14 августа. Изнесение Честных древ Животворящего Креста

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image004Первый в августе праздник Спасителю был установлен в 1164 г. в Костантинополе, по причине многих эпидемий, возникавших в городе в августе месяце. Желая избавиться от болезней посещавших город в августе, был установлен обычай, по которому  часть Креста Господня выносилась из домашней императорской церкви и полагалась в храме св. Софии, где совершалось освящение воды.

image003Затем святыня  с торжественной процессией следовала по всему городу, при этом служились литии для  « освящения мест и отвращения болезней». В России праздник был установлен в начале XY века. Слово «происхождение» означает торжественную церемонию, крестный ход. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения, в храмах, совершается вынос Креста и поклонение Ему. После Литургии, 14 августа, совершается освящение воды и меда нового урожая. С этого дня начинается т.н. Успенский пост. Он продолжается до праздника Успения Божией Матери 28 августа. Пост строгий. При его соблюдении исключается мясная, рыбная и молочная пища. В этот день престольный праздник в Спасской церкви в рядах.

Впервые церковь Спаса Нерукотворного в Рядах Костромы упоминается в 1628 году, когда в Новом городе Костромского кремля, где издавна находился торговый рынок, стояли церкви Всемилостивого Спаса происхождение честного креста и Рождества Богородицы. В 60-е гг. 18 веке взамен деревянных «иждевением» купца С. С. Белова был возведен каменный храм, выдержанный в тра­дициях допетровской архитектуры — пятиглавый, бесстолпный, одноабсидный. Освящен этот храм в 1766 году.

image005В начале 90-х гг. 18 века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь Спаса оказалась внут­ри рядов, при этом прежнюю колокольню ра­зобрали и взамен нее над юго-западными воротами рядов выдающий­ся зодчий Костромского края С. А. Воротилов построил новую колокольню в стиле раннего классицизма, завершенную в 1793 году. В ансамбле центральной части Костромы колокольня играла исключительно важную роль, сопоставимую с той, какую играет для центра Санкт-Петербурга башня Адмиралтейства. В 1803-1808 гг. к церкви пристроили теплый придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1855-1856 гг. Церковь Спаса внутри Красных рядов была обнесена каменной оградой. В 1929 году церковь Спаса закрыли, а в 1930 году, в ней разместился Антирелигиозный музей, находившийся здесь до конца 1930-х гг. В конце 1930-х гг. были снесены колокольня и пятиглавие храма. В последующие десятилетия здание церкви Спаса в рядах использовалось как складское помеще­ние. В 1974-1976 гг. колокольня и главы были восстановлены (авторы проекта архитекторы Л. С. Васильев, В. С. Шапошников), но без венчающих их крестов (кресты установили лишь в 1992 г.). С 1986-2007 гг. в помещении церкви Спаса в Костроме размещается музейная экспозиция костромского музея заповедника. С 2007 года храм передан Костромской епархии. Богослужения в церкви Спаса в Костроме совершаются по воскресным и праздничным дням. До революции в храме почиталась храмовая икона в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Эта икона была украшена золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Также в храме почитался образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В Овощных (Табачных) рядах рядом с храмом Спаса находилась Спасская часовня, которая принадлежала Успенскому кафедральному собору. Когда построили Овощные ряды (1819—1824 годы) часовню включили в торцевую часть рядов.

В семидесятых годах XIX века часовня была перестроена в русско-византийском стиле. В 1962—1963 годах в ходе реставрации Овощных рядов под руководством Л. С. Васильева часовня отчасти получила свой первоначальный вид, а сейчас используется как подсобное помещение.

По уже установившейся традиции в рядах возле церкви проходит «Медовая ярмарка».

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Костромское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. История и современность.

Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь (Ис. 62:1)

На рубеже  XIX и XX веков в России по общественной инициативе были созданы тысячи неполитических общественных организаций, которые представляли собой элементы постепенно зарождавшегося в стране гражданского общества. Это были благотворительные, медицинские, педагогические, технические, просветительные, спортивные и иные структуры. Они характеризовались различной степенью активности, числом членов, масштабами деятельности. Среди них были небольшие провинциальные общества, сферой деятельности которых был небольшой уездный центр, были и всероссийские организации, имевшие отделения в десятках городов. Совершенно особое положение занимали немногочисленные общества, в названии которых присутствовало слово «императорское». Это означало, что покровителем (покровительницей) организации являлся кто-либо их царствовавшей семьи Романовых.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: