Священномученик протоиерей Сергей Константинович Заварин (1885 - 1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Память 1/14 апреля

image001Родился 10 сентября1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии[1] в семье священника Константина Заварина.

Женился. Супруга – Александра Васильевна. В семье было пятеро детей, в т.ч.: мч. Борис (+ 1938), Аркадий, Сергей, Галина (в замужестве Разживина)[2].

По окончании Ярославской духовной семинарии рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское.

За безупречную службу возведен в сан протоиерея.

В 1927 году в связи с публичным отречением от сана священника, служившего в храме в селе Троица-Закулжье Любимского района Ярославской области, назначен служить вместо отрекшегося по малодушию иерея.

Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 году суд присудил его к выплате штрафа в размере 30 рублей, обвинив в потраве овса; в 1930 году – к штрафу в размере 500 рублей за непоставку молока государству; в 1931 году власти предложили уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Священник вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.

image002

В 1932 году сотрудники ОГПУ писали о священнике, что он: «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: “может быть, уж служу в последний раз”»[3].

Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 года в ОГПУ:

«Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее”. Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: “где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них”»[4].

Во второй половине тридцатых годов священника все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, – в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.

image003

В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение: «Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям по́ миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает»[5].

28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии:

«Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин […] в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой […] Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли”»[6].

image004

30 октября 1937 года отец Сергий был арестован во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру».

Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

«– Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? – спросил отца Сергия следователь.

– Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, – ответил священник.

– Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?

– Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.

image005Следствие было закончено за один день. Священника обвинили в «создании контрреволюционной церковной группировки, проведении нелегальных сборищ, клеветнических измышлений по адресу советской власти, распространении клеветы о голоде в колхозах и призывах не вступать в них".

5 ноября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Скончался в заключении 14 апреля 1938 года при неизвестных обстоятельствах (по другим данным – от сердечного приступа). Погребен в безвестной могиле.

Реабилитирован 19 мая 1989 года прокуратурой Ярославской области.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Память - 1 апреля/14 апреля в Соборе Ростово-Ярославских святых и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля в соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Литература и архивные материалы

  • Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Книга 2. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. С. 115-116.
  • УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-11586.
  • УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-9031.
  • ГАЯО.Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-11586.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. «Священномученик Сергий (Заварин)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 4-8 Библиография) сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
  • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...t**

 


[1] С 1929 по 1936 гг. Ярославская, Костромская и Ивановские области входили в состав Ивановской –промышленной области с центором в Иваново-Вознесенске – прим. Д. С..

[2] БД ПСТГУ, страница о мч. Борисе Заварине - http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITY...tk*

[3] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.

[4] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.

[5] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 3.

[6]  УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л.13.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Подробнее...

Статьи

Божьи люди...

Держа перед собой книгу митрополита Вениамина (Федченкова) - «Божьи люди. Мои духовные встречи», невольно задаешь себе вопрос: кто они, Божьи люди? Чем они отличаются от нас? Почему мы так нуждаемся в их молитвах?

В Ветхом Завете, в книге Судей, повествуется о рождении судьи народа израильского Самсона, о чем возвещает матери его Ангел Господень, названный ею– «человеком Божьим» (Суд. 13,6). Ангел, возвещающий волю Всевышнего, назван человеком Божьим и в 1-ой книге Царств (1Цар. 2,27). В Священном Писании, название человека Божия, дается посланнику, в данном случае, ангелу, возвещающему волю Господню. Ангел в виде человека – нередкое явление как в Ветхом, так и в Новом Завете (вспомним, напр., - юноши, седевшие у гроба воскресшего Христа (Лк. 24,4).

Подробнее...