Епископ Ветлужский Неофит (Коробов 1878-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001

Родился 15 января 1878 года в селе Новоселово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в купеческой семье. По одним сведениям мальчик получил домашнее образование, по другим — обучался в народной земской школе. Хорошо пел, был грамотным, писал красивым аккуратным почерком.

В конце 1902 года пришёл в Валаамский монастырь и после почти 3 лет трудничества 23 февраля 1906 года был зачислен в послушники монастыря.

11 марта 1906 года игуменом Пафнутием (Андреевым) пострижен в монашество, а 3 апреля того же года в Крестовой Михаило-Архангельской церкви Выборга рукоположён в иеродиакона архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским).

До 1908 года иеродиакон Неофит служил в Валаамском монастыре, а с февраля 1908 года исполнял должность эконома в Финляндском Архиерейском Доме в Выборге.

image00224 июля 1910 рукоположён в иеромонаха. 4 октября 1911 года освобожден от должности эконома с перечислением в братство Валаамского монастыря. Был рекомендован руководителям Палестинского общества архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием, когда требовался священник для сопровождения православных паломников в поездке на Святую Землю.

В 1914 году был назначен настоятелем Никольской церкви в Петрограде.

В 1918 году был переведен в Ярославскую губернию в Борисоглебский монастырь.

В июле (июне?) 1919 года архимандрит Неофит был назначен настоятелем Ростовского Борисоглебского двухклассного монастыря, однако, за невозможностью прибыть к месту назначения в январе 1920 года он был уволен от настоятельства.

image003В 1921 году зачислен в братство Угличского Покровского монастыря, настоятелем которого состоял викарий Ярославской епархии епископ Угличский Серафим (Самойлович).

В 1923 году переведен в Ростовский Авраамиев монастырь. В том же году его арестовали.

25 апреля 1927 года хиротонисан во епископа Городецкого, викария Нижегородской епархии. Вскоре прибыл в Городец.

За недолгое время управления Городецким викариатством епископ Неофит рукоположил несколько священников, в том числе Николая Державина (мученически погибшего в 1937). Поддерживал семьи репрессированных за веру (после ареста в декабре 1928 г. свящ. Николай передал епископ Неофиту список содержавшихся в нижегородской тюрьме священнослужителей и мирян).

С 19 июля 1929 года — епископ Ветлужский, викарий Нижегородской епархии.

По воспоминаниям он обладал большим смирением, был нищелюбив и после каждой службы, выходя из храма, раздавал милостыню. И не было никого среди его многочисленной паствы, кто был бы им обижен или кем бы он пренебрег. В великие праздники он звал нищую и убогую братию к себе на обед. Юродивые и блаженные приходили к нему в любое время. Будучи ревнителем церковного благочестия, он и паству свою призывал к исполнению церковных правил. В конце жизни обрёл дар прозорливости.

image004Время это неуклонно приближалось. Во время гонений 1930 года власти решили снять с собора Флора и Лавра колокола. Эти колокола были украшением города, ветлужцы почитали их своей святыней. Один был весом в пятьсот шестьдесят пудов с очень мелодичным звоном, слышным за двадцать пять верст. Со страшным гулом и стоном падал он вниз, под своей тяжестью уйдя в землю. Как живое существо, били и терзали безбожники колокол, пока не разбили его на мелкие части. Разорителями были приезжие, а из своих — городские пьяницы Николай Галанкин и Анатолий Морозов. Господь не замедлил явить над ними Свой суд. Николай Галанкин вскоре по несчастному случаю убился насмерть, а Морозова разбил паралич, и он неподвижно пролежал сорок лет. Видя происходящее, томилось и стенало сердце архипастыря. Но он знал, что любое слово протеста приведет к аресту, а колокола все равно снимут. Но не о колоколах поставил его печься Господь, а о душах живых. Конец все равно будет мученическим, а сейчас надо смириться и ждать. Но в народе поднялся — в первый раз — ропот на архипастыря: почему не защитил достояние народа.

И тогда епископ вышел на амвон и сказал:

« — Дорогие братья и сестры, я не хозяин над имуществом храма, теперь здесь хозяева власти, они захотели — они и сняли, меня не спросили. Я скоро умру, а вы еще будете жить, и вы сами увидите, какая наступит страшная жизнь»

. Вскоре безбожники закрыли Троицкую церковь, а затем и собор.

Но не пришли еще сроки уничтожения Ветлужской церкви. Один из благочестивых ветлужских прихожан поехал к начальству в Москву и добился разрешения на открытие собора. За это время кое-где стекла в храме побили, и хотя внутри было нетронуто, но уже потянуло духом запустения и смерти.

В собор вошел его настоятель о. Александр Зарницын. Он упал на колени и заплакал. За ним вошел протодиакон Иоанн Воздвиженский и опустился на колени рядом.

Люди, сколько их было в храме, заплакали.

Епископ Неофит, видя такую любовь народа к храму Божию, прослезился сам.

«- Ну вот, родные мои, я скоро умру. Вы за меня здесь помолитесь, а я за вас там помолюсь.

image005- Что вы это, преосвященнейший владыко, помирать собираетесь, - стали возражать певчие, зная, что никогда владыка ничем серьезным не болел.

- Да, да, - повторил епископ, - я скоро умру».

А 6 августа 1937 года владыка Неофит был арестован. Вместе с ним арестовали всех священников Ветлужской округи. Епископа содержали отдельно от собранного вместе духовенства. Он отказался отвечать на вопросы следователя, обвинил НКВД в арестах невиновных и предъявлении надуманных обвинений, за что был заключен в карцер. Следствие продолжалось весь август и сентябрь.

image006

Владыку обвинили в том, что он проводил активную контрреволюционную подрывную работу, направленную на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР. В том, что им была "создана церковно-фашистская, диверсионно-террористическая, шпионско-повстанческая организация... с общим числом свыше 60 участников", что он будто бы "руководил подготовкой терактов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья. Передал шпионские сведения митрополиту Сергию Страгородскому для передачи разведывательным органам одного из иностранных государств".

На основании этих обвинений 11 ноября 1937 года Тройка УНКВД приговорила епископа к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же месяц.

Епископ Неофит был похоронен на кладбище Горьковской тюрьмы рядом со старообрядческой церковью.

В настоящий обсуждается возможность канонизации епископа Неофита. Епископ Августин (Анисимов) и диакон Георгий Максимов назвали его священномучеником.

Литература.

  • Баконина С. Н. Новые данные к биографии епископа Ветлужского Неофита (Коробова) // Материалы VI ежегодной Всероссийской научно‑богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Санкт-Петербург — Саров — Дивеево. 25-28 июня 2009 г. — Нижний Новгород: Глагол, 2012. С. 140—149.
  • Баконина С. Н. Епископ Неофит (Коробов): к вопросу о канонизации.

 

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009)

Родился Алексей Сергеевич 20 июня 1920 года  в семье музыканта С. Н. Буевского и А. И. Козловой, воспитывался в семье деда - И. Г. Козлова, старосты Преображенской церкви Спаса в Подвязье в Костроме, с 6 лет прислуживал в храме.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...