| | vivaspb.com | finntalk.com

«Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»: «Books in print»

Автор: Горохова О.В.. . Опубликовано в Статьи

«В лето 6865 месяца февраля 22 на память своего отца Афанасия написано святое евангелие в граде Галиче при княжении великого князя Ивана Ивановича рукою грешного Фофана», – было начертано на обороте последнего листа так называемого Галичского евангелия стилом монаха, надо полагать, старейшего из галичских монастырей – Спасо-Преображенского.

Как писец богослужебных книг известен галичский уроженец и основатель Соборобогородицкого монастыря на реке Пельшме Вологодского уезда (1426) преподобный Григорий Пельшемский (†1442). Писцом Евангелия был уроженец села Одноушева Галичского уезда, первый русский митрополит Московский и всея Руси святитель Иона (Одноушев) (†1461), Евангелия и Апостола – основатель Николаевского монастыря на реке Лухе Юрьевецкого уезда (1498) преподобный Тихон Луховский (†1503), Измарагда (1508-1509) – игумен Богородичного на реке Соти Костромского уезда (?-1489), Унорожского Благовещенского Галичского уезда (1489-1508) и галичского Флоролавровского (1509) монастырей Вассиан (Хамтал), Паренесиса Ефрема Сирина (1569) – иеродиакон Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря на Сурском озере Любимского уезда Афанасий, Октоиха (1577) – игумен Александровского Спасо-Преображенского монастыря на реке Воче Солигаличского уезда Иоасаф… «В лето 7049 месяца июня в 11 день написана бысть сия Минея рукою многогрешнаго дьяка Софрония на Железном Борку ж у Рождества Иоанна Предтечи» – гласила другая надпись.

Книга считалась не только лучшим подарком, но и вкладом, который вносил вступавший в монастырскую общину. Таким, как рукописные Евангелие в костромской Богоявленский монастырь от его игумена (1571-1580) Сильвестра, старца (1641) Закхеи (Лукошкова) и архимандрита (1681-1687) Павла и Пролог и Псалтирь от иеросхимонаха Иосифа (Артемьева) (†1704), Евангелие в Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь от игумена Тихона (1570), Октоих в Александровский Спасо-Преображенский монастырь Солигаличского уезда (1577) от игумена Иоасафа, Паремийник в Николаевский Бабаевский монастырь Костромского уезда от старца Феодосия (Плещеева) (1618), Сборник разных статей (1717) в макарьевский Макариев Унженский Троицкий монастырь от игумена (1714-1728, 1735-1742) Леонтия (Павлова) (ок. 1663-1747) и печатные Жезл правления (М., 1666) в тот же монастырь (1700) от игумена (1700-1714) Леонида (Плотникова), Книга деяний и посланий св. Апостолов (М., 1697) в Авраамиеву Великую Ризположенскую пустыню Галичского уезда (1699) от иеромонаха Матфея (Соболева), Минея (М., 1689) и Евангелие (М., 1717) в Успенский Белбажский мужской монастырь Ветлужского уезда от его строителя (1709) и архимандрита (1718), а впоследствии епископа (1719) и архиепископа (1724) Нижегородского и Алатырского Питирима (Петра) (1665-1738) и печатная Минея (Киев, 1705) в Троицкий Белбажский женский монастырь того же Ветлужского уезда от митрополита Ростовского и Ярославского (1702-1709) святителя Димитрия Ростовского (Туптало) (1651-1709).

Вкладные книги при этом обычно украшались, как, например, оформленные заставками, заголовками и инициалами вязью Слова аввы Дорофея и собеседования папы Римского Григория от иеромонаха Феофила Киевлянина (1628) костромскому Ипатьевскому Троицкому монастырю и «Евангелие, у коего доска сребропозлащенная, украшенная камнями» от вышеназванного старца Закхеи (Лукошкова) костромскому Богоявленскому монастырю.

Жития преподобных Сергия Нуромского (†1412), Павла Обнорского (†1429), Авраамия Галичского и Чухломского (†1375) и Макария Унженского и Желтоводского (†1444) написаны игуменом Павлова Обнорского (1538-1546), Авраамиева Заозерского Успенского (1547-1550), Авраамиева Городецкого Покровского (1551-1564) и макарьевского Макариева Унженского Троицкого (1571) монастырей Протасием, преподобных Адриана Пошехонского (†1550) и Геннадия Костромского и Любимоградского (†1565) – игуменом Спасского Геннадиева (1565-1568, 1584-1586) и Успенского Адрианова (1570-1573) монастырей Алексеем, преподобного Иакова Железноборовского (†1442) – игуменом Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря Иоасафом (1598-1599), преподобных Адриана Монзенского (†1616) – монахом Благовещенского Монзенского монастыря Антонием (1620-е), Ферапонта Монзенского (†1586) – игуменами того же монастыря Антонием I (ок. 1615) и Антонием II (1640-1660), преподобного Варнавы Ветлужского (†1492) – иеромонахом (1639), затем игуменом (1652-1662) Варнавинского Троицкого монастыря Иосифом (Дяткиным), блаженного Симона Юрьевецкого (†1593) – игуменами юрьевецкого Богоявленского монастыря Дионисием (1639) и Стефаном (1696), преподобного Тихона Луховского (†1503) – игуменом Тихонова Николаевского Луховского монастыря Ионой (1649), преподобного Александра Вочского (XIV) – игуменом Александровского Спасского на Воче монастыря (1649-1652) Антонием, преподобного Паисия Галичского (†1460) – архимандритом Паисиева Успенского монастыря Сильвестром (1677-1689) и т.д.

Рукописная книга в монастырях сосуществовала с печатной, поскольку обходилась дешевле, причем писцом и печатником нередко выступал один и тот же человек, как, скажем, архимандрит Ипатьевского монастыря (1647-1648) Сергий (Шелонин) (ок. 1600-1664), подготовивший в монастыре к печати Лествицу Иоанна Синайского (М., 1647), а первым «печатного книжного дела мастером» из уроженцев костромского края был плесянин Иосиф (Кириллов), справщик московской и киевской типографий и переводчик и редактор изданных им Минеи общей (М., 1618), Псалтири (Киев, 1624), Бесед Иоанна Златоуста на Деяния святых апостолов (Киев, 1624), Преподобнаго отца нашего Дорофеа поучения душеполезна различна (Киев, 1628) и др.

Век Просвещения в Костроме олицетворяли епископы Костромские и Галичские Симон (Тодорский) (1700-1754), основатель архиерейского дома и его библиотеки в Ипатьевском Троицком монастыре (1745), участник подготовки к изданию т.н. Елизаветинской Библии (1751) и владелец обширной келейной библиотеки из редких немецких, еврейских, халдейских, сирийских и арабских книг с дарственными надписями своих галльских и иенских наставников, Сильвестр (Кулябка) (1701-1761), основатель Костромской духовной семинарии (1747), Геннадий (Андреевский) (ок. 1700-1758), учредивший в ней библиотеку (1753) иклассы риторики, поэзии и грамматики (1754), Дамаскин (Аскаронский) (ок. 1708-1769), учредитель Костромского, Любимского, Плесского, Судиславского и Солигаличского духовных правлений (1759), малых начальных училищ при них (1760), должностей протоиереев в соборах, десятоначальников, благочинных надзирателей, префекта (1761) и классов философии (1765) и богословия (1767) в Костромской духовной семинарии, построивший для нее помещения в Спасо-Запрудненском монастыре (1760) и завещавший ей 92 книги на греческом, еврейском и латинском языках, Симон (Лагов) (ок. 1730-1804), основатель библиотеки костромского Успенского кафедрального собора и составитель правил библиотеки Костромской духовной семинарии (1774), пожертвовавший ей часть своей келейной библиотеки из 1293 старопечатных и 30 рукописных книг на русском и 600 книг на греческом, латинском и немецком языках (1778), Павел (Зернов) (1742-1815), открывший Луховское и Макарьевское духовные училища и библиотеку костромского Успенского кафедрального собора (1791), Евгений (Романов) (ок. 1740-1811), основатель школы для причетников при костромском Успенском кафедральном соборе и Галичского духовного училища (1803), жертвовавший и завещавший Костромской духовной семинарии книги из своей келейной библиотеки с владельческими надписями и личным экслибрисом, и Сергий (Крылов-Платонов) (1768-1824), основатель Костромского (1814) и Солигаличского (1815) духовных училищ и Костромского отделения Библейского общества (14.03.1817).

Уроженцем Галича считается митрополит Московский и всея Руси (1566-1569) Филипп II (Колычев) (1507-1569), и костромской край является родиной не только Григория (Отрепьева) (1581-1606) и таких известных расколоучителей, как костромской протопоп Даниил (ок. 1620-1653), основатель «капитоновщины» любимский чернец Капитон (ок. 1600 – ок. 1667) и основатель «дьяконовщины» нерехтский дьякон Александр (1676-1720), но и таких видных иерархов православной церкви и богословов, как митрополит Киевский и Галицкий (1860-1876) Арсений (Москвин) (1795-1876), экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский (1906-1908) Никон (Софийский) (1861-1908), архиепископы Рязанский и Муромский (1733-1755) Алексий (Титов) (1672-1755), Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов) (1781-1858), Казанский и Симбирский (1856-1866) Афанасий (Соколов) (1801-1868),Владимирский и Суздальский (1892-1904) Сергий (Спасский) (1830-1904), епископы Сибирский и Тобольский (1624-1635) Макарий (Кучин) (ок. 1575-1635), Пензенский и Саранский (1868-1881) Григорий (Медиоланский) (1822-1881), Симбирский и Сызранский (1858-1874) Евгений (Сахаров-Платонов) (1812-1888), Астраханский и Енотаевский (1896-1902) Сергий (Серафимов) (1836-1902), епископ Чигиринский, викарий Киевский Порфирий (Успенский) (1804-1885) и др.

Авторами замечательных краеведческих книг зарекомендовали себя епископы Павел (Подлипский) и Сергий (Спасский), ректоры Афанасий (Дроздов) и Иосиф (Баженов), архимандрит Николаевского Бабаевского монастыря Костромского уезда (1866-1890) Иустин (Татаринов) (1827-1890), настоятель придворной Иоанно-Предтеченской церкви села Коробова Костромского уезда (1855-1872) Нафанаил (Леандров),архимандрит костромского Ипатьевского Троицкого (1848) и макарьевского Макариева Унженского Троицкого (1849) и строитель Авраамиева Городецкого Покровского Чухломского уезда (1845-1850) монастырей Платон (Марковский) (ок. 1815-1878), иеродиакон (1856) и письмоводитель (1857) Николаевского Бабаевского Костромского уезда и Троицкого Кривоезерского Юрьевецкого уезда (1858) монастырей Филумен (Благовещенский)(1818 – не позднее 1880), игумен Авраамиева Городецкого Покровского монастыря Чухломского уезда (1873-1880) Макарий (Беневоленский), игумен (1902-1908) Николаевской Надеевской пустыни Макарьевского уезда Тихон (Сергеев) (1853 – не ранее 1909) и др., а ныне являются епископ Костромской и Галичский (2013) Ферапонт (Кашин) и недавние архимандрит Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря Чухломского района Костромской области (1994-2010) Никандр (Анпилогов) и наместник костромского Ипатьевского Троицкого монастыря и первый директор Церковного историко-археологического музея (2004-2011) Иоанн (Павлихин).  

Исследование, соответственно, заключалось в персонализации Северной Фиваиды посредством идентификации наибольшего количества авторов, составителей, переписчиков, переводчиков, редакторов, заказчиков, издателей, библиотекарей, библиографов, каталогизаторов, исследователей, хранителей и владельцев и атрибуции им наибольшего количества опубликованных и неопубликованных произведений, их списков, редакций и переводов, инскриптов, вкладных и владельческих надписей, скреп, маргиналий, духовных завещаний, псевдонимов, экслибрисов и пр. на основании выявленных, верифицированных и атрибутированных опубликованных и неопубликованных источников информации о библиотеках, скрипториях, книжно-литературной, библиотечно-библиографической и культурно-просветительской деятельности костромских монастырейXIV-XX столетий и книжных вкладах, приобретениях и пожертвованиях, келейных книжных собраниях и художественных коллекциях, раритетах, автографах, архивах, списках трудов, опубликованных и неопубликованных произведениях и отзывах о них, псевдонимах, эпитафиях, жизни и творчестве, служебной, ученой, педагогической, общественной, благотворительной и пр. деятельности их насельников.

В результате обнаружилось в общей сложности немногим более трех сотен имен и полутысячи псевдонимов костромских книжников иноческого звания XIV-XX столетий и полутора тысяч неопубликованных или малоизвестных источников биобиблиографических сведений о них и столько же названий их произведений, не выявленных или не атрибутированных им ранее, что и составляет содержание выходящего в Петербурге биобиблиографического словаря под названием «Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»

Храмы и монастыри

Небоподобный Храм: История Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла от времени основания до наших дней

1000-летию Ярославля
посвящается

«Благодарю Господа, сподобившего меня
совершить литургию
в этом небоподобном храме
и помолиться вместе с вами,
дорогие мои братья и сестры во Христе…»
(о. Иоанн Кронштадтский)

Скачать в формате pdf. (860 Кб)

Святые и Святыни

Святыни костромской земли

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволж­ского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...