Священномученик протоиерей Николай Александрович Розов (1892 - 1938), пресвитер Борисоглебский

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Память 10 / 23 декабря в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Ростово-Ярославских святых.

 23 декабря по н. ст. Церковь празднует память священномученика Николая Розова - настоятеля Воскресенского собора в городе Романове-Борисоглебске (+1938).Священномученик Николай (Николай Александрович Розов) родился в Костромской губернии, в селе Воронье Судиславского уезда, 22 ноября 1892 года. Отец его был почтовым служащим. Желая послужить Церкви в священном сане, Николай поступил в Ярославскую духовную семинарию. Окончив ее в 1914 году по первому разряду, он некоторое время служил псаломщиком – сначала в церкви села Вески Ростовского уезда, а затем в Пятнице-Калачной церкви города Ярославля. В селе Вески он также преподавал в двухклассной церковно-приходской школе.

В июне 1916 года Николай Александрович был рукоположен во священника и назначен в Крестовоздвиженский собор города Романова-Борисоглебска, а в апреле 1917 года переведен в Воскресенский собор. Настоятелем собора и благочинным Романово-Борисоглебского округа он оставался в течение более двадцати лет - до самого своего ареста. Храм выстоял в 1920-е - 1930-е годы во многом благодаря его мудрости, усердию и молитвам. В древнем величественном Воскресенском соборе города Тутаева (так после 1917 г. стал называться Романов-Боисоглебск) богослужения не прекращались и в последующие годы советской власти. В 1917–1918 годах отец Николай состоял гласным Романово-Борисоглебской городской думы. В октябре 1921 года епископом в город Тутаев был назначен священномученик Вениамин (Воскресенский) († 5 октября 1932 г.) – ревностный архиерей, проповедник, молитвенник, старец. Отец Николай стал верным помощником владыки в церковных делах, его единомышленником и соратником.

274240 600Отец Николай был женат, супругу его звали Александра Алексеевна,в 1923 году в семье родился единственный сын, названный Вениамином. В 1930 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. За усердное служение он неоднократно удостаивался церковных наград. А через несколько лет Господь призвал и его к высшему подвигу мученичества.
Епископ Борисоглебский ВениаминВ июне 1927 года владыка Вениамин был арестован и уже не вернулся в Тутаев. Находясь в ссылке в Казахстане, а затем в Уральской тюрьме, он поддерживал переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы, разъяснял недоумения по каноническим вопросам. Сохранилось несколько его писем и к отцу Николаю.

В одном из них, из уральской тюрьмы (1930 г.), Владыка, поздравляя священника с днем Ангела, призывал его «нести бремя и честь пастырства с ревностью Святителя».

Весной 1938 года пришел черед пострадать за Христа и отцу Николаю. 29 апреля 1938 года он был арестован и заключен в ярославскую тюрьму. Его ложно обвинили в участии в якобы существующей «антисоветской церковно-монархической организации города Ярославля». Из обвинительных формулировок следствия пред нами предстает образ пастыря, ревностно исполнявшего свое служение, несмотря на гонения. Ему удалось собрать вокруг себя множество верующих, поддерживать, наставлять, руководить, помогать молитвой, делом, советом. Отец Николай «сильно влиял» на прихожан, «добился большой посещаемости» храма; его «подрывная деятельность» состояла в произнесении проповедей, обличающих безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в «привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины», «отвлечении от всего советского», в «призывах к крещению», воспитанию детей в религиозном духе, в распространении церковной литературы, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий.

339614 600Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов было расценено как «антисоветский выпад»; совершение треб на дому – как «действенное оружие против безбожия и коммунизма»; молитва о дожде рассматривалась как «использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии»…

Это были годы «большого террора». В тюрьмах использовались особо изощренные и жестокие пытки с целью во что бы то ни стало вынудить у человека нужную следствию подпись под «признанием» в несуществующих политических преступлениях. Требовали также назвать имена вымышленных «соучастников» – то есть своих близких и даже тех, с кем пришлось просто соприкоснуться в жизни, а порой и незнакомых -  невинных людей, которые также затем подвергались репрессиям. Господь даровал отцу Николаю благодать и крепость в течение полугода стойко переносить тюремные истязания, отвергая лукавые посулы богоборцев, "огаждаясь молчанием" от возводимых на него лжи и клеветы, твердо стоя в Истине, сокровенной в глубине преданного Христу сердца.

26 сентября 1938 года 45-летнего священника приговорили к восьми годам лагерей. В октябре он был выслан в Соликамск, а оттуда отправлен в концлагерь – поселок Катомыш, где 23 декабря скончался. Отец Николай был похоронен в братской могиле на поселковом кладбище, которое – неухоженное и заброшенное – существует и поныне. Реабилитирован 30 января 1959 года президиумом Ярославского облсуда.

Священномученик Николай Розов прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году для общецерковного почитания.

o38 25a

Источники:

Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.

Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017 .

Журнал "Реутов Православный". 2005. № 2 (8). Эл. ресурс: http://www.fond.ru/userfiles/person/931/1352726783.pdf
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века". Эл. ресурс: 
http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnAs9X6p**

Использованы материалы: ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.Р-1502.

ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-9535.

Церковь Троицы Живоначальной в Воронье. Костромская обл., Судиславский р-н, с. Воронье

Большой четырёхстолпный пятикупольный кирпичный храм в стиле классицизма, построен в 1833 (по другим данным в 1838) прихожанами по проекту, близкому к образцовым. Боковые приделы Спаса Нерукотворного Образа и иконы Божией Матери Казанская. В советское время закрыт, заброшен. Сейчас восстанавливается.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Воронье. Костромская обл., Судиславский р-н, с. Воронье.

Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1795 прихожанами. Основной объём храма - большой бесстолпный двухсветный четверик, украшенный декором в духе барокко. Колокольня в стиле классицизма трёхъярусная, соединена с основным объёмом широкой трапезной. Приделы в трапезной Бориса и Глеба, Онуфрия Великого и Арсения Великого (устроен в кон. XIX в.). В советское время закрыта, заброшена. Пустует.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Надежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...