| | vivaspb.com | finntalk.com

Протоиерей Померанцев Алексей Степанович (1878-1949)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Алексей Степанович Померанцев, брат протодиакона костромского Успенского собора Василия Степановича Померанцева, в с. Корба Нерехтского уезда Костромской губернии.

В 1900 году окончил Костромскую духовную семинарию и был рукоположен во иерея к Троицкой церкви с. Малыгино, Чухломского уезда Костромской губернии. С 1914 по 1931 гг. был благочинным 4-го округа Чухломского у. Костромской епархии. В феврале 1931 года был арестован. О.Алексию, пожилому (к тому времени ему было 53 года) и больному человеку было дано непосильное задание по лесозаготовкам: заготовить 356 кубометров дров, чего он не мог выполнить, т.к. был болен и представил справки о болезни, но его арестовали. 13 апреля 1931 года нарсудом 1-го участка Парфеньевского р –на Ивановской Промышленной области ему было предъявлено обвинение - "невыполнение твердого задания по лесозаготовкам". Статья ст.61–3 УК РСФСР. Приговор - 2 года лишения свободы с конфискацией имущества, дома, хозинвентаря, лошади, коровы, мелкого скота, сена, соломы с последующей высылкой сроком на 3 года.

image002

Первый приговор Парфеньевского Нарсуда был вынесен 7 февраля 1931г. Он был отменен Ивановским облсудом, который дал директивы нарсуду о пересмотре дела. Однако нарсуд игнорировал эти директивы, и обратил приговор к исполнению, в результате чего о.Алексий был немедленно отправлен в Уральскую область в Надеждинскую трудколонию. Рассматривая дело 13 апреля 1931г., нарсуд не вызвал о.Алексия из места заключения в суд, и приговор был вынесен в отсутствие подсудимого, следовательно, незаконно, т.к. ст.265 УК РСФСР предусматривает обязательную явку подсудимого на судебное заседание, если ему грозит лишение свободы. Во время следствия содержался в Костромской тюрьме, затем был этапирован в Надеждинскую трудколоонию Уральской области.

Дочь о.Алексия Валентина Алексеевна, проживавшая в Москве, в мае 1931г. подала жалобу на незаконное судебное решение в отношении ее отца. Аналогичную жалобу подал сам о.Алексий в июле 1931г. из места своего заключения. 30 октября 1931г. дело было прекращено, и о.Алексий был из-под стражи освобожден.

image003После освобождения он с 14 января 1932 года по30 мая того же года исполнял обязанности псаломщика, затем служил настоятелем в Покровской церкви г. Руза Московской области и благочинным приходов Рузского района Московской епархии, затем до сентября 1934 года был настоятелем Покровской церкви с. Петровское Наро-Фоминского района и благочинным Наро-Фоминского района Московской области. С 5 сентября 1934 г. по 27 июня 1941 года был настоятелем Спас-Сетуньской церкви г. Кунцево (ныне Москва).

27 июня 1941г. Спас-Сетуньская церковь была закрыта. С этого времени о.Алексий не имел места, где бы он мог служить в храме. Он подавал митрополиту Киевскому Николаю прошение о переводе его в только что открытую Покровскую церковь на Филях. Судьба этого прошения и дальнейшая судьба о.Алексия неизвестны.

В 1947–48г. был избит грабителями и стал инвалидом.

Скончался в 1949 году и был похоронен в Москве, на Введенском (Немецком) кладбище, уч.6–1 (ориентир: Урмаевы справа от тропы).

Публикации

Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. 2-е доп. изд. М.:Крутицкое подворье, 2005.С.6.

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святыни костромской земли

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволж­ского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

Подробнее...

Статьи

Божьи люди...

Держа перед собой книгу митрополита Вениамина (Федченкова) - «Божьи люди. Мои духовные встречи», невольно задаешь себе вопрос: кто они, Божьи люди? Чем они отличаются от нас? Почему мы так нуждаемся в их молитвах?

В Ветхом Завете, в книге Судей, повествуется о рождении судьи народа израильского Самсона, о чем возвещает матери его Ангел Господень, названный ею– «человеком Божьим» (Суд. 13,6). Ангел, возвещающий волю Всевышнего, назван человеком Божьим и в 1-ой книге Царств (1Цар. 2,27). В Священном Писании, название человека Божия, дается посланнику, в данном случае, ангелу, возвещающему волю Господню. Ангел в виде человека – нередкое явление как в Ветхом, так и в Новом Завете (вспомним, напр., - юноши, седевшие у гроба воскресшего Христа (Лк. 24,4).

Подробнее...