Для чего осуществляется паломничество? Почему некоторые места называют «святыми». Есть ли у нас в области места, которые можно назвать таковыми? Анна Александровна

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова "паломничество" и "паломник" (пальмовник). Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, жизнью и трудами апостолов, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Важнейшие для христиан святые места - пещера в Вифлееме, где родился Христос, и Гроб Господень в Иерусалиме. Для каждого христианина эти места являются святыми, недаром Иерусалим и Палестина называются Святой Землей.

На Руси традиции паломничества восходят к XI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни. Стержнем паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Мощи преподобного Тихона Луховского в Свято-Николо-Тихоновском монастыре в с. Темирязево, могилка блаженного Николеньки в с. Еремино, Заволжского р-на, Иоанно-Предтеченский источник с. Парское, Источник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы близ с. Кощеево Родниковского района и т. д.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Подробнее...

Статьи

История Костромской епархии

С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси.Здесь на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.

Подробнее...