25 января 2020. Память святой мученицы Татьяны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00325 января Церковь празднует память святой мученицы Татьяны. Воспитанная в христианстве, будучи диакониссой (служение женщин в церкви) римской церкви, она ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, находилась в постоянной молитве к Богу.

За исповедание Христа Богом, она вместе с отцом, была усечена мечем. Решение назвать храм в честь мученицы Татьяны  в Московском Императорском Университете было принято в связи с тем, что именно в день памяти этой святой мученицы, 25 января по новому стилю, императрица Елизавета II подписала указ об основании Московского университета в 1755 году. Храм святой мученицы Татьяны при Московском Императорском Университете впервые был освящен московским митрополитом Филаретом Дроздовым в 1837 году.  Летом 1919 года университетская церковь была закрыта. Позже в помещении храма находился театр МГУ.

25 января 1995 года храм был возвращен Церкви. В нем было совершено так называемое малое освящение, после чего были возобновлены богослужение. 28.03.2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил в субботу домовую церковь Московского университета – храма Святой мученицы Татьяны. На чине освящения присутствовал ректор МГУ. Виктор Садовничий, профессора, преподаватели и студенты. Многие из них являются прихожанами университетского храма. Всего на торжественную службу собрались около 600 верующих.

image001Татианинские храмы более позднего периода существуют в Москве при МГУ (построен в 1833-1836 гг.), во Владивостоке при при ДВГТУ (построен в 2000 г.), в Туринской слободе Свердловской области (построен в 2003 г.), в с. Бобрава Белгородской области (построен в 2004 г.), в Луганске (построен в 2007-2010 гг.), в Одессе (построен в 2006 г.) и в Варшаве при мужской гимназии (построен между 1820 и 1823 гг.).

В Костромской Государственной Сельскохозяйственной Академии с 1994 г. действует храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С 1995 г. совершаются богослужения и в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Военной Академии войск радиационной, химической и бактериологической защиты им. маршала Тимошенко.

image002В здании Костромского Государственного университета, где с 1866 по 1918 гг. находилась Костромская Духовная Семинария, находился с 1878-1918гг. Сретенский храм (1878 г. постройки, адрес: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 16) Престольный праздник 15 февраля. Семинария была одним из центров епархиальной жизни того времени: в ее актовом зале проходили епархиальные съезды духовенства, проводились собрания Костромского церковно-исторического общества, Костромского отделения Императорсокго Православного Палестинского Общества, вечера и концерты, посвященные тем, или иным знаменательным событиям и персоналиям.

Храм в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа при Костромской духовной семинарии был устроен в 1878 году по благословению епископа Костромского и Галичского Игнатия на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса. В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии. В 2010 году архиепископ Костромской и Галичский Алексий освятил новый храм в трапезном корпусе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря города Костромы (Здание духовной семинарии). 24 ноября 2013 года состоялась первая Божественная литургия.

На рубеже XIX-XX вв. ректором Семинарии был выдающийся церковный историк и краевед протоиерей И. Сырцов.

image004 Протоиерей Иоа́нн Я́ковлевич Сырцо́в (1837 — не ранее 1919) —магистр богословия, церковный историк и писатель, статский советник со старшинством 1890 г., 29 сентября. С 30 января 1897 по 16 августа 1902 года — ректор Костромской духовной семинарии. С 5 марта 1897 по 15 декабря 1902 года Сырцов — редактор «Костромских епархиальных ведомостей». Сырцов — почётный член Костромской губернской ученой архивной комиссии с 26 августа 1897 года, Костромского Александровского православного братства с 1898 года, Общества вспомоществования недостаточным ученикам Костромской духовной семинарии с 1899 года. С 18 февраля 1903 года Сырцов — член Костромской духовной консистории. С 20 апреля 1897 года — член, с 21 февраля 1908 по 16 февраля 1909 года — председатель совета Костромского Федоровско-Сергиевского братства. Сырцов с 16 августа 1902 по 21 января 1909 года — протоиерей Костромского Успенского кафедрального собора. Сырцов был корреспондентом «Воскресного досуга», «Духовной беседы», «Морского сборника», «Православного собеседника», «Русского обозрения», «Русского чтения», «Странника», «Церковных ведомостей» и провинциальных периодических изданий. После отъезда из Костромы жил в городе Вятке. Скончался не ранее 1919 года. Основные сочинения Сырцова посвящены истории старообрядчества, в частности истории Белокриницкой иерархии, самозажигания, Соловецкого восстания; а также истории Соловецкого монастыря.

Среди выпускников Костромской духовной семинарии: А. Д. Домнинский – краевед, первым в XIXв. Указавший место захоронения И. Сусанина, епископ Порфирий (Успенский) – первый глава Русской православной миссии с Иерусалиме,  востоковед и путешественник, Н. В. Покровский, профессор родоначальник русской археологической школы, А. П. Голубцов – историк, профессор Московской духовной академии, Е. Е. Голубинский крупнейший церковный историк, А. В. Годнев – математик, священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, М. Василевский – маршал Советского Союза, А.В. Горский – ректор Московской Духовной академии, протоиерей М.Я.Диев – крупнейший костромской церковный историк, протоиерей Ф.А.Голубинский – религиозный философ, профессор Московской Духовной академии; академик Е.Е.Голубинский – крупнейший церковный историк, академик Ф.И.Успенский – директор Русского археологического института в Константинополе, К.И.Арсеньев – географ и статистик, и многие другие. С начала 80-х годов XIX столетия и до закрытия семинарии в 1918 году из ее стен вышло еще немало выдающихся людей, в числе которых – и будущий святитель Никодим, новомученик и исповедник веры Христовой.и мн. др., выдающиеся ученые, педагоги, врачи, писатели, представители культуры, государственные и общественные деятели.

Многие выпускники Костромской семинарии по призыву Родины пошли на фронта Первой мировой и Отечественной войн: Н. Соловьев, М. Барков, П. Ильинский, Б. Васильев и др.

Многие в лихолетье гонений на Церковь отдали свою жизнь в концлагерях и тюрьмах: священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, А. Д. Альбов, Н. Я. Вигилянский, В.А. Орлеанский и др.

 В этот день праздник во всех университетах страны, день студента, потому что МГУ считается родоначальником всех университетов России.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Благовещенский Алексей Аполлосович (1870 - ?)

Родился 15.08.1870 г. в с. Успенское-на-Стану Любимского уезда в семье священника. 16.06.1891 г. окончил Костромскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: