29 июня Церковь совершает память преподобного Тихона Луховского
Преподобный Тихон (в миру Тимофей) родился в первой половине ХV века в пределах литовского княжества. Раздав после смерти родителей все свое имущество он одном из московских монастырей принял монашеский постриг и отправился в пределы костромского края.
Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. В 3-х верстах от г. Луха в местечке Копытово преподобный начинает свою отшельническую жизнь. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. Для сеяния хлеба, несмотря на то, что от внутренней болезни преподобный с великим трудом передвигал ноги, сам он вместо лошади впрягался вместо лошади в ярмо, повелевая ученикам управлять плугом. Когда же кто из посторонних находил пустынника в такой работе, то они вдруг оставляли ее, чтобы избежать мирской славы. Тихон удалялся от беседы с приходящими, даже с иноками, любопытствовавшими видеть его. По смирению он так и не принял священства.
Скончался 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в какой одежде положить его в гроб. К их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель во имя св. Николая Чудотворца
В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными. При этом игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив затем по молитвам святого прозрение, он вновь предал мощи преподобного земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона.
Вскоре на этом месте возникает Никольский мужской монастырь – впоследствии Тихонова пустынь. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года. В 1570 году он причислен к лику святых. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес было составлено в 1649 году. Житие Тихона представляется уникальным по соотношению собственно биографической части и части, описывающей исцеления: описание посмертных чудес превышает биографический текст более чем в три раза. При этом каждое чудо последовательно вводит информацию, которую мы бы сейчас назвали персональными данными больного. Святые мощи преподобного Тихона пребывают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Ивановской области.
В начале 1920-х гг. Никольский монастырь (Тихонова пустынь) как церковное учреждение был закрыт, иноки изгнаны, а в 1929 г. на его базе была организована МТС, начальная школа и жилье для рабочих и учителей. В 1936 г. в связи с антирелигиозной кампанией были сняты кресты, часть колоколов, разрушено большинство глав и почти во всех зданиях.
16 июля 1995 года Свято-Николо-Тихонов монастырь указом Святейшего Синода был возрожден.
Лухский Николо-Тихонов мужской монастырь Кинешемской и Палехской епархии.
Обитель была основана в 1498 году преподобным Тихоном Лухским. По смерти преподобного у его мощей совершалось много исцелений. На месте первой деревянной церкви, срубленной руками преподобного и его сподвижников, впоследствии построили каменную с колокольней.
В советские годы монастырь закрыли, монахи были вынуждены покинуть обитель. 16 июля 1995 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II монашеская жизнь была возрождена.
Святые и святыни. На территории монастыря погребены кананизированные насельники обители, преподобные Тихон, Фаддей и Герасим, однако, точное место их погребения неизвестно в настоящее время. Иеромонах Филарет почитается как местночтимый святой. В монастыре хранится чудотворная икона преподобного Тихона Лухского «Неизрубаемая».
Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня - построен в 1678 году; ныне полностью восстановлен; действующий.
Храм во имя преподобного Тихона Лухского - трехпрестольный: престол в честь преподобного Тихона Луховского был освящен архиепископом Амвросием в 2000 году, престолы во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Смоленской иконы Божией Матери не освящены.
Надвратный храм в честь Преображения Господня - с крестильней; построен в третьей четверти XVIII века; престол в честь Преображения Господня освящен архиепископом Амвросием в 1998 году.
Храм во имя святых Царственных страстотерпцев в северо-западной башне монастырской стены - престол во имя Царственных страстотерпцев был освящен игуменом Агафоном в 2000 году по благословению архиепископа Амвросия.
За пределами монастыря
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в п. Лух - построен в 1752-1775 годах; ныне полностью восстановлен; действующий.
Собор в честь Воскресения Христова в п. Лух - построен в 1680 году; ныне восстановлен, но необходим ремонт куполов; престолы в честь Воскресения Христова и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана не освящены.
Храм в честь Богоявления в с. Рябово Лухского района - трехпрестольный: во имя Пресвятой Троицы, в честь Богоявления Господня, во имя мученицы Параскевы Пятницы, не освящены; с летней и зимней церквями.
Одной из наиболее почитаемых икон в монастыре является икона Божьей Матери «Державная», с которой монастырь ходит на многодневные крестные ходы. Главной святыней монастыря является чудотворная икона преподобного Тихона, известная также под названием «Неизрубаемая». История этого образа такова. В 1931 году большое количество икон в монастыре было уничтожено, а именно, изрублено топорами. В стенах монастыря была устроена машинно-тракторная станция. Однако, когда один из безбожников попытался разрубить икону св. Тихона, у него ничего не вышло. Топор отскакивал от образа и не мог повредить его. Богоборец бросил икону и в ужасе бежал. Верующие тайно сохранили чудотворную икону и позже, по окончании гонений на Церковь, вернули её в монастырь, где она и находится по сей день.
Святой источник, освященный в честь преподобного Тихона Луховского, находится в деревне Вершинино Ивановской области.
По древним источникам в конце 15 века преподобный Тихон Луховской, основатель Свято-Никольской обители, придя в эти края, сам расчищал и освящал здешние ключи.
В воде Тихоновских источников люди обретают помощь в душевных и сердечных болезнях. Чудесные исцеления можно наблюдать на молебнах, которые служатся здесь 29 июня, в Тихонов день.
День памяти преподобного - престольный праздник в Тихоновском церкви г. Волгореченска. Решение о строительстве храма в честь Тихона Луховского было принято в 1996 году, так как молодой город Волгореченск не имел духовных традиций и нуждался в духовном окормлении.
Закладка первого камня храма состоялась 29 июня 1996 года. Храм пятиглавый, с главной центральной главой, которая находится на светлом барабане с большим числом окон. Трехъярусная колокольня отличается от многих других своим архитектурным строением, напоминающим кристалл. В 1999 заложен кирпичный храм, построенный при содействии Костромской ГРЭС и освященный 29 сент. 2007.Самыми главными святынями церкви считаются икона Божией Матери "Помощь в родах" и привезенная со святой горы Афон икона "Скоропослушница".
Часовня Иконы Божией Матери Нерушимая Стена в Волгореченске (Часовня Иконы Божией Матери Нерушимая Стена в Волгореченске).
Высокий кирпичный часовенный столб, завершенный луковичной главкой. Сооружен в 2010 как часовня-памятник горожанам, погибшим в Афганистане и на Северном Кавказе.
Дни памяти: 16 (29) июня, 26 июня (9 июля) — Обретение мощей.
Тропарь прп. Тихону Луховскому, Костромскому, глас 4:
Желанием духовным в пустыню вселился еси / и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями, / достигл еси в Небесныя обители, / и ныне со Ангелы предстоиши / у Престола всех Царя Христа Бога, / Емуже прилежно молися / помиловати град сей и люди, / верою празднующия пречестную память твою, / Тихоне преподобне, отче наш.
Кондак преподобного Тихона Луховского, глас 8:
Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.
Молитва преподобному Тихону Луховскому, Костромскому
О священная главо, преподобне и достоблаженне отче наш Тихоне! Ты воистину муж желаний духовных и вторый Даниил показался еси. Якоже бо оный древних и дивных откровений сподобился, сице и ты, преподобне, восхождения в сердцы своем полагая, преспевал еси в добродетелях, восходя от силы в силу и, яко добрый и верный раб, вшел еси в радость Господа твоего. Темже мы, яко духовная чада твоя, любовию побуждаеми, похвальная песнопения в честней памяти твоей по мере веры нашея тебе восписуем и молитвенно на помощь нашей немощи призываем. Смиренно молим тя, преподобне и преславне отче наш Тихоне: твоими благоприятными ко Господу молитвами заступи возлюбленную тобою пустыню сию, град же, и весь, и всех, верою чтущих святую память твою, от всякаго навета сопротивнаго, от всяких бед и напастей и от всякаго зла. Молися, преподобне, о стране нашей, умоли милостива Бога и о нас, смиренных и недостойных, да отпустит нам вся прегрешения наша, да спасет нас благодатию Своею и сподобит радости вечныя наслаждатися в Горнем онем Иерусалиме, иже есть мати всем нам, купно с тобою и со всеми святыми, от века Ему благоугодившими, в нихже в Троице славимый Бог благословен есть всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
26 июня (13 июня ст. ст.) исполняется 115 –лет со дня кончины Почетного члена ИППО и первого председателя Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества, викария Костромской епархии, епископа Кинешемского Вениамина (Платонова), который возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.
https://kostroma.bezformata.com/listnews/kniga-istoriya-kostromskogo-otdeleniya/82875400/
https://www.ippo.ru/news/article/kostroma-202657
https://www.ippo.ru/archive/tab/last/keyword/13836
Епископ Кинешемский Вениамин (в миру Платонов Василий Николаевич); г. р. 1817, Курская губ.- ум. 13.06.1905, Ипатьевский Костромской мон-рь. Происходил из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС. В июне 1848 г. принял монашеский постриг, в авг. того же года был рукоположен во иеродиакона, через несколько дней - во иеромонаха. В дек. 1851 г. перемещен в Вильно на должность инспектора Литовской ДС, становится профессором логики и психологии, в янв. 1856 г. возведен в сан архимандрита. 4 дек. 1859 г. переведен в КазДА на должность инспектора и профессора богословия.
По воспоминаниям П. В. Знаменского, ученика В., «характер его лекций был диалектический, с заметным преобладанием полемического элемента, направленного как против инославных учений католиков и протестантов, так и против сильно распространявшихся в то время модных учений материализма». В. «был человек весьма добрый и уступчивый, жил уединенно, занимаясь своими кабинетными делами, и не любил встревать в тревожные дела академической администрации, даже по своей инспекторской должности» (Знаменский. Ч. 2. С. 237; Ч. 1. С. 191). Весной 1861 г., во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, в с. Бездна Спасского у. Казанской губ. произошли массовые выступления жителей, завершившиеся тем, что 12 апр. войска расстреляли толпу крестьян. 16 апр. большая группа студентов Казанского университета и Духовной академии отслужила в Куртинской церкви во имя Ярославских чудотворцев — святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина на Арском кладбище, главном кладбища города панихиду по убитым, по ее окончании перед собравшимися выступил проф. КазДА А. П. Щапов. «Куртинская панихида» получила всероссийский резонанс. Многие студенты КазДА были арестованы и исключены из учебных заведений, Щапова сослали в Сибирь. В., в качестве инспектора отвечавший за дисциплину и порядок в академии, также был подвергнут административному взысканию.
В мае 1864 г. В. перевели в Харьков на должность ректора ДС и настоятеля Старохарьковского Преображенского монастыря. 24 июня 1872 г. В. было определено быть епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. С 1876 года он был председателем вновь открытого комитета Православного миссионерского общества в Харькове
С 9 апр. 1883 г. владыка Вениамин был назначен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая многими болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества. Через несколько лет епископ, живший постоянно в Костромском Ипатьевском Свято-Троицком мужском монастыре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрел славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. Владыка также являлся настоятелем Игрицкого Песошинского монастыря, расположенного неподалеку от Костромы. Простой народ шел к нему толпами Костромской епископ Виссарион (Нечаев, доктор богословия,+1905) в течении многих лет бывший епархиальным архиереем владыки Вениамина говорил о нем: «Наша первая обязанность – есть обязанность учительства и духовного руководствования. Вы, по телесным своим немощам не имеете возможности учить в храме, зато Вы учите здесь, в своих келлиях. Вы воздвигли для себя кафедру духовного учителя, и эта кафедра осаждается целыми толпами жаждущих духовного наставления, обличения, вразумления, утешения и ободрения[1].
За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским», а также «Воробушко», за его малый рост и щуплое телосложение.
В 1895 году в «Костромских епархиальных ведомостях» была дана следующая оценка старцу-епископу: «В Костромской епархии и ближайших к Костроме местностях Ярославской епархии, Преосвященный Вениамин пользуется славой благопоспешного молитвенника и благосовестливого старца. Ищут его молитв и благого совета, наставления, утешения, ободрения и духовенство и миряне, и горожане… и поселяне –простолюдины; раскрывают перед ним свои греховные язвы, умоляя об их уврачевании…и никому отказа в требуемом не бывает, и никто тощ от него не возвращается. В этом отношении для страны Костромско-Ярославской он имеет такое же значение, как и о. Иоанн Кронштадский для всей православной России. Простолюдины так и велчаеют его другим батюшкой Иоанном, владыкою святым; понимая последний эпитет не в смысле только владыки духовного, освященного высшей благодатью священства, преосвященного, но и в собственном смысле святого праведника»[2].
В 1898 году он стал почетным членом Казанской духовной академии. В Костромской епархии была учреждена стипендия имени епископа Вениамина для бедных учеников Костромской духовной семинарии и других духовных учебных заведений.
С 1902 г. В. по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. русско-японской войны.
За заслуги перед Отечеством и Церковью Преосвященный Вениамин был награжден Императорским орденом св. Анны I степени и высшим золотым крестом Палестинского общества.
Скончался 13 июня 1905 года.
17 июня 1905 г. тело епископа Вениамина было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским монастырем в Иоанно-Богословской церкви во имя св. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе.
Каменный храм Иоанна Богослова в Костроме, что расположен Ипатьевской слободе, начали строить в 1681 году на месте двух церквей практически одновременно с расцветом каменного с троительства в Ипатьевском монастыре, давшем название и поселению. И с тех пор у слободы появилось второе название - Богословская. Ипатьевская слобода принадлежала монастырю. В ней традиционно селились монастырские работники различных специальностей - кузнецы, каменщики, иконописцы... В середине XVI века в слободе построили два деревянных храма. Один из них был посвящен апостолу Иоанну Богослову, а второй - свт. Николаю Чудотворцу. Но в 1681 году они сгорели во время пожара, а на их месте началось строительство каменного храма Иоанна Богослова с колокольней. В начале XVIII века при храмовой трапезной устроили два придела, которые освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца - в память о сгоревшей деревянной церкви. В 2017 году Богословской церкви исполнилось 330 лет.
Могила епископа Вениамина вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в кон. 50-х гг. Никольский придел, возведенный в нач. XX в., был разобран и могила епископа оказалась вне храма.
В 90-х гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения епископа Вениамина была установлена в трапезной части церкви.
[1] Костромские епархиальные ведомости (КЕВ). 1895, №21, С. 490-491.
[2] КЕВ. 1895. № 21. С.488-489.
Лит.: Знаменский П. В. История КазДА. Каз., 1892. 3 ч.; Юбилейное торжество преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии, 29 сент. 1895 г. // Костромские ЕВ. 1895. № 21. Ч. неофиц. С. 487-499; Сырцов И. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1745-1898 гг.). Кострома, 1898. С. 49; Кончина и погребение преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромской епархии // Костромские ЕВ. 1905. № 12. Ч. неофиц. С. 393-403; Некролог // ИВ. 1905. Т. 101. С. 614; Некролог // Моск. вед. 1905. № 163. 17 июня. С. 4; ЦВ. 1905. № 25.