| | vivaspb.com | finntalk.com

Священномученик протоиерей Николай Александрович Розов (1892 - 1938), пресвитер Борисоглебский

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Память 10 / 23 декабря в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Ростово-Ярославских святых.

 23 декабря по н. ст. Церковь празднует память священномученика Николая Розова - настоятеля Воскресенского собора в городе Романове-Борисоглебске (+1938).Священномученик Николай (Николай Александрович Розов) родился в Костромской губернии, в селе Воронье Судиславского уезда, 22 ноября 1892 года. Отец его был почтовым служащим. Желая послужить Церкви в священном сане, Николай поступил в Ярославскую духовную семинарию. Окончив ее в 1914 году по первому разряду, он некоторое время служил псаломщиком – сначала в церкви села Вески Ростовского уезда, а затем в Пятнице-Калачной церкви города Ярославля. В селе Вески он также преподавал в двухклассной церковно-приходской школе.

В июне 1916 года Николай Александрович был рукоположен во священника и назначен в Крестовоздвиженский собор города Романова-Борисоглебска, а в апреле 1917 года переведен в Воскресенский собор. Настоятелем собора и благочинным Романово-Борисоглебского округа он оставался в течение более двадцати лет - до самого своего ареста. Храм выстоял в 1920-е - 1930-е годы во многом благодаря его мудрости, усердию и молитвам. В древнем величественном Воскресенском соборе города Тутаева (так после 1917 г. стал называться Романов-Боисоглебск) богослужения не прекращались и в последующие годы советской власти. В 1917–1918 годах отец Николай состоял гласным Романово-Борисоглебской городской думы. В октябре 1921 года епископом в город Тутаев был назначен священномученик Вениамин (Воскресенский) († 5 октября 1932 г.) – ревностный архиерей, проповедник, молитвенник, старец. Отец Николай стал верным помощником владыки в церковных делах, его единомышленником и соратником.

274240 600Отец Николай был женат, супругу его звали Александра Алексеевна,в 1923 году в семье родился единственный сын, названный Вениамином. В 1930 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. За усердное служение он неоднократно удостаивался церковных наград. А через несколько лет Господь призвал и его к высшему подвигу мученичества.
Епископ Борисоглебский ВениаминВ июне 1927 года владыка Вениамин был арестован и уже не вернулся в Тутаев. Находясь в ссылке в Казахстане, а затем в Уральской тюрьме, он поддерживал переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы, разъяснял недоумения по каноническим вопросам. Сохранилось несколько его писем и к отцу Николаю.

В одном из них, из уральской тюрьмы (1930 г.), Владыка, поздравляя священника с днем Ангела, призывал его «нести бремя и честь пастырства с ревностью Святителя».

Весной 1938 года пришел черед пострадать за Христа и отцу Николаю. 29 апреля 1938 года он был арестован и заключен в ярославскую тюрьму. Его ложно обвинили в участии в якобы существующей «антисоветской церковно-монархической организации города Ярославля». Из обвинительных формулировок следствия пред нами предстает образ пастыря, ревностно исполнявшего свое служение, несмотря на гонения. Ему удалось собрать вокруг себя множество верующих, поддерживать, наставлять, руководить, помогать молитвой, делом, советом. Отец Николай «сильно влиял» на прихожан, «добился большой посещаемости» храма; его «подрывная деятельность» состояла в произнесении проповедей, обличающих безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в «привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины», «отвлечении от всего советского», в «призывах к крещению», воспитанию детей в религиозном духе, в распространении церковной литературы, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий.

339614 600Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов было расценено как «антисоветский выпад»; совершение треб на дому – как «действенное оружие против безбожия и коммунизма»; молитва о дожде рассматривалась как «использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии»…

Это были годы «большого террора». В тюрьмах использовались особо изощренные и жестокие пытки с целью во что бы то ни стало вынудить у человека нужную следствию подпись под «признанием» в несуществующих политических преступлениях. Требовали также назвать имена вымышленных «соучастников» – то есть своих близких и даже тех, с кем пришлось просто соприкоснуться в жизни, а порой и незнакомых -  невинных людей, которые также затем подвергались репрессиям. Господь даровал отцу Николаю благодать и крепость в течение полугода стойко переносить тюремные истязания, отвергая лукавые посулы богоборцев, "огаждаясь молчанием" от возводимых на него лжи и клеветы, твердо стоя в Истине, сокровенной в глубине преданного Христу сердца.

26 сентября 1938 года 45-летнего священника приговорили к восьми годам лагерей. В октябре он был выслан в Соликамск, а оттуда отправлен в концлагерь – поселок Катомыш, где 23 декабря скончался. Отец Николай был похоронен в братской могиле на поселковом кладбище, которое – неухоженное и заброшенное – существует и поныне. Реабилитирован 30 января 1959 года президиумом Ярославского облсуда.

Священномученик Николай Розов прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году для общецерковного почитания.

o38 25a

Источники:

Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.

Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017 .

Журнал "Реутов Православный". 2005. № 2 (8). Эл. ресурс: http://www.fond.ru/userfiles/person/931/1352726783.pdf
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века". Эл. ресурс: 
http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnAs9X6p**

Использованы материалы: ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.Р-1502.

ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-9535.

Церковь Троицы Живоначальной в Воронье. Костромская обл., Судиславский р-н, с. Воронье

Большой четырёхстолпный пятикупольный кирпичный храм в стиле классицизма, построен в 1833 (по другим данным в 1838) прихожанами по проекту, близкому к образцовым. Боковые приделы Спаса Нерукотворного Образа и иконы Божией Матери Казанская. В советское время закрыт, заброшен. Сейчас восстанавливается.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Воронье. Костромская обл., Судиславский р-н, с. Воронье.

Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1795 прихожанами. Основной объём храма - большой бесстолпный двухсветный четверик, украшенный декором в духе барокко. Колокольня в стиле классицизма трёхъярусная, соединена с основным объёмом широкой трапезной. Приделы в трапезной Бориса и Глеба, Онуфрия Великого и Арсения Великого (устроен в кон. XIX в.). В советское время закрыта, заброшена. Пустует.

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Троицкий Владимир Иванович (1877-1937)

Родился 17 июня 1877 года в с.Боголюбское Кадыйского уезда Костромской губернии в семье священника. Окончил Костромскую духовную семинарию. Служил в Преображенской церкви               с. Красногорье Макарьевсокго р-на Костромской губернии. В 1932 году был осужден за «контрреволюционную деятельность» на 3 года ссылки. Ссылку отбыл.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...