10 июня. Праздник Вознесения
10 июня Церковь молитвенно вспоминает событие телесного (с воскресшей плотью), Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Праздник Вознесения - один из великих 12-ти праздников Православной Церкви, он всегда бывает в четверг, на 40-ой день после Воскресения Христова - Пасхи.
В Евангелии говорится о том, что в последний день своего видимого пребывания на земле, Господь наставлял собравшихся учеников об устройстве Церкви. В наставлениях Он указывал на дары Святого Духа, которыми будут наделены Его апостолы (посланники), чтобы исполнить великое дело проповеди Евангелия.
На вершине горы Елеонской, куда они пришли, Спаситель поднял руки, благословил Своих учеников, и стал подниматься на небо, пока облако не скрыло Его. Явившиеся при этом ангелы поведали собравшимся о втором будущем пришествии Христа на землю.
После Вознесения Господня ученики возвратились в Иерусалим. По традиции, они собирались в храме, где прославляли и благословляли Бога в молитве до дня Пятидесятницы, после которого они, по обещанию Спасителя, исполнившись Духа Святого (сошедшего на них в виде огненных языков), разошлись проповедовать Благую весть о спасении человека от греха проклятия и смерти из Иерусалима по всей Римской империи. В знак видимого свидетельства Вознесения Господня, до сих пор, на Елеонской горе в Иерусалиме, виден запечатлевшийся отпечаток стопы Спасителя. Место является местом поклонения не только христиан, но и мусульман.
Поскольку праздник посвящен вознесшемуся Господу, во время богослужения священники надевают белые одежды, символизирующие Божественный свет.
В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагалось в своде купола (как, например, в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году). Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческий период. Эта сцена, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалась для купольной декорации.
3 факта о празднике:
1 Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом.
2 Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения.
3 Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима... И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).
Тропарь гл.4:
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Кондак гл.6:
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.
Велича́й, душе́ моя́,// возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца.
Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию,/ в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую,// ве́рнии, единому́дренно велича́ем.
Молитва
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.
В этот день престольный, храмовой праздник в костромской церкви в честь Вознесения Господня на Дебре (Мельничный переулок).
Каменный Вознесенский храм был построен взамен прежнего, деревянного, около 1654 года. В начале XX в. храм являлся одним из наиболее примечательных памятников церковного зодчества Костромы. В начале ХХ века Вознесенский храм являлся одним из наиболее примечательных памятников церковного зодчества Костромы; его изучали выдающиеся церковные историки - Н.В. Покровский, А.Л. Голубцов. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. В храме имелось много икон древнего письма (среди которых особенно почитался верующими образ священномученика Антипы, епископа Пергамского), древние оловянные сосуды и ковчег, Евангелие XVII века. Стены Вознесенской церкви в XIX столетии расписывались маслом, в начале ХХ века - были украшены клеевой живописью. В 1922 году после отделения от Русской Православной Церкви обновленческой группировки "живоцерковников" Вознесенский храм перешел в руки обновленцев, деятельность которых активно поддерживалась властями. Тем не менее в 1930 церковь подверглась закрытию. Первоначально здесь устроили общежитие портовых грузчиков и склад, затем - в 1932 году - здание храма передали находившемуся рядом мельничному заводу для устройства столовой; тогда же уничтожили венчавшее церковь пятиглавие и разрушили колокольню. Позднее, в начале пятидесятых годов ХХ века, церковное здание стало двухэтажным жилым домом. В 1986 году из Вознесенского храма выселили жильцов; в ходе последовавших реставрационных работ (по проекту архитектора Л.С. Васильева) удалось воссоздать трапезную и трехярусную колокольню, однако с 1991 года работы были прекращены. В 2007г. она была возвращена Костромской епархии. В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви и проводятся богослужения. В 2007-2015 годах проведены работы по реставрации четверика, подклета, предела Николая Чудотворца, пяти барабанов, северного предела, фундаментов, устройство водостока, воссоздание и монтаж крестов, восстановление и монтаж ставней и дверных полотен, электромонтажные и пусконаладочные работы.
Вознесенский монастырь в Костроме находился в районе ул. Комсомольской. Был основан царем М. Ф. Романовым (по мнению историков, это произошло во время посещения царем Костромы, в 1619 г.). Впервые он упоминается в 1628 году, когда «на посаде у Богоявленского монастыря» находился Вознесенский мужской монастырь, в котором находились деревянная костромская церковь преподобного Варлаама Хутынского и место, где стояла церковь Вознесения Господня.
Монастырь в Костроме, был ружный, т. е. он получал ругу (денежное содержание), по-видимому, от государства. Когда упразднен монастырь, неизвестно, но, скорее всего, это произошло в середине 17 века, во всяком случае, в 1653 г. вместо монастыря, уже существовала приходская Вознесенская церковь с приделом преподобного Варлаама Хутынского.
Вознесенский приход упразднен в 1779 г., в 1788 г. церковь в Костроме перенесли на создаваемое тогда Лазаревское кладбище. Дольше память о монастыре сохраняла в своем названии Вознесенская улица, переименованная после революции в ул. Комсомольскую.
В 2020 году праздник Вознесения совпадает с днем обретения мощей преподобного Пахомия Нерехтского (нач. XIV в. - 1384). 6 мая 1675 года мощи преподобного Пахомия были обретены нетленными, но оставлены под спудом. Благодаря многочисленным чудотворениям почитание святого быстро распространяется в округе. В Троицком соборе в его имя устраивается придел и каменная гробница над мощами.
Родился преподобный Пахомий во Владимире в семье священника. Семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять усердие к храму Божию. После кончины отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушёл в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого. Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы епископом Владимирским Алексием (Бяконтом), будущим митрополитом Киевским.
В 1352 году он был рукоположён в сан иеромонаха, а в 1365 году, по возобновлении Константиновского монастыря, назначен был первым его игуменом.
Устраивая обитель, преподобный Пахомий сгорал желанием уединения и вскоре удалился в пустынное место близ Нерехты, где построил Троицкий храм и в глубокой старости скончался 23 марта 1384 года.
17 февраля 1993 года администрация Костромской области передала корпуса бывшего Пахомиева монастыря Костромской епархии. В настоящее время Троицкий храм полностью восстановлен и благоукрашен, а в монастыре дополнительно построены новый сестринский корпус и богадельня. Мощи преподобного Пахомия являются одной из важнейших святынь обновлённого монастыря и привлекают многочисленных паломников.
Благодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного в его обители началось вскоре после его кончины, как это видно из чуда с Иринархом. После обретения мощей преподобного Пахомия (в 1675 году) почитание его, естественно, усиливается: устраивается придел во имя его в одну связь с Троицкой церковью и каменная гробница над мощами. Дважды в год местно празднуется память угодника Божия: 21 марта/3 апреля — в день кончины, и 15/28 мая — в день его Ангела. Тогда бывает большое стечение богомольцев к приходской Троице-Сыпановской церкви, стоящей на месте закрытого в 1764 году монастыря.
19 марта 2011 г. в Троице-Сыпановом монастыре состоялось изнесение мощей основателя обители преподобного Пахомия Нерехтского.
На всенощном бдении, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку.
Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Жите́йския молвы́, преподо́бне, отве́ргся/ и, я́ко пти́ца, обре́т в пусты́ни безмо́лвие,/ и в не́й водвори́вся соста́вил еси́ оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ в моли́твах же и труде́х прилежа́ Бо́гови/, процве́л еси́ я́ко фи́никс,/ бы́в о́браз утеше́ния духо́внаго,/ преподо́бне о́тче Пахо́мие,/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу// спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 4
Жите́йских мо́лв, преподо́бне, отве́ргся/ и, я́ко пти́ца, обре́те себе́ в пусты́ни безмо́лвие,/ в моли́твах и бде́нии прилежа́ Бо́гови,/ преподо́бне о́тче Пахо́мие,/ и оста́ви дре́внее пребыва́ние,/ и оты́де в пусты́ню, и в не́й водвори́ся,/ и соста́ви оби́тель во И́мя Пресвяты́я Тро́ицы,/ и процве́л еси́, а́ки фи́никс,/ и бы́сть о́браз утеше́ния духо́внаго./ Те́мже, преподо́бне Пахо́мие,/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
В пусты́ни безмо́лвствуя,/ еди́нствующу тя́, Богоносе, взыску́ющу ти́ Го́спода,/ Бо́гу же тебе́ не оста́вльшу еди́ному бы́ти в пусты́ни,/ и Того́ повеле́нием снидо́шася к тебе́ неколи́ко бра́тии,/ с ни́миже ти́ моля́щуся Го́сподеви,/ Тро́ице прече́стен хра́м воздви́же,/ в не́мже предстоя́ще, преподо́бне Пахо́мие,// молися о спасе́нии ду́ш на́ших.
В годы гонений подверглись репрессиям священник церкви Спаса в рядах В. Е. Вознесенский, священник Афанасьевской церкви Макарьевского р-на Н. П. Вознесенский, священник Солигаличской соборной церкви П. А. Вознесенский. Вечная им память!
Не разрешается в этот день делать трудные и черные дела, включая уборку. Самым лучшим времяпрепровождением в праздник Вознесения считается сбор в кругу семьи.
В России с этого дня считалось, что весна полностью расцвела и перешла в лето.
Алекса́ндр Петро́вич Голубцо́в (1860 - 1911) — русский богослов, профессор Московской духовной академии. Дважды награждался Макариевской премией. Родился в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны в д. Ильинский погост, Галичского уезда,Костромской губернии. Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом). В 1886—1887 гг. — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»). С 1887 года — исправлял должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария. С 1891 года в течение 20 лет был заведующим Церковно-археологическим музеем Московской духовной академии. С 1892 года — доцент академии по кафедре церковной археологии и литургики. Одновременно, в 1893—1896 годах преподавал в академии французский язык. С 1896 года — экстраординарный профессор, с 1907 года — ординарный профессор академии. Курс лекций в академии был посмертно издан его сыном Иваном в 1918 году в двух частях под названием «Из чтений по церковной археологии и литургике». Также с 1898 года Голубцов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
С 1907 года — доктор богословия. Докторская диссертация Александра Голубцова «Соборные чиновники и особенности службы по ним» была посвящена письменно зафиксированным особенностям чинопоследований соборных служб, на которых оказали влияние как Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы, так и характер служб в храме Софии Константинопольской и другие источники. Подготовил к печати и опубликовал «чиновники» Новгородского Софийского (1899), Холмогорского Преображенского (1903), Нижегородского Преображенского (1905) и Московского Успенского (1908) соборов. Скоропостижно скончался от инфаркта миокарда. Похоронен на Всехсвятском кладбище Сергиева Посада.
В биографической статье о Голубцове, опубликованной вскоре после его смерти, говорилось:
Строгий в отношении к другим, Голубцов ещё строже был к себе. Это сказалось и на его ученых работах. Осторожный в выводах, прекрасный знаток рукописного материала своей науки, он брал для изучения и освещения скромные темы, но доводил работу над ними до исчерпывающих пределов. При этом заключения его часто поражали блеском и глубиной. В самый день смерти он формулировал оригинальный, замечательно тонкий взгляд на происхождение иконостасов в наших храмах. Но эти находки Голубцова часто становились вразрез с идиллическими господствующими объяснениями нашей обрядности и вызывали вверху недружелюбную оценку. Голубцов умер во цвете лет и таланта. Не подлежит сомнению, что неурядицы в московской академии сократили жизнь этого редкого ученого и человека.
Общественная позиция
Придерживаясь умеренно-консервативных политических взглядов, выступал в защиту академических свобод, в связи с чем вошёл в конфликт с руководством академии в лице ректора епископа Феодора (Поздеевского). Активно поддерживал предложение избрать либерального профессора Илью Громогласова на кафедру церковного права, которое было «провалено» крайними консерваторами. Выступал против вытеснения из академии профессора В. О. Ключевского, за что вместе с другими преподавателями получил порицание от Святейшего Синода.
Труды
Автор научных работ по церковной истории, церковной археологии и литургике, в том числе:
- Об обрядовой стороне таинства Елеосвящения: (Пробная лекция)// Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе за 1888 год. М., 1888. Ч. 42. Кн. 3. С. 113—130.
- О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1894. Т. 2. № 3. С. 446—462. № 4. С. 63-88. Часть 1
- О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1894. Т. 2. № 3. С. 446—462. № 4. С. 63-88. Часть 2
- Вступление на патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патриарха Московского. — «Прибавления к творениям святых отцов», 1888.
- Из истории изображения креста. — «Прибавления к творениям святых отцов», 1889.
- Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны.М., 1891.
- Памятники прений о вере.М., 1892.
- Молитвенные храмины и открытые христианские храмы первых трех веков// Богословский вестник. Сергиев Посад, 1896. Т. 1. № 3. С. 351—369.
- Из истории древнерусской иконописи. М., 1897.
- Места молитвенных собраний христиан I—III веков. Сергиев Посад, 1898.
- Чиновник Новгородского Софийского собора Москва : Унив. тип., 1899
- Чиновники Холмогорского Преображенского собора Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903
- Из христианской иконографии. Сергиев Посад, 1903.
- Соборные чиновники и особенности службы по ним// Москва, 1907.
- Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона// Москва, Синод. тип., 312 с., 1908.
- Сборник статей по литургике и церковной археологии. Сергиев Посад, 1911.
- Литургия в первые века христианства (из лекций) — Богословский вестник, 1913, № 7-8, 10, 12.
- Историческое объяснение обрядов литургии (из лекций). — Богословский вестник, 1915, № 7-8,
- Из чтений по церковной археологии и литургике. — СПб, 1917