4 ноября. Избавление в 1612 г. Москвы от польской интервенции, которое произошло благодаря заступничеству Царицы Небесной посредством чудотворного образа Ее, именуемого Казанским

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0014 ноября Русская Православная Церковь, вместе со всем народом нашего Отечества празднует  избавление в 1612 г. Москвы от польской интервенции, которое произошло благодаря заступничеству Царицы Небесной посредством чудотворного образа Ее, именуемого Казанским. 

Отметим, что этот временной отрезок истории нашего государства назван Смутным временем. С пресечением династии Рюриков наступил период междуцарствия, воцарение самозванцев, период безначалия и массовых беспорядков. России грозили распад и гибель: от западных рубежей ее вплоть до Волги бесчинствовали разбойные ватаги, «вольные «шиши», разноплеменный воинственный сброд, подстрекаемый самозванцами. Напомним, что в Смутное время во время захвата Костромы поляками 30 декабря 1608 года костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь был разорен, 11 иноков во главе с архимандритом Варлаамом (Наумовым) были убиты. В 1619 году вo время своего пребывания в Костроме монастырь посетил царь М. Ф. Романов.

image002image003 Русской Смутой воспользовались поляки и шведы, вторгшиеся в пределы государства Российского с Запада и Севера. Поляки  овладели сердцем России – Москвой. По призыву новгородского гражданина Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского русский народ поднялся на защиту родной земли. К Москве стали стекаться народные ополчения для освобождения столицы. Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес. Кострому, Ярославль, Ростов Великий. Переславль Залесский, Троице-Сергиеву Лавру и завершился в Москве.

Из Казани была принесена чудотворная икона Божьей Матери, от молитв перед которой,  происходило много чудесных исцелений. Перед штурмом московских укреплений, наши благочестивые предки провели три дня в подвиге поста и молитвы перед чудотворной Казанской иконой. С именем «Взбранной Воеводы», каковым именуют Царицу Небесную, Заступницу Усердную, воинство наше, сломив отчаянное сопротивление польского гарнизона, овладело Кремлем, что положило начало освобождению России от интервентов. Чтобы память о столь чудесной помощи Божьей Матери была сохранена будущими поколениями, учреждалось ежегодно совершать торжественное празднование спасения Москвы от врагов заступничеством Богородицы, «ради Казанской иконы ее».

image004В 1933 году была уничтожена мраморная чесовня над гробницей князей Пожарских в Спасо-Ефимьевом монастыре в Суздале, уничтожен в 1936 году уникальный Казанский собор на Красной площади в Москве, построенный князем Д. М. Пожарским в 1630-1637 гг. на свои деньги в честь освобождения Москвы(ныне восстановлен).

С 4 ноября 2005 г. Российское государство, изъявлением  народным, отмечает  день освобождения Москвы как День народного единства и согласия. В этот день престольный праздник отмечается в Богородице-Казанской церкви в с. Петрилове,  Костромского р-на.  Храм был построен в начале XIX в.  Воздвигнутый в стиле классицизма, каменный, одноглавый,  с трехярусной колокольней, он  был освящен в 1805 г.  В феврале 1813 г. на кладбище у стен церкви был погребен тогдашний владелец Петрилова — И.К. Васьков (1746-1813 гг.), костромской вице-губернатор, один из первых краеведов (его могила сохранилась до наших дней). Он оставил потомкам свой труд «собрание исторических известий, относящихся до Костромы./ Сочинение полковником Иваном Васьковым» Москва, Тип. М. Пономарева, 1792 г.

В мае 1941 г. Богородице-Казанская церковь осталась без священника и бездействовала почти 4 года. Весь период войны община обращалась в различные инстанции, прося разрешения на возобновление богослужений. Наконец, решением Костромского райисполкома от 7 марта 1945 г. храм в Петрилове был открыт, но уже 24 июня того же года власти запретили приехавшему в село священнику Иоанну Зеленцовскому совершать богослужения и храм вновь оказался фактически закрытым. Пытаясь спасти свою церковь, верующие обращались даже к М.И. Калинину, «президенту СССР», но безуспешно. Почти пять десятилетий храм простоял заброшенным. Только в 1991 г. он был возвращен Русской Православной Церкви и в нем возобновились богослужения.

Наиболее ярким списком этой иконы в Костроме является список, находящийся левой на колонне Богоявленско-Анастасьинского собора. Престольный праздник в этот день в Казанском храме с. Петрилово, с. Ильинское, с.Спас-Бураки, Костромского р-на; с. Богородское, Галичского р-на; с. Словинка, с. Бушнево, Антроповского р-на; с. Лубяны, Кадыйского р-на; с. Светочева гора, Красносельского р-на. Из утерянных святынь, можно вспомнить Казанскую соборную церковь г. Нерехты, Казанский храм г. Юрьевца.

image005Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Светочевой Горе. (Костромская обл., Красносельский р-н, с. Светочева Гора). Кирпичная церковь, построенная в 1817 в формах классицизма на средства прихожан при участии помещиков А. Ф. Грамотина и Н. Ф. Овцына. Двусветный четверик с четырехколонными боковыми портиками, увенчанный ротондой, с двустолпной трапезной и трехъярусной колокольней под шпилем. Приделы Никольский и Алексиевский. Практически не закрывалась, однако в наши дни приход малолюден.

Вспомним в этот день репрессированного священника Рождественской церкви г. Галича Василия Николаевича Казанского (, уроженца с. Унорожь, Галичского уезда Костромской губернии 1878 г.р 3 октября 1930 года он был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в ссылку.

4 ноября Россия празднует День народного единства. Этот праздник был введён 5 лет назад, он стал альтернативой Дню Октябрьской революции, который отмечался 7 ноября.

Сразу после введения этот праздник стал официальным выходным днем.

image006

image007

День народного единства был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского.

27 ноября 2016 года Преставился ко Господу настоятель Богородице-Казанской церкви села Богородское Галичского района игумен Анастасий (Лихолёт) (1957- 2016). Епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии, много лет прослуживший в Костромской епархии и лично знавший почившего, так отозвался об игумене Анастасии:

«Старец служил неподалеку от Галича Костромского, в Казанском храме, который сиротливо возвышается среди брошенных изб и заросших бурьяном дворов бывшей деревни Богородское. Добраться до церкви можно только пешком, или, зимой, на лыжах. Много лет этот дивный подвижник жил там абсолютно один. Как иные священнослужители всеми силами ищут славы и почитания - он искал безвестности... Это был настоящий древний пещерник - в Комельском лесу. В жизни я не встречал человека, который бы так бегал от всяческих сует. И ему это вполне удавалось. Немногим была открыта его душа, в уединенных трудах засиявшая светом всех христианских добродетелей. Помню, как однажды с неподдельной, едва сдерживаемой тихой радостью он рассказывал нам с владыкой Ферапонтом о предпринятом им летнем ремонте, который позволит ему вновь пережить долгую снежную зиму. Его, чудного иконописца, создавшего иконостасы Авраамиево-Городецкого монастыря, чуткого и любвеобильного духовника, с распростертыми объятиями приняли бы в любой русской обители - но он выбрал узкий путь древней аскезы. "Отдай кровь - прими дух". Это про о, Анастасия. Молись о нас, чудный и тихий подвижник Галичского леса!» https://www.facebook.com/gennadijgo

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко, 1900 -1973)

Архиепископ Андрей (в миру Сухенко Евгений Александрович) родился 5 сентября 1900 года в с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губернии в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в Киевскую духовную академию, где обучался до ее закрытия в начале 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском институтете народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова, А. А. Глаголева, М. Н. Скабаллановича.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: