11 - 16 марта 2019. Первая седмица Великого поста
С 11 по 16 марта у православных проходит первая седмица (семь дней) Великого поста. Она отличается особой строгостью. Богослужения на ней – продолжительностью.
Пост – время воздержания, время покаяния и сокрушения о совершенных грехах. Великий пост – это путь к Пасхе. Литургия, а соответственно и Причащение, ради строгого поста совершается только в среду, пятницу (на них нельзя причащать детей до 7 лет), субботу и воскресенье. Особенность великопостного богослужения составляют: частое чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» и литургия Преждеосвященных Даров. В первые четыре дня седмицы, вечером, на великом повечерии, читается в храмах покаянный канон преподобного Андрея Критского, содержание которого направлено к пробуждению нашей совести. В пятницу, на литургии Преждеосвященных Даров происходит «освящение колива», т. е. отваренной пшеницы (риса) с медом. Освящение «колива» совершается в память события, произошедшего в г. Антиохии в 362г. Тогда, византийский император Юлиан Отступник, последователь язычества, повелел окропить все продукты на рынке идоложертвенной кровью животных. Но епископу Антиохии Евдоксию явился во сне святой великомученик Федор Тирон, сожженный в 308г. за исповедание веры, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, питаясь коливом.
Постовая богослужебная практика отличатся от обычных дней тем, что в постовые будничные дни панихиды не совершаются. Панихиды по усопшим в 3-й и 9-й день по его преставлении их, переносятся на ближайшую субботу, а панихида 40-го дня не переносится, но совершаются в тот же день. Сорокоусты по усопшим в Великий пост не совершаются, но произносятся с Недели Фоминой (2-я неделя после Пасхи). Со 2-й недели в воскресенье вечером (4 подряд) совершаются Пассии–чтение акафиста Страстям Христовым. В Великий пост воспрещается Таинство брака – венчание (разрешается с недели Фоминой).
«Изрядный постник - учит святитель Тихон Задонский – это тот, кто удерживает себя от блуда…гнева, ярости, злобы и мщения..сквернословия, клеветы, осуждения, лести…»
Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено. 5 дней недели положено сухоядение (без масла). В субботу и воскресенье разрешается пища с маслом. Разрешается пища с маслом в среду Крестопоклонной 26 марта, в пятницу 5 недели - 4 апреля, в Страстной Четверг. Рыба разрешается - 7 –го апреля (Благовещение) и 13 апреля (Вербное воскресение). В Лазареву субботу разрешается вкушать рыбную икру. Пост – время милосердия – посещение больных, страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. «Пост ведет нас на брань с врагами нашими (страстями), избавляет от рабства (греха), возвращает нам свободу».
В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует «Торжество Православия». Этот день был учрежден при императрице Феодоре в 842г. в память восстановления почитания святых икон. В конце литургии совершается молебное пение об утверждении христиан в вере и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Затем диакон громко читает символ веры и возглашает «Вечную память» всем скончавшимся защитникам веры, а «Многие лета» - живущим. В 842 г. догматом иконопочитания Церковь отстояла истину воплощения Сына Божьего, свидетельствующую, что Бог открывает себя через видимый образ человека, являет себя в человеческой плоти – он истинный Бог и истинный человек. В иконе мы видим не фотографию, не картину, но образ небесного человека, жившего на нашей Земле и ныне пребывающего в мире Божьем. Отметим, что сам человек является иконой Бога на Земле, т. к. носит в себе образ Божий! И надо бережно относиться к нему, человеку, как к иконе, написанной Самим Богом. Об этом почитании человека-иконы Церковь свидетельствует поклонением святым мощам.
Среди чудотворных икон, почитаемых на Костромской земле, особо почитаются икона Нерукотворенного образа Спасителя в иконостасе церкви Спаса на Запрудне в Костроме и мн. др. Ярким подтверждением помощи Божьей преподаваемой через иконы, является чудо мироточения святых икон, которое повсеместно происходит. В Богоявленско-Анастасьином соборе, напр., мироточат 8 икон: преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца, икона Казанской Божьей Матери и др.