| | vivaspb.com | finntalk.com

Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста (Мк. 2: 1-12)

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

«Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5)

И расслаблен и грешен человек, братия и сестры, о котором говорится нам сегодня в Евангельском чтении. Вдвойне страждет он: болезнью расслабления (парализацией) тела и недугом души – грехом.

Перед нами живой образ мертвого человека – непогребенный труп, который имеет еще дыхание, но двигаться не может – бедственное сочетание жизни и смерти!

Евангельское чтение передает нам картину происходящего - этот несчастный у ног Врача души тела. «Чадо! Прощаются тебе грехи твои. – слышит он из уст владыки неба и земли… - встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:5, 11).

И тотчас расслабленный обретает силу, лежащий восстает, неподвижный ходит «пред всеми» (Мк. 2:12), полумертвый выздоравливает.

Возлюбленные братия и сестры! В это благословенное время постной весны душам, когда в покаянии омывается и очищается совесть наша «от бремени тяжкого греховного», мы  слышим сладостный глас владыки Христа, разрешающий нас от согрешений наших. И, кажется, что он исходит из той же капернаумской храмины, где алчущие и жаждущие правды Божией внимали словам Христа Спасителя, где отчаявшийся в выздоровлении вновь обрел радость жизни и здоровья. Но что мы слышим далее? Евангелист передает нам, что окружающие  и слышащие это обращение к больному Христа возроптали, некоторые искушающие вопрошали: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога» (Мк. 2:7). Другие, будучи изумлены чудом, прославили Бога, чудотворящего через Иисуса Назарянина.

А как мы, христиане, собравшиеся в храм Бога Живаго – это училище благочестия,  воспринимаем повествование об этих событиях? Не застыло ли и на наших устах недоуменное вопрошение: что такое грех, почему он связан со здоровьем человека, почему призывы Церкви, обращенные к своим чадам, и ко всем людям, всегда сводятся к увещанию исправить греховную жизнь, оставить грех, спасаться от него?

По выражению св. апостола Иоанна Богослова, «грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4), т.е., нарушение стройных законов миробытия, нарушение жизнеутверждающего Закона Божия, данного человеку. Иными словами, это совершение таких поступков, о которых человеку известно, что они плохи и запрещены, и от которых он волен воздержаться. Св. апостол Павел говорит о последствиях совершенного греха: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Жизнь – послушание Закону Бога, смерть – последствие его нарушения. Грех, как жестокий и неумолимый тиран, собирает дань с людей, и эта дань есть смерть.

Христианин, внимательно посмотри – и ты увидишь и почувствуешь, как грех, начиная в тебе свое тлетворное действие, расслабляет (парализует) душу и тело. Парализует стремление к доброделанию, к борьбе за истинные ценности для человеческой души, которыми она наделена как душа образа и подобия Божия: милосердие, прощение обид, смирение, послушание. Грех - это яд для души, это ужасный корень всех зол. Это дерзостное умерщвление для человека его души и тела, как творения Бога.

Безобразен вид непогребенного мертвеца, гораздо хуже того душа грешника. То, что грех является болезнью для души и приносит расслабление телу – всякий из нас здесь присутствующих испытал на себе: вместо того, чтобы посетить больного, утешить страждущего, оказать помочь нуждающемуся, мы жалеем себя, успокаиваем свою совесть отговоркой усталостью от работы, желанием отдохнуть, развлечься. Мы соглашаемся на грех, соглашаемся быть преступниками закона.

Кому из нас, например, не ведомо греховное чувство зависти – скорби тайной или явной о благополучии ближнего? На первый взгляд, какое маловажное житейское чувство, но какое пагубное сплетение беззаконий влечет оно за собой! Зависть не дозволяет радоваться тем, что имеется, потому что, терзается желанием того, что недостает. Зависть не имеет любви ни к кому, даже к близким, к любимым, и любящим нас.

Она разрывает самые крепкие узы – узы родства, братства и дружбы. «Где зависть…там неустройство и все худое» - говорит ап. Иаков (Иак. 3:16). Действительно, сколько внутренних терзаний переживает завистливый человек, сколько мучений может он принести окружающим его, сколько бед и слез вносит в мир зависть! Из нее вырастают такие ядовитые и болезненные для души микробы как вражда, клевета, вероломство, которые перерождаясь в грех ненависти, нетерпения, уносят честь, покой и жизнь людей. Еще большему осуждению подвергает себя завистник, который образно выражаясь, капля за каплей обескровливает, медленно убивает и отравляет жизнь людей, не сделавших ему никакого вреда. Вот что представляет из себя самый обычный, «житейский», как нам кажется, незначительный грех зависти. Множество же таких повседневных грехов, повторяемых нами часто и даже без угрызения совести, без тревоги души, загрязняет и опустошает нашу душу.

Может быть мы слабы и немощны, и не в силах обуздать свое грехолюбивные порывы? Нет, мы сильны! Какое мы нередко имеем терпение, сколько трудов переносим мы иногда для достижения своих греховных желаний, которые могут доставить нам сиюминутные удовольствие! Тогда перед нами не бывает непреодолимых преград, тогда мы неутомимы и сами себя загоняем и отдаем в рабство страстям.

Мы действительно сильны! Ибо Господь даровал Своему творению не только человеческие силы, но силы образа и подобия Его: «малым чем умалил от ангелов Свое творение – человека», «славою и честию венчал его» (Пс. 8: 5-8), Своим же воплощением Он обожил наше человеческое естество. Для каждого из нас Сын Божий Голгофскими страданиями вновь открыл заключенные прародительским грехом двери рая, и к каждому из нас обращен Его Божественный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

И когда наша совесть вопиет против беззаконий и порочных страстей, бедный ты человек, если спешишь заглушить в себе этот беспокойный голос Бога шумом страстей и волнением суеты.

Нас ищет, нас зовет, к нам несется с разных сторон голос милосердия Божия: «Обратитесь ко Мне и я обращусь к вам (Малах.3:7).

И пусть только в тот момент, когда мы ощутим в себе всю мерзость греха, увидим глубину падения, пусть тогда сердце не закрывается для покаяния.

«Пусть никто не отчаивается в своем спасении. Порок не в нашей природе, - говорит св. Иоанн Златоуст, - мы почтены волей и свободой. Ты – мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты разбойник? Можешь приобрести рай. Ты – волхв? Можешь поклониться владыке. Нет такого порока, который не изглаживался бы покаянием. Не говори мне: я согрешил, что мне делать? У тебя есть Врач, Который выше болезни, Который лечит одним мановением. Исцеляет одним хотением, Который и может и хочет врачевать».

Искреннее покаяние и исправление греховной жизни примиряет нас с Богом, снова возвращает утерянный рай, соделывает наследниками вечных обетований, дает сердцу мир и спокойствие, душе – силу и крепость, всему нашему естеству – дерзновение и радость.

Ободримся же возлюбленные братия и сестры, да мы обременены грехами, но не будем оскорблять Своего Творца отчаянием в Его милосердии.

Не будем медлить с покаянием, будем им рвать связующие нас узы греха и от Самого Иисуса Назарянина, Богочеловека, Спасителя мира, услышим вожделенный и блаженный глас: «Чадо прощаются тебе грехи твои». Аминь.

21.03.1976 г.             Воскресенский кафедральный собор. г. Кострома.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Благовещенская, 1898-1938)

Память 26 февраля/11 марта

Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.

Подробнее...

Статьи

Проблема «кадрового голода» в Русской Православной Церкви и ее разрешение с 1958 по 1988 гг. и (по материалам Костромской епархии).

Аннотация. В результате хрущевского наступления на Церковь в конце 50-х гг. ХХ века властью была поставлена задача ликвидации Церкви как института. Одним из решений этой задачи было создание дефицита кадров, при котором, власти бы имели повод к закрытию «нерентабельных» приходов, не имеющих священников. Вопреки создавшейся обстановке и благодаря последовательно проводимой епархиальными архиереями стратегии по укреплению дисциплины и формированию кадров с ориентиром на образованных, морально безупречных и глубоко верующих священников, планы по резкому сокращению числа священнослужителей были свернуты. К 80-м гг. Церковью был выстроен диалог с властью, заинтересованной в поддержке ее миротворческой и патриотической деятельности, что после юбилея 1000-летия Крещения Руси, праздника не только церковного, но в статусе церковно-государственных торжеств, позволило говорить о церковном возрождении, и как знак времени – решении кадрового вопроса.

Ключевые слова: Епархия, духовенство, образование, епископ, кадры, приход, община.

Подробнее...