Преподобный Никита

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Здесь он стал проводником идей преподобного Сергия, который стремился ввести в монастырскую жизнь общежительный устав и непрестанную Иисусову молитву. Господь наделил его даром прозорливости. Ученикам он заповедовал соблюдать «лествицу смирения», по образцу аскетического труда преподобного Иоанна Синайского. Подвиг утверждения тких добродетелей как: смирение, послушание, молчальничество, чистоту помыслов.

image002Почил преподобный в 1450 году и был погребен в Богоявленском соборе основанной им обители. По молитвам преподобного Никиты у раки его мощей совершилось много исцелений немощных, страждущих и больных. Особенно много было исцелений было связано с болезнью глаз. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель хлопотами игумении Марии (Давыдовой) стала женской, и получила именование Богоявленско-Анастасииной. С Богоявленским монастырем были объединены еще две костромские женские обители: Крестовоздвиженская и Анастасиина.

Преподобный Никита включен в соборы Кострмоских и Радонежских святых. По местам своих молитвенных подвигов он еще именуется Серпуховским и Боровским. Он является молитвенником и покровителем Костромы и по месту своих подвигов носит название преподобный Никита Костромской.

image003С Богоявленско-Анастасиина монастыря началось возрождение монашеской жизни на костромской земле. В нем с 1991 года находится Всероссийская святыня, покровительница Дома Романовых и Костромы – чудотворный образ иконы Божией Матери «Феодоровская».

image004В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920—1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский («Салтыковский») храм и Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века. Монастырь был возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский определением Священного Синода Русской православной церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы, и среди них, настоятельница монастыря, матушка игумения Иннокентия. 17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты).

image005

В 2002 году на территории монастыря был установлен памятник св. влкм. Феодору Стратилату, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

28 сентября 2015 года Кострома праздновала 650-летие со дня рождения преподобного Никиты. Мероприятия в честь преподобного Никиты стали носить название Никитских торжеств. С тех пор торжества стали традиционными. Они включают посвященные памяти и значению преподобного Никиты для Костромы богослужебную часть, просветительский блок: классные часы, утренники в детских садах, Общероссийские образовательные Никитские чтения.

image006

Богоявленский монастырь г. Костромы стал местом непрестанной молитвы, просветительских трудов иноков и инокинь. Обителью милосердия, где пребывали больничные учреждения и училище сестер милосердия, богадельня.

image007

Преподобне отче Никито, моли Бога о нас!

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахиня Варвара (Виноградова, 1891- 1961?)

Василиса Федоровна Виноградова родилась в 1891 г. в д. Панфилово Любимского уезда Костромской губернии в крестьянской семье, закончила Ермаковскую сельскую школу. До 1922 года жила в родной деревне, духовно окормлялась у иеромонаха Иаково-Предтеченского Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова). Странничала. С 1926 года жила в сторожке при Никольской церкви с. Секша, работала просфорней, пела на клиросе. Посещала общину тайного монашества в Любимском районе[1]. В 1928 г. приняла монашеский постриг в Успенской церкви от иеромонаха Серафима (Конюхова?).

Подробнее...

Статьи

Разработка и реализация государственной властью мероприятий по расколу Русской православной церкви

С приходом к власти в октябре 1917 г. у большевиков за исключением тезиса «отделение церкви от государства» не было сколько-нибудь продуманной программы по церковному вопросу. В определенной степени задачи сегодняшнего дня определяли повороты и сдвиги в этом направлении. Лозунг «Земля крестьянам» нашел воплощение в национализации церковных и монастырских земель. Потребность в денежных средствах – в «замораживании» и изъятии банковских счетов. Принцип светского характера государства реализовался в отмену церковного брака и признание брака гражданского, а также в перевод учебных заведений из духовного ведомства в Наркомат народного просвещения.

Подробнее...