Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Будущий священномученик родился 15 февраля 1881 г. в селе Рыбницы Большесольского уезда Костромской губернии (ныне Некрасовского района Ярославской области) в семье священника Петра Гурьевича Орлова. Многие поколения Орловых служили в с. Рыбницы и в других сёлах Ярославской и Костромской губерний. Как его отец и дед, Николай Петрович окончил Ярославскую духовную семинарию, некоторое время преподавал в народном училище в селе Петропавловском, женился и вскоре принял священный сан. В 1911 г. о. Николай был назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного образа в родном селе, заменив своего престарелого отца.

В 1930 г. пастырь был впервые арестован. Обстоятельства ареста примечательны для того времени. 8 января 1930 г. произошла драка между крестьянами, причиной которой стали споры об отце Николае. Пострадавшим в драке был признан колхозник, выступавший против священника. Власти усмотрели в произошедшем «происки» со стороны о. Николая и спустя несколько дней он был арестован. Удивительно, но сами участники драки при этом были отпущены. Местные жители были возмущены беззаконным арестом, и у дома, где содержался отец Николай, скоро собралась толпа, требовавшая освободить пастыря. Против священника не нашлось ни одной улики, и вскоре он был освобождён.

В 1932 г. последовал новый арест, на этот раз за «хулиганство», но все обвинения снова рассыпались, и пастырь был оправдан. Однако власти уже не оставляли священника в покое. У него отобрали дом, и семья несколько лет скиталась по разным квартирам.

image002С усилением антицерковной политики государства жить семье священника становилось всё труднее. Жители Рыбниц боялись приютить у себя опального батюшку – это значило подвергнуть смертельной опасности собственные семьи. Священник с семьёй ютились в крошечной кладовочке, пристроенной к церкви.

5 июня 1937 г. последовал новый арест. Дети о. Николая вспоминали, что взять при аресте было нечего – все имущество батюшки составляли лишь книги. На этот раз в вину отцу Николаю были поставлены беседы с Н. Введенским, который проживал в с. Петропавловском. Нашлись свидетели, показавшие, что о. Николай сокрушался по поводу творившихся в стране беззаконий. «Жаль народ, бедняков, они все страдают в данное время», – согласно показаниям, говорил пастырь. 6 июня отцу Николаю было предъявлено обвинение по статье 58-10, (участие в контрреволюционной группе и антисоветской агитации). 16 августа дело о. Николая было направлено на рассмотрение тройки УНКВД по Ярославской области. Священнику припомнили и прежние обвинения. Следствием не было принято во внимание, что священник был дважды оправдан – в деле говорилось, что оба раза он был всего лишь «отпущен на свободу». Исход дела был предрешён – «классовый враг» должен быть ликвидирован.25 августа тройка УНКВД приговорила священника Николая Орлова к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на следующий день, 26 августа. Место погребения священномученика неизвестно.

image003Семья отца Николая некоторое время продолжала жить в «кладовочке», затем их выгнали и оттуда. Близкие долгое время не знали о судьбе пастыря. Согласно официальным ответам, он умер в тюрьме в 1942 году.

Только в начале 1990-х гг. стало известно о расстреле священномученика 26 августа 1937 года.

29.02.1960 г. Николай Петрович Орлов был реабилитирован постановлением Ярославского областного суда по 1937 году репрессий.

Священник Николай Орлов был причислен к лику святых решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви в 2000 году.

Память 13/26 августа, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - первое воскресение, начиная с 25.01/07.02.

Храм Спаса Нерукотворного образа, где служил священномученик Николай, в годы богоборчества был поруган, но, к счастью, избежал разрушения. В настоящее время здесь возобновлены богослужения, хотя состояние храма удручающее. Сохранилась и «кладовочка», в которой жил о. Николай. Здесь её называют «кельей отца Николая». Иногда в келье оставляют включенную лампочку, свет от которой виден издалека.

Село Рыбницы в настоящее время известно тем, что здесь в марте 1923 г. окончил свой земной путь и был погребен русский скульптор Александр Михайлович Опекушин – автор множества памятников, в том числе А.С. Пушкину в Москве, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, царям Александру II и Александру III. Отпевание скульптора совершил будущий священномученик отец Николай Орлов. Будем надеяться, что молитвы священномученика Николая, внимание к его подвигу, а также интерес к памяти великого скульптора А.М. Опекушина, известного своей монархической позицией, ускорят восстановление этого замечательного храма.

Источник

ГАЯО Ф.Р-3698. Д.С-9514.

Литература.

1.Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2-3. Романо-Борисоглебск (Тутаев). Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба. 2000. С. 104 – 105.

2. База данных «За Христа пострадавшие» (ПСТГУ). http://pstgu.ru/news/martir/2010/08/26/23306/

3. Егорова Т. Дело отца Николая // Северный край. 2004. 21 августа. http://www.sevkray.ru/news/11/45457/

http://rusk.ru/st.php?idar=62452

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахиня Ангелина (Борисова, 1886-1924)

Монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. Верхний Березовец.

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...