| | vivaspb.com | finntalk.com

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. . Опубликовано в Статьи

bryanchaninovСреди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

О творении мира из ничего Всемогущим Богом святитель Игнатий говорит, прибегая в своих проповеднических трудах к достижениям научной мысли своего времени: «Творение чего-либо из ничего свойственно одному бесконечному: оно производит число, преобразив в него ноль бесконечным действием на ноль. Прежде полагали, что ноль, помноженный на бесконечное, производит единицу. Несправедливо! Он дает число, то есть все вообще числа, которые в отношении к бесконечному — все равны и различаются от бесконечного бесконечным различием, не произведя в нем никакого изменения своим явлением в бытие. Вот высшая идея, какая только может быть доставлена наукою о мироздании».2

Рассматривая свойства Божии, святитель Игнатий говорит о том, что Бог вездесущ и ничем неограничен: «Управляет Бог вселенною; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее».3 «Бог зрит на сердце. Он видит самые сокровенные, самые тончайшие помышления и ощущения наши; видит все прошедшее и все будущее наше. Бог — вездесущ».4 «Создатель был и есть неограниченный Владыка, действует самовластно, вышеестественно, превыше всякой мысли, всякого постижения, бесконечно тонко, духовно вполне, невещественно».5

Отрицая фатализм, святитель Игнатий пишет о всемогуществе Божием: «Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем».6

Святитель Игнатий утверждает, что несмотря на бесконечную онтологическую дистанцию между Творцом и тварью, Господь – Владыка мира таинственно, благодатно действует на человеческую душу, взывающую о спасении: «Бог есть существо неограниченно великое, всесовершенное, Создатель и Воссоздатель человеков, полновластный Владыка над человеками, над Ангелами, над демонами, над всею тварью видимою и невидимою».7 «Он не имеет никакого образа, ни вида, Ничего в Нем нет чувственного. Он вполне невеществен, невидим, крайне тонок: внезапно, неожиданно, с несказанною тихостью является в уме, сердце, постепенно разливается во всю душу, во все тело, овладевает ими, удаляет из них все греховное, останавливает действие плоти и крови, соединяет рассеченные части человека воедино, являет целым наше естество, которое рассыпалось от страшного падения, как рассыпается от падения сосуд скудельный. Кто, видя воссозидание, не познает руки Создателя, единого имеющего власть созидать и воссозидать?».8

И в то же время Бог остается непостижимым для нас: «Но Бог, необъяснимо зримый чистотою сердца, пребывает невидимым: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин.1:18; Мф.5:8) по причине бесконечной тонкости, духовности существа Его. Совершенство существа Божия служит причиною неприступности «Во свете живый неприступнем» (Тим.6:16), Его не только к видению тварями, но и к постижению: оно — мрак под ногами Его; оно — тьма, положенная в покров, которым закрыт Бог».9

Таким образом, мы видим, что труды святителя Игнатия открывают нам красоту святоотеческого богословия. Поднимают взор читателя горе́, показывают непостижимость всемогущего Бога, и, в то же время Его тихое присутствие в каждой человеческой душе, Его непрестанную заботу и попечение о каждом из нас. Его труды многим открыли «любящего Творца» и эта любовь заставила изменить свою жизнь.

1 Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Слово о смерти. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.III. – С.76 – 77

2 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Слово о смерти. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.III. – С.210

3 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.79

4 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.I. – С.143

5 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.320

6 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С. 77

7 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.I. – С. 259

8 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.316

9 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Аскетические опыты. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - Т.II. – С.324

{backbutton}

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Акафист Святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, апостолу Сибири и Америки

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»[1].

Подробнее...