| | vivaspb.com | finntalk.com

Монахиня Ангелина (Борисова, 1886-1924)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. Верхний Березовец.

Александра родилась в 1886 в дер. Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии в семье благочестивых крестьян Владимира и Варвары. Окончила церковноприходскую школу. В 13-летнем возрасте упала, последствием чего стала продолжительная болезнь и хромота. С детства любила молиться в храме, не пропускала ни одного богослужения. В 1913 г. с согласия родителей и по благословению митр. Московского святителя Макария (Невского) поселилась на Кавказе под духовным руководством старца Стратоника. Вела суровую жизнь, основой которой были пост и молитва. В 1916 г. старец сказал ей: «Иди на свою родину, там ты будешь нужна». Александра Владимирвона image002вернулась в родное село, родитель выстроил ей келью в лесу, и она подвизалась там до конца своей жизни. В 1918 г. старец Стратоник был убит, духовным наставником отшельницы стал иером. Иоасаф (Сазанов), насельник Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря Костромской епархии.

В 1922 г. А. В. Борисова приняла постриг с именем Ангелины. После нескольких лет полного затвора, она стяжала дары прозорливости, и по благословению иеромонаха Иоасафа стала принимать людей для духовного окормления. Вскоре возле нее образовалась община, насчитывавшая около 100 человек. В июне 1923 г. монахиня Ангелина была арестована в деревне Красниково, Обвинение при аресте: "религиозная пропаганда среди населения, распространение клеветнических слухов о скорой кончине мира и пришествии антихриста". Письмо иеромонаха Иоасафа было найдено в ее келье при аресте и послужило одним из пунктов ее обвинения. В день ареста, когда матушку вели в Солигалич, население деревень выходило на улицу ее встречать. Вскоре она была освобождена по болезни.

Из протокола допроса:

« - Скажите, почему у Вас нет никаких документов? Подумаешь, что вас совсем не существует на свете!

— Я не знала, что нужны документы...

— Вы знали в Сумароковском монастыре монахиню "Верочку" [Веру (Меркулову)], которая вела агитацию против власти Советов?
— Верочка ведь была сильная, она боролась против Советской власти, а я-то ведь слабенькая..."

image003

Обвинение "создала к/р церковную группу "Духовных", а/с религиозная агитация". Вскоре, ввиду болезни, она была освобождена. После освобождения она прожила 7 месяцев. Перед кончиной Ангелина наставляла духовных детей: «Дети, я сегодня от вас отхожу, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа. Если найдет на вас испытание, призовите вы меня, и я утешу вас в скорбях... Скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас». Упокоилась 17.06.1924 г. Похоронена на кладбище с. Верхний Березовец Солигаличского р-на, недалеко от храма святителя Николая, на погребении присутствовало около 2 000 человек. Память о матушке Ангелине сохраняется до настоящего времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

Из письма иеромонаха Иоасафа монахине Ангелине: «Ваше преподобие, сестра о Господе и мати Ангелина! Любезнейшее чадо мое, узница Христова! Друг мой, не унывай в части сей, но пленися Христовою Любовию, за Христа бо терпиши... Мы же земля и прах, не постыдимся Его ради претерпети малое поношение, тогда в будущей жизни сей с ним прославимся во веки и благих насладимся. Еще повторяю, не стыдися пребыти в части сей, но паче радуйся. Я, убогий, лобызаю честную и умную головку твою. Прошу тебя не унывать, но распорядись, чтобы твои духовные из остатков твоего хлеба напекли хлеба дали нищим, и просили бы их молить за тебя Бога, ибо нищие наши господа и самые надежные наши заступники. Я пока нахожусь в покое, еще меня не тревожат".

В день кончины своей она сказала: «Дети! Я сегодня отхожу от вас, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа; если найдут на вас испытания, призовите вы меня, и я принесу вам благодать и успокою в скорбех; скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас. Еще повторяю вам, не забудьте мои слова, не потопчите их ногами, но постарайтесь, чтобы семя, посеянное в сердцах ваших, возрастало и приносило бы плод».

image004Спустя 9 месяцев после смерти матери Ангелины одной ее попечительнице по имени Мария Павловна было видение в день Святой Пасхи. Мария Павловна, очень религиозная женщина, по семейным делам в день Святой Пасхи не была в церкви, при всем ее желании не удалось быть. Об этом очень скорбела она и плакала и в то же мыслила: «Если бы была жива матушка, я сходила бы к ней и утешилась бы». Деревня Марии Павловны находится от пустыньки в верстах двух-трех. В такой скорби и слезах вышла она в сени своего дома и вдруг слышит за воротами сеней голос: «Мария Павловна! Сегодня день не плача, а радости и веселия!» Мария Павловна отворила ворота и видит покойную мать Ангелину в монашеском одеянии. Она сказала: «Мир тебе!» и стала невидима. Мария Павловна испугалась и сделалась как будто без чувств и легла на сено. Очнувшись, она почувствовала себя покойной, радостной, веселой и часто размышляла, и теперь вспоминает об этом видении (явлении матери Ангелины) и словах, сказанных ею.

image005

Монахиня Ангелина погребена вблизи храма св. Николая Чудотворца села Верхний Березовец, Солигаличского района. Могила расположена в трех метрах от северо-восточной части стены алтаря. Представляет собой металлическое надгробие из кровельного железа увенчанного крестом. Под крестом памятная табличка повествующая го том, что монахиня Ангелина умерла в 37 лет в 1924 году, дата рождения на табличке не указана. Дата смерти вызывает сомнение, ввиду расхождения с другим источникам, в котором смерть датируется 1929 годом. Также, исходя из рассказов старожилов следует полагать, что дата смерти монахини Ангелины была в конце 20-х годов, но никак не в 1924 г. Рядом с монахиней Ангелиной находится еще одна аналогичная могила. На могиле не имеется надгробной таблички, и кому она принадлежит не известно. Могила расположена с северной стороны о захоронения монахини Ангелины. С южной стороны расположена еще одна могила, на которой стоит один большой металлический крест. Кому принадлежит эта могила, также не известна. Одна из этих могил предположительно принадлежит монахине Татьяне из д. Федьково. Все три могилы огорожены железной оградой, состояние удовлетворительное.

Память о монахине Ангелине сохраняется до настоящее времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

image006 

Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович, +1994). Родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контр-революционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. С 1946 года – настоятель Воскресенского собора в г. Костроме, затем, клирик храма.

http://www.histor-ipt-kt.org/KNIGA/yaroslavl.html

 

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Подробнее...