| | vivaspb.com | finntalk.com

Монахиня Ангелина (Борисова, 1886-1924)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. Верхний Березовец.

Александра родилась в 1886 в дер. Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии в семье благочестивых крестьян Владимира и Варвары. Окончила церковноприходскую школу. В 13-летнем возрасте упала, последствием чего стала продолжительная болезнь и хромота. С детства любила молиться в храме, не пропускала ни одного богослужения. В 1913 г. с согласия родителей и по благословению митр. Московского святителя Макария (Невского) поселилась на Кавказе под духовным руководством старца Стратоника. Вела суровую жизнь, основой которой были пост и молитва. В 1916 г. старец сказал ей: «Иди на свою родину, там ты будешь нужна». Александра Владимирвона image002вернулась в родное село, родитель выстроил ей келью в лесу, и она подвизалась там до конца своей жизни. В 1918 г. старец Стратоник был убит, духовным наставником отшельницы стал иером. Иоасаф (Сазанов), насельник Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря Костромской епархии.

В 1922 г. А. В. Борисова приняла постриг с именем Ангелины. После нескольких лет полного затвора, она стяжала дары прозорливости, и по благословению иеромонаха Иоасафа стала принимать людей для духовного окормления. Вскоре возле нее образовалась община, насчитывавшая около 100 человек. В июне 1923 г. монахиня Ангелина была арестована в деревне Красниково, Обвинение при аресте: "религиозная пропаганда среди населения, распространение клеветнических слухов о скорой кончине мира и пришествии антихриста". Письмо иеромонаха Иоасафа было найдено в ее келье при аресте и послужило одним из пунктов ее обвинения. В день ареста, когда матушку вели в Солигалич, население деревень выходило на улицу ее встречать. Вскоре она была освобождена по болезни.

Из протокола допроса:

« - Скажите, почему у Вас нет никаких документов? Подумаешь, что вас совсем не существует на свете!

— Я не знала, что нужны документы...

— Вы знали в Сумароковском монастыре монахиню "Верочку" [Веру (Меркулову)], которая вела агитацию против власти Советов?
— Верочка ведь была сильная, она боролась против Советской власти, а я-то ведь слабенькая..."

image003

Обвинение "создала к/р церковную группу "Духовных", а/с религиозная агитация". Вскоре, ввиду болезни, она была освобождена. После освобождения она прожила 7 месяцев. Перед кончиной Ангелина наставляла духовных детей: «Дети, я сегодня от вас отхожу, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа. Если найдет на вас испытание, призовите вы меня, и я утешу вас в скорбях... Скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас». Упокоилась 17.06.1924 г. Похоронена на кладбище с. Верхний Березовец Солигаличского р-на, недалеко от храма святителя Николая, на погребении присутствовало около 2 000 человек. Память о матушке Ангелине сохраняется до настоящего времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

Из письма иеромонаха Иоасафа монахине Ангелине: «Ваше преподобие, сестра о Господе и мати Ангелина! Любезнейшее чадо мое, узница Христова! Друг мой, не унывай в части сей, но пленися Христовою Любовию, за Христа бо терпиши... Мы же земля и прах, не постыдимся Его ради претерпети малое поношение, тогда в будущей жизни сей с ним прославимся во веки и благих насладимся. Еще повторяю, не стыдися пребыти в части сей, но паче радуйся. Я, убогий, лобызаю честную и умную головку твою. Прошу тебя не унывать, но распорядись, чтобы твои духовные из остатков твоего хлеба напекли хлеба дали нищим, и просили бы их молить за тебя Бога, ибо нищие наши господа и самые надежные наши заступники. Я пока нахожусь в покое, еще меня не тревожат".

В день кончины своей она сказала: «Дети! Я сегодня отхожу от вас, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа; если найдут на вас испытания, призовите вы меня, и я принесу вам благодать и успокою в скорбех; скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас. Еще повторяю вам, не забудьте мои слова, не потопчите их ногами, но постарайтесь, чтобы семя, посеянное в сердцах ваших, возрастало и приносило бы плод».

image004Спустя 9 месяцев после смерти матери Ангелины одной ее попечительнице по имени Мария Павловна было видение в день Святой Пасхи. Мария Павловна, очень религиозная женщина, по семейным делам в день Святой Пасхи не была в церкви, при всем ее желании не удалось быть. Об этом очень скорбела она и плакала и в то же мыслила: «Если бы была жива матушка, я сходила бы к ней и утешилась бы». Деревня Марии Павловны находится от пустыньки в верстах двух-трех. В такой скорби и слезах вышла она в сени своего дома и вдруг слышит за воротами сеней голос: «Мария Павловна! Сегодня день не плача, а радости и веселия!» Мария Павловна отворила ворота и видит покойную мать Ангелину в монашеском одеянии. Она сказала: «Мир тебе!» и стала невидима. Мария Павловна испугалась и сделалась как будто без чувств и легла на сено. Очнувшись, она почувствовала себя покойной, радостной, веселой и часто размышляла, и теперь вспоминает об этом видении (явлении матери Ангелины) и словах, сказанных ею.

image005

Монахиня Ангелина погребена вблизи храма св. Николая Чудотворца села Верхний Березовец, Солигаличского района. Могила расположена в трех метрах от северо-восточной части стены алтаря. Представляет собой металлическое надгробие из кровельного железа увенчанного крестом. Под крестом памятная табличка повествующая го том, что монахиня Ангелина умерла в 37 лет в 1924 году, дата рождения на табличке не указана. Дата смерти вызывает сомнение, ввиду расхождения с другим источникам, в котором смерть датируется 1929 годом. Также, исходя из рассказов старожилов следует полагать, что дата смерти монахини Ангелины была в конце 20-х годов, но никак не в 1924 г. Рядом с монахиней Ангелиной находится еще одна аналогичная могила. На могиле не имеется надгробной таблички, и кому она принадлежит не известно. Могила расположена с северной стороны о захоронения монахини Ангелины. С южной стороны расположена еще одна могила, на которой стоит один большой металлический крест. Кому принадлежит эта могила, также не известна. Одна из этих могил предположительно принадлежит монахине Татьяне из д. Федьково. Все три могилы огорожены железной оградой, состояние удовлетворительное.

Память о монахине Ангелине сохраняется до настоящее времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

image006 

Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович, +1994). Родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контр-революционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. С 1946 года – настоятель Воскресенского собора в г. Костроме, затем, клирик храма.

http://www.histor-ipt-kt.org/KNIGA/yaroslavl.html

 

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

Подробнее...

Статьи

Список научных и научно-методических работ протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова

  1. История Костромского Ипатьевского монастыря. Сергиев Посад. 1994, кандидатская диссертация.

  2. Духовная и просветительская деятельность первых костромских архиереев. // Российская государственность: этапы становления и развития. Материалы конференции. Кострома. Ч.1, 1993. С.149.

  3. Роль монастырей Русской Православной Церкви в духовном развитии Костромского края// Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Материалы конференции. Кострома. Ч.1.1994. С.82.

  4. Подземный ход: миф или реальность // СМ-педагог. №8-9.1994. С.6

    Подробнее...