| | vivaspb.com | finntalk.com

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

avrсело Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

umilenieСогласно преданиям, преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованного незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество Преподобным Сергием. Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении... высхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, свято го отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его <...> благослови блаженного Авраамия идти в пустыню». В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушел из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» пре подобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединенно живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей - и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери «Умиление» (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении не скольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвященных Божией Матери (не зря писатель Борис Зайцев называл его «верным рыцарем Святой Девы»).

Первым таким монастырем стал Авраамиев Заозерский (или Новоезерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера, вторым — Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы, третьим — Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге. Последним, четвертым, монастырем преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древ него чудского «городца».

В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия, уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провел, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии». Согласно жи тию, преподобный Авраамий преставился 20 июля (2 августа) 1375 года, однако большинство историков полагает, что его смерть произошла не сколько позднее, так как в житии говорится о встречах святого с галичским князем Юрием Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского), получившим Галич в удел в 1389 году. Преподобного Авраамия Галичского и Чухломского причислили к лику святых в 1553 году (по другим данным — в 1621 году). Его житие было составлено на рубеже 50-х годов XVI века игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря Протасием.

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. Каменное строительство в нем началось в XVI веке. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского в обители заложили первый каменный храм — пятиглавый, двухстолпный и трехапсидный собор Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (скончавшегося в день Ильи пророка).

Из-за свержения в 1610 году царя В. И Шуйского и последующих событий Смутного времени собор закончил! лишь в 1631 году (его освящение со стоялось в 1632 году). Каменное строительство в монастыре возобновилось в середине XVII века. В на чале 50-х годов были возведены Святые врата с надвратным одноглавым Никольским храмом. Во второй половине XVII века (точная дата не известна) был построен увенчанные тремя шатрами двухэтажный собор честь Рождества Христова (к сожалению, этот храм разобрали в 60-годы XIX века). Строительство обители продолжалось и в XVIIIXIX веках. В 1764-1768 годах монастырь окружила каменная оград с четырьмя небольшими угловым башнями. В 1857 году Ильински придел над гробницей преподобного Авраамия разобрали, взамен его Покровскому храму был пристроен пятиглавый четырехстолпный собор во имя иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 году. В 70 годах XIX века над монастырем вознеслась высокая пятиярусная колокольня.

В ХУ-Х1Х веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью Чухломского края, главным центром го духовной жизни. На монастырском кладбище издавна хоронили представителей местных дворянских родов. В обители были погребены княжна Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя М. Ф. Романова), многочисленные представители ода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт), князей Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и других.

На начало XX века основными святынями обители являлись мощи преподобного Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе во имя иконы Божией Матери «Умиление», икона Божией Матери «Умиление» старинный список с иконы, явленной преподобному на берегу Галичского озера). В начале 1896 года на средства местных крестьян отходников, проживавших в Петербурге, над местом упокоения мощей преподобного Авраамия была установлена серебряная рака (вес 4 пуда 48 фунтов), украшенная чеканными изображениями из жизни святого, —- выдающийся памятник ювелирного искусства того времени. 28 января 1896 года при большом стечении народа рака была освящена епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым).

Накануне революции монастырь обладал большим образцово организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая — 3 июля, Авраамиевская -19 июля, Ильинская — 20 июля, Покровская -- 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В гостинице монастыря, кроме богомольцев, находили ночлег партии рабочего люда, приходящего на заработки и в отхожий промысел. Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов. В конце 1928 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причем в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нем и не сколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понес большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стерто с лица земли монастырское кладбище. После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями...

Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращен Костромской епархии, началась большая ра бота по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым). За минувшие годы в обители сделано немало: возрождены храмы, на колокольне вновь установлены колокола, звон которых, как и века назад, вновь разносится над окрестностями, над гладью озера. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых-Лермонтов во всем мире, в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребенных в стенах обители. Лампада монашеского делания вновь возжена в одной из древнейших обителей костромского края.

О, преблаженне и богоносне отче наш. Авраамие, изрядный чудотворче! Прииме сие малое, приносимое тебе, моление наше, и умоли Господа и Пречистую Его Матерь из-бавити обитель сию, всех нас и вся грады и страны христианская от всех зол и бед, паче же избегнуты скверн мира и очистится от страстей греховных., да сподобимся и мы, в покаянии живот свой скончавше, небесных селений достигнуты, и в них вместе, с тобою во Святей Троице славимому Богу вечно воспевати: Аллилуйия.

«Как тело Господа, когда вошел Он на гору, прославилось и преобразилось в Божественную славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христово в тот день будет преизливаться вовне — на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: и святяй бо и освещаемии, от Единаго (Евр. 2, 11); и: славу, иже дал еси Мне, дах им (Ин. 17, 22). Как одним огнем зажигаются многие светильники, так необходимо и телам свя тых — этим членам Христовым — соделаться одним и тем же с Самим Христом».

                                          Преподобный Макарий Египетский «Духовные беседы»

Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;

- старинный покров с раки мощей преподобного;

- колодец, ископанный основателем монастыря прп. Авраамием.

Адрес: Костромская обл., Чухломский р-н, с. Ножкино.

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный инок Николай (1900-1977г)

В  последнее  время   Русская  Православная  церковь  прославила много новых святых, просиявших своими подвигами в разных кон-цах нашего Отечества. Прежде всего, конечно, это сонм новомучеников и исповедников Российских во главе с царственными страсто-терпцами,  пострадавших  в  годы   гонений  в  послереволюционный период. Мученичество за Христа - наиболее яркий пример религи-озного подвига - существовало во все века, но массовое явление мучеников довольно редко. А случай страданий и стояния за веру десятков, а может быть и сотен тысяч людей, факт исключительный за всю историю христианства. Но на небе Церковном сияют не только мученики. Промысел Божий в истории человечества одних подвига-ет к смерти за Христа, а другим повелевает жить во славу Его...

Скачать (pdf)

Статьи

Кострома в начале царства Романовых

Аннотация: Кострома – «колыбель» Дома Романовых. Из костромского Ипатьевского монастыря юный боярин Михаил Фёдорович, благословленный матерью, взошёл на государев престол. Кострома в царствование Михаила Фёдоровича превратилась в крупный торгово-ремесленный центр, третий по числу посадских дворов в Замосковном крае Русского государства после Москвы и Ярославля. Благодаря благочестивой и щедродательной деятельности первого государя новой царской династии многие костромские храмы и монастыри были украшены замечательными произведениями церковного искусства. В это время были заложены основы покровительства Костроме царствовавшего более 300 лет в России Дома Романовых.

Ключевые слова: Кострома, царь Михаил Фёдорович, Собор 1619 года, Старый город, Новый город, посад, ремесло и торговля, царские вклады.

Карта Костромского края изобилует Романовскими местами. Одними они владели, другие посещали, в третьи делали вклады. Но лишь об одном из них, ещё в XIX столетии, стали говорить, как о «колыбели» Дома Романовых. Речь идет о Костроме – главном городе Костромской земли, в древние времена – столице Костромского удельного княжества, в российский период – центре Костромского уезда и Костромской губернии.

Подробнее...