Альманах Светочь №7

Автор: Сазонов Д. И., протоиерей. .

svetoch-7Вы открываете для себя альманах Костромского церковноисторического общества «Светочъ» № 7, посвященный печальной памяти расстрела в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале Екатеринбургского дома инженера Ипатьева святых царственных страстотерпцев – ГосударяИмператора Николая II с Его Августейшим семейством и теми верными, кто остался до конца преданными своему долгу.

Определением Юбилейного Архиерейского собора 2000 г. царственная семья последнего Российского императора была причислена к лику святых страстотерпцев: «В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине… был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».

Соборным постановлением ежегодно 17 июля Русская Православная Церковь молитвенно, через богослужения и крестные ходы собирая своих чад, обращается к памяти и молитвенному предстательству прославленных в лике святых Царственных страстотерпцев.

Кострома издревле считается «колыбелью Царственной Династии Романовых».

Призвание в стенах Ипатьевского монастыря Михаила Феодоровича на Все российский царский престол, майский приезд последнего царствующего императора в Кострому в год 300летнего юбилея Династии, посещение ими Ипатьевской обители и события расстрела в екатеринбургском Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. царственного семейства отразились в памяти костромичей в виде особенного молитвенного почитания этих событий и послужили поводом для глубокого и всестороннего осознания исторических уроков прошлого, без осмысления которых невозможно будущее, созидательная жизнь в государстве, обществе, в каждом человеке. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Церковь хранительницей исторической народной памяти и самосознания: «Религия, – подчеркнул он, – является основным фактором, формирующим моральные ценности народа». Русская Православная Церковь называет дни особенной памяти своих государей Царскими днями. Выбор нравственных ценностей всегда определял и определяет как внутреннее состояние человека, так и внешнее его проявление в жизни общества и государства.

Организаторы Царских дней в Костроме – Костромское церковноисторическое общество и Костромской государственный технологический университет, создавая программу «Царских дней в Костроме», искренне считают, что в преддверии общероссийского празднования400летия Дома Романовых в 2013 г. необходим и востребован разговоро смысле, духовнонравственных основах и уроках истории. Просветительской целью мероприятий, их главной задачей является диалог богословов, ученых, представителей общественных движений и организаций, который послужит объединению всех слоев общества в истинном понимании исторического прошлого и станет примером плодотворного сотрудничества в едином стремлении нашего народа обрести достойное будущее для грядущих поколений. Напомним, что особенно ярко идеи соборности, симфонии священства и царства, патриотического служения, духовного возрождения проявили себя как в правлении первого государя Романовской династии – Михаила Феодоровича, так и в духовном облике последнего представителя царствующей династии – царястрастотерпца Николая II.

Полагая, что такой разговор будет полезен для воспитания у наших современников духовнонравственного восприятия и понимания власти как служения Богу и Отечеству, организаторам удалось мероприятиями «Царских дней в Костроме» привлечь общественное внимание и акцентировать общественную мысль на духовном, жертвенном подвиге тех, кто нашел в себе мужество противостоять Смуте как в XVII, так и ХХ веках. Среди всех ярко вырисовывается фигура патриота, защитника веры и Отечества, вдохновителя освободительной борьбы против иностранных захватчиков Святейшего Патриарха Гермогена, 400летие со дня мученической кончины которого будет праздноваться в 2012 году.

Программа «Царских дней в Костроме» 16 июля 2010 г. в основной своей части состояла из международной научнопрактической конференции «От Ипатьевского монастыря к Ипатьевскому дому: смысл и уроки истории», которая прошла в Братском корпусе Ипатьевского монастыря. На ней были рассмотрены вопросы монархического сознания Российского общества в эпоху царствования династии Романовых, поднят разговор о сакральном, священном смысле истории, о связи династии Романовых с Костромским краем, о богатом, духовноисторическом наследии Царствующего Дома Романовых в культурном пространстве России, запечатленном в архитектурных, живописных и литературных формах. В конференции приняли участие ученые и богословы из Москвы, СанктПетербурга, ЦФО. Материалы прошедшей конференции мы предлагаем Вашему вниманию, дорогой читатель, полагая, что они всегда будут востребованы вдумчивой и жаждущей
понимания истории частью нашего общества.

Протоиерей Дмитрий Сазонов,
председатель Костромского
церковноисторического общества

Скачать Альманах Светочь №7

{backbutton}

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Анатолий (Соколов, 1865 - 1942), бывший епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии, обновленческий митрополит Костромской

В миру Соколов Феодот Андреевич, родился 7 июня 1865 года в городе Ново-Быхов Быховского уезда Могилёвской губернии.

В 1887 году окончил Могилевскую духовную семинарию. Служил на приходе и одновременно состоял законоучителем Ново-Быховского церковно-учительского заведения. В 1890 году – надзиратель Оршанского духовного училища. В 1891 году возведен в сан иерея и назначен законоучителем Ново-Быховской церковно-учительской школы.

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...