Протоиерей Беликов Василий Иванович (1867 – 1943)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

belikov 02Беликов Василий Иванович родился в с. Хреново, Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1884 г. закончил Костромское духовное училище, В 1888 году Костромскую духовную семинарию. В 1893 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Прослужив три года в Томской духовной семинарии в 1896 году вернулся в Казань, и поступил на должность преподавателя Казанской семинарии.

В 1896 году защитил магистерскую диссертацию «деятельность московского Митрополита Филарета по отношению к расколу», которая в том же году была опубликована отдельной книгой. С 30.08.1907 г. – ректор Казанской духовной семинарии. В 1911 году опубликовал книгу «чтения по библейской истории Ветхого Завета (период трех еврейских царей). В 1918г. Духовная Академия была закрыта.
В сентябре 1918г. о. Василий со старшим сыном покинул Казань вместе с отступающими частями Белой Армии. С конца 1918г. до января 1920г. служил преподавателем Томской Духовной Семинарии. В 1920 г. проживал в Красноярске. Арестован в апреле 1920 г. в Екатеринбурге Екатеринбургской ВЧК. Обвинение «бегство с белыми". Приговор - 6 месяцев лишения свободы. Отбывал в Екатеринбургском исправдоме. В 1920-1921 гг. работал секретарем заводоуправления Исетского химзавода. В 1921 году приехал в Казань. Заведовал библиотекой и архивом Селькредитпромсоюза ТР. В 1922г., с возвращением митрополита Кирилла, церковно-приходская жизнь в Казани оживилась.

belikov 01Протоиерей Василий Беликов, наряду с другими, вошел в состав предвыборной Комиссии, избранной на Собрании Казанского духовенства. Комиссия должна была подготовить рекомендации и проекты решения к предстоящему Собору, в случае же отклонения Собора от Православия — заявить об этом и покинуть Собор. О. Василий проводил собрания комиссии на своей квартире. 28.07.1922 г. арестован. Обвинение при аресте - "нелегальное собрание на своей квартире". Находился под арестом в ТОГПУ с 28 июля до 28 августа 1922г. В 1923-1924 гг. служил в Николо-Низской церкви г. Казани. С июля 1923г. по 18 января 1926г. — безработный. В 1926-1926 гг. служил в с. Мансурово Лаишевского уезда Казанской губернии. Село Мансурово стояло на правом берегу р. Камы. (В 1950-е годы село было затоплено в связи со строительством Куйбышевской ГЭС). 03.03.1928 года арестован. Особым Совещаним при Коллегии ОГПУ СССР 08.06.1928 г. вынесено обвинение: "антисоветская пропаганда среди крестьянства". Статья 58–10 ч.2 УК РСФСР. После трех месяцев тюремного заключения 8 июня 1928г. был приговорен к 3 годам
высылки и направлен в распоряжение Самарского губотдела ОГПУ. Из ссылки не вернулся. По неподтвержденным данным, скончался в 1943г. Колпашевской районе Новосибирской обл. (Томская обл., Колпашевский р-н.). Реабилитирован по 1928 году репрессий.

Труды

1 Деятельность Филарета по отношению к расколу. Казань, 546с. 1896г.

2 Учения по Библейской истории Ветхого Завета. Период трех еврейских царей. Казань. 1911г.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты

DOI: (присваивается в редакции)

УДК

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты.

Сазонов Дмитрий Иванович, протоиерей

Костромская митрополия Русской Православной Церкви г. Кострома

sazonow63.12 @gmail.com

Аннотация. В статье, на основании документов, дается анализ положения верующих в условиях государственно-партийного курса взятого на XXI съезде коммунистической партии в 1959 году. Вместе с задачами построения коммунизма как экономической формации ставится задача воспитания нового человека – безрелигиозного человека коммунистического общества. Руководство Русской Православной Церкви находясь на позициях лояльного отношения к власти выбрало курс, при котором сочетались два направления: желание показать соответствие христианского идеала социалистическим (коммунистическим) воззрениям и следование своим вероучительным традициям. Социологические исследования показывают, что благодаря такому курсу удалось нивелировать тезис о классовом противостоянии Церкви и коммунистического государства, с другой стороны, с другой стороны - сохранить свою религиозную идентичность и накопить силы для воссоздания своих структур в изменившихся общественно-политических  условиях.

Подробнее...