4 ноября. Избавление в 1612 г. Москвы от польской интервенции, которое произошло благодаря заступничеству Царицы Небесной посредством чудотворного образа Ее, именуемого Казанским

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0014 ноября Русская Православная Церковь, вместе со всем народом нашего Отечества празднует  избавление в 1612 г. Москвы от польской интервенции, которое произошло благодаря заступничеству Царицы Небесной посредством чудотворного образа Ее, именуемого Казанским. 

Отметим, что этот временной отрезок истории нашего государства назван Смутным временем. С пресечением династии Рюриков наступил период междуцарствия, воцарение самозванцев, период безначалия и массовых беспорядков. России грозили распад и гибель: от западных рубежей ее вплоть до Волги бесчинствовали разбойные ватаги, «вольные «шиши», разноплеменный воинственный сброд, подстрекаемый самозванцами. Напомним, что в Смутное время во время захвата Костромы поляками 30 декабря 1608 года костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь был разорен, 11 иноков во главе с архимандритом Варлаамом (Наумовым) были убиты. В 1619 году вo время своего пребывания в Костроме монастырь посетил царь М. Ф. Романов.

image002image003 Русской Смутой воспользовались поляки и шведы, вторгшиеся в пределы государства Российского с Запада и Севера. Поляки  овладели сердцем России – Москвой. По призыву новгородского гражданина Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского русский народ поднялся на защиту родной земли. К Москве стали стекаться народные ополчения для освобождения столицы. Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес. Кострому, Ярославль, Ростов Великий. Переславль Залесский, Троице-Сергиеву Лавру и завершился в Москве.

Из Казани была принесена чудотворная икона Божьей Матери, от молитв перед которой,  происходило много чудесных исцелений. Перед штурмом московских укреплений, наши благочестивые предки провели три дня в подвиге поста и молитвы перед чудотворной Казанской иконой. С именем «Взбранной Воеводы», каковым именуют Царицу Небесную, Заступницу Усердную, воинство наше, сломив отчаянное сопротивление польского гарнизона, овладело Кремлем, что положило начало освобождению России от интервентов. Чтобы память о столь чудесной помощи Божьей Матери была сохранена будущими поколениями, учреждалось ежегодно совершать торжественное празднование спасения Москвы от врагов заступничеством Богородицы, «ради Казанской иконы ее».

image004В 1933 году была уничтожена мраморная чесовня над гробницей князей Пожарских в Спасо-Ефимьевом монастыре в Суздале, уничтожен в 1936 году уникальный Казанский собор на Красной площади в Москве, построенный князем Д. М. Пожарским в 1630-1637 гг. на свои деньги в честь освобождения Москвы(ныне восстановлен).

С 4 ноября 2005 г. Российское государство, изъявлением  народным, отмечает  день освобождения Москвы как День народного единства и согласия. В этот день престольный праздник отмечается в Богородице-Казанской церкви в с. Петрилове,  Костромского р-на.  Храм был построен в начале XIX в.  Воздвигнутый в стиле классицизма, каменный, одноглавый,  с трехярусной колокольней, он  был освящен в 1805 г.  В феврале 1813 г. на кладбище у стен церкви был погребен тогдашний владелец Петрилова — И.К. Васьков (1746-1813 гг.), костромской вице-губернатор, один из первых краеведов (его могила сохранилась до наших дней). Он оставил потомкам свой труд «собрание исторических известий, относящихся до Костромы./ Сочинение полковником Иваном Васьковым» Москва, Тип. М. Пономарева, 1792 г.

В мае 1941 г. Богородице-Казанская церковь осталась без священника и бездействовала почти 4 года. Весь период войны община обращалась в различные инстанции, прося разрешения на возобновление богослужений. Наконец, решением Костромского райисполкома от 7 марта 1945 г. храм в Петрилове был открыт, но уже 24 июня того же года власти запретили приехавшему в село священнику Иоанну Зеленцовскому совершать богослужения и храм вновь оказался фактически закрытым. Пытаясь спасти свою церковь, верующие обращались даже к М.И. Калинину, «президенту СССР», но безуспешно. Почти пять десятилетий храм простоял заброшенным. Только в 1991 г. он был возвращен Русской Православной Церкви и в нем возобновились богослужения.

Наиболее ярким списком этой иконы в Костроме является список, находящийся левой на колонне Богоявленско-Анастасьинского собора. Престольный праздник в этот день в Казанском храме с. Петрилово, с. Ильинское, с.Спас-Бураки, Костромского р-на; с. Богородское, Галичского р-на; с. Словинка, с. Бушнево, Антроповского р-на; с. Лубяны, Кадыйского р-на; с. Светочева гора, Красносельского р-на. Из утерянных святынь, можно вспомнить Казанскую соборную церковь г. Нерехты, Казанский храм г. Юрьевца.

image005Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Светочевой Горе. (Костромская обл., Красносельский р-н, с. Светочева Гора). Кирпичная церковь, построенная в 1817 в формах классицизма на средства прихожан при участии помещиков А. Ф. Грамотина и Н. Ф. Овцына. Двусветный четверик с четырехколонными боковыми портиками, увенчанный ротондой, с двустолпной трапезной и трехъярусной колокольней под шпилем. Приделы Никольский и Алексиевский. Практически не закрывалась, однако в наши дни приход малолюден.

Вспомним в этот день репрессированного священника Рождественской церкви г. Галича Василия Николаевича Казанского (, уроженца с. Унорожь, Галичского уезда Костромской губернии 1878 г.р 3 октября 1930 года он был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в ссылку.

4 ноября Россия празднует День народного единства. Этот праздник был введён 5 лет назад, он стал альтернативой Дню Октябрьской революции, который отмечался 7 ноября.

Сразу после введения этот праздник стал официальным выходным днем.

image006

image007

День народного единства был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского.

27 ноября 2016 года Преставился ко Господу настоятель Богородице-Казанской церкви села Богородское Галичского района игумен Анастасий (Лихолёт) (1957- 2016). Епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии, много лет прослуживший в Костромской епархии и лично знавший почившего, так отозвался об игумене Анастасии:

«Старец служил неподалеку от Галича Костромского, в Казанском храме, который сиротливо возвышается среди брошенных изб и заросших бурьяном дворов бывшей деревни Богородское. Добраться до церкви можно только пешком, или, зимой, на лыжах. Много лет этот дивный подвижник жил там абсолютно один. Как иные священнослужители всеми силами ищут славы и почитания - он искал безвестности... Это был настоящий древний пещерник - в Комельском лесу. В жизни я не встречал человека, который бы так бегал от всяческих сует. И ему это вполне удавалось. Немногим была открыта его душа, в уединенных трудах засиявшая светом всех христианских добродетелей. Помню, как однажды с неподдельной, едва сдерживаемой тихой радостью он рассказывал нам с владыкой Ферапонтом о предпринятом им летнем ремонте, который позволит ему вновь пережить долгую снежную зиму. Его, чудного иконописца, создавшего иконостасы Авраамиево-Городецкого монастыря, чуткого и любвеобильного духовника, с распростертыми объятиями приняли бы в любой русской обители - но он выбрал узкий путь древней аскезы. "Отдай кровь - прими дух". Это про о, Анастасия. Молись о нас, чудный и тихий подвижник Галичского леса!» https://www.facebook.com/gennadijgo

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протодиакон Василий Степанович Померанцев (1875 – 1931).

Василий Степанович Померанцев родился в 1875 г. в семье псаломщика Никольской церкви с. Корба Кинешемского уезда Костромской губернии. В Костромской духовной семинарии он учился на одном отделении с Вениамином Преображенским (св. Василий, еп. Кинешемский), Александром Кротковым (свщмч. Никодим, архиепископ Костромской и Галичский), Александром Поздеевским (свщмч. Феодор, епископ Волоколамский). В 1897 году он становится диаконом Успенского кафедрального собора г. Костромы.

Подробнее...

Статьи

Феномен святости преподобного Никиты Костромского

Если мы ставим задачу определить феномен святости преподобного Никиты, то перед нами должен предстать образ преподобного Сергия Радонежского, его уникальность для русского монашества и русской православной цивилизации. Поэтому, взяв на себя труд исследования черты святости преподобного Никиты, необходимо вспомнить евангельские слова: “Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его” (Лук.6:40).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: