Модели государственно-церковных отношений в Российском государстве: психологические технологии
Для Российского государства – страны многонациональной и многоконфессиональной, вопрос о взаимоотношении властных структур с религиозными организациями всегда был жизненноважен. И в первую очередь, этот вопрос государственно-церковных отношений, и соответственно, жизненной общепринятой модели. Несмотря на устоявшуюся и общепринятую форму, он касался, в основном, на отношения психологии личностей.
Очевидно, что государственно-церковные отношения формируют модели всех отношений: государства и общества, человека и государства. В течение XX в. последовательно сменились четыре модели государственно-церковной политики, соответствовавшие формам правления: монархии, буржуазной и социалистической республик, демократического государства.
Идеалом первого русского христианского государства – Киевской Руси – был идеал соборности.
Отметим главные особенности православной христианской соборной государственности. Главными особенностями соборной государственности являются ее следующие черты:
- единство религиозно-нравственного начала положенного в основание государственного строительства, государственной идеологии, общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан;
- единство государственной власти – надклассовый, надсословный, ограниченный верностью общественным идеалам, народным святыням характер власти;
- единство духовной власти – церковная власть есть голос совести народной;
- симфония властей – государственной и церковной, духовной и светской. Их совместное служение на поприще общественного развития. «Хочешь ли не бояться власти? – вопрошает апостол Павел.- Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13, 3-4).
Если взять за пример государственно-религиозную симфонию Римского государства, то мы увидим, что на протяжении веков римский Сенат (аналог соборного органа государственной власти) был руководящей силой страны и возвел ее на вершины величайшей мощи. «Это было, - писал историк, профессор М. Зазыкин, - воплощение Аристотилевского учения о том, что стремлением государства должно быть не богатство, не могущество, а добродетель. Еще в начале III в. процветала наука, искусство, архитектура, образование, земледелие, промышленность, торговля. Но в конце того же века…исчезла цветущая цивилизация созданная веками, ибо в результате анархии явилось всеобщее понижение интересов, экономическое разорение и уменьшение населения. Причиной такой грандиозной перемены было именно уничтожение традиционной власти» .[1] Здесь речь идет о непосредственных, так сказать «механических» причинах упадка. Страшная язва духовной деградации стала причиной гибели государства. И в первую очередь – религиозно-нравственной деградации язычества. Вот к чему привел уход государства от заботы о духовно-нравственном состоянии своих подданных. Говоря о соборности как о форме христианского жизнеустройства, невозможно обойти вниманием тот факт, что она пришла на смену языческой государственности в пору ее тяжелейшего духовно-нравственного кризиса. Паралича власти - когда упразднение традиционных ее институтов поставило великую империю на грань распада и полного краха.
Киевская Русь, прародительница российской государственности, в лице князя Владимира, сделала правильный выбор в сторону Византийского Православия. В личностном плане это была симфония между великим князем Киевским Владимиром и митрополитом Михаилом. В государственном – образование православного соборного государства на развалинах деградирующего язычества[2]. В Византии сотрудничество имперской государственной власти с соборным разумом Церкви было столь тесным, что в законодательных уложениях (Кодексах императора Феодосия II, императора Юстиниана), церковные каноны почитались обязательными к исполнению, как и гражданские законы. Показателен такой пример. Киевский князь, проникшись христианским миролюбием и духом всепрощения, стал тяготиться княжеской обязанностью - судить и наказывать преступников. «Греха боюсь, » - отговаривался он от наседавших бояр. И только собор киевского духовенства смог убедить князя оказывать милосердие лишь личным врагам, а к врагам государства и народа – принцип пресечения распространения зла, противления ему.[3]
С выходом на исторические просторы главной духовной опорой Российского государства становится Русская Православная Церковь. В условиях татаро-монгольского ига, она становится объединяющей, государственно-образующей силой. В этом случае выбор митрополитом Петром Москвы в качестве центра государства не случаен.
Но, как только русские князья освобождаются от монголо-татарского ига, как только они становятся идейными наследниками не византийской имперской симфонии, а западных внешне христианских, а внутренне языческих императоров, происходит крушение симфонии, крушение соборности, крушение государства. Духовная и государственная Смута. Примеры: отношения царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа, Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Процесс огосударствления Православной Церкви, начавшийся в петровские времена (замена патриаршества Синодом, соборности – имперским единоличным правлением), практически завершился к концу XIXв.
В начале XX в. Русская Православная Церковь становится частью государственного механизма. Ей вменялись в обязанность такие функции как: запись актов гражданского состояния, организация начального «народного» образования, «призрение» наиболее малоимущих и незащищенных слоев населения, идеологическая и мировоззренческая цензура, проправительственная пропаганда.
Используя религиозно-церковные структуры в своих политико-идеологических целях, государство создавало для Церкви «внешние» условия наибольшего благоприятствования, но внутренне, государство «закабалило» Церковь, сведя ее роль лишь к чисто «механическим» функциям. Обер-прокурор Святейшего Синода, назначаемый государем, имел неограниченные возможности влияния на высшие церковные структуры и по существу определял государственную церковную политику.
Великая Русская Смута XX столетия показало банкротство этой политики и этих взаимоотношений.
В годы первых волн Смуты (1905- 01907гг.) либеральные круги русского общества и зарождавшиеся политические партии достаточно четко сформулировали свое видение церковной политики: свобода вероисповеданий, равенство религий и граждан вне отношения к религии, светское государство и светская государственная школа и т.д. Т. е. каждой стороне оделялась ее функция и ее предназначение.
Государство, осознавая потребность реформ в церковной политике, заимствовало некоторые идеи оппозиционной государственной модели. Следуют: Указы о веротерпимости (апрель1905) и о порядке устройства старообрядческих общин (октябрь 1908).
Неразрешенность религиозного вопроса становится существенным фактором постепенно складывающейся новой революционной ситуации в России.
Церковный Собор 1917-1918гг., восстановивший институт патриаршества, к сожалению, уже не смог повлиять на ситуацию разрушения российской государственности. Зерна атеизма, духовной пустоты и вместе с тем, вседозволенности «свобод», слишком долго взращивались на русской почве прозападными либералами.
С октября 1917 и до 1991г. история предоставила большевикам реализовать свою «церковную программу». Для этого они сформировали юридическую базу: от Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» до закона СССР «О свободе совести и религиозных объединениях». В церковной политике советского государства не было единой линии. Как не было единой линии поведения у тех лиц, которые были ответственны перед государством за ситуацию в религиозной сфере. Налицо своеобразное, причудливое сочетание элементов предшествующих моделей – традиционной самодержавной, с опорой на государственную церковь, буржуазной – с проведением реформ, обеспечивающих свободу вероисповеданий, и присоединение к ним собственно «социалистического» элемента – преимущественного обеспечения прав атеизма и атеистов.
В различные периоды советской истории преобладали то одни, то другие элементы, которые и определяли в целом характер государственно-церковных отношений. То к торжеству язычества, то в корыстных целях – К показной симфонии. К примеру: политика впервые годы после 1917г. и политика во время Великой Отечественной войны, в 30-х годах и в период «оттепели» начала 60-х гг. Более того, порой один и тот же лидер проводил диаметрально противоположную церковную политику. Так, Сталин в 30-х годах свел ее к репрессиям и административному насилию, а в 40-х – обеспечил «религиозное возрождение» в СССР. К концу 80-х годов XX столетия стало ясно, что церковная политика государства стала заложницей в борьбе различных сил в высшем партийном эшелоне, а временами – в высших сферах спецведомств.
Лишь после принятия в 1990г. закона «О свободе вероисповеданий», упразднения государственной системы контроля над религий и Церковью, стал возможен путь выхода из сложившегося духовно-нравственного кризиса. Русская Православная Церковь в своей Социальной концепции определило, что: областями соработничества Церкви и государства являются взаимодействие в государственных трудах соответствующих природе и призванию Церкви:
миротворчество и забота о сохранении нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, дела милосердия и благотворительности … и т.д.» [4] Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. В Концепции так же замечено, что «человеческий закон никогда не содержит полноту божестенного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановленным принципам, а не разрушать их» [5].
Русская Православная Церковь в современном нам обществе все более являет собой духовно-нравственный стержень и авторитет учителя духовности и нравственности, подчеркивая при этом, что государство и Церковь – это различные институты, которые имеют различную природу своей деятельности. У них различные функции. Но вместе с тем, являясь духовно-нравственным авторитетом, Церковь не может безучастно относиться к духовным нуждам и запросам народа. И в этом делании находит все большее понимание как со стороны государственных деятелей, так и рядовых граждан.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Зызыкин М. Царская власть и Закон о престолонаследии в России. София. 1924.С. 7-8.
- Летопись по Лаврентьевскому списку под 1176годом. Издание 1872г. С.358.
- Иоанн(Снычев), митрополит. Русь соборная. Спб.1995. С.24.
- Социальная концепция Русской Православной Церкви. Даниловский благовестник. Москва.2001. С. 58.
- Там же. С. 67.