Преподобный Макарий (Глухарев), апостол Алтая (1792-1847)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00124 февраля 2024 года были обретены мощи преподобного Макария Алтайского, лежавшие под спудом. Память его празднуется в дни памяти Соборов святых Смоленских, Костромских и Сибирских.

5 февраля совершается память преподобного Макария в сонме Собора Костромских святых.

Апостол Алтая Макарий (в миру — Михаил Яковлевич Глухарев) известен как православный миссионер и переводчик. Его перевод Ветхого Завета использовался при работе над Синодальным переводом Библии на русский язык.

Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. На 27 году жизни Михаил был пострижен в монашество, получив имя Макария.

image002В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. 20 февраля 1821 года был назначен ректором Костромской семинарии. На эту должность он был назначен, как позднее писал его духовный наставник митрополит Филарет: «по своей воле, по нетерпеливости, по неудовольствию видеть свою личность меньше своего места» Попечением преподобного Макария угловая юго-западная башня обители с написанной на ней чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь. Костромская семинария оскрытие которой состоялось в 1747 году в Ипатьевском монастыре, в Богоявленском монастыре находилась 33 года, с 1814-1847 гг.

Семинария перебралась в Богоявленский монастырь в 1814 году и пробыла в его стенах тридцать три года. Богоявленский монастырь, один из древних монастырей Костромы, основанный в начале XV века учеником и «сродником» Сергия Радонежского преподобным Никитой, к началу XIX века пребывал в упадке, но в нем все еще дышало эпохой расцвета монастыря в XVI-XVII веках. Могучие монастырские стены и башни, несколько старинных храмов, и среди них Сретенская церковь XVII века, ставшая на несколько десятилетий семинарским храмом, развесистые высокие кедры, поэтичный большой пруд – все это на три десятка лет стало составной частью жизни семинарии. Конечно, монастырю трудно было принять несколько сот семинаристов, и поэтому учебные, жилые и хозяйственные помещения семинарии были разбросаны по всему монастырю, что, разумеется, было крайне неудобно. С другой стороны, пребывание в стенах монастыря не могло не оказать своего влияния на семинаристов. Бывший в числе тогдашних воспитанников семинарии Н.Н.Страхов, впоследствии известный публицист и философ, в своих воспоминаниях писал: «…следует помянуть добром этот Богоявленский монастырь, где я прожил пять лет и где помещалась наша семинария. Это был беднейший, почти опустошенный монастырь, в нем было, кажется, не больше 8 монахов, но это был старинный монастырь, основанный еще в XV веке. Стены его были облуплены, крыши по местам оборваны, но это были высокие крепостные стены, на которые можно было восходить, с башнями по углам, с зубцами и бойницами по всему верхнему краю. Везде были признаки старины: тесная соборная церковь с темными образами, длинные пушки, лежащие кучей под нижним открытым сводом, колокола с старинными надписями. И прямое продолжение этой старины составляла наша жизнь: и эти монахи со своими молитвами, и эти пять или шесть сотен подростков, сходившихся сюда для своих умственных занятий… В нашем глухом монастыре мы росли, можно сказать, как дети России. Не было сомнения, не было самой возможности сомнения в том, что она нас породила и она нас питает, что мы готовимся ей служить и готовимся оказывать ей повиновение, и всякий страх, и всякую любовь».

image003   Среди ректоров семинарии ее «богоявленского» периода были люди, оставившие заметный след в истории Русской Церкви. В первую очередь надо назвать архимандрита Макария (Глухарева), бывшего ректором семинарии и одновременно настоятелем Богоявленского монастыря с 1821 по 1824 годы (позднее архимандрит Макарий с 1830 по 1844 год был главой Алтайской православной миссии и известен как Апостол Алтая). Церковь Смоленской иконы Божией Матери, переоборудованная архим. Макарием из угловой монастырской башни, 16 лет семинарским храмом. Среди других ректоров этого периода выделяется фигура архимандрита Платона (Городецкого), возглавлявшего семинарию с 1837 по 1839 годы; позднее, став митрополитом Киевским, он неоднократно помогал костромской семинарии

 image004  В числе выпускников семинарии периода ее пребывания в Богоявленском монастыре протоиерей А. Д. Доминский – краевед, первым в XIX веке указавший место захоронения Ивана Сусанина (вып. 1818 г.), митрополит Киевский Арсений (Московин) (вып. 1819 г.), архиепископ Казанский Афанасий (Соколов) (вып. 1821 г.), епископ Порфирий (Успенский) – первый глава Русской православной миссии в Иерусалиме, востоковед и путешественник (вып. 1824 г.), протоиерей П. Ф. Островский – костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского (вып. 1826 г.), протоиерей А. В. Горский – ректор Московской духовной академии, богослов, церковный историк (вып. 1828 г.) и другие.

  Начиная с «богоявленского» периода и почти весь XIX век в семинарии обучались многие представители костромского священнического рода Флоренских, наиболее прославленного знаменитым иереем П. А. Флоренским. В стенах Богоявленского монастыря учился, в частности, дед П. А. Флоренского И. А. Флоренский (вып. 1836 г.), по предписанию начальства направленный после окончания Семинарии в Московскую медико-хирургическую академию. Большое количество врачей, юристов, педагогов, вышедших из стен костромской семинарии объясняется не только тем, что какая-то часть выпускников семинарии не шла в церковнослужители, избирая иные поприща общественного служения. Во 2-й половине XVIII и в 1-й половине XIX веков правительство, испытывая нехватку в каких-либо специалистах, нередко проводило своего рода «мобилизации» среди выпускников духовных семинарий, направляя их в светские учебные заведения). Среди других священнических родов, поколение за поколением обучавшихся в семинарии, надо назвать род Елизаровых-Розановых, из которого вышел известный писатель и мыслитель В. В. Розанов. В Костромской семинарии учились дед писателя, Ф. Н. Елизаров (вып. 1813 г.), и его отец, В. Ф. Розанов (вып. 1840 г.)

  Конец пребыванию Семинарии в Богоявленском монастыре положила та же причина, что и изгнала Семинарию с Запрудни. Страшный пожар в начале сентября 1847 года, испепеливший чуть не всю Кострому, нанес страшный ущерб и Богоявленскому монастырю, в котором сгорела большая часть зданий, где размещалась семинария. Монастырь вскоре было решено упразднить. Перед руководством епархии вновь встал вопрос: куда поместить семинарию?

В конце концов тогдашний костромской епископ Иустин (Михайлов) распорядился поместить семинарию в один из двух так называемых «соборных» домов, находившихся возле кафедрального

image005В конце 1825 г. был уволен на покой в Киевскую Лавру по состоянию здоровья. В 1826 г. архимандрит Макарий переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии, с целью обрести духовное руководство настоятеля пустыни игумена Филарета (Данилевского). О. Макарий, блистательно окончивший Духовную академию, хорошо изучивший языки, бывший ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря, профессор богословия, архимандрит, переходит в бедную глухую Глинскую пустынь, под руководство неученого, но опытного в духовной жизни отца Филарета. К каждому послушанию архимандрит Макарий относился с предельным усердием, «всемерно старался поселить дух Христов в заведении, для сего устроенном, ему хотелось, чтобы духовный рассадник боговедения был вместе и рассадником богоподобия».

Множественные труды и попечения обострили не только физические болезни, но и духовную брань. Очень трудно было оставаться в бесстрастии, будучи ректором семинарии, обремененным многочисленными хлопотами и заботами. Он решается оставить Семинарию и отправиться в любой монастырь в качестве простого монаха. Прошение об увольнении на покой было удовлетворено ввиду действительно сильно пошатнувшегося здоровья.

Ученый архимандрит с молодости и до последнего времени постоянно был под руководством: сначала у своего благочестивого родного отца - священника, потом, в Санкт-Петербургской духовной академии у отца ректора архимандрита Филарета (Дроздова). В Екатеринославе, в должности инспектора духовной семинарии - под руководством старца Ливерия, "человека святой жизни, ученика знаменитого Паисия Величковского".

Кроме подвигов монашеских, отец Макарий в Глинской пустыни, занимался переводами Священного Писания и святых отцев.

По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), архимандрит Макарий испросил разрешение Св. Синода быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы.

image006Удивительно, как страдающий телесными недугами отец Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, как он переносил лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он начинает думать об обучении грамоте коренных народов. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности и словаря (букваря).

Под руководством известного русского востоковеда и педагога Н.И. Ильминского будущий святитель, а тогда иеромонах Макарий (Невский) подготовил серию миссионерских книг на алтайском языке. Протоиерей Василий Вербицкий занимался не только переводами, но и грамматикой алтайского языка. Он создал словарь алтайских наречий, до сих пор сохраняющий свою научную актуальность.

Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, несмотря на это, были достигнуты и некоторые положительные результаты: обращено, хотя и небольшое количество язычников в православие, созданы первые поселения новокрещеных инородцев, открыты первые миссионерские школы.

Отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, - словом все, что необходимо было для оседлого образа жизни.

В 1844 году архимандрит Макарий начал строительство каменного храма в Майме — первого каменного здания в Горном Алтае. Это здание в перестроенном виде сохранилось до наших дней, и здесь снова совершается Божественная литургия.

За 14 лет пребывания архимандрита Макария в должности начальника Миссии было основано три миссионерских стана: в Майме (1831 г.), Улале (ныне г. Горно-Алтайск; 1834 г.) и Мыюте (1839 г.).

Основатель Алтайской миссии не стремился к быстрому увеличению числа крещеных алтайцев, но хотел каждого приходящего в Церковь подготовить, наставить, направить его жизнь так, чтобы тот твердо встал на путь следования за Христом.

Архимандрит Макарий не оставил дело перевода до конца жизни. Поняв, что в России издать перевод не удастся, он захотел напечатать его за границей. Он подал прошение об увольнении его от звания начальника Алтайской миссии и о разрешении ему отправиться на богомолье в Иерусалим. Но на богомолье в Иерусалим его отпустили не сразу. Определением Синода он был назначен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии.

Очутившись вместо Палестины в Орловской епархии, Макарий нашел, что и здесь широкая нива для миссионерства.

Оказалось, что даже городской голова не знал Символа веры, а знал только «Отче наш». Тогда удивленный и возмущенный этим архимандрит велел взрослым приходить в монастырь и детей присылать.

К будущему святому постоянно приходили люди. Днем он их принимал, по ночам продолжал переводы. Также он не оставлял заботы о миссии, собирал средства и приобретал для нее новых сотрудников.

Архимандриту Макарию удалось добиться разрешения о выезде в Иерусалим. За границей отец Макарий собирался напечатать сделанные переводы.

image007Скончался преподобный 18 мая (по ст. стилю) 1847 года в Болховском монастыре Орловской епархии, где с 1844 г. состоял настоятелем после возвращения с Алтая.

Погребен в склепе-усыпальнице Троицкого храма Троицкого Оптина монастыря Болхова.

Почитание преподобного Макария началось еще в XIX веке, после его кончины. Воспитанники архимандрита Макария на многие годы сохранили память о своем первом духовном наставнике — «незабвенном», как они его называли. Даже в безбожные годы советской власти не удалось вытравить из народной памяти имя преподобного. Люди массово приезжали на его могилу в Болхов. В конце концов, властям пришлось вскрыть ее и извлечь оттуда честные мощи. По информации журнала «Безбожник», это произошло в 1929 году.

В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых и его имя внесену в Собор Сибирских святых. Память его празднуется 31 мая (н.с.).

Архимандрит Макарий причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Входит в первоначальный состав Собора Орловских святых.

image008Память (по юлианскому календарю) совершается 18 (31) мая, а также 23 января (5) февраля в день Собора Костромских святых, 10 (23) июня в день Собора Сибирских святых и в воскресенье перед 28 июля (10 августа) в день Собора Смоленских святых.

24 февраля  2024 года в склепе-усыпальнице монастырского Троицкого храма Рождества Богородицы Оптином женском монастыре г. Болхова были обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарева).

Позднее часть мощей преподобного Макария Алтайского передадут в Алтайскую митрополию. Десница святого будет храниться в Троицком Оптином монастыре Болхова.

В 2006 году в Горно-Алтайске был освящен кафедральный храм в честь преподобного Макария, на его территории ныне установлен памятник святому. В храме пребывают мощи последователя преподобного, также выдающегося миссионера Алтая святителя Макария (Невского). В иконостасе храма есть икона преподобного Макария, еженедельно по средам перед ней служатся молебны, имя святого поминается на богослужениях. Каждый день после Литургии и вечернего богослужения читается молитва преподобному, а 31 мая всегда проходит торжественная служба, на которую приезжает священноначалие и духовенство со всей митрополии. Событие венчает многолюдный крестный ход.

В 2008 году в честь преподобного Макария освятили крестильный придел Иоанно-Богословского храмового комплекса г. Барнаула. В 2012 году построен и освящен храм преподобного Макария в с. Акутиха Быстроистокского района Алтайского края.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фрязинов Василий Гаврилович (1859 – 1922)

Родился Василий 18 июня 1859 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии. В 1919 году Церковный совет сообщал: двухэтажная каменная церковь была построена на средства прихожан в 1824 году на месте сгоревшего деревянного храма. Также есть упоминание о том, что её окружала каменная ограда, покрытая тёсом. О внутреннем убранстве говорится следующее: «Иконостас совершенно новый, но в каком году писан – неизвестно, так как в Записи его нет. Старинных вещей, икон, одежд и архива при церкви нет, так как оное всё что было, то погорело в бывшей деревянной церкви, а сейчас что имеется при церкви, то приобретено вновь и нечего старинного не напоминает».

Подробнее...

Статьи

Критерии канонизации репрессированного духовенства применительно к открытию и осмыслению источников.

В 1995 году, в самом начале своей работы Синодальная Комиссия по канонизации святых в 1995 году выработала одобренный Священноначалием документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века», который лег в основу деятельности Комиссии по вопросу изучения подвига новомучеников и исповедников.

Подробнее...