Альманах Светочь №7

Автор: Сазонов Д. И., протоиерей. .

svetoch-7Вы открываете для себя альманах Костромского церковноисторического общества «Светочъ» № 7, посвященный печальной памяти расстрела в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале Екатеринбургского дома инженера Ипатьева святых царственных страстотерпцев – ГосударяИмператора Николая II с Его Августейшим семейством и теми верными, кто остался до конца преданными своему долгу.

Определением Юбилейного Архиерейского собора 2000 г. царственная семья последнего Российского императора была причислена к лику святых страстотерпцев: «В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине… был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».

Соборным постановлением ежегодно 17 июля Русская Православная Церковь молитвенно, через богослужения и крестные ходы собирая своих чад, обращается к памяти и молитвенному предстательству прославленных в лике святых Царственных страстотерпцев.

Кострома издревле считается «колыбелью Царственной Династии Романовых».

Призвание в стенах Ипатьевского монастыря Михаила Феодоровича на Все российский царский престол, майский приезд последнего царствующего императора в Кострому в год 300летнего юбилея Династии, посещение ими Ипатьевской обители и события расстрела в екатеринбургском Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. царственного семейства отразились в памяти костромичей в виде особенного молитвенного почитания этих событий и послужили поводом для глубокого и всестороннего осознания исторических уроков прошлого, без осмысления которых невозможно будущее, созидательная жизнь в государстве, обществе, в каждом человеке. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Церковь хранительницей исторической народной памяти и самосознания: «Религия, – подчеркнул он, – является основным фактором, формирующим моральные ценности народа». Русская Православная Церковь называет дни особенной памяти своих государей Царскими днями. Выбор нравственных ценностей всегда определял и определяет как внутреннее состояние человека, так и внешнее его проявление в жизни общества и государства.

Организаторы Царских дней в Костроме – Костромское церковноисторическое общество и Костромской государственный технологический университет, создавая программу «Царских дней в Костроме», искренне считают, что в преддверии общероссийского празднования400летия Дома Романовых в 2013 г. необходим и востребован разговоро смысле, духовнонравственных основах и уроках истории. Просветительской целью мероприятий, их главной задачей является диалог богословов, ученых, представителей общественных движений и организаций, который послужит объединению всех слоев общества в истинном понимании исторического прошлого и станет примером плодотворного сотрудничества в едином стремлении нашего народа обрести достойное будущее для грядущих поколений. Напомним, что особенно ярко идеи соборности, симфонии священства и царства, патриотического служения, духовного возрождения проявили себя как в правлении первого государя Романовской династии – Михаила Феодоровича, так и в духовном облике последнего представителя царствующей династии – царястрастотерпца Николая II.

Полагая, что такой разговор будет полезен для воспитания у наших современников духовнонравственного восприятия и понимания власти как служения Богу и Отечеству, организаторам удалось мероприятиями «Царских дней в Костроме» привлечь общественное внимание и акцентировать общественную мысль на духовном, жертвенном подвиге тех, кто нашел в себе мужество противостоять Смуте как в XVII, так и ХХ веках. Среди всех ярко вырисовывается фигура патриота, защитника веры и Отечества, вдохновителя освободительной борьбы против иностранных захватчиков Святейшего Патриарха Гермогена, 400летие со дня мученической кончины которого будет праздноваться в 2012 году.

Программа «Царских дней в Костроме» 16 июля 2010 г. в основной своей части состояла из международной научнопрактической конференции «От Ипатьевского монастыря к Ипатьевскому дому: смысл и уроки истории», которая прошла в Братском корпусе Ипатьевского монастыря. На ней были рассмотрены вопросы монархического сознания Российского общества в эпоху царствования династии Романовых, поднят разговор о сакральном, священном смысле истории, о связи династии Романовых с Костромским краем, о богатом, духовноисторическом наследии Царствующего Дома Романовых в культурном пространстве России, запечатленном в архитектурных, живописных и литературных формах. В конференции приняли участие ученые и богословы из Москвы, СанктПетербурга, ЦФО. Материалы прошедшей конференции мы предлагаем Вашему вниманию, дорогой читатель, полагая, что они всегда будут востребованы вдумчивой и жаждущей
понимания истории частью нашего общества.

Протоиерей Дмитрий Сазонов,
председатель Костромского
церковноисторического общества

Скачать Альманах Светочь №7

{backbutton}

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

140-летию со дня рождения священника Павла Флоренского посвящается

Павел Флоренский родился 9 (21) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Отец – Александр Иванович Флоренский, русский;

мать – Ольга (Саломия, Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) из древнего армянского рода

Подробнее...

Статьи

Николушка. Повесть

Дедушка и внук

Стоящие у подъезда бабушки, которых даже произошедший год назад демонтаж лавочек не заставил изменить своему призванию регулярно как на работу, собираться на этом месте, чтобы «перемывать кости» всем проходящим мимо, вдруг затихли. Их взгляды с интересом впились в седого мужчину в длинном плаще с коротко подстриженными волосами и небольшой бородой, который вел за руку мальчика лет семи.

- Здравствуйте, батюшка! – услужливо улыбнулась Вера, которая обычно никому не улыбалась и первая никогда не здоровалась.

- Здравствуйте, - спокойно и доброжелательно ответил мужчина.

Все остальные, включая мальчика, тоже сказали «здравствуйте». Когда дверь подъезда за вызвавшими такой интерес спутниками закрылась, Зина, которой явно не терпелось высказаться, оживленно затараторила:

- Вот ведь, священник отец Николай, казалось бы все хорошо должно быть у него, ведь молиться постоянно, а надо же какая беда!

- Что за беда? – заинтересованно спросила Лида, которая лишь недавно была принята в это почетное сообщество и еще не обладала должным для его представителей уровнем информированности.

Подробнее...