Священномученик протоиерей Николай Александрович Розов (1892 - 1938), пресвитер Борисоглебский

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Память 10 / 23 декабря в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Ростово-Ярославских святых.

 23 декабря по н. ст. Церковь празднует память священномученика Николая Розова - настоятеля Воскресенского собора в городе Романове-Борисоглебске (+1938).Священномученик Николай (Николай Александрович Розов) родился в Костромской губернии, в селе Воронье Судиславского уезда, 22 ноября 1892 года. Отец его был почтовым служащим. Желая послужить Церкви в священном сане, Николай поступил в Ярославскую духовную семинарию. Окончив ее в 1914 году по первому разряду, он некоторое время служил псаломщиком – сначала в церкви села Вески Ростовского уезда, а затем в Пятнице-Калачной церкви города Ярославля. В селе Вески он также преподавал в двухклассной церковно-приходской школе.

В июне 1916 года Николай Александрович был рукоположен во священника и назначен в Крестовоздвиженский собор города Романова-Борисоглебска, а в апреле 1917 года переведен в Воскресенский собор. Настоятелем собора и благочинным Романово-Борисоглебского округа он оставался в течение более двадцати лет - до самого своего ареста. Храм выстоял в 1920-е - 1930-е годы во многом благодаря его мудрости, усердию и молитвам. В древнем величественном Воскресенском соборе города Тутаева (так после 1917 г. стал называться Романов-Боисоглебск) богослужения не прекращались и в последующие годы советской власти. В 1917–1918 годах отец Николай состоял гласным Романово-Борисоглебской городской думы. В октябре 1921 года епископом в город Тутаев был назначен священномученик Вениамин (Воскресенский) († 5 октября 1932 г.) – ревностный архиерей, проповедник, молитвенник, старец. Отец Николай стал верным помощником владыки в церковных делах, его единомышленником и соратником.

274240 600Отец Николай был женат, супругу его звали Александра Алексеевна,в 1923 году в семье родился единственный сын, названный Вениамином. В 1930 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. За усердное служение он неоднократно удостаивался церковных наград. А через несколько лет Господь призвал и его к высшему подвигу мученичества.
Епископ Борисоглебский ВениаминВ июне 1927 года владыка Вениамин был арестован и уже не вернулся в Тутаев. Находясь в ссылке в Казахстане, а затем в Уральской тюрьме, он поддерживал переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы, разъяснял недоумения по каноническим вопросам. Сохранилось несколько его писем и к отцу Николаю.

В одном из них, из уральской тюрьмы (1930 г.), Владыка, поздравляя священника с днем Ангела, призывал его «нести бремя и честь пастырства с ревностью Святителя».

Весной 1938 года пришел черед пострадать за Христа и отцу Николаю. 29 апреля 1938 года он был арестован и заключен в ярославскую тюрьму. Его ложно обвинили в участии в якобы существующей «антисоветской церковно-монархической организации города Ярославля». Из обвинительных формулировок следствия пред нами предстает образ пастыря, ревностно исполнявшего свое служение, несмотря на гонения. Ему удалось собрать вокруг себя множество верующих, поддерживать, наставлять, руководить, помогать молитвой, делом, советом. Отец Николай «сильно влиял» на прихожан, «добился большой посещаемости» храма; его «подрывная деятельность» состояла в произнесении проповедей, обличающих безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в «привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины», «отвлечении от всего советского», в «призывах к крещению», воспитанию детей в религиозном духе, в распространении церковной литературы, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий.

339614 600Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов было расценено как «антисоветский выпад»; совершение треб на дому – как «действенное оружие против безбожия и коммунизма»; молитва о дожде рассматривалась как «использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии»…

Это были годы «большого террора». В тюрьмах использовались особо изощренные и жестокие пытки с целью во что бы то ни стало вынудить у человека нужную следствию подпись под «признанием» в несуществующих политических преступлениях. Требовали также назвать имена вымышленных «соучастников» – то есть своих близких и даже тех, с кем пришлось просто соприкоснуться в жизни, а порой и незнакомых -  невинных людей, которые также затем подвергались репрессиям. Господь даровал отцу Николаю благодать и крепость в течение полугода стойко переносить тюремные истязания, отвергая лукавые посулы богоборцев, "огаждаясь молчанием" от возводимых на него лжи и клеветы, твердо стоя в Истине, сокровенной в глубине преданного Христу сердца.

26 сентября 1938 года 45-летнего священника приговорили к восьми годам лагерей. В октябре он был выслан в Соликамск, а оттуда отправлен в концлагерь – поселок Катомыш, где 23 декабря скончался. Отец Николай был похоронен в братской могиле на поселковом кладбище, которое – неухоженное и заброшенное – существует и поныне. Реабилитирован 30 января 1959 года президиумом Ярославского облсуда.

Священномученик Николай Розов прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году для общецерковного почитания.

o38 25a

Источники:

Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.

Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017 .

Журнал "Реутов Православный". 2005. № 2 (8). Эл. ресурс: http://www.fond.ru/userfiles/person/931/1352726783.pdf
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века". Эл. ресурс: 
http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnAs9X6p**

Использованы материалы: ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.Р-1502.

ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-9535.

Церковь Троицы Живоначальной в Воронье. Костромская обл., Судиславский р-н, с. Воронье

Большой четырёхстолпный пятикупольный кирпичный храм в стиле классицизма, построен в 1833 (по другим данным в 1838) прихожанами по проекту, близкому к образцовым. Боковые приделы Спаса Нерукотворного Образа и иконы Божией Матери Казанская. В советское время закрыт, заброшен. Сейчас восстанавливается.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Воронье. Костромская обл., Судиславский р-н, с. Воронье.

Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1795 прихожанами. Основной объём храма - большой бесстолпный двухсветный четверик, украшенный декором в духе барокко. Колокольня в стиле классицизма трёхъярусная, соединена с основным объёмом широкой трапезной. Приделы в трапезной Бориса и Глеба, Онуфрия Великого и Арсения Великого (устроен в кон. XIX в.). В советское время закрыта, заброшена. Пустует.

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный Симон Юрьевецкий

23 мая, на следующий день после празднования перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая, Церковь молитвенно обращается к заступничеству нашего земляка - блаженного Симона, Юрьевецкого, святого собора Костромских святых.

В 2014 году празднуется 430 лет со дня его блаженной кончины. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...