| | vivaspb.com | finntalk.com

Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Будущий священномученик родился 15 февраля 1881 г. в селе Рыбницы Большесольского уезда Костромской губернии (ныне Некрасовского района Ярославской области) в семье священника Петра Гурьевича Орлова. Многие поколения Орловых служили в с. Рыбницы и в других сёлах Ярославской и Костромской губерний. Как его отец и дед, Николай Петрович окончил Ярославскую духовную семинарию, некоторое время преподавал в народном училище в селе Петропавловском, женился и вскоре принял священный сан. В 1911 г. о. Николай был назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного образа в родном селе, заменив своего престарелого отца.

В 1930 г. пастырь был впервые арестован. Обстоятельства ареста примечательны для того времени. 8 января 1930 г. произошла драка между крестьянами, причиной которой стали споры об отце Николае. Пострадавшим в драке был признан колхозник, выступавший против священника. Власти усмотрели в произошедшем «происки» со стороны о. Николая и спустя несколько дней он был арестован. Удивительно, но сами участники драки при этом были отпущены. Местные жители были возмущены беззаконным арестом, и у дома, где содержался отец Николай, скоро собралась толпа, требовавшая освободить пастыря. Против священника не нашлось ни одной улики, и вскоре он был освобождён.

В 1932 г. последовал новый арест, на этот раз за «хулиганство», но все обвинения снова рассыпались, и пастырь был оправдан. Однако власти уже не оставляли священника в покое. У него отобрали дом, и семья несколько лет скиталась по разным квартирам.

image002С усилением антицерковной политики государства жить семье священника становилось всё труднее. Жители Рыбниц боялись приютить у себя опального батюшку – это значило подвергнуть смертельной опасности собственные семьи. Священник с семьёй ютились в крошечной кладовочке, пристроенной к церкви.

5 июня 1937 г. последовал новый арест. Дети о. Николая вспоминали, что взять при аресте было нечего – все имущество батюшки составляли лишь книги. На этот раз в вину отцу Николаю были поставлены беседы с Н. Введенским, который проживал в с. Петропавловском. Нашлись свидетели, показавшие, что о. Николай сокрушался по поводу творившихся в стране беззаконий. «Жаль народ, бедняков, они все страдают в данное время», – согласно показаниям, говорил пастырь. 6 июня отцу Николаю было предъявлено обвинение по статье 58-10, (участие в контрреволюционной группе и антисоветской агитации). 16 августа дело о. Николая было направлено на рассмотрение тройки УНКВД по Ярославской области. Священнику припомнили и прежние обвинения. Следствием не было принято во внимание, что священник был дважды оправдан – в деле говорилось, что оба раза он был всего лишь «отпущен на свободу». Исход дела был предрешён – «классовый враг» должен быть ликвидирован.25 августа тройка УНКВД приговорила священника Николая Орлова к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на следующий день, 26 августа. Место погребения священномученика неизвестно.

image003Семья отца Николая некоторое время продолжала жить в «кладовочке», затем их выгнали и оттуда. Близкие долгое время не знали о судьбе пастыря. Согласно официальным ответам, он умер в тюрьме в 1942 году.

Только в начале 1990-х гг. стало известно о расстреле священномученика 26 августа 1937 года.

29.02.1960 г. Николай Петрович Орлов был реабилитирован постановлением Ярославского областного суда по 1937 году репрессий.

Священник Николай Орлов был причислен к лику святых решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви в 2000 году.

Память 13/26 августа, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - первое воскресение, начиная с 25.01/07.02.

Храм Спаса Нерукотворного образа, где служил священномученик Николай, в годы богоборчества был поруган, но, к счастью, избежал разрушения. В настоящее время здесь возобновлены богослужения, хотя состояние храма удручающее. Сохранилась и «кладовочка», в которой жил о. Николай. Здесь её называют «кельей отца Николая». Иногда в келье оставляют включенную лампочку, свет от которой виден издалека.

Село Рыбницы в настоящее время известно тем, что здесь в марте 1923 г. окончил свой земной путь и был погребен русский скульптор Александр Михайлович Опекушин – автор множества памятников, в том числе А.С. Пушкину в Москве, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, царям Александру II и Александру III. Отпевание скульптора совершил будущий священномученик отец Николай Орлов. Будем надеяться, что молитвы священномученика Николая, внимание к его подвигу, а также интерес к памяти великого скульптора А.М. Опекушина, известного своей монархической позицией, ускорят восстановление этого замечательного храма.

Источник

ГАЯО Ф.Р-3698. Д.С-9514.

Литература.

1.Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2-3. Романо-Борисоглебск (Тутаев). Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба. 2000. С. 104 – 105.

2. База данных «За Христа пострадавшие» (ПСТГУ). http://pstgu.ru/news/martir/2010/08/26/23306/

3. Егорова Т. Дело отца Николая // Северный край. 2004. 21 августа. http://www.sevkray.ru/news/11/45457/

http://rusk.ru/st.php?idar=62452

 

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Собop Ростово-Ярославских Cвятых

 Дни памяти Святых указаны по новому стилю

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...