Фотографии С.М.Прокудина-Горского в Ярославле и Ярославской губернии в 1910 и 1911 гг.

Автор: © Прохоров С.О. взято с http://www.ps-spb2008.narod.ru. .

Ярославская губерния

В коллекции библиотеки Конгресса США есть более 200 фотографий, сделанных Прокудиным-Горским в Ярославле и Ярославской губернии в 1910 и 1911 гг. К сожалению, только примерно половина из них сохранилась в цветных оригиналах. От остальных фотографий остались только черно-белые копии, вклеенные в альбомы "Volga River, Upper Region - From Kashin to Makarev" (1910) и "Volga River, Upper Region between Yaroslavl, Vladimir, and Kostroma" (1911). (От фотографий 1910 года не осталось ни одного оригинала!)

ЯРОСЛАВЛЬ

Соборная площадь

Соборная площадь находилась в центре Ярославля, в Рубленом городе (территория бывшего кремля), высоко над впадением Которосли в Волгу. Это - памятное для России место: в сентябре 1612 г., после нескольких месяцев пребывания в Ярославле и пополнения все новыми силами отсюда двинулось на Москву народное ополчение Минина и Пожарского.

Здесь находился главный храм Ярославля - Успенский собор. На площади располагался и Демидовский лицей - первое в России высшее юридическое учебное заведение.

Огромная площадь была фактически уничтожена коммунистическими властями.Погибли стоявшие на ней храмы и  Демидовский лицей. На ее месте был разбит сквер.

Остается только очень пожалеть, что цветные оригиналы фотографий Соборной площади не сохранились (в результате тех же бед, потрясших Россию в XX веке). Но и в черно-белом варианте они позволяют почувствовать, что мы потеряли.

02423v

Успенский собор. Ярославль. 1910
Репродукция №02423

Первый Успенский собор был построен в 1215 г. В 1501г. здание рухнуло при пожаре. Вскоре после этого храм был заново отстроен. В 1646 г. он был заменен третьим храмом, дошедшим до XX века.

В 1831 - 1836 гг. рядом с собором была построена величественная колокольня в "русско-византийском стиле". Автор проекта - архитектор А.И.Мельников, живший в Петербурге, но очень много проектировавший для провинциальных городов. Эта колокольня - поздняя работа Мельникова, отличающаяся (и притом в лучшую сторону) от большинства его зданий, которые построены в стиле ампир.

Колокольня уничтожена в 1929 г., а собор взорван в 1937 г.

В наше время (2007 г.) храм восстанавливается. Бог в помощь!

На заднем плане - Демидовский лицей (см. далее). Характерная примета времени - электрические провода на левом краю фотографии.

02424v

Успенский собор. Ярославль. 1910
Репродукция №02424

02425v

Фрески на стенах Успенского собора в Ярославле. 1910
Репродукция №02425

02426v

Фрески на стенах Успенского собора в Ярославле. 1910
Репродукция №02426

02442v

Демидовский лицей. Ярославль. 1910
Репродукция №02442

Демидовское училище (Демидовский лицей) - первое высшее учебное заведение в Ярославле и первое высшее юридическое учебное заведение в Росси. Оно основано в 1805 г. промышленником П.П.Демидовым.

Первоначально для училища был приспособлен архиерейский дом, стоявший на Соборной площади, в клиновидной части над слиянием Волги и Которосли. В 1812 - 1816 гг. здание было перестроено по проекту А.И.Мельникова - того же архитектора, который много лет спустя построил колокольню Успенского собора. Это красивое ампирное здание - ранняя работа Мельникова, чуть ли не первая его постройка. Главный фасад здания был обращен на площадь, в сторону Успенского собора.

Перед зданием Демидовского лицея стоял памятник П.П.Демидову (в виде классической колонны; фотографии этого памятника здесь нет).

В советское время погибли и лицей, и памятник. Насколько мне известно, здание пострадало при обстреле города в 1918 г. Но скорее всего, оно было окончательно уничтожено позже.

02435v

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста. 1910
Репродукция №02435

Церковь Иоанна Златоуста в Рубленом городе стояла к северо-востоку от Успенского собора, ближе к Волге. (Не следует путать ее со знаменитой церковью Иоанна Златоуста в Коровниках - слава Богу, уцелевшей в советское время.) Церковь построена в 1690 г. В целом это было характерное произведение ярославской архитектуры XVII в. Необычно выглядели только маленькие купола (обычно в ярославских храмах того времени купола - громадные, нередко пятиглавие с крестами в полтора раза выше основного объема церкви). Может быть, они получили такую форму при поздней переделке?

Слева видна часть купола церкви Тихона Чудотворца, расположенной рядом с набережной Волги.

Церковь Иоанна Златоуста в Рубленом городе уничтожена в 1929 г.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь - еще один большой архитектурный ансамбль в центре города. После гибели Успенского собора и других монументальных зданий Соборной площади роль Спасо-Преображенского собора в облике Ярославля еще возросла. Он воспринимается теперь как исторический центр города. Спасо-Преображенский собор нередко по ошибке называют кремлем. (Настоящий кремль - это Рубленый город, в котором находился Успенский собор; деревянные стены Рубленого города погибли при пожаре Ярославля 1658 г., сохранилась часть крепостного рва.)

Спасо-Преображенский монастырь основан, вероятно, в XII в. В 1216 - 1218 гг. на его территории появились первые каменные здания, не дошедшие до нашего времени. Самое старое сохранившееся здание монастыря - Спасо-Преображенский собор (1516 г.), являющийся и самым древним зданием всего Ярославля.

В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Федорович Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

В 1787 г. монастырь был упразднен и превратился в резиденцию ярославских и ростовских архиепископов.

Со Спасо-Преображенским монастырем связано событие очень важное для русской культуры. В конце XVIII в. граф А.И.Мусин-Пушкин приобрел у Бельского - архимандрита упраздненного монастыря - его личную библиотеку, в которой нашел "Слово о полку Игореве".

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, слава Богу, сохранился до нашего времени. Сейчас в нем находится музей. В 1950-1960-х гг. в монастыре были проведены большие реставрационные работы, и теперь облик некоторых зданий монастыря существенно отличается от того, что мы видим на фотографиях Прокудина-Горского.

К сожалению, все представленные на этой странице фотографии сохранились только в черно-белых копиях.

02444v

Вид на Ярославль от железной дороги с моста через реку Которосль. 1910
Репродукция №02444

Справа вдали, у впадения Которосли в Волгу - Успенский собор с колокольней, уничтоженный в советское время. Ближе - Спасо-Преображенский монастырь с возвышающейся над нам звонницей. Остальные здания я не могу уверенно распознать. (Слева вблизи - возможно, церковь Николы Мокрого.)

02437v

Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. 1910
Репродукция №02437

Снимок сделан со стороны Которосли.

Справа - Святые ворота с дозорной вышкой (ворота построены в XVI в. дозорная вышка - в XVII в., ее верх переделан, вероятно, в XVIII - начале XIX в.). левее - звонница (построена в XVI в., перестраивалась в 1808 г. и в 1823 г., арх. П.Я.Паньков). В просвет между звонницей и дозорной вышкой Святых ворот видно пятиглавие церкви Михаила Архангела (1657 - 1680), не принадлежащей монастырю и расположенной за его пределами.

Слева - Водяные ворота (XVI - XVII в., с переделками XIX в.). За ними - Крестовая трапезная церковь (построена в первой половине XVI в., перестроена в начале XIX в.). Правее - купол церкви Ярославских Чудотворцев, слева на заднем плане возвышается луковичная глава Спасо-Преображенского собора (см. далее).

На заднем плане, в большом удалении из-за монастыря выглядывает церковь св. Тихона Чудотворца. Другие храмы на заднем плане я не могу уверенно распознать (возможно, у правого края фотографии - церковь Николы Рубленого, а левее и дальше - Успенский собор).

Все здания, изображенные на переднем плане, сохранились. Звонница, а также не относящаяся к монастырю церковь Михаила Архангела выглядят сейчас практически так же, как на фотографии Прокудина-Горского. Другие сооружения переделаны. При реставрации 1950-1960-х гг. позднее завершение дозорной вышки Святых ворот было заменено простым четырехгранным шатром, разобрана поздняя надстройка над Водяными воротами, очень существенно изменился облик Спасо-Преображенского собора и церкви Ярославских Чудотворцев (см. далее). В то же время Крестовая церковь изуродована - она обезглавлена.

02440v

Врата Спасского монастыря [с юга]. Ярославль. 1910
Репродукция №02440

(Авторское название: "Врата Спасского монастыря с запада. Ярославль". В нем перепутаны страны света. На самом деле врата выходят точно на юг (в чем можно убедиться, например, по карте Google.)

На фотографии изображены крупным планом Водяные ворота.

В XVII веке в монастырь вели двое ворот со стороны Которосли: Святые, служившие для торжественных въездов, и Водяные - для повседневного использования (см. также предыдущую фотографию). В XIX в. в монастырских стенах были пробиты двое других ворот (со стороны города), а старые ворота практически перестали использоваться по назначению.

02439v

Внутри Спасо-Преображенского монастыря. Вход в собор. Ярославль. 1910
Репродукция №02439

Спасо-Преображенский собор, построен в 1516 г. на месте более древнего. Первоначально он был трехглавым (боковые главы были выдвинуты на восток), с перекрытием по закомарам, с притвором в виде двухъярусной открытой аркады. Позже собор подвергался перестройкам, его облик нивелировался. В таком виде и изображен этот ценнейший памятник архитектуры на фотографии Прокудина-Горского.

В 1950-1960-х гг. была проведена реставрация собора, ему возвращена былая красота (см. современную фотографию справа).

Здание, изображенное на переднем плане, мне неизвестно.

02438v

[Внутри Спасо-Преображенского монастыря]. 1910
Репродукция №02438

Фотография помещена под несколько другим (явно ошибочным) названием: "Внутри Спасо-Преображенского монастыря. Снято с колокольни".

Слева Спасо-Преображенский собор, справа на заднем плане звонница (с которой якобы сделан снимок).

В центре - церковь Ярославских Чудотворцев. Она построена на месте более древней церкви Входа Господня в Иерусалим, в подклете которой в 1463 г. были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Новая церковь построена в 1831 г. по проекту ярославского архитектора П.Я.Панькова. Это было красивое здание в стиле ампир. С запада церковь была украшена портиком, ко входу вела высокая лестница.

Во второй половине XIX в. облик церкви был искажен. В 1875 г. на южном и восточном фасадах появились наличники в "русском стиле" (на снимке не видны). Исчезли лестница и портик, а вместо этого был пристроен переход к соседнему зданию. В таком состоянии и запечатлел церковь Прокудин-Горский.

В 1950-1960-х гг. церковь была частично реставрирована. Разобран переход, вновь построены лестница и портик. Купол церкви теперь выглядит значительно проще (но я не уверен, что он реставрирован в первоначальных формах).

02441v

Чудотворное резное изображение Спасителя в Спасском монастыре. 1910
Репродукция №02441

Церкви в центре города

Из всего множества приходский церквей XVII века в историческом центре Ярославля здесь показаны только две, наиболее примечательные по архитектуре. Фотографии сохранились только в черно-белых копиях.

Обе церкви сохранились. В советское время они были открыты как музеи. Насколько мне известно, теперь они вновь используются по назначению.

02427v

Церковь Ильи Пророка. Ярославль. 1910
Репродукция №02427

Церковь Ильи Пророка построена в 1647 - 1650 гг. Общепризнано, что это одно из самых прекрасных произведений ярославской архитектуры XVII века (наряду с церквями Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Успенским собором, преступно уничтоженным коммунистическими властями).

Одной фотографии для этого шедевра маловато. Но следует заметить, что церковь Ильи Пророка широко известна, описания и фотографии ее фасадов и интерьеров можно увидеть в многочисленных литературных источниках.

02428v

Церковь Николо-Надеинская. Ярославль. 1910
Репродукция №02428

Церковь построена в 1620 - 1622 гг. Названа по имени купца Надея Свешникова, давшего деньги на строительство.

Первоначально церковь была пятиглавой. Шатер над колокольней появился только в 1695 г. В XVIII - XIX вв. церковь подверглась новым переделкам. (В частности, в 1836 г. были сняты боковые купола.)

Церковь была частично реставрирована в 1960-х гг. При этом поздний барочный купол был заменен шлемообразным. Часовня, изображенная на переднем плане, не сохранилась.

Волжская набережная

К сожалению, все фотографии набережной Волги сохранились только в черно-белых копиях, цветные оригиналы отсутствуют.

02422v

Набережная г. Ярославля. 1910
Репродукция №02422

Фотография сделана, вероятно, с расположенной недалеко от Соборной площади Волжской башни (крепостного сооружения XVII в.), выступающей за пределы набережной в сторону Волги.

Набережная, расположенная высоко над Волгой, - одно из самых красивых мест Ярославля. В результате работ, продолжавшихся с 1823 г. до 1840-х гг., она получила прекрасное ампирное оформление (литая чугунная решетка; мосты над оврагами, украшенные колоннами, и др.). На снимке видна одна из главных достопримечательностей набережной - беседка-ротонда, построенная в 1840-х гг..

За ротондой возвышаются над зеленью купола Благовещенской церкви. Далее - здание женского духовного училища, украшенное шатром. Перспективу набережной завершает монументальное пятиглавие Петропавловской церкви, уничтоженной в советское время. (Сведения об этих зданиях см. в подписях к следующим фотографиям.)

02421v

Ярославль. Общий вид с Тверицы. 1910
Репродукция №02421

Тверица (или Тверицы) - название Заволжской слободы (ее фотография представлена на другой странице). На фотографии видна Волжская набережная. Слева направо: Благовещенская церковь (см. далее); мост над одним из оврагов; здание женского духовного училища (2-я половина XIX в.; теперь в этом здании располагается управление Северной железной дороги); Петропавловская церковь (не сохранилась; см. далее).

02420v

Выгрузка дров на Волге. Ярославль. 1910
Репродукция №02420

На фотографии видны те же сооружения и, кроме того, слева - еще один мост над оврагом.

02434v

Церковь Тихона Чудотворца. Ярославль. 1910
Репродукция №02434

Эта церковь (называемая также Ильинско-Тихоновской) находится почти в начале Волжской набережной, в непосредственной близости от Соборной площади. Она не видна на предыдущих фотографиях, поскольку они не охватывают данную часть набережной (левее левого края предыдущей фотографии).

Церковь построена в 1825 - 1831 гг. на месте церкви XVII века. К Волжской набережной обращен восточный фасад. На фотографии показан противоположный - главный, западный фасад. Он украшен двумя башенками, наподобие католических церквей. (Такие "западнические" композиции были весьма распространены в русской архитектуре 1770 - 1800-х гг. Но для времени постройки церкви св. Тихона Чудотворца это уже анахронизм.)

В советское время церковь была закрыта, ее здание искажено переделками. Оно перестроено внутри (если не ошибаюсь, с разделением на этажи), а с западного фасада исчезли башенки.

02433v

Церковь Благовещения. Ярославль. 1910
Репродукция №02433

Церковь построена в XVII в. Позже (вероятно, в XVIII в.) она была переделана: изменена форма куполов и верхней части колокольни. В XIX в. к холодной Благовещенской церкви пристроена с севера зимняя Вознесенская церковь со своей колокольней. На фотографии показан главный, западный фасад. К Волжской набережной церкви обращены восточным фасадом.

Обе церкви - и летняя, и зимняя - сохранились и теперь вновь используются по назначению.

На фотографии видна характерная примета нового времени (весьма часто встречающаяся на фотографиях Прокудина-Горского) - столбы с электрическими проводами. Столбы с проводами видны и на следующих двух фотографиях.

02432v

Петропавловская церковь. Вид с Петропавловской улицы. Ярославль. 1910
Репродукция №02432

Эта красивая, монументальная церковь, игравшая большую роль в облике Волжской набережной, уничтожена в советское время (вероятно, в 1930-х гг.). В 1961 - 1966 гг. напротив того места, где стояла церковь, был построен мост через Волгу. (Не следует путать данную церковь с другой Петропавловской церковью (на представленных здесь фотографиях не показанную) - храм XVIII в. в стиле барокко, уцелевший в советское время, который теперь приводится в порядок после произведенного в нем опустошения.)

К большому сожалению, я не нашел почти никаких сведений об истории строительства Петропавловской церкви (а ведь ясно, что это было незаурядное произведение архитектуры). Единственное, что мне удалось найти, - упоминание о ней в одной фразе в [5, стр. 67]. Впрочем, из этого упоминания все же следует некоторая информация: во-первых, церковь построена именно в XVII веке (не позже), а во-вторых, можно представить себе цвета, в которые был раскрашен восточный фасад (см. далее; как жаль, что не сохранились цветные оригиналы фотографий!).

На фотографии изображен главный, западный фасад церкви, обращенный в сторону противоположную Волге.

02430v

Петропавловская церковь (летняя). Ярославль. 1910
Репродукция №02430

Вид церкви с северо-запада. На заднем плане - зимняя церковь (см. далее).

02431v

Петропавловская церковь (летняя). Деталь восточной стороны. Ярославль. 1910
Репродукция №02431

Этот фасад был обращен к Волге. Раскраска в шашечку (возможно, более поздняя) была сделана черным и красным (наверное, еще и белым) цветами. Вокруг окон апсид - изразцовые обрамления, сделанные, вероятно, под влиянием церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (к сожалению, на фотографиях церкви Иоанна Златоуста такое обрамление не показано). Таким образом, Петропавловская церковь построена, видимо, позже церкви Иоанна Златоуста, т.е. после 1654 года.

02429v

Петропавловская церковь (зимняя). Ярославль. 1910
Репродукция №02429

Эта церковь тоже уничтожена. Она была построена, вероятно, в 1-й половине XIX в. и представляла собой произведение классицизма (кажется, довольно посредственное).

И опять на переднем плане - столбы и провода.

Теперь, наконец, рассмотрим сохранившиеся цветные фотографии.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках

21229v_abd

Общий вид церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (с мельницы), с юго-запада. Ярославль. 1911
Репродукция №21229.

Слобода Коровники находится в удалении от центра города - при впадении Которосли в Волгу, на низком правом берегу Которосли. Здесь находится один из самых прекрасных ярославских храмов (наряду с церквями Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове, а также погибшим Успенским собором) - церковь Иоанна Златоуста. На фотографии эта церковь - слева.

Церковь Иоанна Златоуста построена в 1649 - 1654 гг. В конце XVII в. к ней с трех сторон (с севера, запада и юга) пристроены три монументальных крыльца, сделавшие и без того прекрасный храм еще красивее.

Рядом с церковью Иоанна Златоуста появились новые сооружения: Владимирская церковь (1669 г.; на фотографии - справа), колокольня ("Ярославская свеча", 1670-е гг.) и Святые ворота (вероятно, начало XVIII в.; на фотографии - между церковью Иоанна Златоуста и колокольней). На мой взгляд, новые сооружения (как бы они ни были хороши) все же очень уступают по художественным достоинствам церкви Иоанна Златоуста.

Слава Богу, весь ансамбль в Коровниках уцелел в советское время. Церкви долгое время были закрыты. Насколько мне известно, с начала XXI в. церковь Иоанна Златоуста используется как старообрядческая.

Несколько слов о мельнице, с которой сделан снимок. Это удивительно уродливое четырех- или пятиэтажное знание с голыми кирпичными стенами, похожее на тюрьму. (Кажется, в нем действительно сначала была тюрьма. Теперь это вроде бы жилой дом.) Оно тоже сохранилось до нашего времени.

21410v_ab

Церковь Иоанна Златоуста с юго-запада. Ярославль. 1911
Репродукция №21410.

 

21260v_ab

Вход в церковь Иоанна Златоуста (с юго-запада). Ярославль. 1911
Репродукция №21260.

21311v_abd

Выход на Волгу из ограды церкви Иоанна Златоуста. Ярославль. 1911
Репродукция №21311.

21254v_a

Фреска над входом в церковь с паперти (галерея). Ярославль. 1911
Репродукция №21254.

Как и многие другие ярославские церкви, церковь Иоанна Златоуста украшена внутри фресками, сплошным ковром покрывающими поверхности стен. Она была расписана в 1732 - 1733 гг. ярославскими мастерами во главе с Алексеем Ивановым.

03986v

Фреска на колонке в церкви Иоанна Златоуста. Ярославль. 1911
Репродукция №21243. Фотография реставрирована библиотекой Конгресса США.

21258v_a

Одна из фресок в церкви Иоанна Златоуста (левая стена). Ярославль. 1911
Репродукция №21258.

21312v_a

Запрестольный крест в церкви Иоанна Златоуста. Времен первых Романовых. Ярославль. 1911
Репродукция №21312

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

02436v

Церковь Иоанна Предтечи на Толчкове. Ярославль. 1910
Репродукция №02436

К сожалению, сохранилась только черно-белая копия фотографии.

Слобода Толчково находилась довольно далеко от центра города, на правом берегу Которосли. (Теперь от слободы практически ничего не осталось.) Здесь расположена церковь Иоанна Предтечи - одно из высших достижений ярославской архитектуры XVII века (наряду с церквями Ильи Пророка и Иоанна Златоуста в Коровниках, а также уничтоженным коммунистами Успенским собором).

Эта великолепная пятнадцатиглавая церковь строилась с 1671 до 1687 г.; после пожара 1708 г. была изменена форма центральной главы.

К счастью, церковь Иоанна Предтечи уцелела в советское время. Она была закрыта. Действует ли церковь теперь, мне неизвестно.

На фотографии показан вид церкви с запада. Теперь такую фотографию было бы невозможно сделать: с этой стороны расположено предприятие, и ворота оказались встроены прямо в забор. С юга - то же самое предприятие. (С севера - Которосль.) Пройти к главному входу можно только с востока. (Во всяком случае, такое положение оставалось в 2003 году, когда я последний раз был в Ярославле.) Впрочем... "Спасибо партии родной", что хотя бы не уничтожила церковь.

Справа - колокольня в духе нарышкинского барокко, построенная на рубеже XVII и XVIII вв. Небольшая церковь правее колокольни мне неизвестна. (Вероятно, это зимняя церковь. Не знаю, сохранились ли ее стены, но купол исчез.)

21273v_ab

Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (паперти). Ярославль. 1911
Репродукция №21273

Так же, как и многие другие ярославские храмы, церковь Иоанна Предтечи украшена внутри фресками, покрывающими поверхность стен и сводов сплошным ковром. Фрески этой церкви под стать ее архитектуре - это одно из лучших произведений русской живописи конца XVII в. Росписи внутри основного помещения храма были выполнены в 1694 - 1695 гг. шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевичем Плехановым и Федором Игнатьевым. Приделы и паперть расписаны чуть позже - в 1700 г., видимо, теми же мастерами.

21257v_a

Колонка в церкви Иоанна Предтечи. Ярославль. 1911
Репродукция №21257

21259v_a

Фреска на левой стене в церкви Иоанна Предтечи. Ярославль. 1911
Репродукция №21259.

Церковь Федоровской Божией Матери

21305v_ab

Церковь Федоровской Божией Матери (летняя). Ярославль. 1911
Репродукция №21305.

Церковь Федоровской Божией Матери находится близко к церкви Иоанна Предтечи, к востоку от нее. Церковь, построенная в 1687 г., - красивое произведение ярославской школы XVII в.

21308v_a

Вход в летнюю церковь Федоровской Божией Матери. Ярославль. 1911
Репродукция №21308

21311v_abd

Церковь Федоровской Божией Матери (зимняя). Ярославль. 1911
Репродукция №21306.

Зимняя церковь находится к северу от летней. Она построена немного позже, но в том же XVII веке.

Обе церкви - и зимняя, и летняя - сохранились. В советское время Федоровская церковь была действующей (не знаю, использовались ли оба здания или только одно). В наше время церковь по-прежнему действует, оба здания используются по назначению.

21307v_abc

Вход в зимнюю церковь Федоровской Божией Матери. Ярославль. 1911
Репродукция №21307.

Изображенная на фотографии часть здания - явно позднего происхождения, не ранее середины XIX в. По-своему красивая, она все же проигрывает рядом со строгой и благородной архитектурой XVII века.

03976v

Иконостас в зимней церкви Федоровской Божией Матери. Ярославль. 1911
Репродукция №21309. Фотография реставрирована библиотекой Конгресса США.

21310v_a

Фреска в зимней церкви Федоровской Божией Матери. Ярославль. 1911
Репродукция №21310.

Здесь представлены еще две фотографии, от которых сохранились только черно-белые копии.

02443v

Ярославль. Заволжская сторона. 1910
Репродукция №02443

На фотографии изображена заволжская слобода Тверицы. Название слободы связано с тем, что сюда были поселены тверские воины, взятые в плен в 1375 г. московским князем Дмитрием (в будущем - Донским) и ярославским князем Василием в совместном походе против тверского князя Михаила. В 1684 г. слобода была приписана к Ярославлю и вошла в городскую черту.

В правой части фотографии - Троицкая церковь (справа) и зимняя церковь Зосимы и Савватия. Насколько мне известно, церкви сохранились (правда, не знаю, в каком виде).

02445v

Правый берег Волги под Ярославлем. 1910
Репродукция №02445

Кроме фотографий, представленных на этих семи страницах, была еще одна фотография, черно-белая копия которой не сохранилась, а цветной оригинал - или не сохранился, или не опознан: "Место впадения реки Которосли в Волгу" (1910 г.). Над подписью к копии фотографии - пустое место (альбом "Volga River, Upper Region - From Kashin to Makarev", стр. 20).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ярославль. Путеводитель. Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1966

2. Губернский город Ярославль. История в фотографиях. Тысячелетию Ярославля посвящается. http://history.yartown.ru/

3. Тубли М.П. Авраам Мельников. Л., Стройиздат ЛО, 1980

4. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. История Спасо-Преображенского монастыря.
http://www.yarmp.yar.ru/index.php?module=ContentExpress&func=display&ceid=95&meid=&newlang=rus

5. Г.и В.Лукомские. Кострома. Исторический очерк и описание памятников художественной старины. СПб, 1913. Репринтное воспроизведение. М., "Прогресс-Плеяда", 2002

6. Рапов М. Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области. Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1972

© Прохоров С.О.

http://www.ps-spb2008.narod.ru

{backbutton}

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (1868-1938)

Память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа)

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.