14, 19, 29 августа 2021. Медовый, Яблочный и Ореховый Спас.
В августе Церковь определила три праздника посвященные Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему – Всемилостивому Спасу – Изнесение Честных древ Животворящего Креста, Преображение Господне и праздник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.
Празднования совершаются соответственно 14, 19 и 29 августа. В народе эти три праздника называются соответственно – Медовый (на Водах – Первый Спас), Яблочный (Второй Спас) и Ореховый (Хлебный, Холщевый) Третий Спас, подчеркивая тем самым свое соответствие поре созревания плодов.
14 августа совершается первый в августе праздник в честь Спасителя именуется в народе Медовым Спасом. В церковном календаре праздник называется Изнесением Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Первый в августе праздник Спасителю был установлен в 1164 г. в Костантинополе, по причине многих эпидемий, возникавших в городе в августе месяце. Желая избавиться от болезней посещавших город в августе, был установлен обычай, по которому часть Креста Господня выносилась из домашней императорской церкви и полагалась в храме св. Софии, где совершалось освящение воды. Затем святыня с торжественной процессией следовала по всему городу, при этом служились литии для « освящения мест и отвращения болезней». В России праздник был установлен в начале XY века. Слово «происхождение» означает торжественную церемонию, крестный ход. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения, в храмах, совершается вынос Креста и поклонение Ему. После Литургии, 14 августа, совершается освящение воды и меда нового урожая. С этого дня начинается т.н. Успенский пост. Он продолжается до праздника Успения Божией Матери 28 августа. Пост строгий. При его соблюдении исключается мясная, рыбная и молочная пища. В этот день престольный праздник в Спасской церкви в рядах.
Впервые церковь Спаса Нерукотворного в Рядах Костромы упоминается в 1628 году, когда в Новом городе Костромского кремля, где издавна находился торговый рынок, стояли церкви Всемилостивого Спаса происхождение честного креста и Рождества Богородицы. В 60-е гг. 18 веке взамен деревянных «иждевением» купца С. С. Белова был возведен каменный храм, выдержанный в традициях допетровской архитектуры — пятиглавый, бесстолпный, одноабсидный. Освящен этот храм в 1766 году.
В начале 90-х гг. 18 века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь Спаса оказалась внутри рядов, при этом прежнюю колокольню разобрали и взамен нее над юго-западными воротами рядов выдающийся зодчий Костромского края С. А. Воротиловпостроил новую колокольню в стиле раннего классицизма, завершенную в 1793 году. В ансамбле центральной части Костромы колокольня играла исключительно важную роль, сопоставимую с той, какую играет для центра Санкт-Петербурга башня Адмиралтейства. В 1803-1808 гг. к церкви пристроили теплый придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1855-1856 гг. Церковь Спаса внутри Красных рядов была обнесена каменной оградой. В 1929 году церковь Спаса закрыли, а в 1930 году, в ней разместился Антирелигиозный музей, находившийся здесь до конца 1930-х гг. В конце 1930-х гг. были снесены колокольня и пятиглавие храма. В последующие десятилетия здание церкви Спаса в рядах использовалось как складское помещение. В 1974-1976 гг. колокольня и главы были восстановлены (авторы проекта архитекторы Л. С. Васильев, В. С. Шапошников), но без венчающих их крестов (кресты установили лишь в 1992 г.). С 1986-2007 гг. в помещении церкви Спаса в Костроме размещается музейная экспозиция костромского музея заповедника. С 2007 года храм передан Костромской епархии. Богослужения в церкви Спаса в Костроме совершаются по воскресным и праздничным дням. До революции в храме почиталась храмовая икона в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Эта икона была украшена золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Также в храме почитался образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В Овощных (Табачных) рядах рядом с храмом Спаса находилась Спасская часовня, которая принадлежала Успенскому кафедральному собору. Когда построили Овощные ряды (1819—1824 годы) часовню включили в торцевую часть рядов.
В семидесятых годах XIX века часовня была перестроена в русско-византийском стиле. В 1962—1963 годах в ходе реставрации Овощных рядов под руководством Л. С. Васильева часовня отчасти получила свой первоначальный вид, а сейчас используется как подсобное помещение.
По уже установившейся традиции в рядах возле церкви проходит «Медовая ярмарка».
Нерукотворному образу Господню (Убрусу) (тропарь, кондак, молитвы и величания)
Тропарь, глас 2:
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.
Кондак, глас 2:
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почита́ем, того́ лобыза́юще.
Молитва первая
Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Преблаги́й Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш! Ты иногда́ челове́ческаго о́браза Твое́ лице́ пресвято́е омы́в водо́ю и оте́р убру́сом, чуде́сне о́ное на том же убру́се изобрази́ти и Еде́сскому кня́зю Авга́рю во исцеле́ние неду́га его́ посла́ти благоволи́л еси́: се и мы ны́не, гре́шнии раби́ Твои́, одержи́мии душе́вными и теле́сными неду́ги на́шими, лица́ Твоего́, Го́споди, и́щем и с Дави́дом во смире́нии душ на́ших зове́м: не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, и уклони́ся гне́вом от рабо́в Твои́х: помо́щник нам бу́ди, не отри́ни нас и не оста́ви нас. О, всеми́лостивый Го́споди, Спаси́телю наш! Изобрази́ Сам Себе́ в душа́х на́ших, да, во святы́не и пра́вде жи́тельствующе, бу́дем сы́нове Твои́ и насле́дницы ца́рствия Твоего́, и та́ко Тебе́, преми́лостиваго Бо́га на́шего, ку́пно со безнача́льным Отце́м Твои́м и Пресвяты́м Ду́хом, сла́вити не преста́нем во ве́ки. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние.
Ино величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим о́браз Твой Святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
19 августа праздник Преображения Господня (Яблочный Спас), который посвящен воспоминанию исторического события произошедшего на горе Фавор, где Господь, в виду приближающихся страданий и смерти, для утверждения своих учеников в вере, явил славу своего божества в преображении человеческой плоти. По окончании Литургии совершается освящение винограда и плодов – яблок, груш, слив. По уставу Церкви, до этого праздника вкушение плодов воспрещается. Из утерянный святынь вспоминаем сгоревший в Ипатьевском м-ре в 2002г. деревянный Преображенский храм из с. Спас-Вежи, Преображенскую церковь из с. Спасском в Ямщиках, Костромского р-на, церковь из пос. Больших Солей, церковь Преображения Господня (Спасская) в Подвязье, в Костроме.
29 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, запечатленного на полотенце , данном Спасителем царю, болевшему проказой для исцеления, костромская земля празднует явление в 1259 г. костромскому князю Василию Ярославичу чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской. Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери. В этот же день, с начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.
В этот день костромичи вспоминают утраченные святыни: костромскую Спасскую церковь в Подвязье, церковь с. Есиплева, с. Заборье, Кинешемского уезда, с. Седельниц, с. Спасского Нерехтского уезда.
Церковь была построена в честь Преображения Господня в Подвязье. Впервые церковь упоминается в писцовой книге в 1628 году: "Во Мшанской улице монастырь же словет Спас Подвязной, а в монастыре церковь Преображение Господне, да церковь другая с трапезою. Вход во Иерусалим, древяны клецки". Переулок Тесный когда-то вёл к расположенному в глубине квартала и обсаженному со всех сторон вязами Спасо-Подвязному монастырю. Древний, но бедный и деревянный монастырь существовал до 1691 года. В 1738 году на средства купца И.А. Ашастина в бывшем Подвязном монастыре была построена каменная Спасо-Преображенская церковь, с каменной колокольней и деревянной оградой. В церкви было три престола: в честь входа Господня в Иерусалим, в честь святых Василия Парийского и Василия Блаженного, и в честь Преображения Господня. Церковь была закрыта в 1929 году, после чего в ней устроили зерносклад, полностью разрушенный в середине 1930-х годов.
Престольный праздник в день Третьего Спаса в церкви Нерукотворенного Спаса в Кологриве.
Долгие годы в 1960-1970-х годах архиерейским хором Воскресенского кафедрального собора в Костроме управлял регент Н. Спасский.
В дни обращения к Спасителю костромичи вспоминают священника Алексея Николаевича Спасского, последнего священника Никольской церкви с. Макарово Макарьевскогоуезда (Макарьевский р-н). Со слов старожилов села, во время репрессий 1930-х гг. Алексей Николаевич избежал репрессий потому, что якобы во время учебы в Костромской духовной семинарии состоял в каком-то революционном кружке и участвовал в беспорядках, происходивших в Костромской духовной семинарии в 1905 году.
Закрытие и разорение храма. Никольский храм постигла судьба большинства храмов России, которые начали закрываться в первой половине XX века. Последним священником был Алексей Николаевич Спасский, закончивший Костромскую духовную семинарию. Жена – матушка Агния из Пучежа. У них было восемь человек детей. Из воспоминаний М.И. Хопиной: «Когда церковь закрыли, в ней разместили школьные классы. После закрытия школы колхоз стал сыпать туда зерно. В конце 40-х годов церковь начали разрушать». От Марии Ивановны мы узнали, что власти пытались устроить в здании бывшего храма многое, но ничего не получалось. Школа, кинозал, зерносклад… Всё было не впрок. Что-то «чудилось» техничкам, убиравшим классы; умер от простуды молодой учитель; школу закрыли. Кинозал пришлось тоже отменить – не подчинялась аппаратура. Зерносклад в церкви не состоялся: зерно гнило и приходило в негодность. Так и отступились от здания церкви до 1954 года.
Один из старожилов села, житель д. Трещаткино Олег Васильевич Малышев (1929 г. р.), ныне проживающий в с. Николо–Макарово воспоминал: «Когда разоряли церковь, я жил в Трещаткине и не видел, как сбрасывали колокола, но знаю, что её закрыли в конце 1940 – начале 1941 года. Была церковь летняя и зимняя, считалась она, как потом говорили старики, самой хорошей церковью на Макарьевско–Юрьевецком тракте. Последним священником был Алексей Николаевич Спасский, местный… В 50-х годах жить было не очень хорошо в деревне. Питались плохо, ели мякину. В это время церковь стояла без дела. В 1954 году её начали разбирать, чтобы взять кирпич и другие стройматериалы на строительство на берегу Унжи такелажки, <которая будет необходима,> когда пустят Большую воду, и по Унже пойдут катера и большие суда. Это людям и дало повод. Таскали и раньше от церкви по кирпичику на домашние нужды, а тут стали разбирать полностью. А разбить стены церкви оказалось очень трудно. Мы бьём стены ломами, тащим баграми, чтобы кирпич получить, а из стен вываливаются целые глыбы. Кирпичи не отделяются друг от друга. Так глыбами всю и разваляли… Вот из-за того, что не стало храма, многие люди остались некрещёными, молодые семьи жили невенчанными, а умершие оставались не отпетыми. А ведь это очень плохо».
Александра Ивановна Корепова (1929 г. р.), в прошлом тоже жительница д. Трещаткино, рассказала удивительную историю: «Церковь нашу закрыли до войны. Когда мы учились в школе, с нас учителя снимали кресты, если видели их. А колокол, про который вам Малышев рассказывал, я помню. Его потом на конюшню с улицы перетащили. Он там долго был. А куда девался – не знаю… «От храма сохранился крест». Крест сейчас хранится в храме села Нежитина, ждёт своего часа, когда откроется новый храм в Николо–Макарове, к строительству его уже приступили плотники из села Красногорья. Иконы храма, которые были спрятаны в доме Сучковых, исчезли. «Хоть бы дожить до того дня, когда храм откроют, и крест вернётся на своё место», – завершила Александра Ивановна, прощаясь. Это – её заветная мечта.
В конце августа 2009 года сруб Никольского храма возведен полностью. 10 октября 2015 года деревянный Никольский храм в с. Макарово был освящен.
Накануне первого Спаса 13 августа совершается память исповедника святителя Василия (Преображенского) епископа Кинешемского. В 1993 году, когда Патриарх Алексий II благословил местное почитание епископа Василия Кинешемского (Преображенского), Кинешма обрела своего небесного защитника.
Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье настоятеля кинешемской Вознесенской церкви священника Сергия Преображенского и получил в
крещении имя Вениамин. Вознесенский приход был по-настоящему родным для Преображенских — и отец, и дед матери будущего архиерея, Павлы Капитоновны, служили в этом храме.
Церковь Вознесения.
Монументальное сооружение с редкой для посл. четв. 18 в. приверженностью к древнерусским формам в их лаконичной трактовке. К крупному двусветному четверику, слегка вытянутому по продольной оси и завершенному пятиглавием, с востока примыкает трехчастная алтарная апсида с большим выступом центрального полукружия. Углы четверика огибают лопатки, стены завершены фризом из полукруглых перспективных нишек - кокошников и карнизом, крепованным на углах. В первом ярусе храма и в апсиде прямоугольные окна помещены в глубокие арочные ниши (в апсиде они дополнены круглыми окнами вверху). Окна второго света четверика - арочные. Входные порталы, необычно расположенные на восточной оси трехосевых фасадов, имеют перспективные обрамления с упрощенными импостами в пятах арок и дыньками.
Внутри храм с редким для посл. четв. 18 в. четырехстолпием перекрыт системой коробовых и купольных сводов. Алтарная часть связана с основным объемом тремя широкими проходами, крайние из которых расположены непосредственно у северной и южной стен.
Беляев, 1863, с. 110-111, № 2; ИАК.., 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 446-448.
Закрыта в 1929, сломаны завершения, в здании размещён краеведческий музей. Позднее разрушена колокольня, в 1935 на её месте построен Химико-технологический техникум. В кон. 1980-х в ходе реставрации на церкви восстановлено пятиглавие.
Поначалу в жизни Вениамина всё складывалось более чем обычно: Кинешемское духовное училище, Костромская духовная семинария, Киевская духовная академия — вот первые образовательные вехи в его судьбе. По окончании академии Вениамин Сергеевич был определен преподавателем в Воронежскую семинарию, где, кажется, почувствовал в себе педагогическое призвание. Хорошо зная европейские языки, в 1910 году Василий Преображенский уехал в Лондон для ознакомления с современными педагогическими системами. В Англии будущий епископ Кинешемский провел два года, увлекшись идеями скаутизма. По возвращении он три года преподавал в Миргородской семинарии, а в 1914 году, еще раз побывав в Лондоне, перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Тогда же он окончил педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций. Дальнейшее как будто уже было предопределено.
В 1917 году Вениамин Преображенский резко изменил свою жизнь — тут начало его исповеднического пути.
Житие святителя Василия Преображенского предлагает такую версию случившегося с ним. В том самом 17-м году, когда рухнула Российская империя, он, приехав в Кинешму, с некоторыми знакомцами решил покататься на лодке по Волге. На середине реки лодка перевернулась, и ждала Вениамина Сергеевича неминуемая смерть, но он взмолился, прося Господа сохранить его живым и дав обет посвятить себя в таком случае служению Церкви. Тут же утопающему подвернулась толстая доска, спасшая его. Сюжет — почти канонический, вполне в духе житийной литературы.
Но существует и иная версия. Протоиерей Сергий Щукин (1891—1977), знавший Василия Кинешемского в те времена, вспоминал, что тот, став свидетелем трагических событий, развернувшихся в Москве в октябре 1917 года (штурм Кремля, гибель юных юнкеров), заговорил о том, что всеобщее озверение стало следствием отпадения большой массы народа (и интеллигенции в том числе) от Церкви и в конечном счете от Бога. Как страшный грех он воспринял и собственный отказ от священничества, к которому был предназначен фактом своего рождения и полученным духовным образованием. Принеся покаяние, Вениамин Сергеевич тогда же отправился Кинешму и поступил псаломщиком в родную ему Вознесенскую церковь.
В 1920 году Преображенского рукоположили в священники, чуть позже он принял монашеский постриг с именем Василий, а в сентябре 1921 года был возведен в сан епископа Кинешемского. Как видим, свое архиерейское служение владыка начал в самый разгар атаки богоборцев на Церковь. Этой атаке епископ Василий как мог мужественно противостоял, главной своей задачей видя христианское просвещение народа, пребывавшего, несмотря на все официальное христианство, во мраке невежества, — в своей епархии он принялся за организацию кружков по изучению Священного Писания. Жизнь при этом вел совершенно аскетическую — поселился на окраине Кинешмы в баньке у вдовы-солдатки, спал на голом полу, собственности никакой не имел.
В 1922 году, когда власти массово передавали храмы обновленцам, епископ Василий повелел сохранившим верность канонической Церкви священникам, лишенным храмов, служить на площадях. На богослужения, совершаемые кинешемским архиереем в Успенском соборе и Вознесенском храме, собиралось множество людей. Одна из его прихожанок вспоминала:
«Ах, как он говорил! И просто, и умно, и вдохновенно, и красиво! Он приводил примеры не только из жития святых, а из нашей литературы, и из своих заграничных поездок. Он призывал к вере в Бога, к покаянию, совершению добрых дел — всему, что положено у христиан. Слушать его ходили и неграмотные старухи, и образованные люди».
В мае 1923 года епископа Василия арестовали и, по рассмотрении его «дела», сослали на два года на Вычегду, в Зырянский край. С этих пор и до самой кончины жизнь святителя превратилась в чреду арестов, тюремных заключений и вынужденных по большей части перемещений по всей стране. Вот география этих «путешествий»: Галичский уезд Костромской губернии. Сэров, Дивеево, Нижний Новгород, Вязники, Кострома, Ярославль, Иваново, Уральская область, Орел, Рыбинск, Углич...
Кинешму епископ Василий не забывал и периодически возвращался в нее — в последний раз свободным человеком он жил в городе в 1928 году. Тут у него было много почитателей. Сохранились воспоминания духовной дочери святителя Е. А Фирсовой о своей последней беседе с архипастырем, состоявшейся в Кинешме. На вопрос: «Как нам жить дальше, как спасаться?» — владыка тогда ответил:
«Служить ближним с любовью в Боге... При служении ближнему не должно быть симпатий. Делайте любое дело добросовестно. Молитесь. Найдите себе духовника. Хотя бы один раз в году исповедуйтесь и причащайтесь Святых Таин. Каждый из нас обязан работать там, где он поставлен Богом. Лучше служить ближнему в детских яслях, больницах...»
Свой проповеднический опыт епископ Василий обобщил в фундаментальном труде «Беседы на Евангелие от Марка», написанном в 1926—1927 годах. Книга эта нисколько не устарела и сегодня вполне способна «перевернуть» читающего ее человека.
В последний раз святителя арестовали в 1943 году. Документы свидетельствуют, что конфискованного имущества у него тогда обнаружилось: «ветхий подрясник, икона, деревянный крестик, детская игрушка, кожаный ремень, расческа». Больше ничего!
Следствие велось жестко, престарелому архиерею, страдавшему сердечной болезнью, сутками не давали спать и вынудили его признаться в «антисоветской деятельности». Приговор — пять лет ссылки в Красноярский край. Около года он провел в селе Бирюлиссы в двухстах километрах от Красноярска, где 13 августа 1945 года тихо отошел к Господу.
Почувствовалъ приближеніе смерти и позвалъ жившую у хозяйки монахиню. Онъ попросилъ ее прочесть канонъ на исходъ души. Монахиня начала неспѣшное чтеніе, владыка молился. Когда она прочла послѣднюю молитву, святитель самъ твердымъ голосомъ произнесъ: «Аминь» — и тихо почилъ.
13 августа 1945 года епископъ почувствовалъ приближеніе смерти и позвалъ жившую у хозяйки монахиню. Онъ попросилъ ее прочесть канонъ на исходъ души. Монахиня начала неспѣшное чтеніе, владыка молился. Когда она прочла послѣднюю молитву, святитель самъ твердымъ голосомъ произнесъ: «Аминь» — и тихо почилъ.
Черезъ 40 лѣтъ, 5/18 октября 1985 года, обрѣтены были честные останки святителя и перевезены въ Москву.
Въ іюлѣ 1993 года мощи епископа Василія были перенесены въ Свято-Введенскій женскій монастырь города Иванова. Въ августѣ того же года Святѣйшій Патріархъ Московскій и Всея Руси Алексій II благословилъ мѣстное почитаніе святого. 13 августа въ Свято-Введенскомъ женскомъ монастырѣ былъ отслуженъ первый молебенъ святителю Василію Кинешемскому.
Мощи святителя Василия Кинешемского находятся в Троице-Успенском кафедральном соборе Кинешмы и почитаются главными святынями храма, также Василий Кинешемский почитается как небесный заступник.
Изъ духовнаго наслѣдія епископа Василія сохранились проповѣди, но въ наибольшей полнотѣ — «Бесѣды на Евангеліе отъ Марка», въ которыхъ явственно слышится голосъ великаго проповѣдника, обратившаго сердца многихъ людей ко Христу.
Тропарь, глас 8:
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение,/ Василие премудре, ученьми твоими вся просветил еси;/ цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3:
Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим,/ и чистоту веры превозносим,/и дару словес твоих удивляемся,/яко от небес приял еси Божественную благодать,/наставляти и защищати стадо Христово.
МОЛИТВА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВАСИЛИЮ КИНЕШЕМСКОМУ
О пречудне отче Василие, святителю Христов, истины поборниче, пастырю добрый словесных овец, подвигом добрым подвизавыйся, дерзновенно гонителей веры правыя обличивый и никакоже делом христоборцев соблаговоливый!
Праведен сый, яко лев уповая ходил еси, и на Господа надежду возложив, во век непостыдился еси. Вемы, яко воистину правда твоя от смерти тя избави: се бо на земли старости маститы достигнув, христианския кончины мирныя и славныя сподобился еси, и от вечныя смерти избавлься, на небесех победою венчался еси. Вемы, святителю Христов, яко мудрование плотское посрамив, и пути живота вечнаго показав, ныне молишися о нас, любовию память твою почитающих и путем твоим последовати произволяющих, да не прельстимся и мы соблазном благ тленных, от лукавых миродержителей нам обещаемых, да не приобщимся делом врагов Христовых, да некогда тьму светом, а свет тьмою нарекше, тьмою кромешною навеки покрыемся.
Ей, молим тя, святителю, предстани нам в час искушения, и глас совести христианския да возгремит в сердцах наших, непщевания же лукавая да умолкнут. И подаждь нам твоими молитвами внимания и трезвения дар многоценный, во еже на всяк час исход из жизни сей помышляти и ко ответу благому пред Судиею Неумытным уготоватися, да неосужденно сподобимся купно с тобою и со всеми Новомученики Российскими воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Письма
Лидѣ Грибуниной.
Дорогое дитя мое!
Поздравляю съ наступающимъ праздникомъ Рождества Христова и Новымъ годомъ. Сердечно желаю мира душевнаго и /с. 34/ спокойствія совѣсти, желаю, чтобы не было разлада въ мысляхъ и сердцѣ и чтобы вся воля и вся жизнь направлялись къ одной цѣли — къ Богу, въ единственномъ стремленіи угождать Ему.
Мало я знаю о твоей жизни. Ты ничего не пишешь. Берегись, дитя мое, чтобы житейскія заботы не заглушили въ твоемъ сердцѣ добраго сѣмени и чтобы оно не осталось безъ плода. Успѣшно ли идетъ борьба съ искушеніями? И не можешь ли хотя немного порадовать меня своими побѣдами въ этой борьбѣ? Какъ идетъ твое рукодѣлье? Есть ли заказы и работа? И правда ли бываетъ нужда и нехватка во многомъ? Что выслать? Думаю, что сейчасъ наступаютъ самые трудные годы для всѣхъ — и для вѣрующихъ, и для невѣрующихъ, но когда подъ гнетомъ нужды и страданій люди вспоминаютъ Бога и родится покаяніе, тогда будетъ лучше и легче. Дай Богъ, чтобы скорѣе это наступило. Теперь надо собрать всѣ свои духовныя силы, всю вѣру и упованіе на Бога, все терпѣніе и стойкость — иначе, лишившись якоря и компаса, легко погибнуть въ начинающейся бурѣ. Неизбѣжны испытанія, и, можетъ быть, тяжелыя. Искренне желаю силъ и терпѣнія преодолѣть ихъ и чтобы домъ твой не оказался построеннымъ на пескѣ.
Сердечный привѣтъ и благословеніе мамѣ, Шурѣ и Зинѣ.
Да сохранитъ и да благословитъ тебя Господь! Въ молитвахъ тебя не забываю. Не забудь и ты меня.
Искренно преданный епископъ Василій.
Къ духовнымъ дѣтямъ.
Благодать Вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа. Дорогіе, любимые, безцѣнные дѣти мои!
Благодарю Бога моего при всякомъ воспоминаніи о васъ, всегда во всякой молитвѣ моей за всѣхъ васъ принося съ радостью молитву мою... будучи увѣренъ въ томъ, что начавшій въ васъ доброе дѣло будетъ совершать его даже до дня Іисуса Христа, какъ и должно мнѣ помышлять о всѣхъ васъ, потому что я имѣю васъ въ сердцѣ въ узахъ моихъ, при защищеніи и ут/с. 37/вержденіи благовѣствованія, васъ всѣхъ, какъ соучастниковъ моихъ въ благодати. Богъ — свидѣтель, что я люблю всѣхъ васъ любовью Іисуса Христа; и молюсь о томъ, чтобы любовь ваша еще болѣе и болѣе возрастала въ познаніи и всякомъ чувствѣ, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны въ день Христовъ, исполнены плодовъ праведности Іисусомъ Христомъ, въ славу и похвалу Божію (Флп. I, 3-4, 6-11). Видятся тяжелые дни, сгущаются тучи... Предстоятъ испытанія, когда каждому придется проявить твердость упованія своего, силу любви къ Богу и прочность вѣры своей въ Господа нашего Іисуса Христа. Клевета, ложь, упреки, порицанія, скука, уныніе, соблазны міра — все встрѣтитъ васъ. Если бы вы были отъ міра, то міръ любилъ бы свое; а какъ вы не отъ міра, но Я избралъ васъ отъ міра, потому ненавидитъ васъ міръ (Ін. XV, 19). О, если бъ каждый изъ насъ могъ устоять въ эти дни испытанія и суда! Какая великая радость будетъ для меня знать, что эти испытанія служатъ для укрѣпленія и очищенія, а не для паденія и отступничества. Для меня нѣтъ большей радости, какъ слышать, что дѣти мои ходятъ въ истинѣ (3 Ін. I, 4). Прошу и всею силою любви моей, умоляю васъ. Итакъ, братія, стойте и держите преданія, которымъ вы научены или словомъ или посланіемъ нашимъ (2 Ѳес. II, 15). То дополните мою радость: имѣйте однѣ мысли, имѣйте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не дѣлайте по любопрѣнію или по тщеславію, но по смиренномудрію почитайте одинъ другого высшимъ себя (Флп. II, 2-3).
Снисходя другъ другу и прощая взаимно, если кто на кого имѣетъ жалобу: какъ Христосъ простилъ васъ, такъ и вы (Кол. III, 13).
Итакъ подражайте Богу, какъ чада возлюбленныя, и живите въ любви, какъ и Христосъ возлюбилъ насъ и предалъ Себя за насъ въ приношеніе и жертву Богу, въ благоуханіе пріятное. А блудъ и всякая нечистота и любостяжаніе не должны даже именоваться у васъ, какъ прилично святымъ (Еф. 5, 1-3).
Только живите достойно благовѣствованія Христова, чтобы мнѣ, приду ли я и увижу васъ, или не приду, слышать о васъ, что вы стоите въ одномъ духѣ, подвизаясь единодушно за вѣру Евангельскую, и не страшитесь ни въ чемъ противниковъ: это для нихъ есть предзнаменованіе погибели, а для васъ — спасенія. И сіе отъ Бога (Флп. I, 27-28). Берегитесь особенно лжепастырей и лжеучителей, которые являются къ вамъ въ овечьихъ шкурахъ, а внутри суть волки хищные. Пото/с. 38/му что всѣ ищутъ своего, а не того, что угодно Іисусу Христу (Флп. II, 21).
Остерегайтесь ихъ, они много зла могутъ принести вамъ, ибо даже таинствами въ Церкви они пользуются нерѣдко для своихъ злыхъ цѣлей. Молитвы усердной, смиренной, покаянной не забывайте, ибо Богъ ли не защититъ избранныхъ Своихъ, вопіющихъ къ Нему день и ночь, хотя и медлитъ защищать ихъ (Лк. XVIII, 7)?
Но таинствами покаянія и причащенія придется пользоваться, можетъ быть, не болѣе одного раза въ годъ. Для сего ищите пастырей истинно православныхъ, гдѣ бы ни находились, даже въ другихъ епархіяхъ, и будетъ для васъ такое причащеніе желаннымъ и радостнымъ праздникомъ въ теченіе года. Въ случаяхъ исключительныхъ — приближенія смерти — можно обращаться къ другимъ. Берегитесь дать мѣсто въ душѣ злому чувству. Но вамъ, слушающимъ, говорю: любите враговъ вашихъ, благотворите ненавидящимъ васъ, благословляйте проклинающихъ васъ и молитесь за обижающихъ васъ. Блаженны вы, когда возненавидятъ васъ люди и когда отлучатъ васъ, и будутъ поносить, и пронесутъ имя ваше, какъ безчестное, за Сына Человѣческаго (Лк. VI, 27-28, 22-23). Какъ бы ни тяже/с. 39/лы казались намъ наши обиды, помните, что всѣ онѣ посылаются волею Отца нашего Небеснаго для нашей пользы и духовнаго воспитанія.
Итакъ, никому не воздавайте зломъ за зло, но пекитесь о добромъ предъ всѣми человѣками. Если возможно съ вашей стороны, будьте въ мирѣ со всѣми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте мѣсто гнѣву Божію. Ибо написано: /с. 40/ Мнѣ отмщеніе, Я воздамъ, говоритъ Господь. Не воздавайте зломъ за зло, или ругательствомъ за ругательство; напротивъ, благословляйте, зная, что вы къ тому призваны, чтобы наслѣдовать благословеніе (Рим. XII, 17-19; 1 Пет. III, 9). Не унывайте. Господь никогда не пошлетъ искушеній паче мѣры, но сотворитъ со искушеніемъ и избытокъ, во еже возмощи намъ понести. Послѣ ночи всегда бываетъ утро, послѣ бури — тишина, послѣ зимы — лѣто, послѣ горя — радость. Истинно, истинно говорю вамъ: вы восплачете и возрыдаете, а міръ возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша въ радость будетъ. Женщина, когда рождаетъ, терпитъ скорбь, потому что пришелъ часъ ея; но когда родитъ младенца, уже не помнитъ скорби отъ радости, потому что родился человѣкъ въ міръ (Ін. XVI, 20-21). Чѣмъ глубже скорбь, тѣмъ ярче радость, чѣмъ зло сильнѣе, тѣмъ почетнѣе борьба съ нимъ и тѣмъ блестяще вѣнецъ. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о васъ воля Божія во Христѣ Іисусѣ. Самъ же Богъ мира да освятитъ васъ во всей полнотѣ, и вашъ духъ и душа и тѣло во всей цѣлости да сохранится безъ порока въ пришествіе Господа нашего Іисуса Христа. Вѣренъ Призывающій васъ. Который и сотворитъ сіе. Братія! молитесь о насъ. Благодать Господа нашего Іисуса Христа съ вами. Аминь (1 Ѳес. V, 17-18, 23-25, 28).
Да благословитъ васъ Господь и да сохранитъ отъ всякаго зла подъ покровомъ благодати Своея. Исполните радость мою, ибо въ узахъ и страданіи великое утѣшеніе и укрѣпленіе для меня знать, что я не вотще трудился.
Накрѣпко глубоко любящій васъ во Христѣ, молящійся за васъ непрестанно епископъ Василій. Это место выбрано не случайно. В XX веке в этом доме жили монахини, а Василий долгое время провел в молитвах. Рядом с музеем построен храм.
Епископ Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский; 19 января 1876 (7 января 1876), Кинешма, Костромская губерния(ныне — Ивановская область) — 13 августа 1945, село Бирилюссы, Красноярский край) — епископ Русской православной церкви, епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. Причислен к лику святых в чине святителя Русской православной церковью в 2000 году. В 1993 году причислен к лику местночтимых святых Ивановской епархии. Его мощи до 2012 года находились в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. В конце 2012 года стало известно что, имя священномученика Василия (Преображенского) в числе 36 новомучеников было исключено из общецерковного календаря на 2013 год; при этом решения о его деканонизации не выносилось ни Священным Синодом, ни прошедшем в феврале 2013 года Архиерейским Собором (они только могут выносить решения о (де)канонизации от лица всей Церкви). По мнению протодиакона Андрея Кураева, такое могло случиться ввиду открытия новых документов, содержащих указания на факты, «не соответствующие христианским представлениям о том, как святой (не простой человек, а именно образцовый святой) должен вести себя на допросе и даже под пыткой»
Библиография
Архив УКГБ по Ивановской обл. «Дело по обвинению Преображенского B.C.». Арх. № 7972-П. Т. 1, л. 30, 38, 98, 123, 131−147, 160−163, 167, 177, 185, 188, 189, 222, 223, 226−228, 237, 238, 293, 294, 351. Т. 2, л. 32−34, 50−55, 104, 106, 107, 110−112, 115, 118, 210, 213, 266, 335−346.
Архив УКГБ по Ивановской обл. «Дело по обвинению Преображенского B.C. и др.». Арх. № 9139-П. Л. 3, 31, 96, 97.
Архив УКГБ по Кировской обл. «Дело по обвинению Смирнова К. И.». Арх. № 6991. Т. 1, л. 17, 18.
ЦОА КГБ СССР, «Дело по обвинению Смирнова К. И.». Арх. № П-17 429. Л. 7, 8, 13, 57.
ЦОА КГБ СССР. «Дело по обвинению Преображенского B.C.». Арх. № Р- 35 561. Т. 2, л. 10, 12, 14−18, 29, 32−34, 44−46, 48−52, 72.
«Личное дело № 4963 заключённого Преображенского Вениамина Сергеевича». Арх. № СО-28 724.
Музей епископа Василия в Кинешме открылся в 2014 году. Он расположен в доме, выстроенном на месте сгоревшего при пожаре приюта для девочек. Здесь можно увидеть обстановку рубежа XVIII-XIX веков, иконы и вещи, которые принадлежали епископу Василию. Их немного: аскетичный священник предпочитал не владеть никаким имуществом. Это рукописи, церковная утварь и простая ряса, которые хранили, передавая по наследству, потомки его прихожан.
Местоположение: г. Кинешма, улица Дудникова, 17