| | vivaspb.com | finntalk.com

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Родился Александр Ребячьих в 1890 году в Архангельске, в богатой по тем временам семье. Отец его был известным в городе человеком. Первое, что сделал юный Александр, решив отречься от мира, в трескучий мороз босиком перешел Северную Двину — такое испытание себе выбрал. Ночь после этого на печке просидел, вся кожа с ног сошла, а мать под иконами плакала: «Матерь Божья, за что ты меня наказала сыном таким?» С тех пор ноги у него и покрылись незаживающими язвами. Но он только молчал и молился — ни за что не хотел с пути Божьего свернуть.

image002

В Архангельске он был рукоположен в священники, где и служил в соборе. Арестован он был в 30-е годы. Отбывал наказание в ИТЛ, на Колыме. Осужден на десять лет лагерей. Как и многих других священнослужителей, он был репрессирован за веру, хотя официально повод был назван другой. На батюшку был написан донос. На родину в Архангельск вернуться ему не позволили. Часто вспоминал тюремные нары в три ряда, на которых даже вытянуться в полный рост невозможно, голод, холод, бесконечные допросы. Несколько раз предлагали ему отречься от Бога, обещая в этом случае сразу домой отпустить. Но он жил с Богом, с Богом и умереть хотел.

Несмотря на странное свое поведение, умом он обладал здравым. По всей видимости, в юности получил блестящее образование. Как-то его спросили об этом. Батюшка ответил односложно: «Образование, говоришь? Большое …».

image003В г. Бежецк, Калининской области (ныне Тверская), он прибыл в 30-х годах ХХ века. Жил отец Александр на квартире у верующей старушки. Все его имущество составляло священническое облачение, бережно им хранимое, ветхий подрясник, сандалии и палка с набалдашником в виде лошадиной головы, на которой он скакал по городу. Поздней осенью, когда на реке начинал вставать лед, отец Александр входил в полынью и стоял в ней пока не заледеневал его подрясник. Над ним насмехались люди, не понимавшие его подвига. 

Служил батюшка в Бежецке только раз в год, в день своего Ангела, в привезенном с собой облачении. В этот день невозможно было узнать в благообразном человеке с красивым голосом и даром проповеди того «безумца», рывшегося в помойке и скакавшего на палке.

 

image004После нескольких лет проживания в Бежецке, в конце 30-х годов ему была определена ссылка в г. Шарья Костромской области. Как он добирался, какие трудности выпали не его долю — неизвестно, но в Шарью он прибыл в 1943 году (Костромская обл., г. Шарья, пос. Ленинский, ул. Школьная). О. Александр, «странный человек в изношенной до дыр рясе, с кровоточащими язвами на почти босых ногах». Церкви в Шарье в те годы не было. Служившего до этого священника арестовали за «шпионаж». Отец Александр поселился в доме Наталья Хазовой, в половине дома устроив молельный дом. Весть об о. александре и его молельном доме на ул. Школьной разнеслась по Шарье и району в мгновение ока.

«Каждый день сюда приходили и приезжали люди, сохранившие в душе любовь к Богу, несмотря на царившее в стране безверие. Именно благодаря им, живым и ушедшим в мир иной, имя отца Александра, по всей видимости, обладавшего даром духовного провидения, не кануло в лету, не поросла травой и забвением могила его» — так пишет жительница Ветлужской земли об отце Александре. На плече отец Александр носил тяжелую холщовую сумку с камнями и всякой всячиной, которую подбирал прямо на дороге. Зачем, не понимали. Странный он был. А на вопросы по поводу сумки отвечал всегда одно: «Грехи ваши ношу. Надо же кому-то». С детьми, он был очень ласков. Особенно сирот жалел. Заботился о них. Знал, в каких домах люди побогаче. По воспоминаниям его духовной дочери - придет, постучит в окно палкой и требует: «Яиц давайте, крупы, масла». А утром перед школой завтрак для бедных ребятишек приготовит и зовет всех: «Заходите, детки, Боженька вам хлебушка да кашки послал». Для себя, ничего не оставлял. Ни разу с ними за стол не садился.

Посещал он дома верующих людей. Молитвам учил, акафистам. Чаще мы их пели. Голос у батюшки был удивительно красивый.

В одном из писем он написал: «Умру, когда скажут «Победа!». Скончался Христа ради юродивый иерей Александр Ребячьих в День Победы, 9 мая 1945 года в возрасте 55 лет. Оставив чадам своим, кроме воспоминаний, незатейливый стишок-завещание, выбитый сегодня на обратной стороне его могильного креста:

Не жалей делиться хлебом
С каждой бедной сиротой.
И Покров Царицы неба
Вечно будет над тобой.

Земля с могилки о. Александра исчезает до сих пор так быстро, что едва успевают подсыпать. Лечатся люди ею, и батюшку добрым словом поминают.

Использованы материалы журналиста газеты «Ветлужский край» Марины Шатровой

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Сергий (Моряков 1898 – 1967)

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на книгу протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа»

Книга  протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа» состоит из ряда статей, биографий и мортиролога, в которых отображены и показаны как «механизм», так и размах репрессий со стороны Советского государства в отношении, в частности, к духовенству Костромской епархии Русской Православной Церкви в период с 1918 по 1952 гг. Автор-составитель убедительно доказывает, что подлинной виной священнослужителей была принадлежность их к Церкви Христовой. В книге представлены судьбы духовенства Костромской епархии, пострадавшего в период 1918–1952 гг.

Подробнее...