8 октября. День преставления к Господу преподобного Сергия Радонежского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0028 октября  Церковь празднует день преставления к Господу преподобного Сергия (+ 1392), игумена Радонежского, молитвенника земли Русской, основателя Троицкой Лавры, родоначальника монашества в северо-восточной России.

Предвидя день и час своей кончины, преподобный всю созвал монастырскую братию, сделал последние наставления, поручил управление обителью своему ученику своему Никону, причастился и окончил жизнь земную  в возрасте  78 лет.  На протяжении жизни избегавший мирской славы игумен никогда не оставлял дел милосердия и благотворения: привечал странников, ухаживал за больными, помогал нищим и обиженным. Много способствовал единению русских князей с центром в Московском княжестве. Преподобный благословил благоверного князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем (1380). Господь прославил угодника Своего. Многочисленные чудеса исцелений и благодатной помощи подаются всем, с верой призывающим его святое имя: слепые получают прозрение, хромые исцеление, немые дар слова, бесноватые – освобождение от лукавых image001духов, болящие – здравие.

image003Преподобному молятся об исцелении  различных болезней, а так же о развитии ума и прилежания к учебе у детей. Строителем Богоявленского Костромского монастыря (с 1863г. Богоявленско-Анастасьин) был преподобный Никита (+серединаXVв.), родственник и ученик преподобного Сергия. Летом 2000 г. от иконы преподобного Сергия, находящейся рядом с сенью, где пребывает чудотворная икона Божьей Матери Федоровская, на правой стене Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора, 17 июля, накануне праздника  обретения честных мощей преподобного Сергия (1422г.), из правой, благословляющей руки преподобного произошло мироточение, которое продолжается и до сих пор.  Из святых земли Костромской, учеников преподобного Сергия, мы знаем преподобных: Авраамия Чухломского, Павла Обнорского, Иакова Железноборовского, Пахомия Нерехтского, Макария Писемского. В этот день престольный праздник в храме прп. Сергия в доме-интернате для престарелых и инвалидов г. Костромы, в с. Кажирово, Вохомского р-на.

С 6 марта 2002 года домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была открыта при доме престарелых и инвалидов «Красные зори» (Октябрьский геронтологический центр) г. Костромы. Она была вверена духовному попечению Свято-Тихоновского прихода, расположенного неподалеку. В храме регулярно совершаются таинства исповеди и Причащения, проводятся духовные беседы с престарелыми людьми, сотрудниками и обслуживающим персоналом центра. При домовой церкви работает библиотека духовной литературы.

image004Свято-Сергиевский храм в п. Волжский. 

Строительство церкви началось в 2014 году – полностью на пожертвования. За 3 года сделали фундамент, установили сруб 8 на 8 метров, подняли купола.  17 сентября 2017 года глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил чин Великого освящения в храме во имя прп. Сергия Радонежского п. Волжский г. Костромы.

14 сентября 2011 г. будучи Президентом Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Основные праздничные мероприятия, посвященные этой дате, прошли с16 по 18 июля 2014 года в Троице Сергиевой Лавре.

image0059 октября вспоминается память преставления апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, «апостола любви», ближайшего ученика Спасителя. Он учил, что без любви к человеку невозможно угодить Богу. Церковь назвала его Богословом за глубину проповедуемых им  божественных откровений. В 100-летнем возрасте он повелел своим ученикам живым закопать себя в землю. Когда другие ученика пришли к месту его погребения и раскопали могилу – они не нашли в ней тела апостола. По особому промыслу Божию он был переселен в загробный мир.

В этот день престольный праздник в Богословской церкви г. Костромы, что за р. Костромской. В Богословской церкви на ул. Горной сейчас находится планетарий. Мы потеряли одноименную церковь с. Яхноболя, Галичского р-на.

 В этот же день  совершается память святейшего патриарха Тихона (+1925, прославленного во святых в 1989г.), возглавившего русскую Православную Церковь во времена большевисткого лихолетья с 1917 -1925 гг.

В этот день престольный праздник в Свято-Тихоновском храме г. Костромы в Давыдовском м-не.

image006В 70-х годах XX века начала активно застраиваться восточная окраина города Костромы, в частности, — микрорайон Давыдовский, который расположился между рекой Волгой, улицей Профсоюзной и Кинешемским шоссе. Новый микрорайон строился на месте бывших картофельных полей (деревня Давыдово или Давыдково) и разделился на три микрорайона-близнеца, различающихся номерами: Давыдовский-I, II, III. Возникновение новых городских микрорайонов в период советской власти исключало строительство вместе с ними православных храмов.

image007В первые же годы возрождения Церкви на Костромской земле стала очевидной необходимость постройки храма в новом костромском микрорайоне Давыдовский. Несколько крупных жилых массивов, насчитывающих более 70 тысяч жителей, не имели поблизости ни одного храма. Между тем, существовавшие среди населения духовные и нравственные проблемы требовали налаженного и регулярного пастырского окормления. Строительство церкви стало острой необходимостью для нормальной духовной жизни православных верующих. Поэтому жители обратились в Костромское епархиальное управление с просьбой о создании в их районе прихода и построении храма. Для решения этого вопроса в декабре 1991 года общине верующих было передано здание, использовавшееся ранее как бытовое помещение при строительстве расположенных вблизи высотных жилых домов.

12 декабря 1991 года Собранием учредителей был принят, а 14 декабря Управляющим Костромской Епархией утвержден Устав прихода. Тогда же указом епископа Костромского и Галичского Александра был открыт приход и благословлено строительство нового храма во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 15 января 1992 года православная община получила государственную регистрацию. Новосозданнный православный приход должен был стать центром духовной жизни Давыдовского и соседних микрорайонов.

image008Поскольку жизнь православного прихода невозможна без регулярного совершения богослужений, то ранее переданное бытовое помещение — крупнопанельное одноэтажное здание — было увенчано куполом и переоборудовано в небольшую церковь, службы в которой начались в феврале 1993 года.

С 1992 года администрация города выделила под строительство храма земельный участок площадью 0,55 га на пересечении улиц Профсоюзная и Индустриальная. Новый храм было решено строить в древнерусском стиле, в соответствии с православными архитектурными традициями и канонами. Автором проекта храма и куратором строительства стал его первый настоятель иерей Аркадий Трашков, по гражданской специальности архитектор.

9 мая 1993 года закладку храма совершил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Кострому и передавший в дар приходу ковчег с частицей мощей святителя Тихона.

Для православных костромичей глубоко символично, что камень в основание нового храма, посвященного святителю Тихону, был заложен Святейшим Патриархом Алексием II. Еще будучи митрополитом и постоянным членом Священного Синода, он принимал деятельное участие в канонизации Всероссийского Патриарха Тихона. Обретение его святых мощей также совершилось по благословению и при участии Его Святейшества уже после того, как он вступил на Патриарший престол.

image009В феврале 1993 года был освящен временный молитвенный дом, но семьдесят тысяч жителей этого района он вместить не может. Строительство храма началось в 1996 году и было ознаменовано удивительным событием: в ковше экскаватора, рывшего котлован, рабочие обнаружили небольшую металлическую икону святителя Николая Чудотворца. В этом чуде все увидели знак особого благословения Божия на предстоящее доброе дело по возведению правослвного храма. В настоящее время эта икона пребывает на престоле Свято-Тихоновской церкви и выносится для поклонения в дни памяти чудотворца Мир Ликийских. 9 июня 1996 года освященный Святейшим Патриархом закладной камень в присутствии духовенства и многочисленных верующих был торжественно положен в основание строительства.

image010Вокруг еще не построенного храма создавалась и крепла молодая церковная община. Прихожане сразу начали вести большую духовно-просветительскую и социально-благотворительную деятельность. При храме была создана библиотека, открыта детская воскресная школа, прихожане взяли на себя попечение о находящемся рядом доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Автором проекта завершения строительства стал выдающийся архитектор-рестовратор, заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин города Костромы Леонид Сергеевич Васильев (1934-2008), который с уверенностью говорил: «Я считаю,что чем больше храмов, тем лучше, ярче проступает образ русского города. Церковь — это произведение искусства, храмы создают неповторимый городской ансамбль».

image011Храм был построен, согласно проекта, с тремя шатровыми завершениями, над основным объемом и приделами, с обрамляющими шатры кокошниками, с изящными крыльцами и двухъярусной шатровой купольной колокольней. Каменное строение было выполнено из силикатного кирпича, цокольный этаж из фундаментных блоков. Крыша покрыта медными листами.

Попечением архиепископа Костромского и Галичского Александра, при участии многих благотворителей, как российских, так и зарубежных, заботами прихожан строительство храма в целом завершилось в 2002 году. В том числе, колокольня обрела свой голос: 9 июня 2002 года были освящены и подняты 8 колоколов, больший из которых весит 50 пудов, а 25 августа 2002 года состоялось малое освящение Свято-Тихоновского храма города Костромы. Новый храм стал органичной архитектурной доминантой района.

Накануне дня памяти прп. Сергия Радонежского 6 октября Костромской край празднует явление иконы Божией Матери Словенской.

Перед ней в молитвах к Богородице обращаются все православные христиане. Она помогает в трудные минуты жизни каждому, кто искренне молится перед ней, и не оставляет в беде ни одного верующего.

image012Согласно преданию, икона появилась в Костромских землях в начале 17 века. Она была найдена Титом Гавриловым, которого уже несколько лет одолевали тяжелые боли. Он потерял зрение, а тело его было частично парализовано. По велению Святой Девы он спустился к небольшой реке Словинке, которая протекала возле его деревни, прошел вдоль нее к церкви, полностью заросшей травой, и под старым большим деревом нашел чудотворную икону.

image013Тит сделал все, как велела ему Богородица, и сразу же, прикоснувшись к святыне, исцелился. Придя в себя, он, не раздумывая, отправился вместе с местным священником по соседним селам, рассказывая о чудесах иконы. Тогда святыня исцелила немало людей от различных болезней. На том самом месте, где был обнаружен чудотворный образ, основали мужской монастырь, названный Словенская пустынь. Икона стала для многих православных людей спасением и знаком великой милости Божией. И по сей день образ Богородицы славится своими чудесами, а люди все так же приезжают со всего мира, чтобы помолиться перед Словенской иконой Божией Матери.

В 1764 году Словенский храм была разрушен, и икону переместили в небольшую деревянную церковь в селе Словинка Костромской области. Но и там икона хранилась недолго: через некоторое время она была перенесена в Новоспасское село Московской области, где находится и по сей день. Списки с чудотворной реликвии можно встретить в храме, построенном на месте деревянной церкви в селе Словинка, названном в честь святого Пророка Предтечи, Крестителя Иоанна и преподобных Зосимы и Савватия Словецких.

image014В это село приезжают многие христиане со всей России, так как образ, находящийся в церкви, творит необычайные вещи и исцеляет от многих болезней души и тела.


«Село Словинка небольшое,

В нём 60 всего домов.

Зато родимое, живое,

Обитель прадедов, дедов.

Здесь посчастливилось родиться

Всем нам. И жить одной семьёй.

И как в преданье говорится:

"Мы все у Бога под крылом".

Словинка - место вековое,

В нем есть краса, и стать, и мощь.

Природа с тайнами своими,

Что не расскажешь, не споешь.

Погост в лесу, колодчик, церковь,

Как сторожа стоят у нас.

Своими силами святыми

Спасают всех в тяжелый час».

Это красивое стихотворение написала в 2004 г. учитель по профессии и духу О.Н. Бушуева.

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Гробовиков Александр Константинович (1876-1941)

Родился в Ярославле в 1876 г.  С 1876 г. работал учителем. В 1900 г. рукоположен в сан священника. В 1917 г. служил священником в церкви с. Красное Ярославского уезда. В 1920-х гг.  служил в церкви с. Шарна, Любимского р-на. Благочинный. Арестован 05.11.1930 г. Обвинен в антисоветской агитации. 09.01.1931 приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По окончании срока служил в с. Контеево Буйского района. 07.07.1941 года повторно арестован органами НКВД. 06.10.1941 г. осужден по ст. 58 пп.10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян 15.11.1941 года.

Подробнее...

Статьи

Русская религиозная философия: единство versus фрагментарность.

 Глобализация предполагает распространение системы ценностей, основанной на процессе потребления, постольку ценность человека в этой системе измеряется, если обратиться к известной дихотомии Э. Фромма «иметь или быть?», именно по шкале потребления, то есть не тем, кто он действительно есть, а тем, что он имеет, какими потребительскими символами владеет. Оказавшись вершиной ценностной иерархии, уровень потребления становится основным показателем, определяющим место человека в социальной структуре, и неминуемо превращается в индикатор его самооценки.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: