2 марта 2019. Мясопустная суббота

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Третья подготовительная неделя к Великому посту называется неделей о Страшном Суде (3 марта). Воспоминанием о грядущем Страшном Суде, Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию. Христос есть Судия живых и мертвых,  в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, 2 марта, Церковь молится о всех усопших и называет эту субботу Вселенской родительской.

image002Мясопустная суббота – первая поминальная суббота с начала нового года. Особенностями Мясопустной родительской субботы является то, что вслед за ней, в воскресенье (Неделя Мясопустная) завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица),  дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца. Родительской она названа из-за необходимости поминать близких родственников, в перечне которых родители находятся на первом месте. В Мясопустную родительскую субботу разрешено молиться за людей, которые умерли своей смертью, были убиты и даже пропали без вести и не преданы земле. Вселенская Мясопустная родительская суббота является древним праздником, когда вспоминают обо всех погибших православных, которые пострадали за свою веру в Господа. Считается, что живые имеют шанс своими молитвами оказать помощь умершим.

Посвящая Неделю мясопустную напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, установила ходатайствовать не только за живущих, но и за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же, за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Мясопустная и Троицкая (накануне праздника Св. Троицы), родительские субботы носят еще наименование вселенских. Всецерковное (вселенское) поминовение усопших  приносит великую пользу и помощь умершим. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства (живых и усопших) в Церкви Христовой. Кроме того, этой молитвой о усопших, Церковь напоминает нам  о неизбежной для нас земной кончине и о предстоящем испытании, предлагает задуматься о  нашем нынешнем духовном и нравственном состоянии и о скоротечности земной жизни, призывает немедленно приступить к исправлению и исцелению от греховной болезни путем покаяния и добрых дел.

image003Богослужение начинается накануне вечером. На середину храма выносится тетрапод (поминальный стол на котором ставятся свечи) и утраиваются столы для приношений, куда каждый может положить свою жертву  на поминовение своих ближних. В записках, которые мы подаем для поминовения, записываются имена усопших как приснопоминаемых (после 40-ка дней со дня смерти), так и новопреставленных (до 40 дней со дня смерти). Имена пишутся в родительном падеже: Иоанна, Марии, Софии и т. д. В родительские субботы с древних времен (письменно зафиксирован с IV в.) существует благочестивый обычай - в родительские субботы, если это будет возможно, посещать кладбища.

image004На Костромских кладбищах  имеются церкви: во имя чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» на ул. Костромской и часовня во имя великомученика Федора Стратилата на пр-те Мира, где можно будет поставить свечу об упокоении родственников и помолиться о них. С именем великомученика Феодора Стратилата неразрывно связана история Костромы. Из летописи известно, что чудесно обретенную икону Феодоровской Божией Матери князь Василий Ярославович (Младший брат князя Александра Невского) внес в деревянную соборную церковь Св. Великомученика Феодора Стратилата. image005Часовня во имя Феодора Стратилата была построена в 1995 году у военного мемориала на территории старого городского кладбища. Открытие часовни было приурочено к празднованию 50-летия Победы. Св. Феодор Стратилат считается небесным покровителем Костромы, и когда-то главным городским собором был именно Феодоровский, заложенный основателем города Юрием Долгоруким на территории кремля. Сейчас покровителю города посвящена лишь небольшая кубическая часовня на кладбище, увенчанная маленьким шатром. Но и эта часовня стоит не где-нибудь, а у мемориала павшим солдатам. Выбор места для этой часовни не случаен: Феодор Стратилат, римский полководец-христианин, издревле считается покровителем военных.

После Мясопустного воскресенья начинается масленичная неделя. В среду и пятницу этой недели уже читается великопостная молитва «Господи и Владыко живота»… Запрещая  употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту.

Последнее воскресенье перед Великим постом, 10-го марта называется Прощеным, от благочестивого обычая в этот день просить друг у друга прощение.

В этот день, в  евангельском чтении говорится о прощении обид и излагает учение Иисуса Христа о посте.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

скончавшимся».

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся»

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

(Стихиры и тропарь даны на русском языке.)

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь – наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу

Кутия, иначе – коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура

24-25 мая 2013 года в Костроме прошла международная научная конференция «Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В. в. Розанова и священника П. А. Флоренского, Костромской государственный  университет им. Н. А. Некрасова, Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев в России (ФНК Азерос) и др.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: