«Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»: «Books in print»

Автор: Горохова О.В.. . Опубликовано в Статьи

«В лето 6865 месяца февраля 22 на память своего отца Афанасия написано святое евангелие в граде Галиче при княжении великого князя Ивана Ивановича рукою грешного Фофана», – было начертано на обороте последнего листа так называемого Галичского евангелия стилом монаха, надо полагать, старейшего из галичских монастырей – Спасо-Преображенского.

Как писец богослужебных книг известен галичский уроженец и основатель Соборобогородицкого монастыря на реке Пельшме Вологодского уезда (1426) преподобный Григорий Пельшемский (†1442). Писцом Евангелия был уроженец села Одноушева Галичского уезда, первый русский митрополит Московский и всея Руси святитель Иона (Одноушев) (†1461), Евангелия и Апостола – основатель Николаевского монастыря на реке Лухе Юрьевецкого уезда (1498) преподобный Тихон Луховский (†1503), Измарагда (1508-1509) – игумен Богородичного на реке Соти Костромского уезда (?-1489), Унорожского Благовещенского Галичского уезда (1489-1508) и галичского Флоролавровского (1509) монастырей Вассиан (Хамтал), Паренесиса Ефрема Сирина (1569) – иеродиакон Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря на Сурском озере Любимского уезда Афанасий, Октоиха (1577) – игумен Александровского Спасо-Преображенского монастыря на реке Воче Солигаличского уезда Иоасаф… «В лето 7049 месяца июня в 11 день написана бысть сия Минея рукою многогрешнаго дьяка Софрония на Железном Борку ж у Рождества Иоанна Предтечи» – гласила другая надпись.

Книга считалась не только лучшим подарком, но и вкладом, который вносил вступавший в монастырскую общину. Таким, как рукописные Евангелие в костромской Богоявленский монастырь от его игумена (1571-1580) Сильвестра, старца (1641) Закхеи (Лукошкова) и архимандрита (1681-1687) Павла и Пролог и Псалтирь от иеросхимонаха Иосифа (Артемьева) (†1704), Евангелие в Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь от игумена Тихона (1570), Октоих в Александровский Спасо-Преображенский монастырь Солигаличского уезда (1577) от игумена Иоасафа, Паремийник в Николаевский Бабаевский монастырь Костромского уезда от старца Феодосия (Плещеева) (1618), Сборник разных статей (1717) в макарьевский Макариев Унженский Троицкий монастырь от игумена (1714-1728, 1735-1742) Леонтия (Павлова) (ок. 1663-1747) и печатные Жезл правления (М., 1666) в тот же монастырь (1700) от игумена (1700-1714) Леонида (Плотникова), Книга деяний и посланий св. Апостолов (М., 1697) в Авраамиеву Великую Ризположенскую пустыню Галичского уезда (1699) от иеромонаха Матфея (Соболева), Минея (М., 1689) и Евангелие (М., 1717) в Успенский Белбажский мужской монастырь Ветлужского уезда от его строителя (1709) и архимандрита (1718), а впоследствии епископа (1719) и архиепископа (1724) Нижегородского и Алатырского Питирима (Петра) (1665-1738) и печатная Минея (Киев, 1705) в Троицкий Белбажский женский монастырь того же Ветлужского уезда от митрополита Ростовского и Ярославского (1702-1709) святителя Димитрия Ростовского (Туптало) (1651-1709).

Вкладные книги при этом обычно украшались, как, например, оформленные заставками, заголовками и инициалами вязью Слова аввы Дорофея и собеседования папы Римского Григория от иеромонаха Феофила Киевлянина (1628) костромскому Ипатьевскому Троицкому монастырю и «Евангелие, у коего доска сребропозлащенная, украшенная камнями» от вышеназванного старца Закхеи (Лукошкова) костромскому Богоявленскому монастырю.

Жития преподобных Сергия Нуромского (†1412), Павла Обнорского (†1429), Авраамия Галичского и Чухломского (†1375) и Макария Унженского и Желтоводского (†1444) написаны игуменом Павлова Обнорского (1538-1546), Авраамиева Заозерского Успенского (1547-1550), Авраамиева Городецкого Покровского (1551-1564) и макарьевского Макариева Унженского Троицкого (1571) монастырей Протасием, преподобных Адриана Пошехонского (†1550) и Геннадия Костромского и Любимоградского (†1565) – игуменом Спасского Геннадиева (1565-1568, 1584-1586) и Успенского Адрианова (1570-1573) монастырей Алексеем, преподобного Иакова Железноборовского (†1442) – игуменом Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря Иоасафом (1598-1599), преподобных Адриана Монзенского (†1616) – монахом Благовещенского Монзенского монастыря Антонием (1620-е), Ферапонта Монзенского (†1586) – игуменами того же монастыря Антонием I (ок. 1615) и Антонием II (1640-1660), преподобного Варнавы Ветлужского (†1492) – иеромонахом (1639), затем игуменом (1652-1662) Варнавинского Троицкого монастыря Иосифом (Дяткиным), блаженного Симона Юрьевецкого (†1593) – игуменами юрьевецкого Богоявленского монастыря Дионисием (1639) и Стефаном (1696), преподобного Тихона Луховского (†1503) – игуменом Тихонова Николаевского Луховского монастыря Ионой (1649), преподобного Александра Вочского (XIV) – игуменом Александровского Спасского на Воче монастыря (1649-1652) Антонием, преподобного Паисия Галичского (†1460) – архимандритом Паисиева Успенского монастыря Сильвестром (1677-1689) и т.д.

Рукописная книга в монастырях сосуществовала с печатной, поскольку обходилась дешевле, причем писцом и печатником нередко выступал один и тот же человек, как, скажем, архимандрит Ипатьевского монастыря (1647-1648) Сергий (Шелонин) (ок. 1600-1664), подготовивший в монастыре к печати Лествицу Иоанна Синайского (М., 1647), а первым «печатного книжного дела мастером» из уроженцев костромского края был плесянин Иосиф (Кириллов), справщик московской и киевской типографий и переводчик и редактор изданных им Минеи общей (М., 1618), Псалтири (Киев, 1624), Бесед Иоанна Златоуста на Деяния святых апостолов (Киев, 1624), Преподобнаго отца нашего Дорофеа поучения душеполезна различна (Киев, 1628) и др.

Век Просвещения в Костроме олицетворяли епископы Костромские и Галичские Симон (Тодорский) (1700-1754), основатель архиерейского дома и его библиотеки в Ипатьевском Троицком монастыре (1745), участник подготовки к изданию т.н. Елизаветинской Библии (1751) и владелец обширной келейной библиотеки из редких немецких, еврейских, халдейских, сирийских и арабских книг с дарственными надписями своих галльских и иенских наставников, Сильвестр (Кулябка) (1701-1761), основатель Костромской духовной семинарии (1747), Геннадий (Андреевский) (ок. 1700-1758), учредивший в ней библиотеку (1753) иклассы риторики, поэзии и грамматики (1754), Дамаскин (Аскаронский) (ок. 1708-1769), учредитель Костромского, Любимского, Плесского, Судиславского и Солигаличского духовных правлений (1759), малых начальных училищ при них (1760), должностей протоиереев в соборах, десятоначальников, благочинных надзирателей, префекта (1761) и классов философии (1765) и богословия (1767) в Костромской духовной семинарии, построивший для нее помещения в Спасо-Запрудненском монастыре (1760) и завещавший ей 92 книги на греческом, еврейском и латинском языках, Симон (Лагов) (ок. 1730-1804), основатель библиотеки костромского Успенского кафедрального собора и составитель правил библиотеки Костромской духовной семинарии (1774), пожертвовавший ей часть своей келейной библиотеки из 1293 старопечатных и 30 рукописных книг на русском и 600 книг на греческом, латинском и немецком языках (1778), Павел (Зернов) (1742-1815), открывший Луховское и Макарьевское духовные училища и библиотеку костромского Успенского кафедрального собора (1791), Евгений (Романов) (ок. 1740-1811), основатель школы для причетников при костромском Успенском кафедральном соборе и Галичского духовного училища (1803), жертвовавший и завещавший Костромской духовной семинарии книги из своей келейной библиотеки с владельческими надписями и личным экслибрисом, и Сергий (Крылов-Платонов) (1768-1824), основатель Костромского (1814) и Солигаличского (1815) духовных училищ и Костромского отделения Библейского общества (14.03.1817).

Уроженцем Галича считается митрополит Московский и всея Руси (1566-1569) Филипп II (Колычев) (1507-1569), и костромской край является родиной не только Григория (Отрепьева) (1581-1606) и таких известных расколоучителей, как костромской протопоп Даниил (ок. 1620-1653), основатель «капитоновщины» любимский чернец Капитон (ок. 1600 – ок. 1667) и основатель «дьяконовщины» нерехтский дьякон Александр (1676-1720), но и таких видных иерархов православной церкви и богословов, как митрополит Киевский и Галицкий (1860-1876) Арсений (Москвин) (1795-1876), экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский (1906-1908) Никон (Софийский) (1861-1908), архиепископы Рязанский и Муромский (1733-1755) Алексий (Титов) (1672-1755), Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов) (1781-1858), Казанский и Симбирский (1856-1866) Афанасий (Соколов) (1801-1868),Владимирский и Суздальский (1892-1904) Сергий (Спасский) (1830-1904), епископы Сибирский и Тобольский (1624-1635) Макарий (Кучин) (ок. 1575-1635), Пензенский и Саранский (1868-1881) Григорий (Медиоланский) (1822-1881), Симбирский и Сызранский (1858-1874) Евгений (Сахаров-Платонов) (1812-1888), Астраханский и Енотаевский (1896-1902) Сергий (Серафимов) (1836-1902), епископ Чигиринский, викарий Киевский Порфирий (Успенский) (1804-1885) и др.

Авторами замечательных краеведческих книг зарекомендовали себя епископы Павел (Подлипский) и Сергий (Спасский), ректоры Афанасий (Дроздов) и Иосиф (Баженов), архимандрит Николаевского Бабаевского монастыря Костромского уезда (1866-1890) Иустин (Татаринов) (1827-1890), настоятель придворной Иоанно-Предтеченской церкви села Коробова Костромского уезда (1855-1872) Нафанаил (Леандров),архимандрит костромского Ипатьевского Троицкого (1848) и макарьевского Макариева Унженского Троицкого (1849) и строитель Авраамиева Городецкого Покровского Чухломского уезда (1845-1850) монастырей Платон (Марковский) (ок. 1815-1878), иеродиакон (1856) и письмоводитель (1857) Николаевского Бабаевского Костромского уезда и Троицкого Кривоезерского Юрьевецкого уезда (1858) монастырей Филумен (Благовещенский)(1818 – не позднее 1880), игумен Авраамиева Городецкого Покровского монастыря Чухломского уезда (1873-1880) Макарий (Беневоленский), игумен (1902-1908) Николаевской Надеевской пустыни Макарьевского уезда Тихон (Сергеев) (1853 – не ранее 1909) и др., а ныне являются епископ Костромской и Галичский (2013) Ферапонт (Кашин) и недавние архимандрит Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря Чухломского района Костромской области (1994-2010) Никандр (Анпилогов) и наместник костромского Ипатьевского Троицкого монастыря и первый директор Церковного историко-археологического музея (2004-2011) Иоанн (Павлихин).  

Исследование, соответственно, заключалось в персонализации Северной Фиваиды посредством идентификации наибольшего количества авторов, составителей, переписчиков, переводчиков, редакторов, заказчиков, издателей, библиотекарей, библиографов, каталогизаторов, исследователей, хранителей и владельцев и атрибуции им наибольшего количества опубликованных и неопубликованных произведений, их списков, редакций и переводов, инскриптов, вкладных и владельческих надписей, скреп, маргиналий, духовных завещаний, псевдонимов, экслибрисов и пр. на основании выявленных, верифицированных и атрибутированных опубликованных и неопубликованных источников информации о библиотеках, скрипториях, книжно-литературной, библиотечно-библиографической и культурно-просветительской деятельности костромских монастырейXIV-XX столетий и книжных вкладах, приобретениях и пожертвованиях, келейных книжных собраниях и художественных коллекциях, раритетах, автографах, архивах, списках трудов, опубликованных и неопубликованных произведениях и отзывах о них, псевдонимах, эпитафиях, жизни и творчестве, служебной, ученой, педагогической, общественной, благотворительной и пр. деятельности их насельников.

В результате обнаружилось в общей сложности немногим более трех сотен имен и полутысячи псевдонимов костромских книжников иноческого звания XIV-XX столетий и полутора тысяч неопубликованных или малоизвестных источников биобиблиографических сведений о них и столько же названий их произведений, не выявленных или не атрибутированных им ранее, что и составляет содержание выходящего в Петербурге биобиблиографического словаря под названием «Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Соболев Иоанн Антонович (1829 - 1909)

Иоанн Антонович Соболев родился 12 апреля 1829 г. в семье священника Костромской Епархии села Мироханова Чухломского уезда.

Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса 20 февраля 1854 г. был рукоположен в священники церкви Воскресения Господня при Адмиралтейских слободах. Возведен в степень кандидата богословия 18 апреля 1855 г. Был членом Ревизионной комиссии Санкт-Петербургской Епархии с 1858 г., по назначению Духовной Консистории произносил катехизисные беседы в церкви. По указу Духовной Консистории с 1854 по 1880 гг. назидал арестантов 3-й Адмиралтейской части за «погрешения веры и Священного Писания».

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...