г.), орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1996 г.), звание «Почетный гражданин Красносельского района Костромской области» (2005 г.).
В этот день вспомнаем Всехсвятскую церковь с. Широково Нерехтского р-на.
С 20 июня начинается апостольский Петров пост.