| | vivaspb.com | finntalk.com

Протоиерей Павел Острогский (1877-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Протоиерей Павел Острогский родился 7 июля 1877 г. в с. Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельский р-н Костромской обл-ти) в семье потомственных священнослужителей. В 1892-1898 гг. он обучался в Костромской духовной семинарии, после окончания которой два года работал учителем церковно-приходской школы в своем родном Прискоково.

В качестве настоятеля Никольской церкви с. Николо-Трестино вблизи Костромы о. Павел прослужил до 1917 г. Трудясь на приходе в Трестино, о. Павел Острогский много внимания уделял делам милосердия. Так, в мае 1909 года на праздник Святой Троицы в деревне Малое Андрейково, входившей в трестинский приход, вспыхнул пожар: сгорело 14 изб, большая часть жителей деревни осталась без крова. Отец Павел всячески старался помочь погорельцам. Не переставал он заботиться и о духовном воспитании и образовании своих прихожан: весь период своей службы в Николо-Трестино он являлся заведующим Николо-Трестинской церковно-приходской школы. С 1901 г. при Никольском храме села Трестино действовало также общество трезвости.

image002В 1921 г. о. Павел начинает свое служение в храме свв. мучч. Александра и Антонины в с. Селище (в начале 30-х. гг. XX в. это село вошло в городскую черту Костромы). По свидетельству старожилов Селища, о. Павел Острогский пользовался очень большим уважением среди прихожан, которых привлекал своей добротой, отзывчивостью и трудолюбием. Особенно он любил детей и всегда носил с собой коробочку леденцов, которыми обычно угощал встречных ребятишек.

По благословению свщмч. Никодима (Кроткова,+1937) тогда управлявшего Костромской епархией, о. Павел помог поселиться в Селище ряду освободившихся ссыльных, в том числе свщмч. Макарию (Кармазину; 1875-1937), бывшему епископу Днепропетровскому, и выдающемуся церковному историку, в прошлом профессору Московской Духовной академии, Николаю Ильичу Серебрянскому (1872-1940).

Сама помощь людям, осужденным ранее по обвинению в "контрреволюционных" деяниях или лишенных гражданских прав, была для того времени делом крайне опасным. Но о. Павел, укрепляемый верой во Христа Спасителя, старался исполнять заповеди Христовы, невзирая на возможные преследования. Уже в начале 1933 г. прот. Павел, по благословению ныне канонизированного в сонме новомучеников, священномученика архиепископа Костромского и Галичского Никодима (+1938), о. Павел Острогский создал при своем храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям.

image003В конце сентября - начале октября 1934 г. органы НКВД произвели в Селище аресты группы прихожан Александро-Антониновского храма, в основном - бывших ссыльных. 8 октября был арестован протоиерей Павел Острогский. Всех арестованных, обвиненных в членстве в т.н. "контрреволюционной группе", отправили в г. Иваново (Костромской край входил в то время в Ивановскую область), где заключили во внутреннюю тюрьму УНКВД.

По биографическим данным известно, что о. Павел Острогский подвергался репрессивно-следственным действиям 4 раза: в 1923 г., в 1930, 1934 и 1937 гг.

Во время ареста и заключения о. Павел держался стойко, его ответы на допросах служат доказательством исповедания им православной веры. 17 марта 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило прот. Павла Острогского к 5 годам ссылки в Казахстан, куда он был и направлен. image004Отец Павел, как истинный пастырь, и там не прекращал проповеди слова Божия. В период отбывания административной ссылки в Чуйском р-не Алма-Атинской области Казахстана Острогский Павел Федорович постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области от 10 декабря 1937г. приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 13 декабря 1937 г.

По биографическим данным известно, что о. Павел Острогский подвергался репрессивно-следственным действиям 4 раза: в 1923 г., в 1930, 1934 и 1937 гг.

Уже после кончины протоиерея Павла появились свидетельства его чудесной помощи и заступничества перед Богом. Дочь о.Павла, Ираида Павловна Острогская, рассказывала, как отец наказывал ей, что "если будет худо, трудно, безнадежное дело, то и после смерти обращайтесь ко мне, и на том свете я за вас помолюсь".

 

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950)

Память13/26 февраля

Родился будущий святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

Проблема "Народного духа" в философии и истории

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Подробнее...