| | vivaspb.com | finntalk.com

История Костромской епархии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси.Здесь на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.

001В ХIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих.

«Костромская сторона, – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II, и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале отдельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Такимобразом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской...»

С учреждением в 1589 году патриаршества Кострома и Галич вошли в состав патриаршей области, ставшей затем – после упразднения патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Синода – синодальной. 1 сентября 1742 года синодальная область была преобразована в Московскую епархию, включившую в себя 200 монастырей и более 5 тысяч приходов.

Управление столь обширной епархией было весьма затруднено, и в середине ХVIII века возникла необходимость совершенствования церковно-административного деления и учреждения новых епархий[1].

18 июня 1744 года Святейший Правительствующий Синод направил императрице Елизавете Петровне (1709-1761) «всеподданейший доклад», в котором «для лучшего церквей святых правления и учреждения церковного благочиния» предлагал учредить   во Владимире, Костроме, Переславле Залесском и Тамбове новые епископские кафедры.

002Немногим менее месяца спустя, 16 июля 1744 года, императрица Елисавета Петровна, рассмотрев доклад Синода, подписала указ об учреждении в четырех «знатных городах», в том числе и «на Костроме», епископских кафедр.

Из двух кандидатур, предложенных Синодом для назначения на Костромскую епархию, на кафедру «богоспасаемых градов Костромы и Галича», государыня сделала выбор в пользу члена Святейшего Синода архимандрита костромского Ипатьевского монастыря Симона (Тодорского). Рукоположение отца Симона состоялось в конце марта 1744 года в придворной церкви Зимнего дворца «в высочайшем Ее Императорского Величества присутствии».

Однако, став епископом, преосвященный Симон так и не смог посетить свой кафедральный город. Первое время ему, как члену Святейшего Синода, необходимо было оставаться в столице, а уже через пять месяцев, 18 августа 1745 года, он был переведен на Псковскую кафедру.

Представляют интерес сведения о состоянии Костромской епархии, которые содержатся в докладе Синода от 18 июня 1744 года. В нем говорится о наличии в Костромской и Галичской провинциях 786 церквей, 27 мужских и 8 женских монастырей.

Более подробные данные о костромских храмах и монастырях этого времени содержит рукопись 1773 года, озаглавленная «История Костромской иерархии» и впервые опубликованная в 1887 году в «Костромских епархиальных ведомостях».

Согласно этому источнику, в середине ХVIII века в Костроме, провинциальном городе Московской губернии, было 3 мужских (Троицкий Ипатьевский, Богоявленский и Симеоновский) и 2 женских монастыря (Крестовоздвиженский и Анастасиин), а также 38 приходских церквей.

В Костромском уезде насчитывалось 6 монастырей: 5 мужских (Спасский Запрудненский, Спасский Геннадиев, Богородицкий Игрицкий, Николаевский Бабаевский и Троицкий Сыпанов), и 1 женский (Богородицкий в Нерехте), а также 2 мужские пустыни: Ильинская Яблонная близ села Сидоровское и Преображенская в пригороде Плесе.

003В городах и уездах Костромской провинции, к которой кроме Костромского относилось еще четыре, насчитывалось: в Любиме – 4 церкви, в Любимском уезде – Успенский Шеренский мужской монастырь и 3 пустыни: Троицкая Колесникова, Богородицкая, что на Свичне, Богородицкая Морозова; в Судиславле – 1 церковь, в Судиславском уезде – 2 пустыни: Николаевская, что на Сендеге, и Макарьевская, что на Письме; в Буе было 3 церкви, в Кадые – 2 церкви, в Кадыйском уезде – 2 пустыни: Новословинская и Николаевская, что в Надееве.К Костромской провинции принадлежали также два пригорода – Нерехта (6 церквей) и Плес (6 церквей), а также купеческий посад Большая Соль (5 церквей).

В состав Галичской провинции, которая принадлежала к Архангелогородской губернии, входило 7 городов и уездов.

В Галиче насчитывалось 13 приходских церквей и один женский Николаевский Староторжский монастырь. В Галичском уезде – 5 мужских монастырей: Паисиев, при городе Галиче, Новозаозерский Авраамиев, Флоровский, Иаково-Предтеченский Железноборовский и Ферапонтов. В Унже было 3 церкви, Унженском уезде – Макариев мужской монастырь и 2 пустыни: Варнавина и Николаевская Кажирова; в Чухломе – 1 церковь, в Чухломском уезде – мужской Авраамиево-Городецкий монастырь и Авраамиева Великая пустынь. В Соли Галичской (Солигаличе) стояло 6 церквей и 2 монастыря: Воскресенский мужской и Рождественский женский; Усольском уезде – 2 пустыни: Голдовская Жукова и Александрова на Воче. В Судае, Парфентьеве и Кологриве было по 2 церкви.

004С перемещением епископа Симона (Тодорского) на Псковскую кафедру в Кострому был назначен ректор Киевской Духовной академии архимандрит Сильвестр (Кулябка), рукоположенный во епископа Костромского и Галичского в Санкт-Петербурге 10 ноября 1745 года. Новый епископ прибыл в Кострому в конце января 1746 года и поселился в кафедральном Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, который с того времени до 1918 года стал официальной резиденцией костромских архиереев.

005Одним из выдающихся деяний Преосвященного Сильвестра стало открытие в 1747 году Костромской Духовной семинарии, разместившейся в Ипатьевском монастыре. За годы существования семинарии ее выпускниками стали многие выдающиеся ученые, церковные и государственные деятели – митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), профессор Московской Духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский, академики Ф.И. Успенский, Н.В. Покровский и Е.Е. Голубинский, ректоры Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский и епископ Феодор (Поздеевский) известный востоковед и путешественник, первый начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский), маршал А.Г. Василевский и многие другие.

Согласно сведениям, поданным епископом Сильвестром Святейшему Синоду в 1747 году, в Костромской епархии на то время числилось 13 соборов, 741 приходской храм, штатных: 3 протопопа, 1 ключарь, 960 священников, 1 протодиакон, 251 диакон; заштатных: 225 священников и 20 диаконов.

История Костромской епархии на протяжении последующих веков была наполнена многими событиями. Изменялись ее границы, упразднялись и вновь открывались монастыри, строились новые храмы, учреждались духовные учебные заведения.

006Среди архипастырей, которые несли на древней костромской земле свое святительское служение, были многие выдающиеся проповедники и духовные писатели, известные церковные ученые и мужественные исповедники веры Христовой, принявшие страдания и смерть в годы гонений на Святое Православие. В их числе – епископ Августин (Гуляницкий), управлявший епархией с 1887 по 1891 год и прославившийся своими учеными богословскими трудами; епископ Виссарион (Нечаев), преемник по кафедре преосвященного Августина, управлявший епархией с 1891 по 1905 год – известный проповедник, основатель журнала «Душеполезное чтение», один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, удостоенный высокой ученой степени доктора богословия; священномученик Никодим (Кротков), управлявший епархией в трагические годы репрессий и принявший в числе еще девяти костромских архипастырей, прошедших сталинские застенки и лагеря, мученическую кончину в 1938 году.

В 1844 году, в год 100-летия учреждения Костромской епархии, в ее пределах, по данным «Военно-статистического обозрения Российской империи», епархии числилось 14 мужских и 3 женских монастыря, 1007 храмов, 1244 молитвенных домов и часовен.

В 1894 году, спустя ровно 150 лет после учреждения Костромской епархии, из 1 416 366 жителей Костромской губернии 1 388 865 человек (98,05 %) являлись православными и единоверцами; в губернском центре – Костроме – к Православной Церкви принадлежали 31 362 из 33 012 горожан.

В 1908 году в состав епархии входили 11 мужских и 10 женских монастырей, где подвизались 226 монашествующих и 1606 послушников и послушниц; духовенство епархии состояло из 52 протоиереев, 1082 священников и 518 диаконов (за штатом пребывали 11 протоиереев, 78 священников и 52 диакона). Церквей в епархии насчитывалось (по данным 1909 года): соборных – 28, приходских – 1015, домовых – 23, приписных – 22, кладбищенских – 44; часовен было 1711. При храмах имелось 679 библиотек и 35 церковноприходских попечительства.

007Трагические события XX столетия прервали мирное течение церковной жизни на древней костромской земле. Богоборцы закрывали храмы и обители, предавали поруганию святыни. В 1934 году варварски были взорваны Успенский и Богоявленский кафед-ральные соборы, вхо-дившие в ансамбль Костромского кремля. Многие из служителей и верных чад Церкви костромского края страданиями и муче-нической кончиной за-свидетельствовали свое исповедание веры во Христа. В сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены костромские архипастыри священномученики архиепископ Димитрий (Добросердов), архиепископ Никодим (Кротков) и епископ Василий (Преображенский), священномученик Василий Разумов, иерей Сынановский, новомученики града Солигалича – протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, мученик Иоанн Перебаскин.

В 1944 году, спустя 200 лет после учреждения Костромской кафедры, здесь даже не было правящего архиерея: управлявший Костромской епархией в 1932-1936 годах священномученик Никодим (Кротков), находясь в заключении в тюрьме города Ярославля, преставился ко Господу 21 августа 1938 года, а следующий костромской архипастырь – епископ (впоследствии митрополит) Антоний (Кротевич; 1889-1973) – прибыл на свою кафедру лишь в 1946 году. С 1942 по 1946 год Костромской епархией управляли ярославские архиереи – архиепископ (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий) Иоанн (Соколов; 1877-1968) и архиепископ Алексий (Сергиев; 1899-1960).

Новое время бытия Русской Православной Церкви, ознаменованное воссозданием утраченного и возвращением к духовным ценностям, зримо отразилось на костромской земле.

В 1989 году в составе епархии было всего лишь 64 действующих храма, не имелось ни одного монастыря или духовного учебного заведения. Сейчас в Костромской епархии – 195 приходов, 11 монастырей (3 мужских и 8 женских), 9 лет действует Духовная семинария. Восстали из руин многие храмы, среди которых – костромской Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор; развивается религиозно-образовательная и социально-благотворительная деятельность, работают православные детские приюты и богадельни, духовно-просветительские и молодежные центры.



[1] Следует отметить, что еще в 1681 году царь Феодор Алексеевич (1661-1682) предпринял попытку существенно изменить структуру церковного управления, а именно – разделить страну на патриарший и 12 митрополичьих округов; в свою очередь, каждый округ делился бы на епархии. Первоначально царем предполагалось увеличить число архиерейских кафедр до 72; однако в сентябре 1681 года, на совещании у царя и Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в преддверии московского церковного Собора 1682 года, епископат высказался за сокращение числа новых епархий до 34. Но и эта инициатива не нашла своего воплощения: Собор 1682 года согласился лишь на поставление четырех новых епископов – в Великий Устюг, на Холмогоры и Вагу, в Тамбов и Воронеж. Тем не менее, даже этот неосуществленный проект учреждения новых кафедр свидетельствует о значении, которое имели Кострома и Галич для духовной жизни патриаршей области – в так и не принятом именном царском указе с патриаршим приговором (в редакции 27 ноября 1681 года) эти города занимали первые места в списке.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Никита

Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...