| | vivaspb.com | finntalk.com

Дата и место рождения священномученика Илариона Верейского

Автор: священник Георгий Андрианов, ректор Костромской духовной семинарии, кандидат богословия. . Опубликовано в Статьи

Аннотация: Автор изучает вопросы о дате и месте рождения выдающегося церковного деятеля – архиепископа Илариона (†1929), который канонизирован Русской Православной Церковью. В литературе встречаются разные даты и места рождения. На основании анализа имеющихся данных автор предлагает свою датировку и уточняет место рождения святого Илариона: 13(25) сентября 1886, село Липицы, Каширский уезд, Тульская губерния,ныне Серпуховского района Московской области.

Ключевые слова: святой Иларион (Троицкий), канонизация святых, Тульская епархия, Московская область

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Автор: А.А. Федотов. . Опубликовано в Статьи

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

КОСТРОМСКАЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ И ИГУМЕНИЯ ВАРВАРА (БЛОХИНА)

Автор: Сизинцева Л.И.. . Опубликовано в Статьи

Аннотация: Монахиня Варвара (Блохина) насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители стала в 1888 г. настоятельницей будущего женского Богородице-Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря в Эстонии. Она передала опыт костромской обители вновь созданной православной общине в далеком протестантском крае, на северо-западных рубежах империи.

Ключевые слова: монастырь, братство, игумения, обитель, храм, край.

Лихие дни… Террор 37-го. Дело протоиерея Александра Полленского (+1937)

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. . Опубликовано в Статьи

Аннотация. «Большой террор» - массовые политические репрессии, развязанные против собственного народа привели к многочисленным жертвам. За 1937-1938 годы именем государства было осуждено 1344923 человека, каждый второй из которых был расстрелян. В эти годы по приговорам троек расстреливалась одна тысяча людей ежедневно. Террор нанес огромный урон всем сферам жизни общества. Особенно большой урон был нанесен духовному сословию, единственной виной которого была принадлежность Церкви Христовой и бесстрашное исповедание своей веры. Одной из десятков тысяч жертв того времени стал протоиерей Александр Иванович Полленский, который несмотря на лукавую работу следователей, выполняющих команду руководства всеми имеющимися средствами принудить священника оклеветать себя и других, остался верен своему призванию «даже до смерти».

Ключевые слова: террор, священник, следователь, тройка, постановление, приход, реабилитация.

Об одном настоятеле Богоявленского монастыря

Автор: Резепин Павел Петрович . . Опубликовано в Статьи

Аннотация: Идентификация известного ранее лишь по монашескому имени настоятеля и строителя нескольких общежительных монастырей Костромской и Ярославской епархий середины XVIII столетия с 6-м наместником санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, архимандритом соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии и жертвователем на строительство костромской каменной Успенской церкви, гипотеза о его малороссийском происхождении и принадлежности к окружению первых епископов Костромских и Галичских того же происхождения, должностях и деятельности в общежительных монастырях Костромской епархии, верификация упоминаний о нем в неопубликованных и опубликованных источниках и атрибуция части последних тем или другим историкам Костромской епархии

Ключевые слова: Кострома, Богоявленский монастырь, настоятель, наместник, архимандрит, игумен, строитель

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

Подробнее...

Статьи

Биограф святителя

Алексей Андреевич Воскресенский (1856-23.02.1921) был сыном дьякона Троицкой церкви в Костроме (12.02.1855-25.11.1862)[1], рукоположенного затем в священника Софийской церкви села Бушнево Чухломского уезда, и оттого, наверное, местом его рождения в «Православной энциклопедии» называется некая «Бушня»[2], а в «Биобиблиографическом словаре отечественных тюркологов» - и вовсе «Буткево»[3].

Подробнее...