7 апреля. Благовещение

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0017 апреля Церковь призывает своих чад прославить Пресвятую Деву, Которая со смирением приняла от архангела Гавриила Благую весть о рождении от Нее Спасителя мира, Избавившего мир и человечество от греха, проклятия и смерти (Благовещение). В Евангелии от Луки в 1-ой главе, 26-38 ст. говорится о явлении в г. Назарете Деве Марии  Архангела Гавриила возвестившего Благую весть – рождение от Нее Мессии.

Ангел сказал Ей: « не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать  у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Он будет Сыном Всевышнего и Царству Его не будет конца». На недоумение Марии, как это все произойдет, ангел ответил Ей, что все это совершится силой Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенить Тебя, поэтому  и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария со смирением ответила: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Благовещение  - это один из великих двенадцати праздников Церкви. Этот праздник (25 марта по ст. стилю) находится в единой связи с Рождеством Христовым (25 января по ст. стилю). В исторической канве этого праздника, в лице Божьей Матери, мы находим удивительную способность человека всецело довериться  Богу. 

image002Благовещение, это день благой вести о том, что нашлась среди людей Дева, способная к послушанию и доверию до  той степени, что от Нее родился Сын Божий. Традиция этого праздника связана с обычаем в день Благовещения, как в день, в котором, обещанием Бога о рождении Спасителя возвещена была свобода всему миру, выпускать из клеток птиц на волю.

В этот день, по древней традиции, почитается грехом заниматься  какими- либо делами (работами). В Благовещение: «даже птичка гнездо не вьет, а девица косу не заплетает» - говорили наши предки.

В праздник Благовещения благословляется на трапезе вкушение рыбы.

image003В Костроме по адресу ул. Свердлова д.24 восстанавливается Благовещенская церковь, построенная в 1804 г. (трапезная и колокольня в 1904 г.) на средства прихожан. С 1795 года работами по возведению церкви руководил Феодор Островский (1770-1843), дед знаменитого драматурга А. Н. Островского (в церкви был крещен в 1796 г. его сын Николай, отец драматурга), ставший после ее построения ее настоятелем. В последние годы, овдовев, протоиерй Феодор Островский вступил в братию московского Донского монастыря и принял постриг с именем Феодорит. В декабре 1929 года власти закрыли Благовещенскую церковь, в середине тридцатых ее верхняя часть и колокольня были разрушены. До 2017 года в здании церкви располагался хлебозавод № 3. В 2007г. церковь была передана Костромской епархии. С 2011 года начались работы по ее возрождению.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Костроме на Никольской улице (ныне Свердлова). (Церковь Николы Ратного; Благовещенская церковь; Богородицкая церковь).

image004image005Кирпичный храм, построенный в 1790-1804. Строителем Благовещенского храма в 1804 году был дед драматурга – священник Феодор Островский. Прежде существовавший деревянный храм был Никольским, главный Благовещенский престол устроили в каменном здании в память об упразднённой в 1770-х церкви, стоявшей в центре города (Ранее, на этом месте стояла деревянная церковь Николы ратного, которая сгорела в пожаре 1773 г. и более не возобновлялась. В 1804 г. на месте сгоревшего храма была построена каменная Благовещенская церковь с приделами Николая чудотворца и Иоанна Златоустого). Двусветный четверик под высокой купольной кровлей с люкарнами. Новая трапезная с Никольским и Преображенско-Екатерининским приделами и шатровая колокольня эклектичной архитектуры пристроены в 1904. Закрыт в 1929, венчания сломаны, четверик сильно перестроен, использовался хлебокомбинатом. В 2008 возвращён верующим.

Вспомним о святых и репрессирвоанных священнослужетилеях и мирянах с фамилией Благовещенские.

Святая преподобномученица Анна Благовещенская

image006Подвизалась она в тайном женском монастыре, единственном  в СССР и существовавшем на территории современной Ярославской области. Его насельницей и тайной монахиней была Мария Алексеевна Благовещенская, в постриге – Анна, впоследствии – преподобномученица, прославленная для общецерковного почитания. Ей одной из более чем ста насельниц тайной обители было дано благословение на монашеский постриг. Остальные сестры подвизались в общине, именуемый для властей сельхозартелью, в качестве послушниц. Окормлявший общину архимандрит Никон (Чулков) не благословляет иноческие и монашеские постриги, и лишь к духовной дочери Марии Благовещенской доверие пастыря столь высоко, что она удостаивается принятия ангельского чина.

 Нет точной даты пострига, просто сестра  Мария начинает именоваться Анной. Мария Алексеевна Благовещенская является уроженкой Ярославской губернии.. Она появилась на свет в январе 1898-го года, в селе Борисоглеб близ Пошехонья, где её отец Алексей Апполосович Благовещенский долгие годы был настоятелем местного храма. Впоследствии он также  подвергся аресту и ссылке. Мария получила прекрасное образование, окончив Пошехонскую женскую гимназию. Это давало ей право работать учительницей городских начальных и сельских школ. 

image007Трудовой путь будущей тайной монахини начинается с работы в нескольких местных школах. Помимо этого, прекрасно зная с детства церковную службу, она трудится псаломщицей в Борисоглебском храме родного села. Павло-Обнорский монастырь расположен сравнительно недалеко от малой родины юной Марии, и она часто посещает его, став духовной дочерью архимандрита Никона (Чулкова). Когда же в 21-м году, после закрытия этой и многих других обителей, образуется тайный монастырь под видом Захарьевской сельхозартели, Мария Благовещенская становится одной из первых её насельниц.

В обители она исполняет разные послушания: поёт на клиросе, регентует, занимается пчеловодством (у сестер своя пасека), является счетоводом, занимается культурно-просветительской работой (сестры монастыря вынужденно принимают советскую терминологию). А когда их тайна становится явной для властей, она одной из первых подвергается аресту.

Идёт весна 1931-го года. террор набирает свои обороты, идет коллективизация. На допросах тайная монахиня Анна не выдаёт тайны существования монастыря, объясняя нападки на артель и свой арест нежеланием объединяться  с отстающим колхозом. Её доводы столь убедительны, что она освобождается из-под ареста. Община отправляет её в командировку в Малогу, но за неблагонадежной артельщицей местное ОГПУ устанавливает негласное наблюдение. Чекистам становится очевидно, что перед ними глубоко верующий человек. В декабре 31-го года сестру Анну вновь арестовывают, а в апреле 32-го приговаривают к трём годам лагерей. Срок она отбывает в ИТЛ НКВД города Иванова. Вернувшись из заключения, монахиня Анна становится псаломщицей храма в большом селе Николо-Колокша все той же Ярославской епархии. Она остаётся верна своим жизненным идеалам.

Сама остро нуждаясь, Анна селит у себя молоденькую больную девушку, тоже Анну, которая оказывается одна в этом страшном лихолетье и не имеет возможности сама о себе позаботиться. Анна Благовещенская поддерживает тайную связь с отцом Никоном, который в это время находится на нелегальном положении.

Новый арест последовал осенью 37-го. Монахиня Анна ведёт себя с удивительным мужеством, не соглашаясь с абсурдными обвинениями в антисоветской деятельности и не выдав своего гонимого духовника. В марте 38-го, после полугода следствия с применением пыток, тайная монахиня Анна приговаривается к высшей мере наказания. Её расстреляли в марте 38-го и погребли в безвестной общей могиле. На момент мученической кончины ей едва исполнилось сорок лет.

 Расстреляна 11 марта 1938 года в городе Ярославле и погребена в безвестной могиле.

Несмотря на аресты и расстрелы членов общины, несмотря на стремление властей в корне ее уничтожить, этого все же не удалось добиться, и около сорока ее членов остались в ней жить; никакими ухищрениями не удавалось упразднить монашеский образ жизни, который они вели. После того, как монашескую общину соединили с коммуной «Новая деревня», коммунары, состоявшие из деревенских жителей, полностью разграбили монашеское имущество, включая как сельскохозяйственные машины, так и бытовые предметы. В течение нескольких лет члены общины выкупили у коммунаров свое имущество. Впоследствии коммуна «Новая деревня» распалась, был создан колхоз, который со временем был упразднен, а община в составе нескольких членов дожила до начала 1990-х годов, когда прекратила свое существование советская власть.

Монахиня Анна (Благовещенская) была реабилитирована 25 мая 1989 года по 1938 году репрессий и 26 сентября 1989 года - по 1932 году репрессий.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Память 26 февраля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В 30-40-х годах были репрессированы священнослужители с фамилией Благовещенский.

Благовещенский Д. С., священник с. Борщино Костромского района -  в 1945 году был арестован  и выслан на 5 лет.

Благовещенский К. И. священник  церкви г. Буй, в 1931 году был помещен в концлагерь сроком на 5 лет.

 Благовещенский П. В., священник церкви с. Минское был арестован в 1930 г.

 Благовещенский Павел Григорьевич, священник Никольской церкви с. Вычуга, Кинешемского уезда Костромской губернии (Костромская губ., Буйский уезд, с. Контеево - не ранее 1922).

Священник с. Ильинское Галичского р-на Костромской губернии Ильинской церкви Благовещенский Александр Григорьевич, (6.12.1888 или 1882, Костромская губ., Солигаличский уезд, с. Раменье – ум. (расстрелян 17.11.1937 г. г. Иваново)).

Благовещенский Александр Иванович. Родился  1894 г., Нижегородская обл (Костромская губерния)., Ветлужский р-н, с. Георгиевское; русский; священник. В 1916 г. окончил Костромскую духовную семинарию. После окончания Семинарии стал учителем в школе. Через год уехал в Москву на курсы Московские курсы дошкольного воспитания. Год поступления 1918. Окончил в 1919 году. Вернулся на родину и стал учительствовать. В 1922 г. принял священнический сан. Арестован в 1930 г. за проповеди. Был очень ревностным пастырем и не только сам произносил проповеди в день служения, но призывал к обязательному произнесению проповедей и священников своего благочиния. Через 7 месяцев его освободили. Служил в с. Белышево, Ветлужского р-на Горьковской обл.

 Проживал: Нижегородская обл., Ветлужский р-н, с. Белышево. Арестован 6 сентября 1937 г. Обвинение при аресте обвинение было самым нелепым — будто о.Александр держал в церкви пулемет, другие — отравляли колодцы и т.п. Арестован со многими священниками.  Приговорен: тройка 11 декабря 1937 г., обв.: 58-10 ч.1, 58-11. Приговор: ВМН. Расстрелян 28 ноября 1937 г.

Посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Источник: Книга памяти Нижегородской обл. ~ Жертвы политического террора в СССР, 4-ое издание

Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С.175.

 

image008В день праздника Благовещения совершается память преставления (смерти) святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (+1925). В Костроме, в память святителя Патриарха Тихона сооружен храм в микрорайоне Давыдовский. Храм был освящен в 2002году.

В храме находится великие святыни, связанные с именем Святейшего Патриарха - частичка его мощей и его наперстный (нагрудный) священнический крест.

  В этот день престольный праздник в Благовещенском соборе г. Буй, в                      с. Игодово, Островского р-на, в с. Ферапонт,  Буйского р-на, с. Протасово, Нерехтского р-на

image009Мы навсегда потеряли Благовещенскую церковь г. Костромы, Благовещенскую церковь с. Пушкина, с. Леглова, Костромского р-на, одноименную церковь пог. Логари, с. Ваганово, Галичского р-на, г. Нерехты, с. Хрипелова, Благовещенскую ц-вь на р. Монзе, с. Мышкина, на Унорже, Буйского р-на, с. Скоробогатова, Макарьевкого р-на, г. Судая.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы г. Буй (сер. XVI в.)

Кирпичный двухэтажный собор - одноглавый четверик с протяженной трапезной и четырёхъярусной колокольней в стиле классицизма. Построен в 1810 на средства прихожан и других жертвователей.  В летописи собора значится, что в 1812 году, по ходатайству храмоздателя, Буйского уезда казначея Петра Михайловича Попова, Его Величество, Государь Император Александр I Благословенный изволил всемилостивейше пожертвовать тысячу рублей ассигнациями на внутреннее устройство. Вверху помещался холодный Благовещенский храм, внизу тёплый Смоленский с приделами мчц. Параскевы и Николая Чудотворца. В советский период в здании располагалась пекарня, были утрачены верхние ярусы колокольни и завершение храма. В настоящее время собор снаружи восстановлен.

В Благовещенском соборе хранятся древние иконы Божией Матери: Смоленская, Владимирская и Явление прп. Сергия Радонежского, древнего греческого письма, с надписью на задних сторонах: «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси» – все иконы в серебряных вызолоченных ризах, с такими же венцами; икона великомученицы Параскевы Пятницы – в серебряной вызолоченной ризе, почитаемая не только прихожанами, но и окрестными жителями; напрестольный крест шестиконечный серебряный, кругом золоченый, внутри которого в кипарисовом древе пять частиц мощей неизвестных святых, залитых воскомастикой, и частица древа креста Господня.

Благовещенский Ферапонто- Монзенский монастырь.

image010Преподобный Ферапонт был выходцем из Москвы, «где он жил у мощей Василия Блаженного» – то есть служил в Покровском соборе на Красной площади в Москве. В конце XVI века, поселившись для пустынножительства в пределах костромского края, он основал Благовещенский (в последствии Ферапонтово-Монзенский) мужской монастырь, именовавшийся также Адриановой пустынью. 12 декабря 1595 года преподобный Ферапонт преставился ко Господу.
Монастырь преподобного Ферапонта располагался в Корежской волости, в 40 км северо-западнее города Буя. Корежская волость объединяла в своем составе обширную местность при слиянии рек Костромы и Вексы, вниз по реке Костроме и вверх по ее притоку Кореге. В те времена пространство Корежской волости, как и соседних костромских волостей, было покрыто дремучими лесами.

Известно, что в голодное время 1602 года игумен Ферапонтова монастыря преподобный Адриан безвозмездно раздавал хлеб всем нуждающимся; к нему сходились люди со всей округи и даже из других волостей. Благодаря этому около монастыря возникли многочисленные деревни.

image011В течение XV-XVI веков земли Корежской волости не раз подвергались набегам казанских татар, которые грабили местных жителей и отводили их в плен. Особенно сильному разграблению земли, где позднее возник монастырь, подверглись летом 1536 года. В 1618 году, во время польско-литовской интервенции, один из отрядов захватчиков разграбил и сжег Благовещенский монастырь. В 1684 году к Ферапонтову Благовещенскому монастырю был приписан Унорожский Благовещенский монастырь (с. Унорож на реке Вексе  в 10 км от Галичского озера). В 1724 году Ферапонтов монастырь, согласно Духовному регламенту, причислили к Железноборовскому монастырю. В течение длительного времени монастырские постройки Ферапонтовой обители были только деревянные, они часто страдали от пожаров. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. С этого времени на месте бывшей обители продолжала действовать только приходская церковь. Каменный Благовещенский храм с колокольней и каменной оградой был построена здесь в 1798 году. В церкви имелись престолы в честь Воскресения Христова, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.

В настоящее время Благовещенская церковь села Курилово, в стенах которой пребывают под спудом святые мощи преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских, после закрытия в тридцатых годах ХХ века возвращена Костромской епархии.

Память 27 мая (9 июня) и 12 (25) декабря.

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иван Сусанин: Святой мученик или легенда?

К 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина

           Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

                                                                                                                       ( Ин.15:13)  

 

Аннотация. Раскрывая различные гипотезы и оценки подвига Ивана Сусанина автор приходит к выводу о христианских мотивах подлинного подвига народного героя, мотивом действий которого была евангельская любовь, о которой говорил Спаситель.

Ключевые слова: Сусанин, миф, патриотизм, святость, Смута, любовь, святой.

Подробнее...

Статьи

Как это было

К вопросу возвращения Русской Православной Церкви ее бывших музеев на примере истории костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в ХХ веке.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: