| | vivaspb.com | finntalk.com

Священномученик протоиерей Сергей Константинович Заварин (1885 - 1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Память 1/14 апреля

image001Родился 10 сентября1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии[1] в семье священника Константина Заварина.

Женился. Супруга – Александра Васильевна. В семье было пятеро детей, в т.ч.: мч. Борис (+ 1938), Аркадий, Сергей, Галина (в замужестве Разживина)[2].

По окончании Ярославской духовной семинарии рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское.

За безупречную службу возведен в сан протоиерея.

В 1927 году в связи с публичным отречением от сана священника, служившего в храме в селе Троица-Закулжье Любимского района Ярославской области, назначен служить вместо отрекшегося по малодушию иерея.

Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 году суд присудил его к выплате штрафа в размере 30 рублей, обвинив в потраве овса; в 1930 году – к штрафу в размере 500 рублей за непоставку молока государству; в 1931 году власти предложили уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Священник вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.

image002

В 1932 году сотрудники ОГПУ писали о священнике, что он: «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: “может быть, уж служу в последний раз”»[3].

Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 года в ОГПУ:

«Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее”. Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: “где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них”»[4].

Во второй половине тридцатых годов священника все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, – в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.

image003

В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение: «Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям по́ миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает»[5].

28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии:

«Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин […] в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой […] Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли”»[6].

image004

30 октября 1937 года отец Сергий был арестован во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру».

Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

«– Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? – спросил отца Сергия следователь.

– Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, – ответил священник.

– Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?

– Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.

image005Следствие было закончено за один день. Священника обвинили в «создании контрреволюционной церковной группировки, проведении нелегальных сборищ, клеветнических измышлений по адресу советской власти, распространении клеветы о голоде в колхозах и призывах не вступать в них".

5 ноября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Скончался в заключении 14 апреля 1938 года при неизвестных обстоятельствах (по другим данным – от сердечного приступа). Погребен в безвестной могиле.

Реабилитирован 19 мая 1989 года прокуратурой Ярославской области.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Память - 1 апреля/14 апреля в Соборе Ростово-Ярославских святых и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля в соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Литература и архивные материалы

  • Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Книга 2. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. С. 115-116.
  • УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-11586.
  • УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-9031.
  • ГАЯО.Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-11586.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. «Священномученик Сергий (Заварин)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 4-8 Библиография) сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
  • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...t**

 


[1] С 1929 по 1936 гг. Ярославская, Костромская и Ивановские области входили в состав Ивановской –промышленной области с центором в Иваново-Вознесенске – прим. Д. С..

[2] БД ПСТГУ, страница о мч. Борисе Заварине - http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITY...tk*

[3] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.

[4] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.

[5] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 3.

[6]  УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л.13.

 

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Чекан Виктор Георгиевич (1862-?)

Виктор Георгиевич Чекан родился 11.ноября 1862 года в г. Оргеев Бессарабской губернии в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию в 1886 году. Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре пастырского богословия и педагогики Киевской духовной академии.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...