Слышал два взаимоисключающих суждения. Первое - что священнослужитель никогда не должен прикасаться к оружию, и второе, что среди наших батюшек много бывших военных. Так могут ли рукоположить батюшку, который воевал в горячих точках? Алексей

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемый Алексей! Каноны не допускают священника к пролитию крови. «Духовным лицам запрещается также занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия (Номоканон при Большом Требнике, ст.132, Постановление Патриарха Луки Хрисоверга).

Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю приносящему Бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови. Но примеры в истории Церкви были разные. В Черногории, которую турки так и не смогли захватить, священники ходили с оружием и при соответствующем случае сражались, в ВОВ священникам приходилось защищать Родину с оружием в руках, вспомним и оборону Троице-Сергиевой Лавры. Не будем строго судить священников, которым ничего больше не остается, как с оружием в руках защищать храмы от поругания, а часто и жизнь своей семьи, особенно в сельских местностях. Бывает и необходимость. Священник, оружием защищая храм, только угрожают, если же не дай Бог ранит или убьет человека - будет запрещен в служении, а для него это все в жизни. Так что только пугают и боятся нанести вред святотатцам. Слава Богу, что нам не надо стоять перед таким выбором - или дать храм ограбить, или себя спасти. Рукоположить могут, если раскается и понесет положенную епитимию.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Путь к Богу: Возвращение

СВЯЩЕННИКИ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ И СЕРГИЙ БУЛГАКОВ: ПУТЬ К БОГУ.

По словам о. Павла, он был воспитан вне всякой исторической религии. « Религия в семейном воспитании: «отсутствовала…не по оплошности,- писал он впоследствии к своим детям,- а силой сознательно поставленной стены, ограждавшей рай (который родители «хотели установить в семье») от человеческого общества»1. В семейном кругу никогда не говорили о том, что Бога нет, или что религия – суеверие, или, что духовенство обманывает, как не говорилось и обратное»2.

Подробнее...